Атомный подводный крейсер проекта 949А «Антей»

На фоне недавних праздников – Дней ВМФ и ВДВ, столетия ВВС относительно тихо и малозаметно была отмечена очередная дата гибели атомной подлодки «Курск». Напомним вначале, что она принадлежала к атомным субмаринам третьего поколения проекта 949А (шифр «Антей»), которые относятся к подводным крейсерам, вооруженным противокорабельными крылатыми ракетами (АПКРРК). Основное предназначение этих подлодок – нанесение ударов по крупным надводным кораблям противника, следующим в составе групп – авианосных многоцелевых (АМГ) или корабельных ударных (КУГ).

Атомный подводный крейсер проекта 949А «Антей»

Полное подводное водоизмещение АПКРРК – 24.000 тонн, длина – 155 м.
Максимальная глубина погружения – 600 метров.
Архитектурно-конструктивный тип – двухкорпусной. Автономность – 120 суток.
Энергетическая установка – атомная, в составе двух реакторов. Максимальная подводная скорость – 32 узла.

Вооружение – 24 пусковые установки (ПУ) противокорабельных ракет (ПКРК) «Гранит» и торпедные аппараты (ТА): два – калибра 650 мм и четыре – 533 мм.

Достраивать – не достраивать

О субмаринах проекта 949А западные военно-морские специалисты всегда отзывались уважительно. По их словам, «Оскар-II» (такой шифр принят на Западе для наших «Антеев») действительно представляет серьезную угрозу для АМГ. Так, отмечалось, что, несмотря на впечатляющие размеры (а лодки типа «Курск» превосходят американские «Огайо» по водоизмещению) и наличие двух винтов, «Антеи» в целом менее шумные, чем советские многоцелевые атомные подлодки типа «Виктор-III» (АПЛ проекта 671 РТМ). А в отношении ПКРК «Гранит», которые несут на борту наши подводные крейсера, те же эксперты в основном высказывались только в превосходных тонах.

Строительство подлодок этого типа было начато в СССР в 80-х годах прошлого века, предполагалось передать флоту серию из 18 единиц, всего к настоящему времени построено 11 субмарин. После гибели «Курска» их осталось 10, из них два АПКРРК выведены из боевого состава ВМФ России в резерв. Таким образом, на сегодня числятся в строю 8 подводных крейсеров класса «Антей». Есть еще три недостроенные лодки проекта 949А/949АМ – «Белгород», «Волгоград» и «Барнаул», будущее которых туманно.

Трагедия «Курска» оказала существенное влияние, как на судьбу остальных субмарин этого типа, так и в целом на активизацию борьбы мнений о направлениях развития подводного флота.

Практически сразу после страшного ЧП с «Курском» в российском Минобороны заявили, что «Белгород», техническая готовность которого составляла 80%, будет обязательно достроен, поскольку субмарины этого проекта нужны ВМФ, они вполне современны и эффективны. Работы по достройке крейсера действительно начались, он даже был включен в гособоронзаказ, по линии которого велось финансирование.

Однако в 2006 году занимавший тогда пост главы военного ведомства Сергей Иванов сказал: «АПЛ «Белгород» Министерству обороны не нужна, и все решения по этому вопросу уже приняты. И больше обсуждению подлежать не будут… Мы рассматриваем другие варианты достройки этой лодки, но не в интересах Министерства обороны России».

Вот так категорично и без объяснения причин. Причем ранее Сергей Иванов говорил, что Минобороны продолжит финансировать строительство в Северодвинске «Белгорода», средства на атомную субмарину предусмотрены (в государственном оборонном заказе) и флоту она необходима.

Адмирал Владимир Высоцкий, будучи еще главкомом ВМФ, в начале 2012 года сообщил, что «Белгород» будет достраиваться как специальный проект. То есть как некая ПЛАСН (подводная лодка атомная специального назначения). Возникает, правда, вопрос: зачем? В составе российского флота уже есть восемь таких субмарин, тогда как у ВМС США, например, только две подобные лодки, при этом по общему количеству АПЛ мы уступаем американцам.

О «Волгограде» и «Барнауле», прочные корпуса которых были уже сформированы, информации пока нет.

Практика боевых служб свидетельствует…

Между тем у плана сохранения «Антеев» в составе ВМФ большое число противников, утверждающих, что нет нужды в субмаринах, ориентированных в первую очередь на борьбу с надводными кораблями. Понятно, что эти люди также скептически относятся и к новейшим ПЛАРК проекта 885 «Ясень».

Однако в связи с кардинальным количественным сокращением общего корабельного состава ВМФ РФ (с 1991 года в 2,5 раза) и морской ракетоносной авиации берегового базирования надводные силы и авиация флота России на сегодня неспособны эффективно противостоять ударным группировкам надводных кораблей ВМС развитых стран. А наибольшую угрозу с океанских и морских направлений представляют именно АМГ и КУГ с носителями крылатых ракет.

То есть нашему ВМФ требуются ударные атомные подводные лодки как наиболее эффективное средство борьбы с самыми современными АМГ и КУГ. По оценкам военно-морских специалистов, сделанным на основании анализа результатов опытовых учений и компьютерного моделирования, для гарантированного уничтожения атомного авианосца и двух-трех кораблей боевого охранения в составе АМГ достаточно залпового применения 40–48 ПКР «Гранит» с обычными БЧ (два АПКРРК проекта 949А).

Читайте также  Полковой самоходный ЗРК «Стрела-1»

Атомный подводный крейсер проекта 949А «Антей»

Противники сохранения в составе ВМФ России «Антеев» придерживаются концепции приоритетного развития надводной компоненты флота, ратуют за принципиальное уменьшение роли и боевого потенциала подводных сил общего назначения. Конечно, сложно поспорить с тем, что флоту крайне необходимо развивать и совершенствовать надводные силы, которые сейчас находятся, можно сказать, в плачевном состоянии, но почему это необходимо делать за счет подводников?

Объективная реальность такова – по-прежнему наиболее эффективным средством войны в океане, в таком виде боевых действий, как «флот против флота»/«море-море», является атомная субмарина. Противники «Антеев» напирают на то, что возможности ПЛО и ПВО современных авианосных соединений значительно возросли и подводные крейсера проекта 949А с ПКРК «Гранит» не смогут эффективно противостоять им. Но практика боевых служб свидетельствует об обратном.

Лодки проекта 949А неоднократно вели наблюдение за авианосцами в составе АМГ, в том числе осуществляли длительное слежение ракетными комплексами, оставаясь при этом необнаруженными. Большую часть времени сопровождение выполнялось с использованием собственных гидроакустических средств.

Ярким примером успешных действий подводного крейсера проекта 949А против авианосного соединения может как раз служить поход К-141 «Курск» в Средиземное море в 1999 году, в период агрессии НАТО против Югославии. Есть воспоминания бывшего командующего Северным флотом адмирала Вячеслав Попова, самого командира «Курска» капитана 1-го ранга Геннадия Лячина, офицеров дивизии, участвовавших в том походе.

Приведем цитату из официального документа: «В ходе выполнения задач боевой службы в Средиземном море АПРК «Курск» действовал в условиях подавляющего превосходства противолодочных сил вероятного противника. Выполнял задачу по наблюдению за авианосными ударными многоцелевыми группировками противника. Осуществлял слежение за ними и производил попутный поиск АПЛ иностранных государств, сохраняя при этом скрытность и боевую устойчивость…»

Вот когда надо брать пример с Запада

ПЛАРК проекта 949А/АМ целесообразно как можно дольше оставлять в строю, они обладают большим модернизационным потенциалом. Правда, звучат возражения: эти лодки старые, первые крейсера данного проекта служат уже 26 лет.

Ответим примером из практики ВМС США: американские военные моряки очень рационально и эффективно подходят к модернизации выведенных из состава СЯС ПЛАРБ типа «Огайо». Эти субмарины после почти 22 лет интенсивной службы прошли капитальный ремонт с глубокой модернизацией и превратились в ПЛАРК, вооруженные 154 крылатыми ракетами типа «Томагавк».

Обновленные «Огайо» могут использоваться и как носители сверхмалых подлодок специального назначения с размещением на борту разведывательно-диверсионных групп.

Американцами была разработана комплексная программа увеличения срока эксплуатации субмарин типа «Огайо»: теперь их срок боевой службы составит 42–44 года!

Наши военные чиновники любят оглядываться на Запад и ставить в пример иностранные подходы в области вооружения и военной техники. Ситуация с «Антеями» – именно тот случай, когда стоит взять пример с Запада, в частности с США с их прагматичным подходом к дальнейшему использованию АПЛ типа «Огайо». Разбрасываться превосходными кораблями не стоит.

Недавно появились обнадеживающие сообщения: ВМФ России намерен модернизировать атомные подводные лодки проекта 949А «Антей» и провести их перевооружение на ракетные комплексы «Оникс» и «Калибр». Программу разработали в петербургском ЦКБ «Рубин».

Планируется, что новые ракеты будут размещаться в тех же контейнерах, в которых находятся «Граниты», и корпус переделывать не потребуется. Перевооружение «Антеев» на ПКРК «Оникс М» или УРК «Калибр» в разы увеличит боекомплект подлодок и придаст им возможность наносить высокоточные удары по береговым целям.

Кроме того, имеется информация о работах над перспективной гиперзвуковой ПКР «Циркон». Сведений о ней по понятным причинам крайне мало, но одно можно утверждать с высокой степенью вероятности – по массогабаритным показателям «Циркон» будет не меньше «Оникса». Кому, как не «Антеям», претендовать на роль носителей этого комплекса? Наверное, имело бы смысл достроить лодки «Белгород», «Волгоград», «Барнаул» как раз в варианте АПКРРК усовершенствованного проекта, возможно, с новыми АЭУ, ГАК, комплексами ракетного и торпедного вооружения.

Сохранение в строю ВМФ России «Антеев» приобретает особую актуальность в свете многолетних проблем с вводом в строй ПЛАРК проекта 885 «Ясень». Очевидно, что первоначальная идея заменить в составе подводных сил «Антеи» и ПЛА проекта 671РТМК лодками проекта 885 нецелесообразна. Субмарины проекта 885 и 885М должны дополнить, а не заменить корабли проект 949А, что только повысит боевой потенциал флота.

Читайте также  США пытаются создать антикитайский вал из государств АТР, ч.2

Похоже, командование нашего ВМФ поддерживает эту линию развития отечественного подплава, о чем говорят активные работы по проведению ремонтов и продление сроков эксплуатации «Антеев». Но окончательной ясности в этом вопросе все равно нет.

Схватка «старых друзей»

Недоумение и тревогу вызывает ситуация с принятием на вооружение ПЛАРК проекта 885 «Северодвинск». 13 августа в ряде СМИ прошла информация о том, что реактор многоцелевой подлодки «Северодвинск» (проект 885, шифр «Ясень») не выдает нужной мощности, а шумность субмарины вообще не соответствует современным требованиям к АПЛ.

В ответ на это 15 августа официальный представитель Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) заявил: «Появившиеся в некоторых СМИ утверждения о серьёзных недостатках, выявленных в ходе испытаний атомной подводной лодки «Северодвинск» четвертого поколения, не имеют под собой никаких оснований. Подлодка «Северодвинск» успешно осуществляет заводские ходовые испытания в Белом море в полном соответствии с утвержденной программой».

Кроме того, начальник Департамента государственного оборонного заказа ОСК вице-адмирал Анатолий Шлемов опроверг сообщения о проблемах с реактором: «Как показывают испытания, атомная энергетическая установка корабля полностью соответствует заданным тактико-техническим характеристикам, что и было подтверждено в период испытаний».

В общем, очередные «уколы» в информационной схватке. Кто в ней участвует, понятно: промышленность и Минобороны, то есть очень старые «друзья», противоречия в отношениях между которыми уходят корнями еще в советскую эпоху. С развалом СССР этот процесс в разы обострился. Особенно в последнее время с развитием рыночного подхода со стороны отечественного военного ведомства к заказу вооружений.

Интересно также, почему заявления о чрезмерной шумности подлодки появились только сейчас, хотя на первые ходовые испытания «Северодвинск» вышел еще в сентябре прошлого года. Тогда не заметили?

Более того, насколько известно, на «Северодвинске» реактор и паротурбинная установка того же типа, что и на субмаринах проектов 971. Это давно используемые и хорошо зарекомендовавшие себя изделия. Паропроизводящую и паротурбинную установки с реактором нового поколения получат лодки проекта 885М «Казань».

Еще странность: когда у американской субмарины «Си Вульф» на этапе испытаний были выявлены серьезные проблемы с гидроакустическим комплексом и некоторые неполадки с работой движителя («памп джет»), такая тема в СМИ не освещалась. Информация об имевшихся проблемах увидела свет уже постфактум, когда лодка была принята на вооружение ВМС США, а все технические трудности успешно решены.

В нашем случае неудобные для корабелов сообщения широко распространяются. Кому это выгодно? Насколько они соответствуют действительности? Или имеет место очередная попытка надавить на промышленников с целью сбить цену?

Мы уже становились свидетелями крупных разногласий между ОСК и Минобороны в согласовании стоимости при заключении контрактов по «Бореям» и «Ясеням», по серийным лодкам усовершенствованного проекта 885М. Есть сведения, что предыдущий президент ОСК Роман Троценко уволился из корпорации, прежде всего из-за разногласий с военным ведомством в ценообразовании. Поэтому появление противоречивой информации о качественных показателях «Северодвинска» может свидетельствовать, что конфликт между Минобороны и уже новым руководством ОСК продолжается. Причем начинает приобретать новые публичные формы.

Минобороны и ОПК – «нельзя промахнуться», на кону – будущее подводных Сил Военно-морского флота России.

Весьма вероятно, что за всеми подобными «вбросами» последует очередная волокита с принятием/непринятием подлодок на вооружение, с их стоимостью и так далее. Уже сейчас звучат утверждения, что «Северодвинск» будет принят на вооружение не ранее 2013 года.

Верховный главнокомандующий РФ Владимир Путин 30 июля на совещании «О выполнении Государственной программы вооружения в части оснащения Военно-морского флота» подчеркнул: «Исходя из того, что сделано в последнее время, нужно проанализировать, что нам потребуется в самое ближайшее время и что нужно скорректировать. Деньги у нас есть, они выделены из бюджета, но их нужно тратить с умом, лишних денег не будет – промахнуться нельзя».

Будем надеяться, что наше родное Минобороны «не промахнется», принимая решения по строительству Военно-морского флота России, и, в конце концов, удастся выработать чёткую, продуманную концепцию перспективного развития ВМФ, в частности его подводных сил, а бесконечные споры и конфликты с судостроителями всё-таки завершатся эффективным компромиссным решением.

/Сергей Репин, Дмитрий Решетников, vpk-news.ru/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя