Развитие ББМ в последнее время шагнуло далеко вперед по сравнению с бронированными машинами прошлого поколения. С самого начала развития бронемашин их создание зависело не столько от технологических решений, сколько от боевого назначения. Боевое назначение машин обуславливало ТТТ по проектированию и созданию бронемашин, их основные характеристики. Со временем характеристики (боевая мощь, бронезащита и мобильность) кардинально менялись. Сегодня современные бронемашины создаются с приоритетом по бронезащите личного состава.
Развитие средств поражения легких бронемашин, потребовало от конструкторов искать пути обеспечение живучести машины и экипажа при выполнение боевых задач. Обеспечить живучесть ББМ одним единственным решением пока на сегодня не представляется возможным, имеющиеся же универсальные решения значительно снижают основные характеристики боевой мощи и мобильности.
Поэтому сегодня применяют комплексный подход при защите бронированных машин — несколько защитных решений, оптимально сочетающихся друг с другом, которые существенно не снижают основных характеристик. На сегодня известно о десятках решений — систем, конструкций и комплексов, повышающих защитные свойства техники, от обычной брони до систем активной защиты. Подбор защитных решений при создании техники становится определяющим фактором совершенства машины.
Подбор защитных решений определяется назначением и будущим применением машины. Из наиболее опасных решений для противодействия бронированным машинам в военном конфликте на сегодня являются системы высокоточного оружия и минные решения. Высокоточные системы характерны для достаточно развитых государств, боевые действия с их применением носят быстрый краткосрочный характер. Минные решения, от самодельных мин или взрывных устройств до современных видов мин имеют широкое применение, носят длительный характер и характерны для всех известных военных конфликтов в мире.
Современные виды военных конфликтов уже давно носят локальный характер. Здесь примером может служить опыт военного конфликта в Ираке, где основные потери бронированной техники задействованных сил Соединенных Штатов пришлись именно на применение противником минных решений — уровень потерь бронетехники составляет примерно 60% потерь всех бронемашин.
Определение оптимальной противоминной защиты выводится из характеристик возможных угроз, по мощности минных решений применяемых в современных военных конфликтах. В большинстве своем, начало боевых действий осуществляется не против высокоразвитых стран, имеющих на вооружение современные виды вооружения, в которые входят противотанковые мины с большой бронепробивной способностью, или имеющих возможность их создания или приобретения, а против слаборазвитых стран, имеющих или большие амбиции или «не демократические» режимы.
В таких странах, или на их территории, начинают использовать, со временем, мины и самодельные взрывные устройства. Даже при военным конфликте с участием развитых стран проигрывающая или проигравшая сторона начинает вести партизанскую войну, при которой, опять же начинается использование СВУ против живой силы и бронированной техники противника.
С появлением хорошо защищенных в противоминном отношении ББМ, СВУ тоже стали усовершенствоваться – появляются самодельные минные устройства с элементом поражения по типу «ударное ядро». И хотя их нельзя сравнить с промышленными образцами, способность пробивания брони у них достаточно высокая – до 40мм стали, такими СВУ можно легко вывести из строя или уничтожить практическую любую легкобронированную машину.
В основе многих СВУ используется ВВ промышленного производства. Основные отличия минных устройств самодельного и промышленного производства – обладая сравнимой мощностью, самодельные имеют большие габаритно-весовые характеристики, что усложняет их скрытую закладку. Это приводит к тому, что установка СВУ требует более углубленной закладки, что значительно снижает их мощность.
В Соединенных Штатах был проведен анализ данных по тротиловому эквиваленту применяемых минных устройств против бронетехники ВС США во всех последних военных конфликтах. Как оказалось, в основном против бронированной техники подразделений США за последнее десятилетие использовались мины и СВУ обладающие тротиловым эквивалентом порядка 6-8 кг. Сам подрыв в основном приходился под днище, колеса/гусеницы.
Подрыв под колесом/гусеницей ведет в основном к выводу машины из строя и небольшим динамическим нагрузкам личного состава от взрыва. Подрыв под днищем приводит во многих случаях к нарушению целостности корпуса (днища), большим динамическим нагрузкам на личных состав (от серьезных переломов до смертельных исходов), поражению осколками и ударной волной.
В настоящее время определяющим фактором по противоминной защите становится защита экипажа, обеспечение работоспособности машины и повышение устойчивости оборудования к воздействию последствий подрыва (которое достигается путем обеспечения удароустойчивой составляющей на крепежные узлы и блоки оборудования) уходит на второй план. Вследствие того, что основные нагрузки приходятся на днище машины, основное оборудование на нем не устанавливается, а то оборудование, что невозможно переместить, обеспечивается энергопоглощающими элементами.
Сегодня конструкторы и инженеры, при проектировании установки оборудования в машину, применяют различные оригинальные решения, для каждого блока или агрегата, может применяться собственная схема крепления.
