В условиях резкого сокращения танковых войск существенно уменьшилось число специалистов, необходимых для их укомплектования. В то же время проблемы повышения качества подготовки танкистов не решены и даже усугубились в связи с сокращением срока прохождения военной службы по призыву. Система по-прежнему ориентирована на массовую подготовку специалистов недостаточной квалификации. Существуют ли сегодня реальные способы разрешения противоречий между уровнем сложности танка и качеством подготовки специалистов?
В числе основных причин падения уровня подготовки танкистов, по сравнению с Советской армией – продолжительность военной службы по призыву. В рамках одного года срок подготовки танкистов в учебных центрах сокращен до трех месяцев. Эта программа разрабатывалась для подготовки специалистов в военное время. Расчет шел на то, чтобы дать обучаемым только самые общие знания и минимально необходимые практические навыки применения вооружения танка и его эксплуатации. Ни о каком глубоком освоении специальности говорить не приходилось ввиду крайне ограниченного времени на подготовку. Только «взлёт и посадка».
Скудный опыт
Практика показывает: подготовить танкового специалиста высокого класса за три месяца достаточно проблематично. Вчерашние школьники осваивают боевую машину только в самом общем виде. Не каждый командир танка успевает уяснить назначение всех элементов управления (кнопок, рычагов, переключателей, тумблеров), а их в танке около 220, не говоря уже о знании устройства машины.
За время пребывания в учебном центре курсант-наводчик и курсант-командир танка выполняют по две стрельбы штатным снарядом – всего шесть снарядов, курсант-механик-водитель приобретает практический стаж 250 км.
После обучения новоиспеченные танковые специалисты становятся в строй воинских частей постоянной готовности. В этих условиях на офицеров строевых подразделений ложится дополнительная нагрузка: они вынуждены выполнять учебно-боевые задачи с недостаточно подготовленным личным составом, одновременно со слаживанием экипажей и подразделений учить подчиненных элементарным практическим навыкам, совершенствовать их индивидуальную подготовку. Все уже смирились, что многие операции, которые должны выполняться командирами танков, выполняются офицерами.
За оставшееся время (8 месяцев) наводчик выполняет еще четыре стрельбы штатным снарядом (по три снаряда) и уходит в запас с общим настрелом 20 снарядов. Механик-водитель получает практику вождения 330 км, общий стаж вождения к концу службы составляет 580 км. Это в идеале, при высочайшей степени выполнения планов боевой подготовки.
Существующие нормы только приближаются к тем, которые были в Советской армии при двухгодичном сроке службы военнослужащих срочной службы. В то же время количество тактических учений (в том числе с боевой стрельбой), а также танкострелковых тренировок, практических занятий на технике сокращается в два раза. Следовательно, и практического опыта они приобретают меньше.
В этих условиях разрешить противоречие между уровнем сложности танка и качеством подготовки специалистов можно двумя способами.
Контракт или «мыльница»
Первый способ – упростить танк. Разработать простую и надежную боевую машину с кнопочным управлением. Чтобы ее мог эксплуатировать специалист, имеющий самое общее представление об устройстве и принципах работы вооружения и механизмов танка. Не все же фотографы работают с профессиональными камерами. Некоторые и «мыльницами» пользуются. Другое дело, что «мыльницей» качественного снимка не сделаешь, а танк третьего поколения не одолеет танк четвертого поколения. Значит, придется брать противника количеством, наращивать танковый парк. Снова замкнутый круг. Путь регресса танковых войск неприемлем.
Второй способ – повышение качества подготовки танкистов. Но с военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, эту задачу не решить. Не помогут ни интенсификация боевой учебы, ни улучшение методик проведения занятий, ни массовое внедрение тренажеров в боевую подготовку. Добиться этого можно только посредством полного перевода танковых войск, а точнее, специалистов, которые сидят «за броней», на контрактный способ комплектования.
