Главная Армия России

Жилищное законотворчество МО ещё больше унизит офицеров

0
291

К полному взаимопониманию и согласованным действиям пришли руководители столичного управления Федеральной службы судебных приставов (УФССП) и офицеры Вооруженных сил, которые уже несколько лет пытаются добиться от Министерства обороны выполнения решений судов по обеспечению их постоянным жильем в Москве.

На состоявшейся недавно встрече представителей сторон было принято решение о создании в рамках Общественного совета при УФССП рабочей группы, призванной в оперативном режиме координировать взаимодействие между военнослужащими и приставами. Объявивший об этом глава совета Антон Цветков рассказал, что сейчас в управлении находится 1557 исполнительных производств по предоставлению жилья сотрудникам Минобороны. При этом количество оконченных за восемь месяцев 2012 года исполнительных производств составляет всего 119.

Идея создания совместного рабочего органа военных и судебных приставов возникла в середине августа, когда Общественный совет по защите жилищных прав военнослужащих провел в центре Москвы пикет с требованием решить наконец квартирный вопрос 8 тыс. увольняемых в запас столичных офицеров. Теперь уже ясно, что та идея успешно реализовалась. Во всяком случае, Цветков сообщил о заметно усиленном давлении УФССП на военное ведомство: «Судебные приставы Москвы через суд добиваются запрета на выезд из России врио директора департамента жилищного обеспечения Минобороны Галины Семиной».

Пойти на столь жесткую меру вынудили приставов многократные и безрезультатные попытки вручить лично Семиной исполнительные документы о предоставлении военнослужащим постоянного жилья в Москве, а также предупреждение об уголовной ответственности за злостное неисполнение решений суда. Согласно законодательству, исполнительные документы передаются непосредственно должнику, то есть тому чиновнику, кто по должности на данный момент является ответчиком по искам военнослужащих. Но Семина полностью игнорировала любые обращения со стороны приставов, отказывалась от встреч с ними.

Принудительный привод чиновницы также не увенчался успехом. Она прописана в Санкт-Петербурге, а информацию о месте ее фактического проживания в Москве в Минобороны хранят как самую большую военную тайну. И приставам пришлось пойти в наступление. Замглавы московского УФССП Сергей Богданов подтвердил агентству Интерфакс серьезность намерений его службы: «Действительно, некоторое время назад мы направили в Пресненский суд Москвы заявление о наложении на Семину запрета на выезд за пределы России. Пока судом решение не вынесено».

Но как бы ни развивался дальше сей детективный сюжет, думается, Министерству обороны теперь уж точно придется вплотную взяться за квартирный вопрос столичных офицеров. Между тем возникшая ситуация предельно обнажила кадровый авантюризм внутри военного ведомства и социальное противоречие между гражданскими управленцами и профессиональным костяком армии – ее офицерским корпусом. Люди с погонами на плечах в решении своих самых животрепещущих проблем оказались в явной зависимости от благосклонности «офисных пиджаков и блузок». Причем менеджеры нередко демонстрируют откровенно пренебрежительное, высокомерное отношение к служивым и едва ли не преднамеренно действуют в ущерб их интересам.

УДИВИТЕЛЬНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ

Стоит напомнить, как за последние полтора года четырежды сменился директор департамента жилищного обеспечения (ДЖО) Минобороны РФ. Причем отмечались на этом посту в основном моложавые или совсем уж молоденькие представительницы прекрасного пола.

В мае 2011 года с этой должностью была вынуждена расстаться Ольга Лиршафт. Отстранение случилось после того, как военное ведомство в очередной раз не сумело внятно доложить государственному руководству о нормализации строительства и своевременном выделении квартир военнослужащим. Ну а прямо говоря, из-за фактического провала программы по обеспечению жильем уволенных по возрасту и массово сокращаемых офицеров. Ведь полностью выполнить эту ФЦП планировали и обещали к концу 2010-го.

На смену Лиршафт пришел Михаил Колычев. Правда, всего на два месяца. Кратковременную подмену на высокой должности он почему-то прекратил уже в июле 2011 года, вернувшись к исполнению своих официальных обязанностей – руководителя регионального управления ДЖО в Южном военном округе. Но зато вместо него кресло руководителя департамента заняла персона, так сказать, знаковая для нынешнего Минобороны.

С июля прошлого года ДЖО возглавила 26-летняя Ольга Харченко, хотя и с приставкой к должности «врио». Девушка стала самым молодым руководителем главного или центрального управления (по прежним названиям) в истории военного ведомства. Заметим, что офицеры к 26 годам имеют обычно воинское звание капитан. И никто никогда в Минобороны даже предположить не мог, а не то чтобы предлагать капитана на должность начальника центрального управления (сегодня – департамента). Просто потому, что в среде военных всегда строго учитывали уровень подготовки каждого специалиста, достигнутый им уровень компетентности и соответствие этих двух профессиональных качеств замещаемой должности. У менеджеров, похоже, все ровно наоборот.

Нет, совсем не случайно президент Академии геополитических проблем генерал-полковник Леонид Ивашов советовал главе военного ведомства дарить красивым девушкам цветы или бриллианты, а не должности. И приятнее, и без тяжелых последствий. «В Минобороны всегда существовало Главное квартирно-эксплуатационное управление, которое возглавлял военный в звании не ниже генерал-полковника, – рассказывал Ивашов РИА Новости. – Сердюков это управление расформировал и сделал из него три департамента, которые раздал трем прекрасным дамам. А проблемы с жильем у военных остались».

Увы, к замечаниям мудрого, опытного военачальника никто в министерстве не прислушался. Когда в марте 2012-го и Ольгу Харченко «ушли» с должности, она без тени смущения отмела упреки в некомпетентности: «Я считаю, что у меня на этой работе были результаты. Наконец-то все стало четко и понятно. По крайней мере можно найти документ, который пришел в департамент».

Кому еще не ясно, с каким состоянием дел принимала Харченко свой пост и с какими достижениями передавала его новой сменщице Семиной? При чем тут гарантированное обеспечение жильем увольняемых военнослужащих?

НЕПРИЯТНЫЕ СЮРПРИЗЫ

В середине минувшего лета заместитель генерального прокурора РФ – главный военный прокурор Сергей Фридинский заявил, что как раз за последние полтора года в Минобороны было внесено более 30 представлений об устранении нарушений закона департаментом жилищного обеспечения. Проблемы возникали и по причине организационных просчетов в его работе и злоупотреблений его сотрудников. Свыше 700 должностных лиц самого ДЖО и его территориальных органов привлечено к различным видам ответственности, возбуждено около 30 уголовных дел. И все равно количество обращений граждан в органы военной прокуратуры с жалобами на департамент продолжает неуклонно расти.

«После звонков и визитов в ДЖО возмущение людей, которые годами ждут собственного угла, нередко достигает градуса кипения. С их обращениями чиновники департамента работают из рук вон плохо, а подчас – вовсе игнорируют», – говорил главный военный прокурор.

И с наиболее откровенным пренебрежением к себе сталкивались офицеры, служившие в Москве. Им чиновники Минобороны буквально в лицо заявляли, чтобы не рассчитывали на квартиры в пределах МКАД. Соглашайтесь, мол, на получение жилья в подмосковных городках, а все прочие надежды забудьте. ДЖО позаботился, чтобы они остались пустыми.

Сейчас в столице около 3 тыс. квартир, предназначавшихся для «расслужебливания» и передачи жилья в постоянное пользование проживающим там преподавателям и выпускникам военных вузов. Еще в 2009 году министр обороны принял вроде бы такое решение. Но никаких практических действий в этом направлении так и не последовало. Стало быть, на треть уменьшить в Москве количество офицеров, имеющих право на получение здесь квартир, таким способом не предполагается.

Нескоро и далеко не всех желающих обеспечат жильем и с помощью другого способа. Летом министр обороны Анатолий Сердюков объявил, что МО подписало, наконец, контракт на строительство более 3 тыс. квартир на своих подведомственных территориях в Москве. Но тем, кто прослужил в столице более 10 лет, придется подождать еще где-то года два и соответственно не увольняться, пребывать «в распоряжении» все это время.

А тех, кто прослужил в столице меньший срок, ждет совсем уж неприятный сюрприз. В недрах Минобороны подготовлен проект поправок к Закону «О статусе военнослужащих», которые определят порядок обеспечения постоянным жильем в Москве военнослужащих при увольнении в запас. Так вот право на столичную квартиру предполагается дать офицерам, родившимся и выросшим под светом кремлевских звезд (что справедливо, но опять же отодвинуто по времени), и тем самым «десятилеткам». Не дотянувшие до контрольного срока уже и не смогут этого сделать никогда. Потому что такой перспективы их лишил приказ министра обороны о ротации офицерского состава, предписывающий кадровым военнослужащим раз в три-пять лет менять место службы.

Как ожидается, данный законопроект будет внесен в Госдуму на рассмотрение в ходе осенней сессии в пакете с еще одним. Второй проект еще круче, поскольку ограничивает тремя разами право любого военнослужащего отказываться от получения предлагаемых вариантов квартиры по выбранному месту жительства. Взамен жилья таким «отказникам» будет выплачиваться единовременная денежная компенсация гораздо меньше рыночной стоимости полагающихся квартир.

«Я никогда не думал, что военный человек может оказаться в таком унизительном положении», – признался председатель комиссии Общественной палаты РФ по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов Анатолий Кучерена. Это он о положении столичных офицеров.

/Олег Владыкин, nvo.ng.ru/

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