Начальник военно-морских операций, то есть главнокомандующий ВМС США адмирал Джонатан Гринерт, приказал направить в Персидский залив серьезное пополнение тральщиков. Так в эту зону были отправлены 4 тральщика: Devastator, Pioneer, Sentry, и Warrior, а также 4 вертолета-тральщика MH-53E Sea Dragon, которые будут оснащены самыми современными противоминными средствами. Благодаря этим действиям 5-й флот ВМС США, который дислоцируется на Бахрейн и уже имеет в своем составе 4 корабля противоминной обороны (ПМО), в этом компоненте будет усилен более чем в 2 раза.
Чем же было вызвано данное решение? В настоящее время в Пентагоне все еще не исключают вероятность военного разрешения иранской ядерной проблемы. В том случае, если Иран будет продолжать работы по разработке ядерного оружия или в ответ на международные санкции попробует затруднить судоходство в Ормузском проливе, американские военные готовы применить силу и просчитывают разнообразные варианты ведения боевых действий, в том числе и использование оружия противником.
Просчитав варианты, специалисты ВМС США пришли к выводу о том, что главную угрозу для американского флота в Персидском заливе, особенно в Ормузском проливе, представляют многочисленные малые быстроходные катера Ирана, которые вооружены торпедами, минным оружием или сами начинены взрывчаткой. Если с торпедами и самими катерами еще можно как-то справиться, усилив вооружение американских кораблей малокалиберными автоматическими пушками и крупнокалиберными пулеметами, а также задействуя штурмовые вертолеты для уничтожения «москитного флота», то с минами все обстоит гораздо сложнее.
Во время первой войны в Персидском заливе в 1991 году американцы уже сталкивались с данной проблемой. Единственным возможным и эффективным средством противодействия со стороны Ирака мощному флоту США были только мины, хотя Багдад имел лишь устаревшие их образцы. Несмотря на это в Персидском заливе на иракских минах подорвались ракетный крейсер Princeton и десантный вертолетоносец Tripoli. Оба корабля не затонули, но получили очень серьезные повреждения. Из-за существования минной угрозы американские морские пехотинцы так и не смогли высадиться на побережье южного Ирака. Для ликвидации минной опасности потребовалось серьезное напряжение американских противоминных сил.
Не исключено, что Тегеран имеет на вооружении гораздо более совершенное минное оружие, в том числе и самонаводящиеся, самотранспортирующиеся и самозакапывающиеся в ил мины, которые могут быть оснащены комбинированными, «хитрыми» взрывателями. Такие мины достаточно опасны и могут не только нанести ущерб судоходству в регионе, но и сорвать разного рода флотские операции.
В настоящее время ВМС США испытывает явный дефицит ПМК – противоминных кораблей. Впрочем, относится это не только к США, но и ко всем остальным флотам мира. Если во времена Холодной войны, когда были созданы военно-политические блоки: НАТО и Организация стран Варшавского договора, ПМК составляли практически половину от всего флота противостоящих государств, то в будущем их доля постепенно и неуклонно уменьшалась, а в настоящее время и вовсе является призрачной. Этому сегодня есть вполне разумные объяснения.
После окончания Второй мировой войны, моря, особенно те, которые опоясывали Европу, были буквально нашпигованы минами. Несмотря на почти непрерывное траление только в Балтийском море в 1945-1946 годах на минах подорвались практически 430 кораблей и катеров. Из них 230, то есть более половины, сразу же ушли на дно, погубив большое количество пассажиров и членов экипажей. Со временем минная опасность значительно сократилась и стала уходить на второй или даже третий план, но до конца она так и не исчезла, даже спустя более чем 65 лет после окончания Второй мировой войны.
Другими словами, минная опасность по-прежнему существует, но она значительно сократилась по сравнению с послевоенным периодом. Наряду с этим количество тральщиков сокращается повсеместно. Не является исключением и ВМС США, в составе которого в настоящее время находится лишь 14 кораблей противоминной обороны класса Avenger (Мститель), которые по российской классификации можно было бы отнести с некоторыми натяжками к «морским тральщикам».
Полное водоизмещение тральщиков «Avenger» составляет 1379 тонн, длина – 68,4 м, ширина – 11,9 м, осадка – 3,7 м. Все они оснащены 4-мя малошумными дизельными двигателями итальянского производства общей мощностью в 2400 л.с., которые позволяют судну развивать скорость в 14 узлов. При скорости хода в 10 узлов они могут преодолеть примерно 2.500 морских миль.
Все корабли данного класса были построены в США в период с 1987 по 1997 годы. Корабли были произведены компанией Marinette Marine Co по заказу американского правительства. Данные тральщики уже успели принять участие в боевых действиях, в частности во время проведения операции «Буря в пустыне», где они подтвердили свои высокие боевые качества.
Тральщики-искатели мин класса «Avenger» предназначены для обнаружения, локализации, классификации и последующего уничтожения или вытравливания якорных и донных мин любого типа, в прибрежных районах. Корпус данного корабля выполняется из многослойной обшивки, которая состоит из различных пород дерева (дуб, канадский кедр, пихта) с цельноклееным набором. Снаружи деревянный корпус тральщика покрыт ламинизирующим покрытием из нескольких слоев стеклопластика. Данный корпус придает кораблю легкость и прочность и в то же время отводит магнитные наводки, на которых, как правило, и срабатывают противокорабельные магнитные мины.
Палуба тральщика выполнена из многослойной пихты, а его надстройка – из многослойных и однослойных деревянных конструкций, которые, также как и корпус, покрыты стеклопластиком для защиты от разного рода атмосферных осадков. Главная энергетическая установка тральщика класса «Avenger» двухвальная и состоит из 4-х дизельных двигателей общей мощностью в 2400 л.с., а также 2-х электродвигателей мощностью в 400 л.с. Корабль оснащен носовым подруливающим устройством.
Корабли класса «Avenger» отличаются развитым противоминным вооружением. В состав его целевого оборудования входят:
— 2 противоминных телеуправляемых подводных аппарата AN/SLQ-48, которые предназначены для уничтожения и доразведки обнаруженных мин;
— комбинированный акустический и электромагнитный трал AN/SLQ-37(V)2;
— гидроакустическая станция миноискания переменной глубины погружения AN/SQQ-30/32;
— обычный контактный трал.
Обнаружение опасных подводных объектов возложено на гидроакустический комплекс AN/SQQ-32, который способен обнаружить малоразмерные цели на морском дне и под водой, а также на видеокамеры, которые размещены и на подводных аппаратах AN/SLQ-48. Несмотря на свои сравнительно большие размеры, корабли класса «Avenger» относят к одним из наиболее крупных кораблей данного класса, они практически не имеют вооружения. Все оборонительное вооружение судна состоит из 2-х крупнокалиберных 12,7-мм пулеметов, с помощью которых можно отразить лишь атаку легких катеров.
ПМК класса «Avenger» относят к современным боевым кораблям, но их число сильно ограничено. В настоящее время командование ВМС США сожалеет о том, что в 2006-2007 годах в целях экономии бюджетных средств с флота были списаны 12 сравнительно новых базовых минных тральщиков типа Osprey, которые также участвовали в операции «Буря в пустыне».
Уменьшение количества ПМК в составе ВМС ведет, в том числе, и к появлению вертолетов-тральщиков, а также необитаемых подводных аппаратов (НПА), которые используются для обнаружения и уничтожения морских мин впереди по курсу корабля. Эти средства стоит отнести к достаточно продвинутым, но они не могут дать полной гарантии безопасности какой-либо акватории.
Современные вертолеты проводят траление с большей скоростью, нежели ПМК, но в отличие от кораблей они не способны нейтрализовать довольно обширную категорию самозакапывающихся в ил или донных мин, оснащенных комбинированными взрывателями. Помимо этого, данные вертолеты должны быть достаточно мощными машинами, которые смогут тянуть за собой по морю специальные тралы. В настоящее время подобного рода вертолеты имеются лишь в составе ВМС США.
В свою очередь НПА позволяют проводить ликвидацию мин с гораздо меньшей степенью риска для тралящих судов. В настоящее время ими оснащаются не только ПМК, но и обычные боевые корабли других классов. Скорость траления при помощи НПА достаточно низкая, а опыт их применения с эсминцев, фрегатов и подводных лодок в настоящее время достаточно ограничен. Ощущает и недостаток специалистов-операторов по управлению данными аппаратами.
Вот почему при планировании боевых действий против Ирана американское командование задумалось о наиболее эффективных вариантах, если не полной ликвидации, то хотя бы существенного уменьшения минной угрозы. Оптимальный вариант для ее устранения был найден в «дуэте» ПМК типа «Avenger», а также специальных вертолетов-тральщиков MH-53E Sea Dragon, количество которых можно нарастить за счет переброски винтокрылых машин из США.
Вертолет-тральщик MH-53E Sea Dragon – это разновидность тяжелого транспортного вертолета CH-53 Sea Stallion, который был создан компанией Sikorsky Aero Engineering Corporation. Свой первый полет вертолет-долгожитель совершил еще в 1964 году. Всего с тех пор для нужд ВМС США и их союзников было построено 522 вертолета всех модификаций.
Версия вертолета MH-53E Sea Dragon предназначена для траления морских мин. Первый полет вертолет совершил в 1981 году. Поступил на вооружение ВМС в 1986 году. «Морской дракон» выполнен по одновинтовой схеме с рулевым винтом. Его силовая установка состоит из 3-х турбовальных двигателей T64-GE-416 общей мощностью в 4380 л.с. Запас топлива вертолета увеличен до 12.110 литров. Вертолет MH-53E Sea Dragon оснащается опускаемой гидроакустической станцией AN/ASQ-14, а также специальным грузовым крюком, который применяется для буксировки тралов AN/ALQ-141, AN/ALQ-166 или AN/AQS-17.
MH-53E Sea Dragon является наиболее крупным вертолетом среди всех вертолетов западных стран. Он может использоваться не только в роли тральщика, но и выполнять корабельные транспортные операции. Дополнительные возможности вертолета включают в себя: ведение поисковых и спасательных работ, дозаправку топливом в воздухе. Он способен транспортировать до 16 тонн грузов или 55 человек личного состава на дистанцию 50 миль или 10 тонн груза на дистанцию в 500 миль.
Вертолёты «Морской дракон», перебрасываемые в зону возможного конфликта, могут дислоцироваться на больших десантных кораблях, способных принимать вертолеты данного класса, либо на береговые авиабазы США в Бахрейне и других странах Персидского залива.
И все-таки даже после усиления своего 5-го флота угроза для него остается. Мины являются одним из наиболее коварных видов оружия, которое дремлет, не проявляя себя, до определенного времени, а потом взрывается, принося огромный ущерб различным судам.
/Александр Мозговой, oborona.ru/