С XVII века по 1941 год главной ударной силой на море считались линейные корабли, а основным оружием — орудия большого калибра. Русско-японская война показала недостаточную эффективность орудий малого калибра, и с 1906 года на линейных кораблях и крейсерах стали устанавливать орудия калибром не менее 120 мм. Орудий меньшего калибра на строящихся крейсерах не предусматривалось, а со старых, той же «Авроры», 75-, 47- и 37-мм пушки были сняты.
С появлением воздушного противника на русских кораблях в 1915–1917 гг. появились 37- и 40-мм зенитные автоматы Виккерса и Обуховского завода, а старые 37–75-мм корабельные пушки были переделаны для зенитной стрельбы.
Одновременно главный калибр линкоров в 1914–1918 гг. постепенно рос: 343 мм, 356 мм и наконец 381 мм. Ну а Вашингтонским соглашением 1922 года главный калибр линкоров был ограничен 406 мм.
Тем не менее, японцы потихоньку ввели в строй в 1941–1942 гг. два линкора — «Ямато» и «Мусаши», вооруженных девятью 457-мм орудиями. А немцы в 1939 г. изготовили 53-см пушку Gerät 36, стрелявшую снарядами весом 2,2 т на дальность 47,5 км. Пушка предназначалась для перспективных линкоров проекта «Н 44» водоизмещением 140 тыс. тонн. Каждый из них должен был иметь 4 двухорудийные башни с 53-см пушками.
В 1943 г. американцы добились на Тихом океане многократного превосходства в воздухе, и дуэли крупных артиллерийских кораблей прекратились. Линейные же корабли использовались исключительно для артиллерийской поддержки десантов. С 1945 г. началась эра принципиально новых систем вооружения — управляемых ракет, реактивной авиации и атомных бомб.
Казалось, что песенка корабельной артиллерии как среднего, так и крупного калибра уже спета. И действительно, главной ударной силой ведущих морских держав Запада становятся авианосцы, а главной задачей крупных надводных кораблей остальных классов — противовоздушная и противолодочная оборона.
В итоге к началу XXI века на Западе самым мощным корабельным орудием стала 127-мм башенная установка Mk 45. Ее первая модификация была создана в 1969 году, а серийное производство модификации «0» началось в 1973 году. По сравнению с другими 127-мм установками Mk 45 очень легка — 24 тонны против 60 тонн у 127-мм установки Mk 42, производимой с 1955 года. Это достигнуто в первую очередь за счет использования в конструкции установки и ее бронещите армированного алюминия вместо стали. Правда, алюминий хорошо горит, что показала гибель фрегата «Шеффилд» в ходе Фолклендской войны.
Магазин барабанного типа вмещает 20 унитарных патронов с обычными баллистическими снарядами или 10 выстрелов раздельно-гильзового заряжания с управляемыми активно-реактивными снарядами «Дедай».
Таким образом, установка в течение минуты может выпустить 20 обычных или 10 управляемых снарядов «Дедай», а затем еще минуту происходит загрузка барабана и одновременно охлаждение ствола.
С 1983 г. в производстве находилась модификация Mk 45 Мод. 1, способная стрелять шестью типами выстрелов. Причем выбор типа боеприпаса производился простым нажатием кнопки на пульте оператора, находящегося вне башни.
Вес 127-мм осколочно-фугасного снаряда составлял 31,3 кг, начальная скорость была 830 м/с, дальность горизонтальная — 24 км, потолок — 14,8 км.
В отличие от западного мира, отказавшегося от строительства крупных артиллерийских кораблей и проектирования артсистем калибра свыше 127 мм, Сталин решил строить «сбалансированный флот». В нем должно было найтись место как ракетным подводным лодкам и надводным кораблям, так и авианосцам и крупным артиллерийским кораблям.
