Главная Аналитические статьи и мнения

Перспективы и будущее Российского флота

0
1417

Минпромторг подготовил масштабный проект государственной программы по развитию судостроения в России. Общий объем финансирования в рамках данной программы должен составить около 1,3 трлн. рублей. В первую очередь, данная программа будет ориентирована на развитие оборонных предприятий, в то время как в гражданском судостроении основной упор будет сделан на постройку судов ледового класса, а также шельфовые проекты. Основным получателем денежных средств в рамках программы по развитию судостроения станет Объединенная судостроительная корпорация (ОСК).

Новая государственная программа, разработанная петербургским ЦНИИ имени академика Н. Крылова совместно с Минпромторгом основывается на выполнении 5 ранее озвученных федеральных целевых программ: «Развитие гражданской морской техники на 2009-2016 годы (РГМТ-2016), РГМТ-2025, которая начнет действовать с 2017 года и РГМТ-2030, а также «Развитие ОПК-2020» и «Развитие ОПК-2025». Таким образом, сроки реализации новой программы охватывают временной период до 2030 года. При этом основной объем средств на техническое перевооружение предприятий будет отправлен в оборонный сектор.

По информации издания «Коммерсантъ», общий объем финансирования программы составит 1,3 трлн. рублей, при этом большая часть суммы (940 млрд. рублей) будет направлена на «сохранение, укрепление и развитие проектно-конструкторского, научного и производственного потенциала отрасли». Примерно 319 млрд. рублей будут направлены на «разработку опережающего научно-технического задела и современных технологий, необходимых для разработки перспективной морской техники».

Еще порядка 45 млрд. рублей будет направлено на «достижение в российском судостроении уровня передовых стран по технологичности производства, качеству выпускаемой продукции, а также производительности труда». В подготовку для отрасли новых кадров планируется вложить около 0,7 млрд. рублей. При этом как отмечают источники «Коммерсанта», окончательные параметры программы в данный момент находятся в стадии «обсуждения» и могут быть откорректированы.

В рамках данной программы Минпромторг рассчитывает добиться рентабельности вложений бюджетных средств на уровне в 1,59 руб. на каждый рубль инвестиций.

В приведенной презентации говорится о том, что дополнительная выручка от инвестиций может составить более 25% или 350 млрд. рублей.

При этом в рамках реализации программы в отрасли должно появиться порядка 20 тысяч новых рабочих мест, а окупаемости инвестиций планируется достичь за 10 лет.

Основной упор в гражданской части программы будет сделан на крупные шельфовые и арктические проекты, в частности, именно на их реализацию ориентирована «РГМТ-2025». В качестве основных целей данной программы отмечаются «эффективное освоение морских месторождений углеводородов в Арктике», а также «обеспечение эффективной эксплуатации Севморпути». Потребности России в ледоколах до 2020 года оцениваются в 26 единиц (включая 6 атомных ледоколов – 1 мощностью 110 МВт и 5 мощностью 60 МВт).

Помимо этого Россия нуждается в 230 танкерах, а также в 40 новых газавозах. Общая потребность в судах для освоения шельфа составляет порядка 130 единиц, из которых 30 приходятся на платформы, а 90 на суда обеспечения. В целом же, по оценкам Минпромторга, потребность России в гражданской морской технике составляет 1400 судов.

Акцент гражданского судостроения на выпуск кораблей ледового класса и шельфовой техники является логичным из-за экспортного потенциала и внутреннего спроса – в других сегментах, к которым относятся, к примеру, баржи, конкуренцию с китайскими и южнокорейскими производителями будет выдержать очень трудно, отметил первый зампред комитета по промышленности Государственной Думы России Владимир Гутенев.

При этом в настоящее время в России реализуются далеко не все шельфовые проекты, на которые очень рассчитывали производители. К примеру, освоение Штокмановского месторождения, расположенного в Баренцевом море, было отложено на неопределенный срок.

Кораблестроительная программа в рамках ГПВ-2020

До 2020 года в рамках реализации государственной программы вооружений планируется потратить на переоснащение армии около 20 трлн. рублей. При этом кораблестроительная программа в рамках ГПВ-2020 является одной из наиболее затратных и проблемных отраслей. Только на обновление российского военного флота планируется потратить около 5 трлн. рублей.

В свое время Анатолий Сердюков назвал заявленные судостроителями цены – «дикими». Но у этой дикости есть свое объяснение. Долгий цикл постройки крупных надводных и подводных боевых кораблей на фоне роста цен на комплектующие, материалы, энергоносители и продолжающуюся структурную инфляцию отрицательным образом сказывается на ценообразовании в отрасли.

При этом в качестве дополнительного фактора существенного роста цен на серийное производство новых подлодок в сравнении с головными лодками, стало и широкое применение при их постройке металлоконструкций от других АПЛ, постройка которых была «заморожена» еще в начале 1990-х годов. Несмотря на все это задачу по обновлению корабельного состава ВМФ придется решать в любом случае. Согласно решениям, которые были приняты при формировании общего облика ГПВ-2020, на нужду флоты планируется потратить около 4,7 трлн. рублей, при этом примерно 1/3 от этой суммы будет потрачена еще до 2015 года.

