Почему некоторые наши генералы не любят отечественные танки

О танках на военных сайтах пишут много и часто, комментируют очень активно. Это и понятно. Танкистов у нас много: и действующих, и запасных, и ветеранов. Во времена СССР существовало несколько танковых армий, почти в каждой общевойсковой армии была танковая дивизия, почти в каждой мотострелковой дивизии был танковый полк и т.д. Да и механики-водители и стрелки-операторы БМП мотострелковых частей чем не танкисты? Через эти войска прошли миллионы людей. Плюс самоходчики, плюс миллионы сочувствующих и примкнувших. В общем, тьма.

Почему некоторые наши генералы не любят отечественные танки

Всех авторов статей и комментариев по смыслу условно можно разделить на 3 основные части.

1. «Охальники» — хают всё, что наше, даже если это броня Победы, хвалят всё, что не наше, даже если из-за этой брони враг имел кучу проблем и потерпел поражение. Многие из них твёрдо убеждены, что Красная Армия всю войну панически бежала и отступала, искренне недоумевают, как при всём при этом она оказалась в Берлине.

2. «Урряки» — кричат «ур-ря» по всякому поводу и без всякого повода, хают всё что не наше, даже если с этой бронёй не наши где-то победили, хвалят всё, что наше, даже если из-за этой брони мы поимели кучу проблем, терпели поражения и, кроме матершинных слов, эта техника у танкистов ничего не заслужила. Их девиз: «наши танки самые танковые танки в мире» и баста.

3. «Правдолюбы» — пытаются расставить всё по местам и понять, кто есть кто и что есть что. Первые и вторые колотят их за это со всей пролетарской ненавистью, последние отвечают им взаимно.

Периодически широкую танкистскую общественность будоражат какими-нибудь экстраординарными новостями или интервью. Не так давно бурю обсуждений вызвали мнения некоторых наших высокопоставленных военных, которые подвергли сомнению, даже критике, выпускаемую нашими оружейниками бронетехнику и публично сообщили, что закупать они её в таком виде больше не намерены. Всё смешалось тогда в нашем доме, охальники закричали «Ур-ря, дайте дорогу передовым западным технологиям», а «Урряки» закричали «караул» и начали обвинять вояк во всех смертных грехах.

Самые безобидные обвинения были в духе анально-навального: распил, откаты, коррупция. Было и покрепче: враги народа, изменники Родины, агенты влияния. Ни то, ни другое не берусь обсуждать по одной простой причине — вообще не в теме. Я отношусь к тому несчастному (по мнению взяточников и казнокрадов) большинству россиян, которые живут на одну зарплату и счастливы уже тем, что по этой причине спокойно и беспробудно спят до самого утра.

Вопреки повальным разговорам о коррупции, даже анонимные опросы дают удивительную вещь: более 90% россиян взяток и откатов в глаза не видели, т.е. они ничего не дают и им ничего не дают (правда, презенты в виде коробок конфет и бутылок с горячительными жидкостями наши граждане тактично к взяткам не относили). Другими словами, подавляющее большинство россиян в коррупции никак не участвуют.

Склонен в это поверить. Вот спросите любую матёрую курву, она вам влёт назовёт с десяток признаков, по которым она настоящего гулящего самца отличит от простого жёнопослушного мужика. По носу, рукам, губам, ушам, по цвету, запаху, виду и т.п. Так и эта распильная братва — своих видит издалека. Коррупция – это отдельное, автономное и закрытое сообщество, со своей тусовкой и экономикой. Там внутри крутятся немалые деньги, но посторонним туда вход только по пропускам. Уж слишком простые, наивные и совсем не ближневосточные видно у большинства россиян лица, что коррупционерам они неинтересны.

То же самое с изменой и власовщиной, это явление чаще всего наследственное и генетически обусловленное. Из любопытства на три раза перешерстил всю свою родню, не обнаружил ни одного власовца, бандеровца, врага народа, изменника Родины или даже просто репрессированного. Впрочем, сотрудников НКВД тоже не обнаружил. Одни простые досоветские, советские и послесоветские работяги и служащие, которые при любой власти просто честно служили и работали. Ну, как с такой биографией и родословной выступать экспертом в таких тонких материях как коррупция или предательство? Да никак. Не участвовал, не привлекался, не сидел, даже в вытрезвитель не попадал.

Посему попытаюсь осветить этот очередной конфликт оружейников и вояк с позиции и точки зрения мне близкой и знакомой, с организационно-технической. Сразу оговорюсь, что конфликту этому тысячи лет. Вояки всегда говорили, что оружейники делают плохое оружие, а оружейники всегда говорили, что вояки не умеют воевать. Первое письменное упоминание на эту тему относится аж к эпохе царя Хаммурапи. Некий генерал на глиняной табличке доносил царю, что на фронт из арсенала ему прислали бракованные стрелы, которые вообще никуда не годны и требовал казнить злодея, начальника арсенала.

