Главная Аналитические статьи и мнения

Человек и боевая машина: о человеке забыли

2
626

Человек и боевая машина. На разных этапах развития цивилизации наука по-своему осмысливает это сочетание, образующее единую антропотехническую систему. Катастрофы второй половины XX века заставили задуматься о взаимодействии людей и созданных ими машин. Выяснилось, что зачастую в самой конструкции машины заложена необходимость приспосабливаться к ее функциям вопреки физическим и психологическим возможностям человека. Особенно ярко данное противоречие проявилось в военной технике.

Действительно, до сих пор оцениваются лишь огневая мощь, защищенность и мобильность объектов военной техники (ОВТ). Некоторые эксперты предлагают добавить фактор надежности. Нетрудно заметить, что человек из этого перечня «выпал», оказался, по известной поговорке, в роли пятого колеса в телеге.

Казалось бы, генеральная линия совершенствования ОВТ подтверждает сказанное: электронные устройства уже выполняют многие функции человека-оператора, разрабатываются боевые машины-роботы. Однако практика повседневной деятельности войск и особенно боевой опыт свидетельствуют об обратном. В современной войне роль человека возрастает, а игнорирование этого приводит к катастрофам в мирное время и тяжелым потерям в военное.

Не случайно при разработке нового вооружения за рубежом самое серьезное внимание обращают на улучшение обитаемости ОВТ и защиты экипажа. Например, в танках третьего поколения (М1 «Абрамс», «Леопард-2», «Меркава») эти показатели улучшены по сравнению с предшествующими образцами в несколько раз.

В Советской Армии «человеческому фактору» на словах всегда отводилась решающая роль в вооруженной борьбе. На данную тему написаны десятки научных трудов. Однако, как у нас часто случается, на практике интересы людей при создании военной техники игнорировались. В частности, требования по обитаемости ОВТ были разработаны и приняты лишь в 1980-е годы. Они изложены в 12 медико-технических требованиях Министерства обороны (МП МО), 28 нормативно-технических документах и 48 Государственных стандартах.

Как видим, бумаг достаточно. Однако в состоящих на вооружении Сухопутных войск образцах боевых машин их требования выполняются отнюдь не полностью. Как следствие немало профессиональных заболеваний военнослужащих получены в результате эксплуатации опасной для здоровья техники. Согласно одному из документов, «обитаемость ОВТ – это условия жизни, боевой деятельности и быта личного состава, созданные при разработке (модернизации) и производстве объекта, обеспечивающие сохранение работоспособности и здоровья человека с целью эффективной эксплуатации боевых и технических средств ОВТ в заданных режимах и климатических зонах (районах)».

Приведенное определение дает общебиологическое (точнее, медицинское) представление. Военно-техническая сторона проблемы, связанная с реализацией медицинских требований к средствам обеспечения обитаемости (ТСОО) и жизнеобеспечения (СЖО), осталась за рамками и цитаты, и документа в целом. Вместе с тем именно ее можно считать главенствующей. Попытаемся проанализировать ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ, отрицательно влияющие на условия деятельности людей, находящихся в боевой технике.

Первой и основной причиной можно назвать появление оружия массового поражения. Сегодня, несмотря на ряд политических заявлений, еще живо представление о возможности применения ядерного и химического оружия. Это находит отражение в оборудовании, как у нас, так и за рубежом техники сухопутных войск системами противоатомной и противохимической защиты (ПАЗ, ПХЗ). Они обеспечивают герметизацию машин, включают фильтровентиляционные установки, приборы индикации и автоматического управления.

В полной изоляции от внешней среды в ограниченном объеме размещаются экипаж и внутреннее оборудование. Оборудование, элементы которого являются источниками интенсивного выделения теплового, электромагнитного (в том числе СВЧ), светового и других видов излучений, а также загрязнения воздуха (пороховые, отработанные, аккумуляторные газы).

Воздействие на организм шума, тряски, вибраций, вредных примесей в воздушной среде, по данным многочисленных исследований, отрицательно сказываются на боевой эффективности комплекса вооружения в целом.

Испытания показали, что при неудовлетворительном микроклимате обитаемого пространства скорость вождения уменьшается на 19%, время выполнения огневой задачи увеличивается на 35%, а число промахов – на 40%.

Работа в герметизированном корпусе, лишенном доступа естественного света и имеющем высокий коэффициент отражения звука, вызывает у людей психическое утомление, которое имеет в дальнейшем негативные последствия различного характера. По данным, полученным на учениях, вследствие ухудшения состояния людей, действующих в герметизированных объектах, каждый день наступательной операции ведет к снижению боеспособности войск на 7-10%.

Вторая причина. Конструкторы постоянно стремятся снизить уязвимость ОВТ на поле боя за счет уменьшения габаритов и увеличения толщины брони. В частности, советские танкостроители довели эти параметры до предела, за которым человек уже просто не в состоянии находиться в танке.

По едкому замечанию немецкого журнала «Soldat und Technik», проанализировавшего в одной из статей компоновку танков Т-64 и Т-72, «русские будут вынуждены выращивать для их экипажей особую породу низкорослых и крепких людей». На самом деле, в семидесятые годы были введены ограничения по росту на пополнение, поступающее в танковые войска.

Растет насыщенность ОВТ различной аппаратурой, что приводит к резкому уменьшению свободного пространства в боевой машине. По данным С.Богданова, в современном танке примерно столько же органов управления и средств отображения информации, как и на космическом корабле,– более 200. Только приборов прицеливания и наблюдения – десятки наименований. Не легче и механикам-водителям. К примеру, 13 приборов фиксируют лишь текущие параметры силовой установки.

Малые объемы рабочих мест (см. таблицу ниже), длительное вынужденное пребывание в стесненных условиях в статичной позе приводят к перенапряжению отдельных групп мышц и иннервирующих их нервных клеток – следовательно, быстро прогрессирует утомление. Например, ограничение подвижности в течение трёх суток приводит к снижению показателей работоспособности экипажа на 30%. После длительных маршей большинство механиков-водителей жалуются на общую усталость и сильные боли в икроножных мышцах.

ОБЪЁМ, ЗАНИМАЕМЫЙ ЧЛЕНАМИ ЭКИПАЖА (куб. м)

Третья причина обусловлена ростом огневой мощи (калибра и скорострельности) вооружения. Изменились пороха, и в составе пороховых газов повысилась концентрация высокотоксичных компонентов. В результате экипаж оказался просто в непереносимой среде. Стрельба из всех видов оружия БМП в условиях герметизации уже через минуту может вызвать отравление половины личного состава.

Опыт боевых действий в Афганистане показал, что после 10-15 выстрелов 152-мм самоходной гаубицы некоторые расчеты с трудом вели стрельбу из-за высокой концентрации токсичных веществ. По нашим данным, за период с 1982 по 1984 год в Вооруженных Силах было 1225 только официально зарегистрированных случаев отравления пороховыми газами. Известны также отдельные случаи отравления пороховыми газами экипажей танков Т-64 при стрельбе из вкладного ствола.

Четвёртая причина связана с созданием мощных двигателей и дальнейшим ростом мобильности ОВТ. Технически совершенные машины потенциально способны совершать марши на 1500 км и более. Однако, чем больше темп марша и его продолжительность, тем интенсивнее действуют шум и тряска на экипаж. Уровень стабильного акустического шума в бронетанковой технике превышает нормативы на 10-35 децибел, а в кабинах инженерных машин – на 20 децибел. Разборчивость речи по танковому переговорному устройству уменьшается на 5-25%.

Совершенно необычно влияет на центральную нервную систему сам факт перемещения ОВТ в пространстве. Под действием инерционных сил, знакопеременных ускорений, вибраций и толчков органы и ткани человека подвергаются смещениям и сотрясениям. Увеличивается нагрузка на сосудистую систему. Иногда это вызывает изменения в регионарном кровообращении.

Вибрация рабочего места может приближаться к одной из частот колебаний наших внутренних органов. Диапазон 11…35 герц (особенно 16 герц) люди переносят с трудом. У них происходит непроизвольное мочеиспускание, возникают боли во внутренних органах, головокружение, тошнота, рвота, они теряют сознание, нарушается ритм или даже прекращается сердцебиение. Таковы обычные следствия воздействия низкочастотных колебаний, характерных для гусеничной техники. При систематическом воздействии вибрации у отдельных военнослужащих образуются песок и камни в почках и мочевом пузыре.

Последняя причина связана с полифункциональностью ОВТ, необходимостью решать большое количество задач в короткие сроки. Развитие встроенных автоматизированных систем управления привело к усложнению алгоритмов и росту объема выполняемых экипажами функций. Возникают информационные перегрузки. Сложность информационных моделей и количество средств отображения, при помощи которых они реализуются, не всегда адекватны возможностям человека.

При избытке информации эмоциональная напряженность обостряется в связи с необходимостью быстро воспринимать ее, перекодировать и осуществлять ответные действия. В результате внимание притупляется, снижается функциональная подвижность нервных процессов, усиливается воздействие на гормональные механизмы и вегетативные реакции.

Умственный труд, являющийся сегодня основным для подавляющего большинства военных специалистов, характеризуется гипокинезией, гиподинамией и нервным напряжением. Это ведет к функциональным нарушениям сердечно-сосудистой и центральной нервной систем, способствует развитию ишемической болезни сердца.