Наряду с этим, еще в начале 2012 года вице-премьер Дмитрий Рогозин рассказал о том, что в 2011 году по отрасли кораблестроения было отмечено существенное снижение объемов производства – на 16,2%, до 211,5 млрд. рублей. При этом корабельный состав российского военно-морского флота по своему количественному составу вплотную подошел к минимально необходимому уровню для решения разного рода боевых задач. Именно поэтому России просто необходимо срочное обновление парка боевых кораблей.

Обновление атомного подводного флота России связано с 2-мя новыми платформами:
— многоцелевыми подлодками проекта 885 «Ясень»;
— стратегическими подводными ракетоносцами проекта 955 «Борей».

В настоящее время на испытаниях находятся 2 АПЛ проекта «Борей» – лодки «Юрий Долгорукий» и «Александр Невский», а также головной корабль проекта 885 – «Северодвинск». До 2020 года российский флот должен получить, в дополнение к уже имеющимся подлодкам, как минимум 6 стратегических ракетоносцев (будут строиться по измененному проекту), а также не менее 9 многоцелевых подводных лодок модернизированного проекта 885М.

Если говорить о неатомных субмаринах, то здесь ситуация уже не такая радужная. Попытка поставить на вооружение флота подлодки проекта 677 «Лада» с воздухонезависимыми двигателями пока что не имеет успеха. Головная лодка данной серии – «Санкт-Петербург» все еще находится в опытной эксплуатации, а 2-е других лодки «Кронштадт» и «Севастополь», по всей видимости, если и будут до конца достроены, то уже по модернизированному проекту.

В этих условиях целесообразным следует признать решение, по которому для пополнения подводной группировки кораблей прибрежной зоны командование флота стало размещать заказы на уже отработанную платформу – лодки проекта 636.3 «Варшавянка». Первый контракт на постройку 3-х таких лодок уже заключен. Всего же для нужд Черноморского флота России планируется построить 6 данных подводных лодок.

Надводную группировку российского флота было решено обновлять «снизу». В настоящее время военное ведомство работает над вопросом об облике перспективного авианосца, но постройка такого рода корабля не входит в планы по перевооружению флота до 2020 года. При этом планируется осуществить программу по постройке кораблей океанской зоны – «корветов» и «фрегатов».

При этом корабли проекта 22350, которые в свое время подавались в качестве универсальная платформа для военных кораблей основного класса, пока буксуют с вводом в строй. Головной фрегат «Адмирал Горшков» был заложен еще в 2006 году, спуск корабля на воду произошел в 2011 году, в то же время второй корабль данного проекта «Адмирал Касатонов» был заложен лишь в 2009 году.

К постройке прочих кораблей из данной серии в 8 единиц на «Северной верфи» еще даже не преступали. В свое время даже озвучивались цифры о постройке 20-30 кораблей данного проекта, но сегодня данные показатели выглядят явно нереалистичными.

Исходя из этого, командование флота решило вновь прибегнуть к испытанному ранее приему: быстрому контрактованию отработанного экспортного проекта, который переделывается для российских нужд и реалий. Именно таким образом на калининградской верфи «Янтарь» появились 2 контракта на строительство фрегатов проекта 11356М, которые представляют собой незначительно переработанную версию фрегатов, строящихся по индийскому проекту Talwar.

Если же говорить о более мелких судах, то в настоящее время законтрактовано существенное число корветов проекта 20385. При этом неурядицы с судостроительным предприятием «Северные верфи», где планировалось строить данные корабли, не позволили отладить быстрое и ритмичное исполнение данного заказа. В данный момент «Северные верви» переходят под оперативный контроль ОСК, что может повлечь за собой перенос заказа на другие судостроительные предприятия, но в любом случае работы по данным корветам будут идти по реалистичному графику.

Помимо боевых кораблей состав российского флота до конца 2020 года должен пополниться и различными вспомогательными судами. По словам замминистра обороны России генерала армии Дмитрия Булгакова, всего до 2020 года планируется построить 96 вспомогательных кораблей для флота. В 2012 году уже были заключены контракты на приобретение первых 5-и вспомогательных судов.

По словам Дмитрия Булгакова, в настоящее время Министерство обороны закупает лишь комплексные суда тылового и технического обеспечения. На каждом из этих кораблей будет предусмотрено все необходимое: от наличия средств пожаротушения, до обеспечения продовольствием, водой, горючим, различным военно-техническим имуществом, в том числе боеприпасами и ракетами, отметил генерал.

В целом же стоит отметить, что основную массу заказов по ГПВ-2020 еще лишь предстоит сформировать в районе 2015 года, так что у российских судостроителей остается небольшой запас времени на подготовку.

/Сергей Юферев, topwar.ru/

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