Главная Вооружение и техника

Беспилотники для отечественного флота

0
1557

В конце августа-месяца этого года РИА Новости опубликовало интервью с начальником департамента гособоронзаказа Объединенной судостроительной корпорации А.Шлемовым. Характерной особенностью публикации стало упоминание о нескольких интересных и отчасти новых для нашего военно-морского флота вещах. Среди прочего были упомянуты некие работы по созданию для флота беспилотных летательных аппаратов.

Более того, по словам Шлемова, в перспективе отечественные боевые корабли будут иметь возможность перевозить и использовать БПЛА различного назначения. От разведывательных до ударных. К сожалению, до сих пор было достаточно мало информации по этой теме, но даже по обрывочным сведениям можно составить примерную картину и облик корабельного беспилотника ближайшего будущего.

Прежде всего, нужно вспомнить очевидный факт. Для базирования на кораблях, за исключением авианосцев, подходят только БПЛА вертолетного типа. Иными словами, появление и развитие военно-морских беспилотных аппаратов пойдет тем же путем, что и более раннее оснащение кораблей авиационной техникой. Летательные аппараты с несущим винтом гораздо менее требовательны к необходимой для взлета и посадки площади, а также могут выполнять ряд специфических задач, недоступных самолетам.

Поэтому еще достаточно долго флот будет получать только беспилотные вертолеты. Что касается самолетов без человека на борту, то их разработка, строительство и поставки флоту больше зависят от имеющегося авианосного флота, нежели от технических возможностей.

Ранее сообщалось, что министерство обороны провело конкурс на разработку тяжелого беспилотного вертолета для нужд военно-морского флота. Известно об участии и победе в конкурсе проектов фирмы «Камов», которые представляют собой вертолетные БПЛА различного назначения. Один из них – Ка-37С – является дальнейшим развитием чисто экспериментального аппарата середины девяностых годов. Вероятно, этот проект предполагалось использовать для изучения возможностей корабельных беспилотников и формирования облика этого класса техники.

Кроме того, в контексте конкурса неоднократно упоминались Ка-135 и Ка-117. Первый из них, по имеющимся данным, в первую очередь предназначен для проведения разведки, а второй имеет возможность совершения ударов по наземным целям. Несколько лет назад ходили слухи об испытаниях Ка-117, оснащенного противотанковыми управляемыми ракетами. Как видим, даже у одного только ОАО «Камов» имеются определенные наработки в области создания беспилотных вертолетов различного назначения. Поэтому есть все основания предполагать, что в будущем флот действительно сможет получить практически любую технику такого класса, какая ему понадобится.

В настоящее время пилотируемые вертолеты, базирующиеся на кораблях, выполняют несколько основных функций. Это перевозка пассажиров и груза (Ка-29), радиолокационный дозор (Ка-31), поисково-спасательные операции (Ка-27ПС и Ка-29), а также противолодочная оборона (Ка-27). Все эти задачи связаны с подъемом и перевозкой определенной полезной нагрузки – груза, целевого оборудования или вооружения.

Так, к примеру, радиолокационные станции, габариты которых позволяют устанавливать их на существующие беспилотные аппараты, весят от нескольких десятков килограмм до центнера и выше. Соответствующей должна быть и грузоподъемность беспилотника. Таким образом, минимальный взлетный вес БПЛА с радиолокационной станцией выходит никак не меньше 800-900 кг. При этом аппарат должен иметь запас топлива для длительного барражирования на удалении от корабля-носителя.

Конечно, создание такой техники – дело непростое. Однако наличие на корабле нескольких БПЛА дальнего радиолокационного обнаружения позволяет сравнительно малыми силами организовать постоянное дежурство в воздухе. В случае с соединением из нескольких кораблей, имеющих на борту такие беспилотники, появляется возможность создания сплошного «поля» наблюдения за окружающим районом.

Стоит отметить, что в настоящее время использование беспилотников для наблюдения или разведки является основной тенденцией в развитии этого класса летающей техники. Ударные БПЛА существуют, однако пока не получили особо большого распространения. Вероятно, то же стоит ожидать и в случае с беспилотными летательными аппаратами для флота. Более того, массогабаритные параметры основных видов вооружения, предназначенных для уничтожения надводных кораблей и подлодок, весьма прозрачно намекают на размеры, взлетный вес и мощность двигателя, необходимые БПЛА для их использования.

Поэтому до определенного времени флотские беспилотники будут выполнять исключительно разведывательные функции. Само собой, со временем могут быть созданы достаточно крупные и тяжелые аппараты, которые смогут не только нормально перевозить и использовать противокорабельные ракеты или глубинные бомбы, но и иметь достаточный их запас.

Возможным решением весовой проблемы, когда нет возможности установить на один БПЛА и вооружение, и системы обнаружения цели, может быть создание комплексов из двух аппаратов. Иными словами, один беспилотник несет оборудование для обнаружения, к примеру, подводных лодок (такое оснащение является одним из самых тяжелых в морской авиации), а другой – торпеду или глубинные бомбы. С виду такая система интересна и пригодна для практической эксплуатации.

Однако в боевых условиях «разнесение» оборудования и вооружения может иметь отрицательные последствия. Во-первых, при потере одного беспилотника вся система может оказаться небоеспособной. Конечно, если был уничтожен только носитель вооружения, то можно прислать новый и попытаться завершить атаку, если к тому времени не будет сбит и поисковик-целеуказатель. Второй минус такой системы касается усложнения и удорожания средств управления.

В целом, наиболее перспективным на данный момент направлением в области беспилотных летательных аппаратов для военно-морского флота является создание БПЛА, оснащенных различной аппаратурой для наблюдения и разведки, как в оптическом, так и радиолокационном диапазонах. Постепенно, с развитием отрасли, должны появиться новые беспилотники, несущие все более эффективную (радиус действия и дальность обнаружения) системы целевого назначения.

Однако в случае с теми же РЛС рост дальности обнаружения повлечет за собой увеличение массы станции и, как следствие, взлетного веса всего беспилотного вертолета. Таким образом, необходимые для создания БПЛА дальнего обнаружения технологии косвенно помогут создать грузовые и боевые летательные аппараты без человека на борту.

Описанное выше постепенное планомерное развитие отрасли беспилотных летательных аппаратов для ВМФ имеет свои плюсы и минусы. Все они должны быть учтены при формировании технических требований к новым БПЛА. Некоторое время назад появлялась неподтвержденная информация о грядущем окончании формирования технического задания на новый беспилотный вертолет. Если это был не слух, а правда, то в ближайшие месяцы мы сможем узнать первые подробности проекта и представить себе, как будут выглядеть новые флотские беспилотники.

/Кирилл Рябов, topwar.ru/

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