Главная Аналитические статьи и мнения

Бывший советский авианосец становится фигурой на АТР

0
487

На военно-морской базе Далянь на Квантунском полуострове 23 сентября 2012 года был официально поднят флаг на новом корабле военно-морских сил народно-освободительной армии Китая. Этим кораблем стал бывший советский тяжелый авианесущий крейсер «Варяг», получивший в китайском флоте бортовой номер «16», и, по некоторым данным, – имя «Ляонин», в честь провинции, на территории которой расположен ставший для него домом Далянь. Ввод в состав флота подобного корабля приобретает особое значение на фоне нынешней обострившейся политической обстановки в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Кому пора начинать бояться

Передача флоту авианосца «бортовой номер 16», как это было описано в китайской прессе, вызывает особый интерес в связи с развитием событий в Азиатско-Тихоокеанском регионе, где все более острым становится соперничество Китая с одной стороны, и США и их союзников – с другой. Конфликт вокруг спорных островов Сенкаку, уже вызвавший несколько инцидентов на море (пока без жертв), – лишь одно из проявлений этого соперничества.

Огромные богатства морей и шельфа западной части Тихого океана уже эксплуатируются, но потенциал для роста этой эксплуатации весьма велик. И государственная принадлежность любого выступающего над морем клочка земли, дающего право очертить вокруг него территориальные воды и исключительную экономзону, приобретает стратегическое значение.

Современные ВМС Японии, созданные с помощью и при поддержке США, пока превосходят китайский флот по оснащенности и боевым возможностям. Пока – до ввода в строй первого авианосца. При наличии авианосца, даже с 20-25 истребителями на борту (речи об американских размерах авиакрыла в 50-70 машин пока не идет), китайский флот получает огромные преимущества в дальности обзора, дистанции поражения и оборонительных возможностях над соперником, своего авианосца не имеющим.

Союз с США, конечно, дает Японии определенные гарантии, однако у Вашингтона, тянущего бремя глобального доминирования, может быть много задач, а китайский флот явно не ограничится одним бывшим советским авианосцем. По имеющейся информации, ВМС НОАК должны до 2030 года получить еще, как минимум, два, возможно – три корабля подобного класса, уже самостоятельной постройки.

Потенциал для ответа у Японии, конечно, есть. Их два легких авианосца водоизмещением в 19 тысяч тонн, с присущей японцам скромностью названные вертолетонесущими эсминцами, в перспективе будут нести до 8 истребителей F-35B на каждом. Очевидно, впрочем, что для противодействия флоту из двух-трех кораблей водоизмещением в 65 тысяч тонн, несущих как минимум втрое больше тяжелых истребителей каждый, этого будет недостаточно.

Очевидно также и то, что развитая высокотехнологичная судостроительная промышленность Японии сегодня способна быстро построить корабль любого класса и размеров. И если соперничество с КНР будет по-прежнему нарастать, а США все глубже будут увязать в болоте многочисленных малых войн и экономических проблем, то можно держать пари: не пройдет и 20 лет, как в составе ВМС Японии появится собственный корабль близких размеров и самолетовместимости.

Не менее интересен вопрос, насколько все это добро многочисленных соседей должно беспокоить Россию? Ответ на этот вопрос представляется довольно простым – беспокоиться можно будет начинать после того, как Китай с Японией сумеют договориться по принципиальным вопросам.

Небольшой запас времени еще есть: сейчас первый китайский авианосец начинает действовать как учебный, и, принимая за основу советские темпы создания комплекса «авианосец-самолет», можно сказать, что вряд ли первый китайский авианосец будет готов к действиям в качестве боевого корабля раньше, чем через пять лет.

Говоря о сроках ввода в строй нового китайского авианосца, следует иметь в виду и «родимое пятно» всех кораблей проекта 1143, к которым относится и бывший «Варяг» – ненадежную котлотурбинную энергетическую установку. Показывавшая норов на всех советских авианосцах до «Адмирала Кузнецова» включительно, и выдавшая очередной сюрприз в виде выхода из строя трех котлов на недавних испытаниях «Викрамадитьи», энергетика авианосца может закапризничать и на «Варяге», дополнительно увеличив время и расходы на его доводку.

Для полного понимания перспектив бывшего «Варяга» стоит вспомнить историю его создания.

Корабли с тысячей имён

В 90-е годы крупные советские корабли, как это часто бывает под занавес Империи, постигла нелегкая судьба, с долгой консервацией, продажами, ремонтами и переименованиями.

Вал переименований, впрочем, начался еще до того, став предвестником неприятностей: Однотипный «Варягу» ТАКР «Адмирал Кузнецов» в проекте именовался «Советский Союз», на закладной доске в днищевой секции по-прежнему значится имя «Рига», на воду в 1985 году был спущен уже как «Леонид Брежнев», на испытания в 1989 вышел как «Тбилиси», а на север в 1991 году он ушел уже под своим нынешним именем.

Несколько больше повезло никак не могущему уйти в Индию «Викрамадитье»: у него было всего три имени – «Баку», «Адмирал Горшков» и нынешнее — «Викрамадитье».

«Варяг» по числу имен совпал с приобретением индийских моряков. После того, как предыдущий корабль переименовали в честь генсека, следующий снова заложили как «Ригу», чтобы не обижать союзную республику. В 1990 году, когда с Латвией в целом все было уже ясно, корабль стал «Варягом». В 1993 году Минобороны России скопом списало сразу пять авианесущих крейсеров: «Киев», «Минск», «Новороссийск» и недостроенные «Варяг» и «Ульяновск». Имя у корабля отняли, и присвоили еще одной жертве распада Империи – «Варягом» стал ракетный крейсер проекта 1164 «Червона Украiна», нынешний флагман Тихоокеанского флота.

Авианесущий крейсер, оставшись безымянным, еще несколько лет ржавел у стенки Черноморского судостроительного завода, пока не был продан по цене лома китайской компании Chong Lot Travel Agency Ltd для организации плавучего отеля с казино и увеселительными заведениями.

Третьего марта 2002 года после 627-дневной буксировки недостроенный корабль оказался в Даляне. Очень скоро стало очевидно, что плавучим отелем ему стать не суждено: работы на корабле производились в интересах китайского военного ведомства.

Плавучий ВУЗ в 65 тысяч тонн

Во второй половине 2000-х было уже ясно: КНР рассчитывает получить новый военный корабль, который будет использоваться для отработки операций палубной авиации, взаимодействия с эскортом и подготовки кадров для перспективных авианосных сил ВМС НОАК (в Вооруженных силах Китая флот не является самостоятельным видом ВС и подчинен армии).

Информацию об устройстве и тактике авианосцев Китай методично собирает по всему миру уже несколько десятков лет. Лишенные прямого доступа к ведущему «центру компетенции» – ВМС США и их союзников, китайцы тщательно изучили опыт Аргентины и Бразилии, и, конечно, собрали все, что можно было собрать на просторах бывшего СССР.

На Украине, где беречь бывшие советские секреты никто не подписывался, помимо собственно авианосца Китай приобрел документацию и не то один, не то два отлетавших свое прототипа палубного истребителя Су-33 (Су-27К), а также ознакомился с устройством НИТКА – наземного испытательного тренировочного комплекса, предназначенного для испытаний палубных самолетов и подготовки летчиков.

Аналогичный комплекс, фактически – железобетонная копия основных элементов авианосца, с палубой, трамплином, финишером, подъемниками и рубкой-«островом» был построен и в КНР. На основе Су-33 началась разработка палубного истребителя J-15, непосредственным прототипом которого стал J-11 – китайская копия Су-27.

Первый полет J-15 состоялся еще в 2009 году, но до палубы экс-«Варяга» самолет еще не добрался – испытания притормозили в том числе и потому, что КНР долго не могла получить технологию аэрофинишеров – тросов, предназначенных для торможения садящегося на палубу самолета.

В «незалежной» Украине полной документации по этим системам не осталось, а в России доступ к любой более-менее детальной информации о системах и агрегатах авианосца жестко пресекался: несколько человек получили сроки за контакты с китайской стороной по соответствующей теме. Финишеры китайцам пришлось делать самостоятельно, на основе опыта, полученного в ходе ознакомления с авианосцами разных стран и внешнего осмотра агрегатов НИТКА.

Учитывая историю «Варяга», и все обстоятельства ввода в строй нового китайского авианосца, можно лишь повторить, что у России еще есть время, чтобы обзавестись сильным флотом на Тихом океане.

/Илья Крамник, обозреватель РГРК «Голос России», www.ria.ru/

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