Российский оборонно-промышленный комплекс по заказу Минобороны вернулся к разработке боевых лазеров. Информированный источник в ОПК сообщил «Известиям», что на следующий, 2013 год, сразу три предприятия — концерн ПВО «Алмаз-Антей» в Москве, Таганрогский авиационный научно-технический концерн имени Бериева (ТАНТК) и Воронежская фирма «Химпромавтоматика» получили техническое задание на создание лазера, способного прожигать корпуса самолетов, спутников и баллистических ракет.
По данным «Известий», ТАНТК приступил к модернизации летающей лаборатории А-60 на базе транспортного самолета Ил-76. Самолет базируется на заводском аэродроме под Таганрогом. Сама лаборатория существует с 1991 года, оставшись единственной из двух, созданных в советское время. В ней проводились эксперименты по ослеплению оптических головок самонаведения вражеских ракет, однако в 2011 году работы приостановились из-за отсутствия финансирования. Оборудование пришлось частично демонтировать.
Сейчас деньги нашлись и оптическая установка получит более мощный лазер, а летающая лаборатория пройдет полную модернизацию. «Самолет не летал два года, его нужно привести в порядок. Ориентировочно работы по модернизации самолета будут вестись весь 2013 год при условии стабильного финансирования. Параллельно совместно с «Алмаз-Антеем» начнем монтаж новых блоков лазерной установки. Надеюсь, поднять машины в небо и приступить к исследованиям получится уже в следующем году», — заявил представитель ТАНТКа.
По его словам, опытно-конструкторские работы (ОКР) возобновляются сейчас на более высоком техническом уровне. Задачей прежней модификации лазера 1ЛК222 было ослепление и временное выведение из строя оптических систем спутников на всех типах орбит. Работы по его созданию завершились в 2009 году, и на государственных испытаниях изделие признали перспективным. Сейчас на его основе будет создан комплекс с улучшенным лазером для уничтожения воздушных целей.
«Лазер будет прожигать врага высоким выделением тепловой энергии. Он должен действовать в воздушном и безвоздушном пространстве. Лазеры рассматриваются как перспективное вооружение беспилотных гиперзвуковых летательных аппаратов или космических платформ», — заглянул в будущее собеседник «Известий».
Лазер 1ЛК222 является основой всей системы противодействия аэрокосмическим силам. Система имеет кодовое наименование «Сокол-Эшелон» и разработана концерном «Алмаз-Антей» и КБ «Химпромавтоматика». Воронежцы занимаются самим лазером, а москвичи — комплексами управления и наведения. Эксперименты с отдельными узлами и системами не прерывались, и фактически лазер готов в наземном варианте, утверждают на предприятиях.
Условия в воздухе отличаются от наземных. Многое зависит от того, как отдельные элементы системы заработают при перепадах давления, температур, перегрузках. Неясно пока, какой самолет будет носителем лазерного оружия — транспортный или бомбардировщик, говорит представитель ОПК.
Глава института стратегических оценок Александр Коновалов заявил «Известиям», что аналогичные работы в США едва ли успешнее отечественных. «Их лазеры заточены на перехват огромных баллистических ракет на разгонном участке траектории, и это требует большой мощности и габаритов лазерной установки, которую размещают на Boeing-747. Не представляю, как перехватить МБР, которая разгоняется за очень короткий промежуток времени. Лазер — очень капризная штука, чувствителен к работе в атмосфере, а при облачности значительно теряет в мощности», — сказал эксперт.
Коновалов уверен, что для прожигания массивных объектов требуются большие габариты лазерных установок, в том числе гигантские аккумуляторы. «Исследовать «лучи смерти», конечно, надо. Американцы, например, намерены оснащать ими корабли, где места побольше, чем на самолете. Но лично я не верю в эффективность лазеров в обозримом будущем, хоть на море, хоть в космосе», — добавил Коновалов.
Создание лазера воздушного базирования, способного поражать массивные подвижные объекты, потребует разработки надежных и мощных источников энергии. Кроме того, вероятно, предстоит разработать и системы точного наведения и удержания на цели лазерного луча. Предстоит решить задачу дальности поражения целей — повышение мощности лазерного луча не гарантирует поражение цели на большом расстоянии.
Дальность зависит, в частности, от состояния атмосферы. Кроме того, в лазерном луче может возникать так называемый пробой, в разы снижающий его мощность. Наконец, при использовании мощной лазерной установки может проявляться эффект самофокусировки лазерного луча в пространстве.
Ранее США занимались созданием боевой лазерной установки на базе модифицированного грузового самолета Boeing 747-400F. В феврале 2010 года эта установка сумела поразить две баллистические ракеты на разгонном участке полета, однако последующие два испытания провалились. Система состояла из химического лазера и двух менее мощных лазерных систем контроля состояния атмосферы и наведения.
В 2011 году министерство обороны США признало разработку не применимой на практике и дорогостоящей. Носитель боевого лазера в феврале 2012 года отправился на хранение на площадку 309-й группы по обслуживанию и ремонту авиакосмической техники (AMARG), известной более «Кладбище».
Независимый эксперт, один из авторов книги «Новая армия России» Антон Лавров настроен не столь скептически. Он напомнил, что разработкам ослепления и вывода из строя электронных систем противника около 30 лет. Для прожигающего эффекта необходимо значительное увеличение мощности, а также кардинальное улучшение фокусировки лучевых пучков. «Возможно, какие-то успехи в этой сфере появились, раз речь зашла об уничтожении ракет. На момент развала СССР мы немного опережали в этой области американцев, и сейчас отставание не столь катастрофическое, как в других аспектах обороны», — говорит он.
/Алексей Михайлов, Владимир Волошин, izvestia.ru/
а ничего у них не получится. Надо не поджигать а просто ослеплять . Очень перспективно было бы поставить батарею полупроводниковых лазеров/100 штук/ разных длин волн на шасси Тунгуски и слепить все самолеты опускающиеся ниже 8 км./
новый боевой лазер мощный можно поставить на шасси Камаз «Тайфун»