В период побед эти конфликты затихают, дескать всё ОК, в период поражений доходят до рукопашной, в мирное время носят вялотекущий характер. Для прояснения вопроса о бронетехнике окунёмся немного в послевоенную историю, окрашенную естественно в цвета советско-американского военно-политического соперничества.

Танк Т-54

Во второй половине ХХ века воевали много и часто, точнее как всегда. Корейская война закончилась боевой ничьёй, вьетнамская поражением США. Но в данной ситуации война во Вьетнаме нас мало интересует, поскольку танки там использовались мало. В 50-80 годы эпицентр соперничества переместился на Ближний Восток и в мире возник великолепный, постоянно действующий полигон для испытания боевой техники и новых тактических приёмов в боевых условиях. Этот полигон назывался арабо-израильские войны. Там массированно использовались танки в составе крупных соединений.

Так вот, в 4-х арабо-израильских войнах наша техника (танковая в том числе) ни разу не одержала победу. Особенно масштабными, знаковыми и провальными для нашей бронетехники были 2 последние войны, шестидневная в июне 1967 года и война Судного дня в октябре 1973 года.

Из этих давних провалов, как ни странно, растут ноги у нынешнего негативного отношения некоторых наших генералов к отечественной броне.

Истина, как известно, конкретна, а очень часто и персональна. Для препарации ситуации освежим в памяти историю жизни и деятельности одного, не побоюсь этого слова, великого, но очень малоизвестного у нас, израильского танкиста.

Генерал Исраэль Таль

В 1964 году 40 летний генерал Исраэль Таль был назначен главкомом бронетанковых сил израильской армии ЦАХАЛ. Несмотря на свои невеликие лета, это был матёрый вояка. С 12 лет он связной боевиков Хаганы, с 18 на фронтах антигитлеровской коалиции, затем участник всех арабо-израильский войн и конфликтов. Первый же сирийско-израильский инцидент на новой должности поверг его в шок. Во время перестрелки его танкисты, вооружённые новейшими на тот момент «Центурионами», выпустив сотни снарядов, даже не повредили ни один сирийский T-IV германского производства ещё времён войны.

И новый главком коренным образом пересмотрел всю систему боевой подготовки танкистов. Упор сделал на изучение матчасти и дисциплину, а центральной фигурой в экипажах стал наводчик танковой пушки. Все в экипаже, в штабах и службах стали работать на наводчика, на поражение им целей. К самим наводчикам Таль предъявил наивысшие требования. Он потребовал от них меткости, начиная с дистанции 2000 метров. В то время неприятельские уставы разрешали открывать прицельный огонь на поражение с дистанции 1500 метров. Поначалу ничего не получалось, но Таль терпеливо воспитывал, селекционировал, рафинировал, тренировал и много чего ещё делал, но получил наводчиков и экипажи нужной квалификации.

Читайте также  Военные эксперты: Т-90 сильнее «Леопарда»

В ту пору арабские армии стали в изобилии и безвозмездно получать советские танки, а Израиль, дабы не дразнить арабских нефтяных шейхов и по другим причинам, был ограничен в поставках. Генерал Таль понимал, что в условиях многократного численного превосходства противника в танках, только хорошее состояние матчасти и высокая выучка экипажей даст шанс выстоять. Вопреки распространённому у нас мнению о нерушимости американо-израильской дружбы и союза, в 1967 году Запад и США элементарно слили Израиль.

Соотношение сил, агрессивность руководства арабских стран, поддержка арабов соцлагерем и значительной частью мирового сообщества казалось не оставляли Израилю никаких шансов и … в вашингтонской синагоге (то бишь в Кэмп-Дэвиде) послушно заказали по Израилю отходняк. Но с этим не согласилось израильское руководство и население. Во главе армии встал упрямый и неуёмный Моше Даян. Своим одним глазом он видел больше, дальше и глубже многих своих двуглазых противников, союзников, экспертов и прочих военных специалистов. В одном строю с ними были сотни тысяч стойких и упорных соратников и единомышленников, таких как Таль.

И случилось чудо. Начав войну превентивным ударом, Израиль не только выстоял, но и победил, причём с разгромным счётом. Эксперты ещё и сейчас спорят о математическом соотношении сил и потерь в этой войне, но единодушны в одном: силы арабов превышали израильские в разы, а по некоторым видам вооружений на порядок. Вклад израильских танкистов в эту победу был колоссальным. Таль воспитывал не только экипажи, но и командиров всех степеней.

Из победоносных танковых командиров той войны произросло не менее половины военно-политической элиты Израиля, бессчётное количество будущих президентов, премьер-министров и министров, генералов, главкомов и начальников Генштаба, парламентариев и лидеров политических партий. Буквально с первых часов войны для советских танков и военспецов начались большие и неприятные сюрпризы. То, что израильские наводчики открывали огонь с дальних дистанций, мы уже знаем. Но они не просто стреляли, они попадали, выбивая часть арабских машин ещё до достижения ими рубежа открытия ответного огня.

Танк Т-55

А вот дальнейшие сюрпризы от попаданий вытекали из особенностей конструкций тогдашних советских танков T-54/55. В безудержной погоне за запасом хода и величиной боекомплекта советские конструкторы, с подачи военных, перешли грань разумного и затолкали в боевое отделение почти тонну солярки вперемежку с десятками снарядов. Это изобретение называлось баки-стеллажи и размещалось вместе с передним и средним баками в передней части танка справа от механика-водителя и под ногами заряжающего. Если взять поперечное сечение танка, то примерно треть передней проекции составит эта композиция из баков и бака-стеллажа.

По теории вероятности, каждый третий попавший в танк снаряд попадёт в эту композицию, и если пробьёт лобовую броню корпуса, то детонации топлива и боекомплекта (если они конечно в танке ещё есть) практически не избежать. После такого взрыва танк восстановлению не подлежит, а из экипажа хоронить нечего.

С ростом мастерства наводчиков и эффективности противотанковых средств и боеприпасов это явление стало катастрофически нарастать. Если в Отечественную войну в среднем детонировало 2-4% (max 5% в отдельных сражениях) советских танков, то на Ближнем Востоке в некоторых боях доходило до 20%.

Помимо материального, у этого явления есть и очень неприятный моральный аспект, непосредственно влияющий на победу. Видеть через прицел и перископы, как твои боевые товарищи рвутся вместе с танками и превращаются в газообразный эфир – зрелище не для слабонервных. Чтобы в таких условиях продолжать бой нужны не просто нервы, а нервы из проволоки. У арабских танкистов их не было, они, попав в тяжёлый бой и понеся потери массово открывали люки и, бросив машины, убегали с поля боя.

Такие рассказы – это притча во языцех наших военспецов. Вероятно, я утомил читателя этими подробностями совсем не нашей войны. Но прошу потерпеть. Без этого не понять, почему Таль впоследствии выбрал именно ту концепцию танка, которую выбрал, а без этого не понять, в чём сыр-бор между нашими генералами и тагильскими танкостроителями. К слову сказать, не испытывая особого пиетета от боевитости арабского воинства, считать арабских танкистов патологическими и исключительными трусами тоже нет оснований.

Случаи массового бегства с поля боя при массовой детонации танков наблюдались и в других армиях. В 1945 году канадский танковый батальон, вооружённый «Шерманами», попал в засаду в Арденнах. Танк «Шерман» также был склонен к детонации из-за особенностей размещения боекомплекта. Американцы это знали и на жёсткую противотанковую оборону не лезли, а вызывали авиацию. После подавления противотанковых средств, «Шерманы» шли дальше вперёд следом … за пехотой.

Таким образом, основной боевой танк фактически превратился в самоходку для огневой поддержки пехоты. Такое его применение, несмотря на конструктивный недостаток, привело, в общем, к удовлетворительной статистике по детонации. Но в Арденнах был совсем другой случай. «Тигр» был в засаде в неуязвимой позиции, командиром был лучший танковый ас рейха, наводчиком артиллерист-снайпер, а стрелял он практически в упор и хорошо знал, куда нужно целиться.

Всё было сделано классически – «Тигр» произвёл 42 выстрела, подбил 33 «Шермана», половина из них сдетонировали, остальные 33 экипажа бежали с поля боя. А ведь это были не арабы и не индусы, а канадцы. Канада в ту пору была преимущественно аграрной страной, солдаты были в основном лесники и хлеборобы. Испокон веков известно, что деревенские воюют лучше городских. Но и они не выдержали адского зрелища и бежали с поля боя.

Склонность конструкции танка к детонации – страшная убойная сила и самый короткий путь к его военному поражению.
На примере советских танков, Таль это хорошо понял в ту войну и сделал всё, чтобы его будущий танк не детонировал.

Сам Таль всю эту войну весьма успешно командовал механизированной дивизией на Синайском фронте и в числе первых вышел к Суэцкому каналу. Эта война принесла для Таля и другие открытия. В тяжелейших сражениях танкисты по нескольку суток не выходили из боя и просто валились с ног от усталости и нервного истощения. И Таль пришёл к выводу, что в танке нужно иметь 2 экипажа: один воюет, другой отдыхает. Ещё много чего бывалому танкисту в тогдашних танках не нравилось, даже при всём его трепетном отношении к «Центурионам» и «Чифтенам», он видел и в них массу недостатков.

Война 1967 года имела большие военно-политические последствия:

1. Советский Союз в одночасье понял, что, имея десятки тысяч танков, он фактически их… не имеет. Чтобы как-то оправдаться за катастрофическое поражение, для широкой общественности придумали удобное оправдание, дескать, арабские солдаты – плохие солдаты. Народ поверил, успокоился, шок быстро прошёл, страна напряглась, и в короткий срок на базе существующих наработок создала T-72, платформа которого является основной и поныне.

2. НАТОвцы оживились, особенно немногочисленные британские танкисты рейнской армии. Они на израильском примере убедились, что пара «Центурионов» вполне может побороться с ротой советских танков, даже если в них будут сидеть одни камикадзе, а две британские танковые дивизии на Рейне не так уж беспомощны перед танковыми армиями, размещёнными в ГДР.

3. Страшный разгром опустил ниже плинтуса репутацию советских танков поколения T-54/55. Подлил масла в это дело и Таль. В одном интервью он охарактеризовал их очень нелестно: «горят как спички, рвутся как петарды». Эта характеристика прилипла как скочь. Когда после развала СССР некоторые независимые страны, которым таких танков досталось слишком много, пытались их распродать, то их брали очень плохо даже по бросовым ценам.

Читайте также  Семь лучших танков современности

Танк Т-72

Послевоенные годы принесли и Талю новые испытания. Военно-политическое руководство Израиля принимает решение поставить на вооружение ЦАХАЛ трофейные советские танки, а их было немало. Сработал принцип «не пропадать же добру». Со словами «мне мои танкисты дороже этих гробов», Таль резко выступает против, бранится и грозит подать в отставку. Друзья из военного лобби в Кнессете удерживают его от этого опрометчивого шага и обещают найти выход. И находят… чехов. Они по дешёвке скупают трофейные танки, ремонтируют их и… продают обратно арабам. Такая вот была сделка века.

Но отношения с руководством безнадёжно испорчены, и в 1969 году Таля отправляют в отставку из армии, но недалеко от танков. Его назначают руководителем проекта по созданию собственного израильского основного боевого танка (ОБТ). Любой грамотный инженер знает, с чего начинается такая работа, с написания технического задания, на инженерном сленге ТЗ. Для Таля это было легко. Имея колоссальный, а главное победный боевой опыт и аналитический мозг, он уже сварил в голове «танк своей мечты». Нужно было это только положить на бумагу. Таль берёт бумагу, перо, ручку и пишет:

1. Моторно-трансмиссионное отделение должно быть в передней части танка и служить дополнительной защитой для экипажа от противотанковых средств.

2. Топливные баки должны быть в кормовой части танка, в зоне наименее вероятного поражения от противотанковых средств.

3. Десантный люк должен быть большим и расположен в кормовой части танка, чтобы даже травмированный танкист мог покинуть подбитую машину.

4. Боевое отделение должно вмещать два экипажа, один экипаж воюет, второй отдыхает.

5. Боевое отделение должно быть отделено от баков и боекомплекта бронёй.

6. Система пожаротушения должна быть многоразовой, потому что в течение боя в танк могут попасть не однажды.

7. Боекомплект должен быть размещён в башне в отдельном контейнере и автоматически отстреливаться от танка при поражении его противотанковым средством.

8. Танк должен иметь модульную конструкцию, путём замены модулей каждая предыдущая модификация может быть модифицирована до уровня последующей.

9. и т.д.

Все пункты были революционны для танкостроения, даже чересчур, некоторые не реализованы до сих пор. Хотя если говорить о бронетехнике в целом, первые 3 пункта уже были реализованы в советской БМП-1. Танк строился не сразу и не скоро, сказывалось полное отсутствие танковой промышленности в Израиле, а в 1973 году все ушли на фронт. Таля также в 1972 году вернули в армию, где он служил до 1974 года на очень высоких должностях. Так, в войну 1973 года он был заместителем начальника Генштаба и командующим Южным фронтом. Правда, всё время своей службы он одновременно оставался руководителем проекта.

Танк «Меркава MK1»

Первый танк вышел на испытания только в 1977 году, а в войска начал поступать в конце десятилетия. Так родилась «Меркава». В результате разработки танка по заветам Таля он получился громоздкий и тяжёлый (63 т). Первые экспертные оценки были осторожны, типа «конструкция очень любопытна, посмотрим, как эта каракатица покажет себя в бою». Но результаты боевого применения привели экспертов к неизбежному выводу и к концу 80-х они почти единодушно признали: «Меркава – это лучшее, что есть на местном ТВД».

В других местах ей повоевать не довелось и вряд ли доведётся. Израиль твёрдо соблюдает собственный запрет на экспорт «Меркавы». Дальше — больше. В 90-е годы большинство танкостроительных стран провели модернизацию своих ОБТ, внедрив на существующие платформы пункты Таля, насколько это было возможно. Прорисовки же перспективных образцов, включая «Армату», и вовсе показывали, что ваяются они по копиям ТЗ Таля. В 2010 году великого танкиста не стало, но дело его живёт и побеждает. Кажется, даже после смерти он одержит ещё одну победу, следуя своему фирменному девизу: «немногие против многих». Именно так корифей, уже находясь на заслуженном отдыхе после «Меркавы», назвал книгу своих мемуаров.

Танк «Меркава MK4»

Но вернёмся к нашим танкам. Поначалу новый танк Т-72 показал себя неплохо. Он достойно отвоевал в 1982 году в долине Бекаа против израильских танков, в том числе «Меркав». Но в последующем, довольно бездарно множество машин было потеряно за 2 войны в Ираке, что существенно подорвало его репутацию. Натовские вояки при этом утверждали, что многие Т-72 детонировали. Но по старой наезженной привычке наши танкостроители всё свалили на непутёвых иракских танкистов и военачальников. Проведённая модернизация до Т-90 улучшила маркетинг, но не репутацию. А военные требовали коренной модернизации.

Танк Т-90

Упрямству и консерватизму тагильских танкостроителей можно только позавидовать, но это не тот случай, чтобы завидовать. РЕАЛЬНЫЕ телодвижения они начинали делать только после того, как вояки РЕАЛЬНО переставали покупать их броню. Но и тогда они предпочтение отдавали своей тяжёлой артиллерии — лоббистам и пиарщикам. Да и сами не лыком шиты. Наиболее талантливые, при удобном случае, так лихо пиарили, что в одночасье с заводской скамьи оказывались в кресле федерального уровня.

Детонатором же генеральского бунта стал, на первый взгляд, малозначительный боевой эпизод из осетино-грузинской войны 2008 года. Ночью 8 августа осетинские ополченцы подбили из РПГ несколько грузинских танков, затем эти картинки массово растиражировали телевизионщики. Вид разрушения большинства машин имел явный характер детонации, башни налево, катки направо и наоборот. Шок состоял в том, что это были Т-72 и с полными баками и боекомплектом они рвались также успешно, как и танки предыдущего поколения. Танкисты с криками «долой» потребовали прекращения закупок этих гробов. Что тут началось, описано выше.

Подведём итог. Всем написанным я хотел сказать одну простую мысль:

Патриотом своей страны быть хорошо и правильно, но патриот, сберегая Родину и повергая врагов, должен при этом, и, прежде всего, сберегать свой народ, своих людей. Везде и всегда, при любых обстоятельствах. Мастер – рабочих, руководитель – сотрудников, учитель – учеников, доктор – пациентов, водитель – пассажиров, повар – едоков, оружейник – бойцов, командир – солдат и т.д.

Это та лакмусовая бумажка, которая легко отделяет настоящего патриота и от явного или скрытого врага и от крикливого «урряка».

И я почему-то наивно ВЕРЮ, что те генералы, которые отказались покупать нашу устаревшую бронетехнику, тоже думали: «мне мои танкисты и мотострелки дороже этих гробов». В Русской армии такие командиры всегда были, верю — есть и всегда будут, несмотря ни на что.

Также наивно ВЕРЮ, что тагильские оружейники достойно проведут работу над ошибками и в этом веке создадут отличные машины для будущих побед. Потому что всегда в лихие предвоенные годы оружейники вдруг переставали маяться дурью и создавали настоящее оружие победы взамен летающе-гоночных предвоенных птеродактилей. Они создадут машины способные сокрушить всё вокруг себя на нашем ТВД, оставаясь вместе с экипажами не только живыми, но и невредимыми.

А про распил, откаты и измену пусть напишут специалисты другого профиля.

/Сергей Волгин, topwar.ru/

214 КОММЕНТАРИИ

  1. наши танки можно сравнить с нашими тракторами, посмотрите на американские, шведские трактора и любые строительные механизмы, день и ночь! да и авто тоже а также удобство для экипажей. Вооружение это отдельный разговор, короче — полный мрак!!

  2. Честная,отличная статья!Полностью солидарен!Подхорунжий Российского казачества Михайлов

  3. Браво наконец то честно справедливо и правдиво.Я хоть и женщина но еще при СССР отдала долг Родине два года и видела боевую технику не на картинках,а на яву,а про тагильских не могу сказать что они создадут что нибудь путное.Они только могут приехать в Москву и набить морды русским мужикам и проутюжить их своими гробами.патриотизма у них ни на грош.Это вот они работают на запад,потому что за Путина.Вы не видели как взрывались наши ребята в 2008 году в южной Осетии,наши танкистики.У моих друзей сын остался калекой и то говорит,что это чудо.Все остальные в клочья.Нужно любить свой народ и быть патриотом,а из России бегут не только все умные,но уже даже и простые люди.Путин хочет править как царь и Сталин единолично,а жить как Абрамович.Этим все сказано.Спасибо за статью.

    • Каждый народ имеет то правительство, которое заслуживает. Если это не так — быстро его меняет. Вот ещё вспомните Путина со слезами, под каким-нибудь Навальным.

  4. Автор явный дилетант , нахватался информации из открытых источников которые по форме напоминают агитпроп .
    как правило прежде чем писать такие статьи нужно проанализировать много материала , а не переводить газетные статьи и заголовки..

    1) Т 54/55 использовали израильтянами вполне охотно, на них ставили 105мм пушки. Если память мне не изменяет называли они их РЭМ-2.
    2) Центурионы были и на арабской стороне , и их эффективность против израильтян была такой-же как и у других машин.
    3) По поводу уязвимости: Т-72 и другие машины Советского Российского производства так-же уязвимы как и остальные. Как показала практика всё зависит от СМИ просто в войне 1991года информация шла через брифинги и от журналистов в рядах ВС США . А в 2003году информуцию скрывать было сложнее, и мир увидел колонны горящих «шерманов»
    4) Меркава вещь хорошая , но из своего избыточного веса этот танк похож на на Германский «маус» Т.Е до первого дождичка.
    5) Наши воен. спецы не зря свой хлеб ели зачастую они отговаривали арабов от конфликтов с израилем . А воткогда наши воен. спецы активно помогали арабским друзьям , то хвалёные наводчики стреляющие за 2000м не очень помогали и центурионы коптили как печи бухенвальда .
    6) Кумовство куда опасней оказалось для армий арабских стран и вместе с обученными танкистами пускали не очень обученных которые покидали машины из за того , что она «остановилась и не заводится» вместо того чтобы тумблером щёлкнуть на положение включения запросного бака и ехать дальше. И ещё много таких примеров . Про продажность я не говорю — это сильно помогало моссаду.
    И таких примеров можно привести очень много. Да и если бы наши танки были устаревшие , то их бы просто не брали , а брали бы например Французские , Американские , Британские , Шведские , Германские И.Т.Д.

  5. А вот хотелось бы спросить у автора насчёт танков Т-80. Они по своей конструкции и характеристикам отличаются от Т-72?

  6. Эмоциональный рассказ. Видимо, автор, все-таки, в теме. Однако последнее предложение про откаты к чему? Да и в начале, там, где про 90% абсолютно честных соотечественников… И какая здесь связь с танками? Это реверанс в сторону бандитской вертикали? Так сказать, ближе к уралвагонзаводу? Мне показалось, что по тематике статьи эти неуклюжие неожиданные попытки дистанцироваться от «хомячков» были по-крайней мере неуместны 🙂

  7. Виталий 19.11.2012 в 15:31
    > Победы евреев связаны не с ТТХ танков и не с меткостью наводчиков, а с оперативным искусством израильских военачальников (Таля в том числе).
    — И с меткостью наводчиков тоже. Об этом есть информация. Автор статьи прав. Именно так и началось это дело во время израильско-сирийского конфликта из-за водных источников.

    > Интересный факт, в Меркаве между плитами брони залито дизтопливо для гашения кумулятивной струи.
    — Верно. Но там дизтопливо между двумя стенками из брони. В этом разница.

    > Вот ещё, чуть не забыл, трофейные Т-55 на вооружении Израиля стоят.
    — Не стоят, а стояли. Много лет назад. При этом у них поменяли двигатели и пушки. А стояли от бедности. Из-за неимения лучшего.

  8. Landsknecht 19.11.2012 в 17:17

    > Меркава перегруженная туша, не предназначенная для серьезной войны. Нет ни запаса хода, ни маневренности, не говоря уж о проходимости вне пределов своего обитания.

    — Глупость сказал. Могу кое в чем дополнить автора статьи так как довольно много прочел материалов о Меркаве, в том числе англоязычных источников. Вот что сказал генерал Таль о мобильности танка, воспроизвожу по памяти, но близко к тексту: «Меня не волнует технически возможная скорость танка, ибо это по большому счету абстрактная величина. Меня интересует тактическая скорость танка – то есть скорость танка на поле боя.»
    Теперь я уже от себя – а с тактической скоростью у Меркавы все в порядке. Она достаточно подвижна. Тактическая скорость лимитируется способностью подвески обеспечить достаточно плавный ход танка, иначе экипаж выйдет из строя и потеряет боеспособность. Кроме тактической скорости Таль уделял очень много внимания проходимости танка. В одной англоязычной статье описывается как Таль мучал конструкторов, заставляя их обеспечить надежную работу подвески при прыжках с весьма приличного трамплина. Танк был тяжелый и добиться этого было не просто, однако же добились. Там же приводились факты отличной проходимости Меркавы в горах Ливана в войне 1982 г. Танки американского и британского производства не могли преодолеть некоторые ущелья, а Меркава преодолевала. Так что и с проходимостью у нее все в порядке.
    Ну, а что касается вашей сентенции о том, что Меркава не предназначена для серьезной войны, то это вообще очевидная глупость. Над Израилем постоянно висит угроза войны. Причем не просто войны, а войны на его уничтожение. Арабы этого даже не скрывают. Поэтому в Израиле как раз с полной серьезностью относятся к своему оружию, в том числе и к танкам, как одному из главных видов боевой техники. Именно поэтому там так много внимания уделяют защите экипажа. Если вы не в курсе, то именно израильтяне первыми применили динамическую броню как раз тогда в 1982 г. И с огневой мощью у них все в порядке. Пушка у них всегда была наилучшей из западных моделей. На первой Меркаве 105-мм нарезная британская, а потом – 120-мм гладкоствольная немецкой конструкции. Обе эти пушки считались лучшими в мире в свое время. Причем в Израиле их производили сами по лицензии. А боеприпасы они создавали сами и очень неплохие.
    В том же 1982 г. впервые был применен в бою новый израильский подкалиберный (бронебойный) снаряд, который показал себя отлично против любой брони. Немецкую пушку они модернизировали сами: улучшили теплозащитный кожух, что очень важно для точности попадания в цель в жарком климате, и упрочнили ствол, который теперь выдерживает большее давление пороховых газов, что позволяет придавать снаряду более высокую начальную скорость, что улучшает его пробивную силу и опять же повышает точность. Казенник пушки сделали компактней. Оптика прицелов у них тоже всегда была на высоте. В общем, танк очень серьезный во всех отношениях, в том числе и в плане мобильности вполне адекватен. Не забывайте так же, что сейчас на нем стоит дизель в 1500 л.с.

    > Т-72Б2 прекрасно разбирается с Меркавой на Ближнем Востоке

    — Т-72 и Меркава никогда не встречались в бою. Это было доказано, а все разговоры об этом – это фантазии неуемных врунов. А встреться они в бою, то были бы достойными соперниками для друг друга. Думаю, у Меркавы все же есть преимущества, но главное не в них. Когда того же генерала Таля американские танкисты спросили во время встречи с ним в военной академии Вест Поинт о том, какой танк он считает самым лучшим, Таль ответил мудро: «Лучший танк тот, в котором лучший экипаж».

    > а Вот в умеренном поясе Меркава кончит так же как гитлеровские Тигры.

    — На ю-тубе есть ролики, где Меркава запросто идет по непролазной грязи и причем на весьма приличной скорости. О проходимости Меркавы израильтяне позаботились основательно и никакой другой танк не даст ей фору в этом плане. А с нынешним 1500-сильным двиглом у Четверки и тяговооруженность весьма неплохая. Еще первые Меркавы были способны подниматься по такой крутизне откоса, которую другие танки осилить не могли, ну а теперь и подавно. В общем, предположения о плохой проходимости Меркавы – это беспочвенный бред.

    > Скорей Таль фантазировал на базе советского опыта.

    — У Таля было более, чем достаточно своего собственного опыта. Причем именно против советской техники. И его главные конструктивные решения не имели ничего общего с конструкцией советских танков.

    > Смотрим фото пораженных в Ираке Абрамсов

    — А потом смотрим фото пораженных советских танков. И сравниваем их кол-во. Оно будет явно не в пользу советских Тэшек. В дуэльной ситуации Абрамс явно сильнее Т-72 по всем главным параметрам.

  9. Арни 21.11.2012 в 21:05
    > Статья похожа на рекламу Меркав, при этом как то забылось что в последней Ливано-Израильской войне (2006 г, кажись) евреи потеряли около 40 хвалёных Меркав. Большинство были подбиты новейшими российскими противотанковыми гранатомётами «Хашим», в ту пору засекреченными..
    — Вот именно, что хваленые Меркавы были подбиты новейшим оружием, а вот хваленые Т-72 были уничтожены древними РПГ-7 и в еще большем количестве. Причем именно что Меркавы были лишь подбиты, за очень небольшим исключением, а затем были отремонтированы и вернулись в строй, а вот Т-72 уже восстановлению не подлежали. После войны в Израиле провели тщательное исследование повреждений на Меркавах и остались довольны ее стойкостью. Многие танки благополучно выдержали множественные попадания и боевики Хизбаллы истратили ПТУРов не меряно против Меркав.

    > Добавлю что эти Меркавы доставляются к полю боя на автомобильных тягачях..
    — Это очень желательно для любых танков и когда есть такая возможность, это все делают и в СССР/РФ делали тоже. Но могу напомнить, что израильтяне на английских Центурионах и американских Паттонах успешно пересекали весь Синайский полуостров от своей границы до Суэцкого канала, а это несколько сот км и справлялись с этим без проблем.

