2 ноября 1996 года в городе Северодвинске в торжественной обстановке была заложена первая (как в нашей стране, так и в мире) атомная стратегическая подводная лодка, относящаяся к 4-му поколению. Новый подводный ракетоносец стратегического назначения был назван «Юрий Долгорукий». Исследования в области ракетных подводных лодок, относящейся к новому 4-му поколению, начались еще в СССР в 1978 году.
Непосредственной разработкой АПЛ проекта 955 (шифр «Борей») занималось ЦКБ «Рубин», главным конструктором по проекту был В.Н.Здорнов. К активным работам приступили в конце 1980-х годов. К этому моменту изменилась и общемировая обстановка, что наложило определенный отпечаток на облик новой подлодки. В частности было решено отказаться от экзотической компоновки и гигантских размеров, которыми обладали ПЛА «Акула», вернувшись к «классической» схеме.
Согласно первоначальным планам новый подводный ракетоносец планировали вооружить ракетным комплексом, созданным «макеевской» фирмой. Основным вооружением подводной лодки должны были стать мощные твердотопливные ракеты «Барк», оснащенные новой системой инерциально-спутникового наведения на цель, что позволило бы значительно улучшить точность стрельбы. Но серия неудачных испытательных пусков ракеты и скудное финансирование заставили конструкторов пересмотреть состав ракетного вооружения ракетоносца.
В 1998 году в Московском институте теплотехники (МИТ), который до этого специализировался на проектировании стратегических баллистических твердотопливных ракет наземного базирования (среди которых ракеты «Курьер», «Пионер», «Тополь» и «Тополь-М»), а также противолодочных ракетных систем (знаменитая «Медведка») была начата работа по созданию абсолютно новой ракетной системы, которая известна как «Булава». Данный комплекс по точности поражения целей и способности преодоления ПРО противника должен превзойти американский аналог – «Трайдент» II.
Новая морская ракета достаточно сильно унифицирована с состоящей на вооружении РВСН межконтинентальной баллистической ракетой «Тополь-М», не являясь при этом ее прямой модификацией. Существенные различия в особенностях наземного и морского базирования не позволяют разработать универсальную ракету, которая бы в одинаковой степени удовлетворяла требованиям РВСН и ВМФ.
Новая ракета морского базирования Р-30 «Булава» по разным данным способна нести от 6 до 10 ядерных блоков индивидуального наведения, которые обладают возможностью маневра по тангажу и рысканию. Общий забрасываемый вес ракеты составляет 1150 кг. Максимальная дальность пуска составляет 8000 км, что достаточно для поражения практически всех точек на территории США за исключением юга Калифорнии и Флориды. В то же время во время проведения последнего испытательного запуска ракета преодолела 9100 км.
Согласно существующим планам по модернизации подводного флота России, РПКСН проекта 955 «Борей» должны стать одним из 4-х типов подводных лодок, которые будут приняты на вооружение. В свое время одной из особенностей советского, а затем и российского флота было использование десятков разнообразных модификаций и типов подводных лодок, что существенно осложняло их ремонт и эксплуатацию.
В настоящее время между Минобороны РФ и ОСК – Объединенной Судостроительной Корпорацией подписан контракт на разработку модифицированной версии РПКСН пр. 955А «Борей». Сумма контракта на разработку лодок составила 39 млрд. рублей. Строительство подводных лодок проекта 955А будет осуществляться в Северодвинске на ПО «Севмаш». Подводные лодки нового проекта будут иметь по 20 БРПЛ «Булава» и усовершенствованный комплекс вычислительных средств.
История создания и конструктивные особенности
Начиная с конца 80-х годов, подводная лодка проекта 955 проектировалась как двухвальный РПКСН, аналогичный по своей конструкции подводным лодкам серии 667 БДРМ «Дельфин» с уменьшенной высотой шахт баллистических ракет под ракетный комплекс «Барк». По данному проекту и была заложена в 1996 году субмарина с заводским номером 201. В 1998 году было принято решение об отказе от БРПЛ «Барк» в пользу создания новой твердотопливной ракеты «Булава», обладающей другими габаритами.
Такое решение привело к перепроектированию подводной лодки. Одновременно с этим стало понятно, что субмарина не сможет быть построена и введена в строй в разумные сроки в условиях сокращения объемов финансирования и распада СССР. Развал СССР привел к прекращению поставок специфических марок металлопроката производства Запорожского Сталелитейного Завода, оказавшегося на территории независимой Украины. При этом при создании лодок было принято решение об использовании заделов по недостроенным подводным лодкам проектов 949А «Антей» и 971 «Щука-Б».
Движение подводной лодки осуществляется при помощи одновальной водометной движительной установки, обладающей пропульсивными качествами. Аналогично подводным ракетоносцам проекта 971 «Щука-Б», новая подводная лодка имеет выдвижные носовые горизонтальные рули с закрылками, а также два откидывающиеся подруливающие устройства, которые повышали ее маневренность.
Подводные лодки проекта «Борей» оснащаются системой спасения – всплывающей спасательной камерой, которая может вместить весь экипаж субмарины. Спасательная камера находится в корпусе лодки позади от пусковых установок БРПЛ. Помимо этого на подводном ракетоносце имеется 5 спасательных плотов класса КСУ-600Н-4.
Корпус подводной лодки проекта 955 «Борей» имеет двухкорпусную конструкцию. Вероятнее всего, прочный корпус лодки выполнен из стали толщиной до 48 мм и показателями предела текучести 100 кгс/кв.мм. Сборка корпуса субмарины производится блочным методом. Оборудование подводной лодки монтируется внутри ее корпуса в амортизационных блоках на специальных амортизаторах, которые являются частью общеконструкционной системы двухкаскадной системы амортизации. Каждый из амортизационных блоков изолирован от корпуса субмарины при помощи резинокордных пневматических амортизаторов. Носовая оконечность ограждения рубки ПЛА изготовлена с наклоном вперед, это сделано с целью улучшения обтекания.
Корпус подводной лодки покрыт специальным резиновым противогидроакустическим покрытием, также в ее конструкции, вероятно, применяются активные средства снижения шума. Согласно словам А.А.Дьячкова, гендиректора ЦКБ «Рубин», подводные лодки проекта 955 «Борей» обладают в 5 раз меньшей шумностью, чем ПЛА проектов 949А «Антей» или 971 «Щука-Б».
Гидроакустическое вооружение подводной лодки представлено МГК-600Б «Иртыш-Амфора-Борей» – единым автоматизированным цифровым ГАК, который объединяет в себе как сам ГАК в чистом его понимании (эхопеленгование, шумопеленгование, классификация целей, ГА-связь, обнаружение ГА-сигналов), так и все гидроакустические станции так называемой «малой акустики» (измерение скорости звука, измерение толщины льда, миноискание, обнаружение торпед, поиск полыней и разводий). Предполагается, что дальность действия данного комплекса превзойдет ГАК американских подводных лодок типа «Вирджиния».
На подводной лодке установлена ядерная энергетическая установка (ЯЭУ), вероятнее всего, с водо-водяным реактором на тепловых нейтронах ВМ-5 или же аналогичная с мощностью порядка 190 МВт. На реакторе используется система управления и защиты ППУ – «Алиот». По неподтвержденной пока что информации на лодках данного проекта будет установлена ЯЭУ нового поколения. Для движения субмарины задействуется одновальная паровая блочная паротурбинная установка с главным турбозубчатым агрегатом ОК-9ВМ или аналогичным ему с улучшенной амортизацией и мощностью приблизительно 50.000 л.с.
Для улучшения маневренности подводная лодка проекта 955 «Борей» оснащается 2-мя подруливающими двухскоростными гребными электродвигателями ПГ-160, каждый мощностью по 410 л.с. (по другим данным мощностью в 370 л.с.). Данные электродвигатели находятся в выдвигаемых колонках в кормовой части субмарины.
Основным вооружением лодки являются твердотопливные баллистические ракеты Р-30 «Булава», созданные Московским Институтом Теплотехники. Корабельный боевой стартовый комплекс (КБСК) был создан в ГРЦ им. Макеева (город Миасс). На первых лодках проекта 955 «Борей» будет находиться по 16 БРПЛ «Булава», на лодках проекта 955А их количество будет доведено до 20 единиц.
Помимо ракет лодка имеет 8 носовых 533-мм торпедных аппаратов (максимальный боезапас 40 торпед, ракето-торпед или самотранспортирующихся мин). С борта лодки могут применяться торпеды УСЭТ-80 и УГСТ, ракеты ПЛРК «Водопад». Также имеется 6 одноразовых неперезаряжаемых 533-мм пусковых установки РЭПС-324 «Шлагбаум» для запуска средств гидроакустического противодействия, которые расположены в надстройке (аналогично лодкам проекта 971). Боекомплект — 6 самоходных приборов гидроакустического противодействия: МГ-104 «Бросок» или МГ-114 «Берилл».
По состоянию на май 2011 года было известно, что, начиная с 4-го корпуса подлодок проекта 955 «Борей» (условно пр. 09554), будет изменяться форма корпуса лодки, которая станет ближе к изначально задуманному облику субмарин. Вероятно, данные лодки будут строиться без использования задела, который остался от ПЛА пр. 971. В носовых отсеках РПКСН планируется отказаться от двухкорпусности.
Наряду с носовыми антеннами ГАК «Иртыш-Амфора» будут использоваться протяжные корпусные антенны ГАК. Торпедные аппараты планируется сдвинуть ближе к центру корпуса и сделать их бортовыми. Передние рули глубины собираются переместить на рубку. Количество пусковых шахт планируется довести до 20, с уменьшением размеров проницаемой надстройки в районе шахт. Подвергнется модернизации и энергетическая установка, которая будет унифицирована с другими подлодками 4-го поколения.
Основные ТТХ лодки:
Экипаж – 107 человек (в том числе 55 офицеров);
Длина наибольшая – 170 м;
Ширина наибольшая – 13,5 м;
Осадка корпуса средняя – 10 м;
Водоизмещение подводное – 24.000 т;
Водоизмещение надводное – 14.720 т;
Скорость подводного хода – 29 узлов;
Скорость надводного хода – 15 узлов;
Глубина погружения предельная – 480 м;
Глубина погружения рабочая – 400 м;
Автономность плавания – 90 суток;
Вооружение – 16 ПУ ракет Р-30 «Булава», на лодках проекта 955А – 20ПУ, 8х533 торпедных аппаратов.
/По материалам militaryrussia.ru и vadimvswar.narod.ru/
Если к корпусу подлодки проекта Борей сделать подводные крылья и поставить по два дополнительных двигателя то скорость значительно увеличится тем более ч то такие двигатели есть.Это мой двигатель который работает без топлива без кислорода без шума в любой среде полностью в неё погруженный и не используя энергию атома- солнца-ветра-электричества-силу земного притяжения-химические реакции.Мощность по потребности компактный простой в изготовлении.Если его замуровать в 10 метровый бетон он всё равно будет работать 15 лет такова гарантия моего двигателя.Мне нужен или инвестор или соавтор-спонсор или покупатель.Один я не осилю серийное производство.я чуток староват для этого мне 85 лет
Здравствуйте, Анатолий (извините, не знаю, как по отчеству). Попробуйте написать на адрес admin@army-news.ru. Редакция может Вам помочь выйти на более серьёзный уровень, если Вы в общих чертах им сможете объяснить основу Вашего двигателя.
весельный ход что ли ?
у моей мамы тоже бываю заскоки. ей правда на 10 лет меньше и самонапыщености поменее.