Соответственно в СССР велись работы по созданию сверхмощных корабельных орудий. 220-мм трехорудийная башенная установка СМ-6 проектировалась для тяжелых крейсеров проекта 22 водоизмещением 23 500 т и тяжелых крейсеров проекта 66 водоизмещением 30 750 т. На обоих крейсерах предполагалось установить по три башни СМ-6.
В 1953–1954 гг. были проведены испытания опытного 220-мм орудия, изготовленного заводом «Баррикады». Тот же завод начал производство 305-мм качающихся частей СМ-33 для трехорудийной башенной установки СМ-31 строившихся тяжелых крейсеров типа «Сталинград» пр. 82.
Баллистические данные у СМ-33 не превзойдены и до сих пор. Фугасный снаряд весом 467 кг при начальной скорости 950 м/с имел дальность 53 км, а дальнобойный снаряд чертежа 5219 весом 230,5 кг при начальной скорости 1300 м/с имел дальность 127,35 км. Самое любопытное, что к 1954 г. проектировались дальнобойные снаряды с «корректировкой».
Замечу, что до сих пор материалы по испытаниям 220-мм установки СМ-6 и 305-мм СМ-33 секретны.
Работы над линкорами и тяжелыми крейсерами в конце марта 1953 г. прекратил Лаврентий Берия, стремившийся перенаправить средства в курируемые им ядерные и ракетные проекты.
Никите Сергеевичу тогда было не до суперлинкоров и суперпушек — он готовил заговор по захвату власти. Лишь в 1959–1960 гг. ракетному лобби удалось убедить Хрущева, что крупные надводные корабли и морская артиллерия являются анахронизмом. Хрущев, не мудрствуя лукаво, прекратил работы над несколькими типами ракетных крейсеров, а калибр новых систем корабельной артиллерии приказал ограничить вначале 57 мм, а позже — 76 мм. Разумеется, 57-мм установки АК-725 и 76-мм АК-726 были автоматическими, но начальная скорость снарядов и дальность выстрела были ненамного лучше, чем у 75/50-мм пушек Кане, состоявших на вооружении русского флота с 1891 г. и снятых с боевых кораблей после Цусимы.
Проектирование корабельных артустановок среднего калибра возобновилось лишь после отстранения Хрущева от власти. 29 июня 1967 г. вышло постановление Совмина СССР о начале работ над одноорудийной автоматической 130-мм башенной установкой А-217. В КБ ПО «Арсенал» она получила заводской индекс ЗИФ-92 (завод им. Фрунзе).
Опытный образец был изготовлен в ПО «Арсенал» и прошел полигонные испытания на Ржевке под Ленинградом. Получить заданную в тактико-техническом задании скорострельность 60 выстр./мин. не удалось по целому ряду причин. Вес образца превысил заданный почти на 10 тонн. Это не позволило установить ее на кораблях проекта 1135, в результате чего работы над ЗИФ-92 были прекращены.
Баллистика ствола, боеприпасы и большая часть конструкции ЗИФ-92 были использованы при создании двухорудийной установки А-218 (заводской индекс ЗИФ-94). Управление артустановкой осуществлялось системой «Лев-218» (МР-184), созданной в КБ «Аметист». В состав МР-184 входит двухдиапазонная РЛС сопровождения цели, телевизир, лазерный дальномер, аппаратура селекции подвижных целей и помехозащиты. Инструментальная дальность системы — 75 км. Вес системы МР-184–8 тонн.
Стрельба ведется унитарными патронами. Боекомплект, готовый к стрельбе, размещен в трех барабанах. Это позволяет иметь готовыми к стрельбе три различных вида боезапаса, используемого в зависимости от решаемых тактических задач, и производить подпитку во время стрельбы барабанов, не участвующих в стрельбе.
Опытный образец ЗИФ-94 изготовил ПО «Арсенал» в 1976 г., однако серийное производство было передано на завод «Баррикады». После длительных полигонных испытаний и почти пятилетней эксплуатации на эсминце проекта 956 «Современный» постановлением Совмина СССР от 1 ноября 1985 г. установка ЗИФ-94 была принята на вооружение под индексом АК-130 (А-218). Кроме эсминцев проекта 956 она была установлена на крейсерах проекта 1144 (кроме «Адмирала Ушакова»), а также проекта 1164. Серийное производство установок АК-130 велось на заводе ПО «Юргмашзавод» в городе Юрга.
Сравнение тактико-технических данных показывает, что наши конструкторы ориентировались на 127-мм американскую артустановку Mk 45.0. При той же дальности обычным снарядом темп стрельбы у АК-130 в 2,5 раза выше. Зато вес ее в 4,5 раза больше, чем у Mk 45.0.
Во второй половине 1980-х годов в КБ «Арсенал» началась разработка 130-мм одноорудийной башенной установки А-192 М «Армата» автоматизированного комплекса А-192 М-5 П-10. Баллистические данные и темп стрельбы новой установки по сравнению с АК-130 остались без изменений. Вес артустановки уменьшился до 24 т. Управление огнем установки должна была вести новая радиолокационная система «Пума». В боекомплект предполагалось включить по крайней мере два управляемых снаряда — «Арбалет» и «Аврора». Установками А-192 М планировалось вооружить новые эсминцы проекта «Анчар» и другие корабли.
В 1991 г. на полигоне Ржевка было сделано 98 выстрелов из установки «Армата», а государственные испытания намечалось провести в 1992 г. Однако распад СССР похоронил «Анчар» и другие проекты кораблей с новыми артустановками, а работы над А-192 М были законсервированы.
Осенью 2011 г. СМИ сообщили, что на полигоне «Ржевка» отстреливается установка А-192 М, которая должна быть установлена на головном СКР пр. 22350 «Сергей Горшков». Система управления — уже известная специалистам «Пума» 5 П10. Вес снаряда 33,4 кг, дальность стрельбы до 22 км. Таким образом, установка имеет ту же баллистику и тот же боекомплект, что и АК-130.
Сейчас в отечественных СМИ публикуются весьма невнятные намеки на использование в А-192 М управляемых снарядов, но нет не только их тактико-технических данных, но даже названий или индексов.
В 1983–1984 гг. был разработан проект поистине фантастического орудия. Представим себе корабль, в носовой части которого вертикально торчит некая труба высотой 4,9 м и толщиной около полуметра. Вдруг труба наклоняется, и из нее с грохотом вылетает… что угодно! Нет, я не шучу. Атакует, например, наш корабль самолет или крылатая ракета, и установка выпускает зенитный управляемый снаряд. Где-то за горизонтом обнаружен вражеский корабль, и из трубы летит крылатая ракета на дальность до 250 км. Появилась подводная лодка, и из трубы вылетает снаряд, который после приводнения становится глубинной бомбой со спецзарядом.
Требуется поддержать огнем десант — и уже летят 110-килограммовые снаряды на дальность 42 км. Но вот враг засел у самого берега в бетонных фортах или крепких каменных строениях. По нему немедленно применяются 406-мм сверхмощные фугасные снаряды весом 1,2 т, способные уничтожить цель на дальности до 10 км.
Установка имела скорострельность 10 выстр./мин. управляемыми ракетами и 15–20 выстр./мин. — снарядами. Смена типа боеприпасов занимала не более 4 секунд. Вес установки при одноярусном снарядном погребе составлял 32 т, а при двухярусном — 60 т. Расчет установки 4–5 человек. Подобные 406-мм пушки могли легко устанавливаться даже на малых кораблях водоизмещением 2–3 тыс. т. Но первым кораблем с такой установкой должен был стать эсминец проекта 956.
В чем же изюминка этой пушки? Главной особенностью установки было ограничение угла снижения до 30°, что дало возможность заглубить ось цапф ниже палубы на 500 мм и исключить из конструкции башню. Качающаяся часть помещена под боевым столом и проходит через амбразуру купола.
Благодаря невысокой (гаубичной) баллистике уменьшена толщина стенок ствола. Ствол лейнированный с дульным тормозом. Заряжание производилось при угле возвышения 90° непосредственно из погреба «элеватором-досылателем», расположенным соосно вращающейся части.
Выстрел состоял из боеприпаса (снаряда или ракеты) и поддона, в котором размещался метательный заряд. Поддон для всех типов боеприпасов был одинаков. Он двигался вместе с боеприпасом по каналу ствола и отделялся после вылета из канала. Все операции по подаче и досылке производились автоматически.
Проект этой суперуниверсальной пушки был очень интересен и оригинален. Но резолюция руководства оригинальностью не отличалась: калибр 406 мм не предусмотрен стандартами отечественного ВМФ.
В середине 1970-х годов началось проектирование 203-мм корабельной установки «Пион-М» (не путать с САУ «Пион-М», 2 С7 М, полученной в 1983 г. путем модернизации 2 С7) на базе качающейся части 203-мм пушки 2 А44 САУ «Пион». Это был советский ответ на Mk 71. Даже количество готового к стрельбе боекомплекта у обеих систем было одинаково — 75 выстрелов раздельно-гильзового заряжания. Однако скорострельность «Пиона» была выше, чем Mk 71. Система управления стрельбой «Пиона-М» представляла собой модификацию системы «Лев» для АК-130.
В 1976–1979 гг. в руководство ВМФ было отправлено несколько достаточно аргументированных обоснований преимуществ 203-мм пушки. Так, например, размер воронки фугасного снаряда от АК-130 составлял 1,6 м, а у «Пиона-М» — 3,2 м. Несравненно большими возможностями обладали 203-мм активно-реактивные, кассетные и управляемые снаряды по сравнению с калибром 130 мм. Так, активно-реактивный снаряд «Пиона-М» имел дальность 50 км.
А может, правы были Хрущев и его адмиралы, что после окончания Второй мировой войны пушки калибра свыше 127–130 мм флоту не нужны? Увы, все локальные войны опровергли это утверждение. Согласно никем не оспариваемым утверждениям американских адмиралов, самым эффективным корабельным оружием корейской, вьетнамской и ливанской войн были 406-мм пушки американских линкоров.
Янки с возникновением серьезных локальных конфликтов производили расконсервацию и модернизацию своих линкоров типа «Айова» и активно использовали их для обстрела береговых объектов противника. Последний раз 406-мм орудия линкора «Миссури» вели огонь по территории Ирака в 1991 г. Начало XXI века линкор «Айова» встретил в зарезервированном состоянии, хотя три его «систер шип» превратили в морские музеи.
Активно участвовали в локальных конфликтах и 15 американских тяжелых крейсеров постройки 1943–1948 гг., вооруженные девятью 203-мм орудиями. Последний из них, «Де-Мойн», был исключен из списков американского флота лишь 9 июля 1991 г. Как видим, янки поступают достаточно разумно — зачем создавать новые крупнокалиберные артсистемы и строить корабли, когда в резерве есть десятки тяжелых артиллерийских кораблей времен Второй мировой войны.
Советский ВМФ активно не участвовал в локальных войнах второй половины ХХ века. Зато корабли 5-й оперативной эскадры с 1965 по 1991 год «сдерживали» американский 6-й флот во всей акватории Средиземного моря. Наши крейсера держали авианосцы под прицелами своих 152-мм пушек.
Вот, к примеру, в 1965 г. крейсер «Дзержинский» «пас» американский авианосец «Франклин Рузвельт». По воспоминаниям участников похода, дистанция до авианосца доходила до 500 м. Янки нервничали, и авианосец поднял в воздух самолеты. Истребители-бомбардировщики начали разворачиваться на горизонте и на высоте в несколько десятков метров проноситься над «Дзержинским». Причем скорость самолетов при прохождении увеличивалась так, чтобы взятие звукового барьера происходило именно над советским крейсером. От каждого такого воздушного удара «Дзержинский» вздрагивал, как при стрельбе главным калибром. В довершение всего американский крейсер «Бостон» начал опасное маневрирование и один раз резко перерезал курс «Дзержинскому».
