Сегодня машины этого типа стали символом качества российской авиационной техники. Среди явных успехов отечественного авиапрома, по оценке и доброжелателей, и оппонентов, пожалуй, только вертолет Ми-17 последних модификаций заслужил такое же количество лестных отзывов.
В конце 2008 года после обнародования результатов американо-французско-индийских учений Red Flag британский журнал Flight предложил выбрать лучший истребитель среди Су-30МКИ, F-22 и F-15. Решение читателей одного из самых авторитетных авиационных изданий мира оказалось неожиданным. За Су-30МКИ – 59% из числа опрошенных, за американский самолет пятого поколения F-22 – 37%, за F-15 – 4%.
Доля в ВТС
Ценность высоких оценок «общественной экспертизы», с нашей точки зрения, повышается на фоне того, что речь идет о самолете, конкурирующем на мировых рынках с передовой продукцией из США и Западной Европы. Хорошо известно, что в борьбе за такие значимые рынки, как Индия, Малайзия и Алжир, запрещенных приемов нет. Малейшие технические и логистические недостатки немедленно превращаются в устах заинтересованных комментаторов в неискоренимые пороки. Тем не менее, уровень критики в адрес самолетов семейства Су-30МКИ не превышает, как говорится, «естественного фона».
Материальные результаты программы Су-30МКИ также вызывают уважение. Количество законтрактованных самолетов приближается к 330, поставленных – превышает 230 единиц. Решен вопрос о закупке Индией дополнительной партии самолетокомплектов Су-30МКИ для сборки по лицензии на предприятиях корпорации HAL. С учетом анонсированного расширения госзаказа объем производства самолетов рассматриваемого семейства, по самым минимальным оценкам, достигнет 400 машин. При благоприятном стечении обстоятельств этот рубеж может быть оставлен далеко позади.
Примечательно, что в последние годы поставки истребителей семейства Су-30МКИ стабильно обеспечивают почти каждый шестой доллар, приходящий в Россию по линии военного экспорта. Для относительно компактной компании, какой является корпорация «Иркут», это выдающийся результат.
Первые победы
Главным показателем заслуженного авторитета Су-30МКИ и его вариантов, по мнению многих экспертов, являются результаты международных учений, в которых практически каждый год участвуют эти истребители. Эта практика появилась в 2004 году, когда к международным учениям привлекли машины Су-30К, предназначенные в основном для завоевания господства в воздухе.
Восемнадцать истребителей этого типа, оснащенных традиционным для ранних Су-27/Су-30 радаром Н001, были поставлены в Индию в 1997 году, а сейчас ожидают модернизации и передачи новому заказчику. Несмотря на то, что Су-30К имел ограниченные возможности и значительно уступал в ТТХ будущему Су-30МКИ, уже тогда самолету удалось продемонстрировать свою высокую эффективность по сравнению с машинами конкурентов.
Командование ВВС Индии решило, что уровень подготовки пилотов 24-й эскадрильи позволяет выставить их на соревнование с американскими ВВС. Речь идет об учениях Cope India-2004. ВВС США представляли истребители F-15C.
Результаты обескуражили поклонников американской техники. Проигрыш 90% ближних маневренных воздушных боев был ожидаемым, поскольку аэродинамическое превосходство Су-30К над F-15 не вызывало сомнений. Однако индийцы оказались сильнее и в боях на средней дистанции. Пилоты, пользуясь возможностями РЛС Н001, имели преимущество при отыгрыше пуска управляемых ракет (УР) средней дальности в режиме наведения ракет на несколько целей одновременно. Неудивительно, что после учений в США вновь активизировались сторонники развития программы F-22, который только и может, как считают эксперты, соперничать с новыми самолетами российского производства.
В том же 2004 году индийские Су-30К провели серию воздушных боев с F-16C/D ВВС Сингапура в рамках учений Sindex-2004. Отрабатывались схватки, как одиночных самолетов, так и бои «пять на пять». Стороны договорились не комментировать результаты боев ввиду щепетильности темы. Не секрет, что сингапурцев интересовали реальные возможности Су-30, поступающих в Юго-Восточную Азию, а индийцев – потенциал F-16, закупленных Пакистаном.
В 2005 году спарринг-партнерами Су-30К стали машины французского смешанного отряда в составе истребителей Mirage-2000C, Mirage-2000-5, Mirage-2000N в рамках учений Garuda-II. ВВС Индии и Франции отрабатывали задачи ближнего и дальнего воздушного боя, решали задачи ПВО и сопровождения самолетов ДРЛО и У AWACS. За восемь дней было выполнено 162 полета, в том числе 80 полетов произвели Mirage-2000, 74 полёта – Су-30К, четыре – Е-3F AWACS, два – KC-135 и два – Ил-78. Общий налет индийских истребителей превысил 200 часов.
Как заявляли французские источники, Су-30К при выполнении перехватов превосходили Mirage-2000С и несколько уступали более новому на тот момент Mirage-2000-5 с РЛС RDY. В ближних воздушных боях безоговорочно победили индийские пилоты.
Превосходство неоспоримо
Международный дебют индийских Су-30МКИ состоялся на учениях Cope India-2005. Проводилась имитация одиночного и группового воздушного боя, а также полеты на перехват больших групп ударных самолетов. Условным противником для нового самолета индийских ВВС стали F-16C/D ВВС США.
Наиболее интересный аспект этих учений – состав соревнующихся «команд». Индийцев представляли только Су-30МКИ, в то время как F-16 имели информационную поддержку со стороны самолетов ДРЛО и У E-3. Принято считать, что фактор AWACS обеспечивает победу в воздушных боях, однако соотношение побед оказалось практически равным в основном благодаря превосходству радара Н011М «Барс», имеющего фазированную антенную решетку (ФАР).
Менее известны результаты индийско-британских учений Indra Dhanush-2006, в которых участвовали Су-30МКИ и истребители-перехватчики Tornado F3. Стороны договорились не разглашать результаты воздушных боев, однако, по заявлениям пилотов королевских ВВС, которым была предоставлена возможность пилотирования Су-30МКИ, российский истребитель значительно превосходит по боевым возможностям их машину.
В 2007 году в рамках учений Garuda-III соперниками ВВС Индии вновь стали «Миражи» ВВС Франции. На этот раз комментарии сторон оказались чрезвычайно скупыми, однако французы отметили высокие маневренные возможности «сушек».
Также скупыми были вести об исходах индивидуальных и групповых воздушных боев между Су-30МКИ и Eurofighter Typhoon королевских ВВС на учениях Indra Dhanush-2007, проведенных на британской авиабазе (АвБ) «Уэддингтон» (RAF Waddington). Неофициальные оценки наших машин всеми участниками были комплементарными. Следует отметить, что в рамках этих учений была проверена возможность быстрого перебазирования группировки из восьми Су-30МКИ, двух Ил-78 и одного Ил-76 на удаленный ТВД.
Особое признание многофункциональный истребитель Су-30МКИ получил на учениях Red Flag-2008 на территории США. Участники – США, Индия, Франция и Южная Корея. В ходе подготовки ВВС Индии провели 120 вылетов, расходы составили около 25 миллионов долларов. Вылет группы из Индии состоялся 7 июля, а прибытие на АвБ «Маунтин-Хоум» (AFB Mountain Home) в штате Айдахо – 17 июля. Полет проходил с посадками в Катаре, Турции, Франции и Португалии.
Командование ВВС Индии из соображений секретности запретило своим летчикам использовать бортовую РЛС «Барс» на боевых режимах (разрешались только некоторые тренировочные), включать аппаратуру радиоэлектронного противодействия, применять дипольные отражатели, а также пользоваться аппаратурой линии передачи данных (разрешалась только голосовая связь). В рамках учений Су-30МКИ решали задачи по поражению наземных объектов, сопровождали ударные группы и при этом вели воздушные бои с самолетами F-15C и F-16, выполняли огневое подавление ПВО условного противника.
По результатам выполнения боевых задач различными модификациями самолетов западного производства американская сторона вынуждена была признать, что в ходе учений Red Flag-2008 самолет Су-30МКИ превосходит основной тяжелый истребитель ВВС США F-15, а также наиболее распространенный в мире легкий истребитель F-16.
Следующий крупный успех индийских ВВС на российских самолетах был отмечен в рамках международных учений Garuda-IV. Машинам Су-30МКИ противостояли европейские самолеты Rafale и Mirage-2000. В ходе учений была выполнена не только основная программа – 430 вылетов, но и дополнительная – 100 вылетов. В ходе решения задач по перехвату воздушного противника, ведению ближнего и дальнего воздушного боя и сопровождения транспортных самолетов истребители Су-30МКИ продемонстрировал полное превосходство над истребителями европейского производства.
Достойных противников мало
Успешную серию воздушных боев «сушек» с зарубежными машинами на сегодня замыкают учебные схватки в апреле 2012 года в Малайзии. Соперничали Су-30МКМ 11-й эскадрильи королевских ВВС и F-15С с базы ВВС США на Окинаве, часть из которых оснащена новым радаром APG-63V3. Самолеты проводили бои один на один, а также отрабатывали задачи по перехвату воздушной цели. На этот раз оценка Су-30МКМ прозвучала непосредственно из уст командира 18-го авиакрыла ВВС США бригадного генерала Мэтта Моллоу (Matt Molloy):
«Мы летали с «Сухими» один на один в условиях прямой видимости и за ее диапазоном. Как и ожидалось, их самолеты прекрасно себя проявили. Они показали потрясающую маневренность во время исполнения основных боевых упражнений. Также во время выполнения задач в условиях отсутствия прямой видимости истребители представили владение ситуацией в воздушном пространстве».
Итак, на сегодня самолеты семейства Су-30МКИ продемонстрировали способность побеждать в схватках с любыми истребителями поколений «4», «4+» и «4++». При этом боевые возможности машины позволяют компенсировать отсутствие внешнего целеуказания и предупреждения со стороны самолетов ДРЛО и У, высокую боевую подготовку пилотов НАТО, а также их реальный боевой опыт, полученный в конфликтах последних 20 лет.
НАША СПРАВКА
Для участия в учениях Red Flag приглашаются только страны НАТО и ближайшие союзники США. По оценке экспертов, эти учения являются наиболее реалистичными военными играми тактической авиации в мире. Площадь задействованного полигона на АвБ «Неллис» (AFB Nellis) в штате Невада составляет около 21.000 квадратных километров.
Воспроизводятся условия боевых действий в том или ином регионе мира, тактические приемы, организация сил и средств, характерные для РФ и Китая. Боевая техника и гражданская инфраструктура «красных» имеют 50 видов наземных объектов, включая макеты танков, бронетранспортеров, позиций зенитно-ракетных комплексов и зенитной артиллерии, РЛС различного назначения, железнодорожных путей с поездами, промышленных сооружений, зданий, мостов и автомобилей.
/Евгений Друзин, vpk-news.ru/