Разумеется, рассмотренные выше причины и факторы негативного влияния существующих образцов ОВТ на человека не определяют весь перечень вопросов, подлежащих исследованию по проблеме обитаемости. Возникли новые вредные факторы воинского труда (радиация, неионизирующие излучения, компоненты топлив, инфразвук, сейсмические волны, лазерные излучения и др.), все более вредными становятся ранее известные.

К сожалению, указанным тенденциям не была противопоставлена целенаправленная программа по улучшению обитаемости боевой техники. Конструкторы как будто забыли, что при создании конкретных образцов необходимо учитывать возможности и потребности человеческого организма.

До сих пор в герметизированных объектах отсутствуют элементарные устройства для подогрева пищи, кипячения воды, отправления естественных надобностей. Не предусмотрена возможность отдохнуть лежа, нет рабочих мест в позе полулежа. Следует подчеркнуть, что именно здесь кроются многие причины профессиональных заболеваний военнослужащих.

Очевидно, доминирующим критерием при разработке обитаемых объектов должна стать безопасность воинского труда. Именно по этому показателю отечественные ОВТ (особенно наземная техника) уступают иностранным образцам. Так, хотя в течение действительной военной службы танкисты связаны с техникой лишь 12-15% рабочего времени (и всего 3-5% времени находятся непосредственно в танке), действие негативных факторов среды обитания на организм нередко приводит к возникновению у них таких болезней, как нефрит и цистит, радикулит и миозит, болезни ЛОР-органов и сердечно-сосудистой системы.

Кроме того, большие потенциальные возможности техники, достигаемые ценой огромных материальных затрат, личный состав реализует далеко не полностью, и отнюдь не по своей вине. В частности (по данным Б.Борисова, И.Кудрина, М.Тихонова), эффективность применения артиллерийских орудий снижается на 40%, некоторых типов зенитных ракетных комплексов на 20-30, а танков – на 30-35%. В среднем реальный уровень отдачи образцов ОВТ именно из-за того, что не учитываются возможности человека, на 20-30% ниже потенциального.

Научно-технический прогресс в военном деле является лишь материальной предпосылкой совершенствования боевой техники. Ее эффективность не сводится только к передовому уровню установленного вооружения, органов управления, силовой установки и т. д. Главным оказывается человек, его физическое и душевное здоровье. Существующие же ТСОО бронетанковой техники не полностью удовлетворяют этому требованию. Производство их перспективных образцов не выходит за рамки единичных опытов.

Реализация медико-технических требований к обитаемости ОВТ – комплексная проблема, требующая совместных активных действий заинтересованных организаций. Практически решить ее можно лишь при одновременной проработке всей совокупности вопросов проектирования, производства, эксплуатации и ремонта. Считаем необходимым дополнить стандартное определение обитаемости понятием нормативная обитаемость, т.е. искусственно создаваемая и поддерживаемая специальными мерами, средствами и системами среда ОВТ. В широком смысле это система научно обоснованных норм, требований и правил, унифицированных методик и программ оценки, контроля, разработки, производства, эксплуатации и медико-технической экспертизы ОВТ.

На наш взгляд, в целях обеспечения единого подхода к нормативной обитаемости стоило бы разработать Положение о медико-техническом сопровождении жизненного цикла ОВТ, где перечислялись бы организационно-технические и санитарно-гигиенические требования ко всем участникам процесса разработки, производства и эксплуатации военной техники. Нормативная обитаемость должна стать таким же предметом внимания разработчиков и заказчиков, как и огневая мощь, защищенность, подвижность.

/П.ВЯЗИЦКИЙ, генерал-лейтенант медицинской службы, доктор медицин. наук;
И.КУДРИН, полковник медицинской службы, профессор, доктор медицинских наук;
М.ДЬЯКОНОВ, полковник медицинской службы, доктор медицинских наук;
М.ТИХОНОВ, полковник, otvaga2004.ru/

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Константин

    Правильно, конечно, обитаемость боевой техники вещь очень важная. Но что-то мне подсказывает, что увеличение объёма в танке, занимаемого командиром с 0.8 куба до 1 куба не сильно облегчит жизнь командира в танке, но зато ощутимо снизит выживаемость танков, а как следствие и этих самых командиров. И вообще напрасно здесь говорится, что конструкторы не думают о обитаемости боевых машин. Просто боевая машина это не круизный лайнер. Она не для того чтобы в ней жить, а для того чтобы не умереть.

  2. кот-333

    У французкого танка Леклерк компоновка также довольно плотная,а кандёр работает не для комфорта экипажа,а для оптимальной температуры работающей электроники.И никакой истерии.Лучше бы вы солдат качественно лечить научились,а то у вас все солдатские болезни лечатся только йодом,мазью вишневского и фурацилином.