Тогда и советские моряки решили провести учение с демонстрацией силы. Была объявлена учебная тревога. Зазвенели колокола громкого боя, и личный состав занял свои боевые посты согласно боевому расписанию. Неожиданно для американцев «Дзержинский» дал залп из двух носовых башен главного калибра. Стрельба велась прямо по курсу без поворота башен. Провокационные «атаки» американских самолетов немедленно прекратились.
К 1969 г. советское командование запретило крейсерам подходить к авианосцам на дистанцию ближе 70 кабельтовых (около 13 км). Ближе наши крейсера подходили только для проведения каких-либо разведывательных операций. Естественно, авианосцы всеми способами норовили удрать от наших крейсеров. Так, в 1969 г. авианосец «Саратога» укрылся от крейсера «Дзержинский» в территориальных водах Италии, а затем стал на стоянку в Венеции.
Американцы внимательно следили за тем, когда к нашим крейсерам подойдет тихоходный транспорт снабжения. И как только начиналась перегрузка топлива, авианосец давал полный ход и исчезал за горизонтом.
Уверен, что у многих возник вопрос: какой толк от старых пушек, когда на вооружении нашего флота состояли первоклассные противокорабельные управляемые ракеты (ПКР). Увы, как говорил мне командир БЧ-2 одного из кораблей 5-й эскадры, их оружием первого удара по американским авианосцам и крейсерам были… зенитные ракеты «Волна», а не ПКР. Почему? Время реакции у ПКР больше в несколько раз, чем у ЗУР. Ну а о «пукалках» 57-и 76-мм калибров и речи не было.
Разумеется, мощность 152-мм снаряда недостаточна для пробития бронированной палубы авианосца — спасибо Никите Сергеевичу, ликвидировавшему 305 и 220-мм суперпушки. Тем не менее на охоте за авианосцами наши крейсера проекта 68 постоянно находились в состоянии боевой готовности № 2 и даже № 1, что позволяло открыть огонь по авианосцам не позже, чем через 15 секунд после получения приказа.
Наши моряки прекрасно понимали, что им не придется вести огонь свыше 5 минут из-за огня корабельного охранения авианосцев и атак штурмовиков, если бы им удалось взлететь. Там не менее они и морально, и физически были готовы открыть огонь.
Замечу, что в 1964 г. в СССР началось проектирование снаряда с ядерной боевой частью (ЯБЧ) 3 БВ3 для 152-мм гаубицы «Акация». Надо ли говорить, что прямое попадание или близкий разрыв у борта авианосца такого снаряда гарантированно исключал бы необходимость дальнейшего ведения огня крейсером.
Замечу, что первые снаряды с ЯБЧ в корабельную артиллерию ввели американцы. В 1956 г. для 406-мм орудий линкоров был принят снаряд М-23 «Кейти» мощностью 20 кт, а в 1957 г. — снаряд М-422 мощностью 5 кт для 203-мм орудий крейсеров.
В дальнейшем же ни в СССР, ни в США, сколько ни бились, не сумели создать 130-мм и 127-мм ядерные боеприпасы. Предельным калибром с 1960-х годов по сей день остается 152 мм.
Надо ли говорить, что адмиралы США и других ведущих держав понимают значение корабельных орудий крупного калибра в современной войне? В итоге с середины 1960-х годов практически непрерывно шло проектирование морских артсистем калибра 152 мм и выше. Так, в самом конце 1960-х годов в США в обстановке строжайшей секретности начали работать над 203-мм одноорудийной башенной установкой Mk 71. Это была первая в мире полностью автоматизированная установка такого калибра. Управлялась она одним человеком. Установка могла обеспечить темп 12 выстрелов в минуту и вести огонь в таком темпе 6 минут. Всего готовыми к стрельбе были 75 выстрелов шести разных типов.