В целом военнослужащий, проходящий в танковых войсках военную службу по контракту, более выгоден государству, чем призывник, по целому ряду причин. Подготовленный специалист-контрактник обеспечивает высокую боеспособность экипажа, что позволяет более полно реализовать боевые возможности танка как оружия.
С точки зрения боевой эффективности танковая рота, укомплектованная подготовленными специалистами, по боевым возможностям примерно сопоставима с двумя танковыми ротами, укомплектованными военнослужащими срочной службы. В боевых действиях первая будет потреблять в два раза меньше боеприпасов, ГСМ, меньше нести потери, выполняя те же боевые задачи.
Немаловажен и тот факт, что при годичной службе военнослужащих по призыву у нас только 70% танкистов проходят военную службу в боевых подразделениях, 30% специалистов выходят из учебных центров. Фактически из трех военнослужащих два обеспечивают боевую готовность, а один находится на учебе и только готовится к выполнению этой задачи. Такая организация прохождения военной службы затратна и неэффективна.
При переходе на комплектование танковых войск контрактниками и прохождении ими военной службы в среднем в течение трёх–пяти лет доля танкистов, проходящих обучение, снизится до 10–15%, что более рационально и приемлемо.
Предотвращенный ущерб
Необходимо учитывать такой критерий, как предотвращенный ущерб. Опыт показывает, что более трети всех поломок и неисправностей обусловлено неправильной (по сути неграмотной) эксплуатацией боевых машин. Основная причина – недостаточная техническая подготовка и отсутствие опыта эксплуатации у военнослужащих, проходящих службу по призыву. При стоимости современного танка 1–1,5 млн. долларов каждая поломка и вывод из строя двигателя, ствола пушки, приборов прицеливания и наведения обходятся государству в копеечку.
Контрактник способен эксплуатировать боевую машину более грамотно. Можно привести следующий пример. В учебной танковой дивизии должности инструкторов-механиков комплектовались прапорщиками и солдатами-срочниками. Первые весьма часто доводили машину (Т-64) до капитального ремонта без замены двигателя, при отправке танка на завод капитального ремонта они своим ходом заезжали на железнодорожную платформу.
Солдаты-срочники, которые менялись каждые полтора года, не всегда доводили машины и до среднего ремонта. То есть один и тот же двигатель при эксплуатации его прапорщиком проходил в два раза больше, чем у солдата-срочника. Если учесть, что цена двигателя составляет 10% от стоимости танка, выгода весьма существенная. Ну и, конечно, жизнь экипажа в бою во многом зависит от умения его членов быстро устранять технические неисправности и отказы.
По надежности отдельных агрегатов и механизмов (двигатель, коробка передач, ходовая часть, системы управления) современные танки, безусловно, лучше, чем Т-34. Но в них установлено огромное количество систем, механизмов, приборов, датчиков, которых на Т-34 просто не было, и каждый из них несет дополнительную вероятность отказа, что снижает общую долговечность боевой машины.
При любом отказе (пушки, пулемета, механизма заряжания, системы управления огнем, двигателя и т. д.) экипаж, находясь в забронированном пространстве, может рассчитывать только на себя. Необходимые знания, навыки и умения по нахождению неисправности, устранению причины отказа можно приобрести только в процессе эксплуатации танка, боевой работы экипажа или, как говорят, «через руки». Их невозможно получить из учебной литературы.
Контрактник за три–пять лет успевает приобрести эти навыки, военнослужащий, проходящий военную службу по призыву в течение одного года, – нет. Таким образом, альтернативы комплектованию танковых войск военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, сегодня у нас нет.
Кровная заинтересованность
Каким же может быть порядок прохождения службы в танковых войсках экипажем боевой машины, укомплектованным военнослужащими, проходящими военную службу по контракту?
Кандидаты на должности механика-водителя или наводчика орудия подписывают контракт и в течение 6-9 месяцев проходят подготовку в учебном подразделении. Такой срок обучения соответствует уровню сложности современных танков и позволит готовить квалифицированных специалистов.
