Ловушка для Кандагарского спецназа

1984-86 годы выдались самыми горячими для 173-го отдельного отряда спецназа ГРУ (ППД – г. Кандагар), который умел добиваться боевого успеха с минимальными потерями. Не удовлетворяясь засаживанием  караванов и охотой за французскими и американскими советниками, в течение 1986 года группы Кандагарского спецназа разгромили базовые районы моджахедов в их глубоком тылу: горы Хадигар, Васатичигнай и Чинарту.

Апофеозом был февраль 1987, когда группой лейтенанта Игоря Веснина (позывной «Малыш») был уничтожен самый крупный караван оружия без каких-либо потерь с нашей стороны. В результате к весне 1987 духи практически отказались от активной деятельности и проводки караванов в зоне ответственности отряда.

В  приграничных районах Пакистана стали накапливаться без дальнейшего движения значительные запасы оружия в ожидании переброски через границу, курбаши отказывались от проводки караванов, несмотря на значительное количество бойцов в их распоряжении и даже угрозу смерти от своих за невыполнение приказа. Хекматияр был в бешенстве…

Ловушка для Кандагарского спецназа

И тут летом 1987 начала осуществляться политика национального примирения… Договорными стали не только кишлачные зоны, но и целые районы, караваны с оружием пошли через них в полной безопасности.  Душки, смекнув, что такая политика  им во благо, активизировались. Даже в центре провинции — городе Кандагаре стало небезопасно – правда, только ночью.

Одновременно с этим произошла смена командования: заменился в Союз прежний командир отряда майор Б-ан, на его место прибыл майор Г-ов. Новый командир был полной противоположностью старому: заносчивый, с высоким самомнением, он жаждал быстро выровняться в славе с новыми сослуживцами, невзирая на отсутствие опыта и не советуясь ни с кем.

Именно он, майор Г-ов, не перепроверив информацию из ХАДа, отправил в засаду на караван 3-ю роту отряда. Командиром был назначен майор У. (позывные – «Удав», «Борода»). Однако информация не только оказалась ложной, но и фатальной –  спецназ ждала ловушка

Моджахеды давно жаждали поквитаться с неуловимым «кандаки максуз», а тут наудачу и атмосфера и обстановка стала удивительно складываться в пользу первых. И хотя моджахеды не обладали всеми данными о планах советских спецназовцев, они, сконцентрировав в прилегающем районе значительные силы, стали по ночам перемещаться по кишлакам в поисках места выхода спецназа.

Тем не менее,  профессионализм спецназа снова оказался на высоте – ночью 23-го октября, скрытно пройдя через стационарные дозоры духов и минные поля, 3-я рота незамеченной подошла к месту засады – заброшенному кишлаку Кобай в 8 километрах к западу от Кандагара.

Прочесав заброшенный кишлак, часть группы ушла на горку, чтобы прикрыть отход основной группы и заняла позицию в заброшенном загоне для скота. Основная группа из 18 человек, во главе с майором У., заняла два дома по бокам дороги. План казался неплохим: бесшумно снять «духовские» дозоры, огнем из всего оружия уничтожить основные силы моджахедов, а затем уйти под прикрытие группы сверху.

С засады привезли пленных

24-го октября рассвело в начале шестого. Первый духовский дозор – два человека – был «снят» бесшумным оружием. Тела духов затащили в домики. Второй и третий дозор постигла та же участь. Когда расстреливали из АКМСБ четвертую пару, второй «дух» успел сорвать с плеча автомат и дать очередь…

В считанные секунды «зеленка» ощетинилась яркими вспышками. Еще не зная точного расположения разведчиков, «духи» били из оружия наугад, на звук только что прогремевшей очереди. Из-за дувалов выкатилась чёрная масса стреляющих «духов» и дико орущих «Аллах-Акбар». Огонь стволов разведчиков  был страшен.

В этой мясорубке невозможно было прицелиться. Спецназовцы просто водили прыгающими в руках автоматами по беснующемуся в двух десятках метрах людскому месиву. Прямо внутри этого клубка звонко рванули несколько гранат Ф-1 поднимая пыль и какие-то ошметки. Через несколько минут атака «духов» захлебнулась. Разведчики заняли круговую оборону.

Силы были слишком неравные: около 300 духов против 18-ти спецназовцев. Духи, обкладывая дома полукругом, стремились подойти поближе для последующей атаки – «ухватить за пояс». Разведчики берегли боеприпасы, разделив секторы обстрела, и стреляли только наверняка.