203-мм пушка Mk 71 в 1971 г. была установлена на носу эсминца DD 945 «Хэлл» полным водоизмещением 4200 т взамен 127-мм установки Mk 42. По сведениям американской печати, испытания Mk 71 прошли успешно, и 203-мм пушка до 1979 г. находилась на вооружении DD 945. Однако в серийное производство установка Mk 71 так и не поступила.
В декабре 2002 г. немцы на фрегате F-220 «Гамбург» взамен носовой 76-мм установки ОТО поставили башню от 155-мм САУ PzH-2000. Длина ствола гаубицы 52 калибра. Затвор клиновой полуавтоматический. Заряжание раздельно-гильзовое. Подача полностью автоматизирована. В течение первой минуты стрельбы гаубица на САУ на полигоне в 1997 г. выпустила 12 снарядов, однако далее скорострельность существенно падала из-за разогрева ствола и противооткатных устройств.
Испытания 155-мм гаубицы на «Гамбурге» велись до 2005 г. В ходе них выявились периодические сбои в механизмах подачи боеприпасов. Целью испытаний было создание 155-мм корабельной установки MONARC (Modular Naval Artillery Concept). Установками MONARC планировалось оснастить 4 новых германских фрегата пр. F-125 водоизмещением около 7,2 тыс. т.
2 ноября 2011 г. головной фрегат пр. F-125 «Баден-Вюртенберг» был заложен в Гамбурге. Предполагаемый срок ввода в состав флота — 2016 год. Однако в последний момент решили оснастить его не 155-мм орудиями, а 127-мм установкой LW фирмы «Ото-Меллера». Фирма уже получила заказ на 5 таких установок, одна из которой будет учебной. Длина ствола 127-мм установки LW 64 калибра, вес 25 т, скорострельность 25 выстр./мин. Изюминкой ее должны стать новые подкалиберные оперенные снаряды «Вулкано».
Снаряд типа «Вулкано» спроектирован в трех вариантах: 1) неуправляемом с дальностью 70 км; 2) с головками самонаведения для стрельбы по надводным кораблям; 3) с инерциальной системой управления с коррекцией по GPS для стрельбы по береговым целям на дальность до 120 км.
По данным зарубежных СМИ, неуправляемые снаряды «Вулкано» поступили в производство в 2007 г., а изготовление управляемых снарядов предполагалось начать в 2011 г. Однако, судя по всему, управляемые снаряды «Вулкано» до сих пор не доведены до ума. Нетрудно догадаться, что оперенные неуправляемые снаряды при дальности 70 км дадут огромное рассеивание. Разумеется, об этом СМИ не пишут.
Еще в начале XIX века артиллеристы установили, что чем больше калибр, тем устойчивее полет снаряда и меткость на той же дистанции. Тем не менее США и НАТО упорно создают сверхдальние снаряды для корабельных пушек среднего калибра 127–155 мм.
Так, в США ведется разработка 155-мм установки AGS. Она представляет собой башню весом 87,5 т с подпалубной системой заряжания. При этом заряжание производится при вертикальном расположении ствола. Угол вертикального наведения от –5° до 70°. Выстрелы раздельно-гильзовые. Вес управляемого снаряда 102 кг. Длина 2,224 м. Вес взрывчатого вещества 11 кг. Как видим, по весу ВВ снаряд занимает промежуточное положение между 152-мм и 203-мм снарядами времен Второй мировой войны. В носовой части снаряда 4 «управляющих» крыла, а в хвостовой части — 8 лопастных стабилизаторов. Система управления инерциальная с использованием GPS. Квадратичное вероятное отклонение (КВО) снаряда — 20–50 м. Стоимость одного снаряда составляет 35 тыс. долларов.
В октябре 2001 г. опытный образец прошел первые пробные стрельбы. На испытаниях 16 июня 2005 г. снаряд пролетел расстояние 110 км за 280 секунд, совершив ряд маневров.
31 августа 2005 г. за 45 секунд сделано 8 выстрелов.
30 сентября 2011 г. из пушки AGS были проведены два выстрела управляемыми снарядами с коррекцией от GPS, которые якобы поразили цели на дистанции 81 км.
Первый экземпляр 155-мм установки AGS сдан ВМФ США 25 мая 2010 г. В США ведутся работы по созданию корабельных электромагнитных орудий (ЭМО) рельсового типа.
ВМС США планировали создать прототип такой установки к 2012 г., а полностью готовую систему изготовить в 2015 г. с принятием ее на вооружение флота к 2018 г. Параллельно с разработкой самой системы исследования по данному проекту проводились в направлениях создания снаряда и источника энергии.
Согласно проекту, ствол электромагнитной рельсовой пушки, в который помещены рельсовые направляющие, будет иметь длину 12 м, выполняться из композитных материалов и обеспечивать живучесть до 5000 выстрелов. Направляющие связаны с мощным источником тока, который способен преобразовывать накопленную энергию в импульс с активным периодом 10 мс.
Снаряженный боеприпас и направляющая замыкательная арматура закладываются между рельсами в казенную часть орудия. В момент активации (выстрела) поток энергии пробегает через один рельс и возвращается по другому, создавая между ними мощный электромагнитный импульс. Импульс воздействует на направляющую (скользящую) арматуру, расположенную перпендикулярно рельсовым проводникам, которая под воздействием силы Лоренца ускоряется вдоль ствола с гиперзвуковой скоростью и толкает перед собой снаряженный боеприпас. Непосредственно в момент вылета снаряда из ствола замыкательная арматура отделяется от снаряда.
Однако, судя по сообщениям СМИ, разработчики электромагнитной пушки в США встретились с большими трудностями, и время принятия ее на вооружение не определено.
В заключение стоит сказать об использовании системы GPS для наведения снарядов. Это достаточно перспективное направление, и, видимо, российским конструкторам стоит над ним подумать. Другой вопрос, что на корабле или береговом объекте может находиться источник помех GPS. Ну а в случае использования ядерного оружия легко создать поле частиц на орбите земли, мешающее использованию GPS. Вспомним о влиянии на GPS солнечной активности и т. д.
Итак, ответ на вопрос, вернутся ли линкоры в XXI веке, скорее положительный, нежели отрицательный. Сейчас полное водоизмещение крейсеров в американском и японском флотах достигает 10 тыс. тонн, то есть соответствует водоизмещению линкоров начала ХХ века. Но новые американские крейсера типа СG (Х), закладка которых уже должна состояться, имеют водоизмещение 16 тыс. т, то есть по этому параметру приближаются к знаменитому «Дредноуту». А тенденции в развитии корабельной артиллерии, вполне вероятно, приведут к увеличению калибра орудий до 203 мм и больше.
Из нашего досье
Линкор (сокр. от «линейный корабль») — класс бронированных артиллерийских военных кораблей водоизмещением от 20 до 70 тысяч тонн, длиной от 150 до 280 м, вооруженных орудиями главного калибра от 280 до 460 мм, с экипажем 1500—2800 человек. Линкоры применялись в XX веке для уничтожения кораблей противника в составе боевого соединения и артиллерийской поддержки сухопутных операций. Являлся эволюционным развитием броненосцев второй половины девятнадцатого века.
/Александр Широкорад, bratishka.ru/
ЛУЧШЕ Б СТРОИТЬ КОСМОФЛОТ
Один раз уже отказывались от пушечного вооружения на самолётах, в пользу ракет, а потом мандили эти пушки на самолёты в виде подвески.