Причем это время отводится только на овладение специальностью, в него не входит прохождение начальной военной подготовки или курса молодого бойца. Затем после успешно сданного экзамена танковые специалисты служат в боевых подразделениях в течение как минимум трех лет.
Продолжительность обучения кандидатов на должности командиров танков должна составлять не менее 6 месяцев. В ходе обучения большое внимание должно уделяться привитию им лидерских качеств, навыков руководителя и воспитателя. После успешной сдачи экзаменов и заключения нового контракта выпускники служат в должности командиров танков не менее трех лет.
Кандидатов на должность командиров танков целесообразно отбирать из числа механиков-водителей или наводчиков-операторов, имеющих опыт службы не менее полутора лет. Не каждый в силу определенных свойств личности пригоден к руководству танковым экипажем, обладает лидерскими качествами, может сплотить экипаж и руководить им в ходе боевых действий. Далеко не все могут командовать, будучи при этом прекрасными исполнителями.
Отбор должен осуществляться командирами танковых бригад, танковых батальонов, в которых они проходят службу. После освоения программы подготовки и сдачи экзаменов новоиспеченные командиры танков возвращаются именно в свои подразделения. Только при таком подходе командиры подразделений будут кровно заинтересованы отобрать и направить на обучение достойных кандидатов, а не выполнить очередную разнарядку сверху.
И здесь еще раз хотелось бы подчеркнуть важность отбора личного состава. Он может быть организован, если армия будет способна выиграть конкуренцию на рынке труда, привлечь и удержать в армии умного, здорового, дисциплинированного и перспективного гражданина.
Прежде всего, необходимо заинтересовать людей, создать соответствующие условия для службы и жизни:
— достойное и стабильное денежное содержание, а, кроме того, солидные выплаты по окончании контракта;
— интенсивная и ритмичная боевая подготовка, нормированный рабочий день, а не «научная система выжимания пота»;
— качественное медицинское обслуживание;
— определенные гарантии государства по получению высшего образования.
И, конечно же, нормальные жилищные условия. Не загонять контрактника в кубрик наскоро перестроенной казармы, а дать возможность молодому парню хотя бы после двух лет службы создать семью, привести жену, растить детей. Вопросы социальной привлекательности военной службы – особая тема, и решать их в связи с возможным переходом к комплектованию танковых войск контрактниками придется рано или поздно.
/Василий Трушин, vpk-news.ru/
Чтобы исправить ситуацию, необходимо заинтересовать молодых людей перспективой служить в армии. Контрактная служба должна стать привлекательной и конкурентоспособной на рынке труда. Сегодня же налицо несоответствие оплаты профессионального воинского труда его содержанию и специфике, уровень денежного довольствия контрактников явно недостаточный. Судите сами — сумма денежного довольствия, получаемая на руки военнослужащими с учетом надбавки за особые условия боевой подготовки в частях постоянной готовности, составляет в среднем 7,5-9 тыс. руб., за исключением соединений и воинских частей, дислоцированных в Чеченской Республике. Тяжелый труд военнослужащих контрактной службы в этой «горячей точке» оценивается в пределах 15-20 тыс. руб. И хотя такой размер денежного довольствия превышает среднюю заработную плату в большинстве регионов страны (46 субъектах Российской Федерации), он, тем не менее, в 1,5-2 раза ниже запросов самих военнослужащих.
Нужно сделать живого рядового солдата и офицера очень дорогим,а если его убили,то он становится супер дорогим,и тогда руководство страны и армии,будет действительно руководителем,а не сопли-жуем.
Кортик танковых войск …. nizh-nozh.ru
Хочу служить по контракту в танковых войсках мечта детства когда служил по срочки попал в ракитные войска,и артелерий был у нас самходный дивизон и значит я просился не взяли в зяли роту рмо вот,от служил срочку и хочу в танковые воеска толь та где не трут танки и красят а где занимаются военной подготовкой!Подскажите пожалуста очень хачу служить в танковых воесках!
Для начала было бы неплохо подучить русский язык.