  10. Григорий 13.01.2013 в 20:01
    > Кстати, Абрамс съедает свою заправку топливом всего за 4 часа хода! Т-90 примерно за 12. Так что М1 и танком назвать нельзя. «Передвижная огневая точка»
    — В таком случае и Т-80 был «Передвижной огневой точкой». У него ведь тоже прожорливый газотурбинный движок как у Абрамса.

    Костя 14.12.201
    > Т-72 был признан лучшим танком 2-й половины 20-го века. (Военная техника, энциклопедия, 2003 вроде
    — Кем признан? Россиянами? Так не мудрено. Но на Западе с такой оценкой не согласны. И у них есть основания к тому.
    > Т-72 в одной из арабо-израильских войн в битве против «Меркавы» подкалиберным снарядом пробивал в танке противника 2 стенки башни навылет. (программа «Военное дело»)
    — Как я уже выше ответил – это из сказок братьев Гримм. Не сходились они в бою. И в любом случае подобный исход – это пустые фантазии.

    Андрей 15.12.2012 в 11:24
    > Один из чисто танковых встречных боев т-72 и меркав закончился ничьей.72 за счет автомата заряжания подбили за короткий период времени часть машин,израильтяне их бросили и отошли
    — Да вымысел это, давно разоблаченный. Бредни советских Мюнхаузенов. Не было такого и не могло быть.

    Борис 16.12.2012 в 02:49
    > Т-55 приходили из боя с башнями, напоминающими ёжиков от сердечников БПС — это не в счёт конечно же.
    — Если не секрет, это где такое было?
    > сразу поймёте разницу между передним и задним расположением двигателя — это как небо и земля.
    Еслми для аравийских пустынь ещё такая компановка и годится, то для нашего ТВД она неприемлима.
    — Преимущество есть, но не критично. Водители Меркав вполне справляются с вождением своих машин. И не только в пустынях, но и в горно-холмистой местности. Кстати, пустыни там вовсе не из песчаных барханов как в Каракумах. Там гористые пустыни с каменистой почвой. Пески конечно тоже кое где есть, но не так много. К тому же на Четверках у водилы есть экраны с круговым обзором вокруг всего танка.

    Igor 16.12.2012 в 14:07
    > Автор сам признал, что в первом бою израильские танки были просто безпомощны. После чего началась усиленная подготовка танкистов
    — Насчет обучения танкистов верно, но при этом и о качестве техники тоже не забывали.

    Саня 22.12.2012 в 21:09
    > Меркава хоть и неплохой танк по живучести экипажа, но по общей боевой ценке уступает и Абрамсу и Т-72 и тем более Т-90.
    — Это по чьей оценке? Израильтяне с такой оценкой не согласятся. И по западным меркам, Меркава стоит выше Т-90.

    Александр 09.02.2013 в 21:03
    > Т 54/55 использовали израильтянами вполне охотно, на них ставили 105мм пушки. Если память мне не изменяет называли они их РЭМ-2.
    — Память вам изменяет. Их называли Тиран-67. Их использовали, но отнюдь не так охотно. Использовали из нужды. Меняли не только пушку, но и двигатель. А танк для жаркого ближневосточного климата оборудован плохо и много других недостатков. Слишком тесен.

    > Меркава вещь хорошая, но из своего избыточного веса этот танк похож на на Германский «маус» Т.Е до первого дождичка.
    — Уже писал выше: у Меркавы отличная проходимость, в том числе и по грязи после дождичка, а сейчас вдобавок у Четверки и очень приличная тяговооруженность. И отличная подвеска с великолепной ремонтопригодностью. По сравнению с заменой торсионов – земля и небо, а вертикальный ход катков – шикарный, ход танка очень плавный.
    > когда наши воен. спецы активно помогали арабским друзьям , то хвалёные наводчики стреляющие за 2000м не очень помогали и центурионы коптили как печи бухенвальда
    — Ну про Бухенвальд это вы очень напрасно вспомнили. Там всех много погибло. А влияние советских спецов на ход боевых действий был минимальным. В конце-концов именно они арабов обучали, но толку было мало. Не переоценивайте и способности советских спецов тоже. Во-первых, непосредственно в боях они почти никогда у арабов не участвовали. А во-вторых, даже когда и участвовали, то и сами несли потери. А во время известного воздушного боя 30 июля 1970 г между советскими и израильскими истребителями, советские летчики понесли тяжелое поражение. Они проиграли всухую: то ли 4:0, то ли 5:0 – об этом идут споры, но в любом случае имел место разгром.

    wenya 10.02.2013 в 14:30
    > А вот хотелось бы спросить у автора насчёт танков Т-80. Они по своей конструкции и характеристикам отличаются от Т-72?
    Главное отличие между ними в двигателе. Дизель у Т-72 гораздо экономичнее и в целом удобнее, чем газотурбинный движок у Т-80. Потому Т-80 и сняли с производства. СУО у Т-80 было лучше, но это поменять можно.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя