Тяжелый бронетранспортер на базе танка Т-55 впервые был показан на 2-й выставке ВТТВ-97 в Омске. Разрабатывая машину с учетом тяжелых городских боев первой Чеченской кампании, Омское КБ транспортного машиностроения (КБТМ) в достаточно короткий срок спроектировало и построило гусеничный БТР, использовав для этого шасси устаревшего среднего танка Т-55.
Надо отметить, что работа велась в инициативном порядке, на собственные средства. В итоге получилась боевая машина, по уровню общей защищенности не уступающая, а по противоминной защите, в частности, — превосходящая основные боевые танки Т-80 и Т-90. «Ванна» корпуса, двигатель с системами и ходовая часть остались прежними. Установку на Т-55 более совершенных двигателей мощностью до 690 л.с. и модернизацию ходовой части с применением облегченных опорных катков из алюминиевого сплава КБТМ КБ проводило на других образцах, а на данном изделии разработки не внедрялись, чтобы не увеличивать его конечную стоимость.
Существенной переделке подвергли верхнюю часть корпуса танка, боевое отделение увеличили по высоте и расширили надгусеничные полки. Стальные короба продолжили над полками до кормы, внутри их расположили дополнительные топливные баки, а сверху смонтировали дымовые гранатометы системы «Туча».
Оборонительное вооружение установили во вращающейся башне на крыше корпуса. Фактически вооружение находится не в башне, а над ней, наводчик размещается внутри защищенного отсека машины. Управляет вооружением командир машины, находящийся в башне. Для наведения используются дневной, ночной и зенитный прицелы.
Поскольку комплекс ПТУР «Конкурс» перевозится внутри машины, а для стрельбы устанавливается на кронштейн снаружи башни, оператору при наведении необходимо высовываться из башенного люка по пояс. Также возможно использование ПТРК отдельно от машины, его тренога перевозится в укладке. Опытный образец демонстрировался на омской выставке в разное время с различными комплексами вооружения. 30-мм пушкой 2А42 и ПТУР или 12,7-мм пулеметом «Утес» и ПТУР.
Лобовая часть корпуса и борта прикрыты блоками встроенной динамической защиты, вдвое повышающими стойкость конструкции против кумулятивных снарядов и боевых частей ПТУР. В переводе на стальной эквивалент ее толщина достигает 600 мм (в перспективе — до 1 м). Динамическая защита, разработанная в московском НИИ стали, не реагирует на попадание обычных и крупнокалиберных пуль, осколков и 30-мм снарядов. При срабатывании одного из защитных блоков детонация не передается на соседние блоки.
Защита от бронебойных подкалиберных снарядов выросла не столь существенно — в 1,2 раза, но тут необходимо учесть тактику применения подобных машин: БТР-Т не танк, чтобы на нем идти в атаку, а высокозащищенное транспортное средство, предназначенное для доставки солдат к месту боя. Нижняя часть корпуса прикрыта противокумулятивными резинотканевыми экранами, дополненными в районе обитаемой части стальными экранами, как на Т-80У. Экраны выполняют еще и функцию пылеподавления при движении машины, что важно не только в качестве маскирующего мероприятия, но и для сохранения обзорности изнутри машины.
Противоминная стойкость корпуса также увеличена дополнительными стальными экранами на днище (в свое время подобным образом дорабатывались Т-55 и Т-62 — по опыту ведения боевых действий в Афганистане). Общая масса защиты БТР-Т примерно равна массе башни с вооружением у базовой машины — танка Т-55, поэтому динамические характеристики остались прежними.
Кроме экипажа из двух человек, БТР-Т перевозит пять пехотинцев. Возможность ведения огня на ходу для них не предусмотрена, так как ее полезность сомнительна, что и послужило причиной отказа от нее в пользу усиления защиты. Кстати, по такому же пути идет модернизация техники в зарубежных странах. Зато бойцы имеют возможность обозревать окрестности через шесть приборов наблюдения, направленных в стороны и назад по ходу машины, своевременно информируя экипаж о меняющейся обстановке.
Для посадки десанта внутрь машины служат два откидывающихся вверх массивных люка позади обитаемого отсека, открывающихся в сторону моторно-трансмиссионного отделения (МТО). В случае выхода десанта под огнем они же должны обеспечить хотя бы минимальную защиту от обстрела спереди, с боков — прикроют короба вдоль надгусеничных полок.
Название машины «плавало» — от БТР-Т до дозорно-патрульной машины ДПМ и обратно, прижился первый вариант. Немаловажное значение в нынешних условиях имеет и цена «изделия», а она в данном случае была относительно невысока, Т-55 в достаточно больших количествах хранились на складах, но их «поголовье» постепенно все равно изводили, или разрезая в переплавку, или раздавая новым «друзьям» (например, финансовой составляющей в передаче танков афганскому «северному альянсу», видимо, никто и не искал, с самого начала было ясно, что расплачиваться афганцам нечем — не долларами же от продажи наркотиков, в самом деле).
По поводу БТР-Т появился целый ряд критических статей, в которых авторы справедливо, в общем-то, указывали на недостатки: дескать, десант маловат, вооружение слабовато. Кто-то требовал установить динамическую защиту еще и на крышу, а другие, наоборот, хотели крышу снять совсем для лучшего обзора.
Тем временем армия в Чечне продолжала (и продолжает) ездить на БМП-1/2 и БТР 70/-80, причем преимущественно верхом, так как их броня практически ни от чего не спасает. Денег на выпуск хотя бы опытной партии машин и их испытания в реальной обстановке так и не нашлось.
Израильтяне, чей опыт в КБТМ наверняка учитывался, находятся в состоянии длительного вооруженного конфликта с населением Палестины. В городских боестолкновениях широко применяются тяжелые гусеничные БТР «Ахцарит», переделанные из захваченных в ходе предыдущих арабо-израильских конфликтов средних танков Т-54 и Т-55. По данным западной печати, число таких машин дошло чуть ли не до тысячи! Ничего удивительного, если учесть, что первые БТР этого типа появились аж в 1987 году.
Из 44 тонн общей массы машины более 14 тонн приходится на защиту, а вооружение состоит из одного дистанционно управляемого 7,62-мм пулемета FN М240 (еще три могут устанавливаться в простейшие крепления у верхних люков, но стрелять из них можно, лишь высунувшись по пояс). Более компактный двигатель Detroit Diesel 8V071 ТТА в сочетании с полуавтоматической трансмиссией Allison XTG-411-4 дал возможность разработчикам перекомпоновать МТО, выделив место для заднего «туннеля» для обеспечения безопасности покидания машины под огнем.
Впрочем, на безлимитные американские кредиты чего только не напроектируешь. Нам-то надо исходить из своих реальных возможностей, а не благих пожеланий установить систему «Арена», тепловизор, пушку помощнее, миномет и ПЗРК. А кто будет платить за все это «великолепие»?
Бронетранспортёр БТР-Т, оставаясь в единственном экземпляре, использовался сотрудниками КБТМ при выездах на полигон в качестве сверхпроходимого «такси». Во время демонстрации новых образцов тяжелых огнеметных систем (ТОС) представителям заказчика машина попалась на глаза одному из генералов войск химзащиты, который, ознакомившись с техникой поближе, немедленно заявил, что хочет такую же, только лучше. Мало того, ему удалось «пробить» финансирование новой темы, и в результате появилась боевая машина огнеметчиков БМО-Т на шасси Т-72.
До сих пор огнеметчики в бою вынуждены были передвигаться на БМП, которая и так давно расшифровывается как «братская могила пехоты», да еще дополнительная начинка из «шмелей» при подрыве гарантированно уничтожала все живое не только в самой машине, но и вокруг.
Место танковой башни заняла рубка большего объема, чем на БТР-Т, прикрытая спереди и с боков блоками встроенной динамической защиты. На крыше вместо специально спроектированной башни установлен стандартный командирский люк с турелью для 12,7 мм пулемета, применявшийся на «семьдесятдвойках». Экраны с элементами динамической защиты (по типу Т-90) теперь прикрывают нижнюю часть корпуса почти на всю длину.
Увеличенная высота бронированных коробов с дополнительными топливными баками на надгусеничных полках по сторонам МТО повышает безопасность покидания машины через задние люки. Своеобразный бронированный «окоп», получившийся из рубки и бортов вокруг крыши МТО, позволяет вести стрельбу «шмелями», не спешиваясь. Прицельная дальность стрельбы — до 600 м, а максимальная — до 1000 м дает преимущества в бою при поражении дотов или огневых точек в городской застройке.
Производство БМО-Т, ведущееся в Омске, можно назвать мелкосерийным. Определенный интерес к машине, который сдерживается лишь финансовыми ограничениями, проявляют и Сухопутные войска.
/А.Аксенов, topwar.ru/
Хорошая идея, на мой взгляд. Похоже, судьба этого проекта будет трудной, как всегда, а жаль.
идея хороша,думаю на выходе будет дешевле чем полностью новую делать.В соотношении 60% к 100% проект имеет право на жизнь.Было бы 8 бойцов внутри держать почти отлично бы пошло.