При решении защиты экипажа, важной составляющей становиться крепление сидений/кресел к тем местам корпуса, куда по расчетам менее всего передается динамическая нагрузка – борта и крыша корпуса машины. Следующим шагом становится минимизация (исключение) контактов личного состава с днищем машины. Этого добиваются некоторыми конструктивными решениями, основным из них является зазор между днищем, принимающим всю силу подрыва, и полом обитаемой конструкции (модуль). В итоге имеем – амортизирующие сидения, закрепленные на бортах/крыше модуля, отдельно от днища выполненный пол (низ модуля), минимизирующие передачу динамических нагрузок.
Все эти решения привели к появлению нового класса ББМ «MRAP» (в переводе – защищенный от подрывов, атак из засад). Кроме увеличенной противоминной защиты ББМ, «MRAP» также обеспечивают защитой от поражения стрелковым оружием. Первыми, кто принял на вооружение новую концепцию «MRAP», являются Соединенные Штаты, постоянно участвующие в локальных конфликтах по всему миру. Соединенные Штаты оперативно просчитали угрозу исходящую от минных решений типа СВУ и в краткие сроки организовали проектирование, создание и массовое производство ББМ «MRAP».
К созданию машин привлекли довольно много известных и не очень корпораций, компаний и фирм, занимающиеся созданием военных бронированных машин. Сегодня ББМ «MRAP» имеют довольно запутанную классификацию, но все же поступают на вооружение и производятся в требуемых количествах, необходимых для нужд ВС США.
ББМ «MRAP» стали основоположниками нового вида бронемашин, имеющих общие особенности:
— оптимизированное днище машины V-образной формы;
— усиление днища за счет использования толстых бронелистов из стальных сплавов;
— установка в десантном отделении энергопоглощающих кресел/сидений;
— установка данной защиты только для десантного отделения (обитаемый модуль).
Моторный отсек, кабина с водительским местом или имеют слабую защиту, или не имеют ее вовсе. Такое решение принято не случайно – основные динамонагрузки при подрыве передается именно на слабозащищенные конструкции, которые под их воздействием начинают разрушаться, в то время как модуль, получив минимальную динамонагрузку, обеспечивает высокую живучесть. Однако это не является идеальным решением, ведь высокая живучесть достигается путем уменьшения живучести самой машины и ее мобильности.
Другим, тоже не идеальным решением, является выполнение днища из толстых бронелистов, что приводит к увеличению общей массы машины, уменьшению характеристик мобильности. Новейшие методы создания днища пока еще мало применяются и находятся на стадии опытных испытаний.
В России тоже разрабатывают ББМ «MRAP», самой известной российской разработкой в данной сфере является «Тайфун». Основные решения, примененные при создании машины:
— оптимизированное днище машины V-образной формы;
— в обитаемом модуле применили многослойное днище с противоминным поддоном;
— верхняя часть пола выполнена на упругих элементах;
— оптимизировали места установки сидений (удаление от мест вероятного подрыва);
— оборудование и вооружение машины защищены от воздействия;
— сидения личного состава энергопоглощающие с подголовниками и ременной системой безопасности.
Как планируется, разработка семейства ББМ «Тайфун» и ее модификаций завершится к 2014 году. Бронемашина проектируется, создается и испытывается в лучших традициях советской школы. Разработкой конфигураций и компоновки обитаемого модуля и кабины, энергопоглощающих кресел занимается компания «Евротехпласт». Компьютерное моделирование и расчеты проводят специалисты Саровского инженерного центра.
Основной разработчик комплексов защиты — НИИ Стали. «НИИ Стали» усиленно работает над поисками оптимальных защитных решений, проводит компьютерное моделирование влияния воздействий взрыва на разные структуры и комплексы противоминных решений. Компьютерные модели машин, выполненные из данных структур и комплексов, опять подвергаются подрывам мин и СВУ. Найденные решения будут воплощены в прототипы и испытаны на полигонах.
MRAP «Тайфун» проектировалась и создавалась «с нуля». Основные направления – ББМ с формулой колес 6х6/4х4/2х2, основные модификации ББМ – бескапотная рамная, корпусная бескапотная, капотная. Единственная реализация подхода «модуль-платформа-семейство» до «Тайфуна» — КамАЗ «Мустанг». Модульность исполнения позволит выпускать «Тайфун» в той конфигурации, которая наиболее подходит для предполагаемых условий применения. Этим достигается полная адаптация машины к эксплуатации и существенная экономия, как для производителя, так и для заказчика.
По оценкам различных экспертов, «Тайфун», по крайней мере, не уступает зарубежным аналогам «MRAP», а то и превосходит их. Как известно, Минобороны РФ уже сообщило о готовности приобретения для нужд вооруженных сил машин семейства «Тайфун» в самые ближайшие годы.
/Роман Джерелейко, topwar.ru/