Какой-то авторитетный «дух», взяв мегафон, стал лёжа гортанно выкрикивать ритмичные призывы, всё больше и больше повышая тон. Так он подбадривал моджахедов для атаки, они вторили ему. Минут через пять, предполагая, что духи дошли до нужной кондиции, «глашатай» громко каркнул. Сразу же моджахеды ринулись в атаку – все три сотни. Эта лавина была остановлена в 3-4-х метрах от домов – разрывы «эфок» и «подствольников» клали по 3-4 человека из атакующей цепи, пулемёт сержанта Славы Горобца бил в упор…

Бой длился уже третий час. Духи, подтянув к дувалам гранатомёты и безоткатки, стали методично расстреливать глинобитные дома…

Выстрелами из гранатомёта «духам» удалось развалить часть стены и дом, где был майор У. со своей группой, стал простреливаться. Разрывом гранаты оторвало руку пулеметчику сержанту Горобцу. Сам Слава, будто не заметил этого и продолжал вести огонь из пулемёта, пока не скончался от потери крови. Атаки не прекращались, и боеприпасы были уже на исходе.

Сержант Андрей Горячев отдал свой автомат старшему лейтенанту Ч., взял его заклинивший, вскрыл банку тушенки и смазал оружие. Потом Андрей отпугивал духов, пуская сигнальные ракеты в упор, выходил из укрытия в редких промежутках между атаками и собирал у убитых духов гранаты и патроны. Там его и подстрелил духовский снайпер. Рискуя жизнью, лейтенант Ч. затащил Андрея назад в дом. Вскоре началась новая атака, при отражении которой Андрей Горячев, получив множество ранений, скончался, сжав в руках почти пустой автомат.

Сержант Андрей ГорячевСержант кандагарского отряда 173-го оосп Андрей Горячев перед выходом на засаду осенью 1987 года. Афганская одежда и чалма позволяли бойцам группы сойти за одну из местных банд и использовать выигранное преимущество. В экипировке — кеды, пояс с карманами под выстрелы к подствольному ГП-25 и разгрузочный жилет, в карманах которого, помимо автоматных «рожков», гранаты и сигнальные патроны. Сержант Горячев погиб 24 октября 1987 года от множественных ранений в бою в кишлаке Кобай.

Тяжелораненый радист Иван Ошомок ещё два часа выходил на связь с ППД…
Подошли Су-25, запрашивая на подходе «Землю». Лейтенант Х-ин (позывной «Герцог»), находящийся во втором доме немедленно ответил: «Воздух, я — Герцог, нахожусь в двух домах на северной окраине кишлака Кобай, обозначаю себя дымом».
— Видим, дорогой. Наводи.
— Работайте 50 метров южнее, западнее, восточнее меня триста—четыреста метров южнее и восточнее ДШК.
— Так близко не сможем, но попробуем.

Минуту спустя хвостатые огненные стрелы с оглушительным визгом проносились рядом с домами, наводя ужас на окруживших дома душманов. Так же точно работали и три остальные пары с краткими перерывами. Последней паре не повезло. По уходившему с боевого курса «грачу» лейтенанта Г. выпустили «Стингер», который попал в движок. Пилот сумел посадить машину на аэродром.

После этого все началось сначала. Возобновила огонь безоткатка, гранатометчики старались достать разведчиков. Шел четвёртый час боя…

Группа прикрытия под командованием лейтенанта Т., находящаяся в четырёхстах метрах выше, ничем не могла помочь своим товарищам. Подойти по открытой местности они не могли (только бы зря раскрылись), но вступили в бой в самый нужный момент. В разгар боя подъехала «барбухайка» с подкреплением к «духам» и остановилась у подножия горки – в 60-ти метрах ниже затаившихся разведчиков. Лавина огня сверзилась на эту  «барбухайку» — духовское подкрепление перестало существовать.

К пятому часу боя подошла бронегруппа – приданный танк Т-62 и два БэТРа отряда. Особенно отличились «трактористы» — стали класть осколочные снаряды с филигранной точностью в 30-ти метрах от позиций спецназа уже на подходе, отсекая духов. Затем они быстро заставили замолчать безоткатки и пулемёты духов.

Так закончился этот бой, в котором 18 спецназовцев ГРУ воевали против более чем 300 душманов — только перед  домиками их лежало около сотни. «Духи» лишний раз убедились, что спецназ умеет воевать и предпочитает смерть плену. Потеряв 9 человек убитыми и 11 ранеными, отряд уничтожил более сотни духов.

Восемьдесят седьмой – октябрь
Афганистан – Кандагар
В утренней дымке рассвета
Виднелся кишлак – Кобай.
Двадцать вторая бригада
Третья рота Спецназа
Приняла бой — у дувалов
Попав у развилки в засаду.
Бой шёл уже пять часов
Отбито атак — так много
Но яростный крик врагов
Слышен опять у порога.
Не умолкал пулемёт
«Зелёнка» огнём пылала
Бил их в упор – сержант
Патронов уже не хватало.
Влетела в окно – граната
И тело пронзило болью
Оторвано взрывом – запястье
И кровь растеклась по полу.
Петлей, затянув – обрубок
Не прекращал он огня
А рядом лежал – подсумок
И в нём «Ф–1» — для себя.
Да, наша жизнь — миг, мгновенье
И у каждого выбор есть –
О себе, лишь оставить – забвенье
Или Память людскую и Честь.
(В.Иванов, «Сержант Горобец»)

Дорогие наши дети! Родина, страна – это не правительство, и не политический строй. Вашей Родине – тысяча лет. И за эту тысячу лет Ваши предки прописали по первое число всем, кто на них рыпнулся. И оставили Вам в наследство одну шестую часть суши. Ваша задача – не просрать то, что Вам оставили.

Глоссарий

— 173-й отдельный отряд спецназа ГРУ: это настоящее (в описываемый период – секретное) наименование части. Во всех документах тех лет назывался как «3-й отдельный мотострелковый батальон», в/ч пп 96044. Полное настоящее наименование: 173-ий отдельный отряд специального назначения ГРУ ГШ. 173-й ООСпН организационно входил в 22-ю бригаду спецназа (штаб – в г. Лашкаргах);

— ГРУ ГШ: Главное Разведывательное Управление Генерального Штаба;

— в/ч пп:  «воинская часть полевая почта», обозначение воинской части в несекретных документах (в т.ч. в письмах из Союза);

— ППД – пункт постоянной дислокации;

— Хекматияр: Гульбеддин Хекматияр, один из самых влиятельных полевых командиров моджахедов, лидер Исламской Партии Афганистана;

— ХАД: афганский КГБ;

— «Кандаки максуз»: батальон спецназа (пушту);

— АКМСБ: Автомат Калашникова модернизированный  со складным прикладом (АКМС), оснащённый прибором бесшумной и беспламенной стрельбы;

— Ф-1 («эфка», «лимонка»): ручная осколочная граната;

— «Подствольник»:  осколочная граната ВОГ-25 к подствольному гранатомёту ГП-25. Соответственно, ГП-25 входил как дополнительное оснащение к  спеназовским АКМС. Также «подствольником» называют и сам ГП-25.

— Безоткатка:  безоткатное орудие;

— Су-25 (он же «грач»):  штурмовик;

— «Стингер»:  переносной зенитный ракетный комплекс (ПЗРК);

— «Барбухайка»: афганский грузовой автомобиль;

— T-62: танк, применявшийся советскими войсками в Афганистане;

— БэТР (он же «Бэ Тэ эР»): бронетранспортёр. Советский спецназ в Афганистане воевал на БТР-70.

/По материалам altapress.ru/

32 КОММЕНТАРИИ

  1. Да благословит всевышний на долгую благодатную и благотворную жизнь всех вернувщихся!!!!
    Олег Шапочкин был моим командиром и не боюсь этого слова другом, царство небесное и низкий поклон не вернувшимся, пусть всевышний хранит их под своим «крылом»!!!

  2. Здравствуйте дорогие ветераны. Жизненная ситуация сложилась таким образом, что мне, дабы привнести радости в уходящие годы своего отца, необходимо знать живы ли и здоровы его товарищи, друзья-сослуживцы, всё ли у них хорошо.
    Мой отец, Жданов Евгений Иванович, уроженец села Атманов Угол, Сосновского р-на, Тамбовской обл. проходил срочку разведчиком в 54607-Чучковской 16й бригаде с 1984 по 86, толи с 86 по 88. Точной информацией о роте, отряде на данный момент, к сожалению, не располагаю. Ищу друзей отца. Его сын, выпускник 2й Псковской, Жданов С.Е.

  3. В в/ч 94029 со дня образования 80-й год.Группа ЗСУ. Расположение находилось в 5 роте,так что со ст.лейтенантом Удовиченко приходилось общаться очень часто. Офицер от бога. Светлая ему память.

  4. Я Хафизов Мухуддин служил в г 1983-85 в Кандагаре, 3 мотострелковой батальон спецназ 96044

  5. Ребята, до сих пор не знаю как погиб мой муж, младший сержант Чабанюк Игорь. С мая 1984 по декабрь 1984, п/п 96044. Может кто его помнит,отзовитесь! [email protected]

  6. Помню этот случай. С Голубцовым лично не знаком,но Су-25 на восстановление закатили в наш ангар в.ч 40599 ПАРМ 192. Помню сослуживца ст.пр-к Муха Николай группа АО он из Чернигова восстанавливал этот штурмовичок. Однажды был обстрел,но не прицельно РС рванул метрах в 20-ти.О дальнейшей судьбе пилота и Су-25 не знаю.Убыл в Союз.

  7. В апреле 87 были гораздо большие потери спецназа. духи при вылете на задание, сбили две вертушки, одна из которых накрыла третью. Взорвались в одной из них доп. топливные баки. Двадцать с лишним 200-х. Было это в конце апреля. Число не помню. Сохранились фотографии.

  8. Вечная память таким славным сынам нашей Отчизны как Андрей Горячев. Мы проходили этот кишлак в 84-м…

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя