Главная Аналитические статьи и мнения

Высшего военного профессионального образования в РФ нет

19
1883

Сегодня в России нет высшего военного профессионального образования, и получить его невозможно. Эта ситуация сложилась в связи со следующими обстоятельствами:

1. Необоснованным и порочным переходом профессионального военного образования на болонскую двухстепенную форму (бакалавриат – магистратура) получения высшего образования.

Дело в том, что бакалавр (т.е. тот уровень профессионального военного образования, который на сегодняшний день получает, к примеру, выпускник Московского высшего общекомандного военного училища) по определению той же болонской системы не является высшим образованием. Притом, что магистром выпускник военного вуза может стать, только окончив профильную академию, но академическая форма высшего образования в России и в армии уже не предусмотрена Законом «Об образовании в РФ».

Это значит, что мы должны не «ностальгировать», а вплотную заниматься Законом «Об образовании», и в тех инстанциях, которые его формируют и принимают, потом опять будет поздно.

2. Более того, казалось бы, «простая игра слов», например, тезис о том, что «офицер получает высшее профессиональное образование только один раз в жизни, а все остальное профессиональное образование, включая Академию Генерального штаба ВС СР, является дополнительным профессиональным образованием», привел в ступор все военное профессиональное образование.

Сейчас никто не знает и не имеет ответов на вопросы:

— Как российский офицер будет получать профессиональное военное образование в ходе службы, когда академий нет, но есть система курсовой подготовки, которая по определению не может дать высшего образования?

— Где офицер ВС РФ будет получать фундаментальное военное профессиональное образование?

— Как будет развиваться военная наука, если бакалавр – это не высшее образование, а сравнительная характеристика пары «магистр

– кандидат наук» выявляет невозможность стать кандидатом наук без получения звания магистра?

— Как будет организована боевая служба в войсках, если до 20-30% офицеров частей будут постоянно находиться на разного рода сборах по повышению квалификации и вместо фундаментального академического профессионального образования, подразумевающего отчисление из списочного состава части, будут получать «сборовое профессиональное» образование, подразумевающее оставление учащегося в списке и штатах своей части?

3. Один из основных аргументов правительства РФ при переходе образования на болонскую систему состоял в необходимости взаимного признания дипломов высшей школы для возможности «свободной конкуренции выпускников высшей школы России, Европы и США на международном рынке труда».

Применительно к военному профессиональному образованию эти тезис и аргумент являются, мягко говоря, спорными, т.к. очевидно, что «на рынке международного военного труда» выпускник Вестпойнта и выпускник Московского ВОКУ могут конкурировать только на поле боя, а для этого последнему бакалавром быть не нужно.

Сегодня министерство обороны не имеет ответов на эти вопросы, но, сознавая всю тупиковость ситуации, в свою очередь, не задает эти вопросы руководству государства, и наше высшее военное профессиональное образование гибнет в этом «молчании ягнят».

В этой связи предлагаю:

1. Немедленно и официально сначала обсудить, а потом и пересмотреть основные критерии и подходы к национальному профессиональному военному образованию;

2. Исключить болонскую систему из системы высшего военного профессионального образования России и вернуться к его собственной национальной системе;

3. В Законе «Об образовании в РФ» оставить упоминание о том, что «все вопросы профессионального военного образования определяются специальным законодательством»;

4. Разработать и принять Закон «О военном образовании в РФ», в котором был бы прописан весь алгоритм получения профессионального военного образования при его обязательной фундаментальной гуманитарной основе и непрерывном совершенствовании.

/Александр Владимиров, генерал-майор в отставке, vkrugudruzei.ru/

19 КОММЕНТАРИИ

  1. Александр

    Я не знаю, что за генерал-майор в отставке писал эту статью, может я ее не правильно понял, но являясь капитаном запаса попытаюсь ее прокомментировать: ХНЯ!!!
    «Необоснованным и порочным переходом профессионального военного образования на болонскую двухстепенную форму (бакалавриат – магистратура) получения высшего образования.»
    С какой это стати военные ВУЗы переходят на Болонскую систему? и есть ли такая для военно-учебных заведений? Какой приказ МО? Насколько я знаю, ВВУЗы еще подчиняются ему! То, что Минобр посчитал сколько часов нужно прослушать для получения магистра и бакалавра, касается ВВУЗы только косвенно, и только по общеобразовательным дисциплинам, военные дисциплины Минобром не регламентируются, а в общеобразовательный диплом ВВУЗ может поставить такое количество часов, что лейтенант выйдет из него акадэмиком по Болонской системе!

  2. Александр

    «Дело в том, что бакалавр (т.е. тот уровень профессионального военного образования, который на сегодняшний день получает, к примеру, выпускник Московского высшего общекомандного военного училища) по определению той же болонской системы не является высшим образованием. Притом, что магистром выпускник военного вуза может стать, только окончив профильную академию,…»
    Выпускник МосВОКу получает высшее (гражданское) образование и имеет степень инженера, и среднее (военное) образование, поскольку высшее военное образование офицер(!!!) мог получить только после нескольких лет службы (не менее 3-х лет на командных должностях и не менее 4-х лет на инженерных или штабных должностях), и то только по направлению своего непосредственного начальства, и то только в том случае, если на военный округ спустили лимитное количество мест в академии! И так было всегда и в СССР и в РФ, единственное срок выслуги мог меняться!
    «но академическая форма высшего образования в России и в армии уже не предусмотрена Законом «Об образовании в РФ».»
    Академическая форма образования в армии, никогда не была предусмотрена этим законом! И регламентировалась всегда приказами Министра обороны, и только за время моей службы менялось 2 раза: с 3 до 2-х лет и обратно!

  3. Александр

    «Более того, казалось бы, «простая игра слов», например, тезис о том, что «офицер получает высшее профессиональное образование только один раз в жизни, а все остальное профессиональное образование, включая Академию Генерального штаба ВС СР, является дополнительным профессиональным образованием», привел в ступор все военное профессиональное образование.»
    НИКОГДА высшее военное образование не было обязательным! Более того, если твой непосредственный начальник считал тебя недостойным его получения (косячишь много или пьешь беспробудно), то он имел полное право отказать тебе в ходатайстве в поступлении в академию!

  4. Александр

    — Как российский офицер будет получать профессиональное военное образование в ходе службы, когда академий нет, но есть система курсовой подготовки, которая по определению не может дать высшего образования?
    Как это нет академий? Вот это уже полный пи…дешь! Да, академии объединили с профильными училищами! Да, сократили дублирующие кафедры и командные должности! Но от этого они никуда не делись, только называются теперь Университетами. А в каждом университете есть офицерский и курсантский факультет, сейчас еще хотят ввести сержантских факультет для обучения бойцов на сержантские должности (аналог техникума на гражданке). И правильно делают! Сержант должен быть профессионалом!

  5. Александр

    «но есть система курсовой подготовки, которая по определению не может дать высшего образования»
    Всегда была система курсовой подготовки и шла она параллельно академической подготовке офицеров. Только если обучение высшему военному образованию длится 2-3 года, то курсы длятся 1-6 месяцев…это просто курсы повышения квалификации!

  6. Александр

    «- Как будет развиваться военная наука, если бакалавр – это не высшее образование, а сравнительная характеристика пары «магистр»
    Совершенно непонятно при чем тут военная наука, уж явно не магистры и бакалавры ее развивают, а люди попавшие при распределении в НИИ, НИЦы, и те же Академии…и проработавшие там не один десяток лет!

  7. Александр

    «– кандидат наук» выявляет невозможность стать кандидатом наук без получения звания магистра?» Кандидат наук — это просто почетное звание, как длинна члена, не важно сколько, главное чтобы он был! желательно вместе с мозгом!

    • Игорь

      Начну с этого момента, хотя хотелось и раньше. Вижы, Вы далеки от категории «наука», поэтому не надо вести речь о том, чего не знаете. Попробуйте хотя бы приблизиться к носителю этого, как Вы говорите, почетного звания, и тогда, может быть, сможете это с чем-то сравнивать.

  8. Александр

    «- Как будет организована боевая служба в войсках, если до 20-30% офицеров частей будут постоянно находиться на разного рода сборах по повышению квалификации и вместо фундаментального академического профессионального образования, подразумевающего отчисление из списочного состава части…»
    откуда взялась цифра в 20-30% я не знаю, но тогда если мы приплюсуем откомандированных, больных, отпускников, наряд…то служить вообще некому будет…поскольку количество обучающихся на курсах, от части, всегда всегда было незначительным! А вот как была организованна служба в 90-х и 00-х годах, когда в частях было от 30 до 80% процентов незанятых офицерских мест, а в среде младшего офицерского звена и того больше! когда офицеры уходили на дежурство не зная кто их сменит и когда, а особо шустрые сами себе искали смену, и было это повсеместно!

  9. Александр

    «Один из основных аргументов правительства РФ при переходе образования на болонскую систему состоял в необходимости взаимного признания дипломов высшей школы для возможности «свободной конкуренции выпускников высшей школы России, Европы и США на международном рынке труда»»
    ГРАЖДАНСКИХ дипломов, прошу заметить! К военному образованию они имеют очень маленькое отношение! Человек решивший навсегда связать свою жизнь с армией, вообще может подтереться тем дипломом! Я надеюсь, что военные из Европы и США не будут конкурировать на военном рынке труда в России )))

  10. Александр

    «В этой связи предлагаю:
    2. Исключить болонскую систему из системы высшего военного профессионального образования России и вернуться к его собственной национальной системе;»
    А кто ее когда туда включал?
    «4. Разработать и принять Закон «О военном образовании в РФ», в котором был бы прописан весь алгоритм получения профессионального военного образования при его обязательной фундаментальной гуманитарной основе и непрерывном совершенствовании.»
    А зачем нам идиотизм возводить в ранг закона? Чтобы последний алкаш мог дорасти до генерала? Они и так у нас большинство алкаши, а тут вообще тормоза отпустят, с лейтенантов начнут! Что значит «при его обязательной фундаментальной гуманитарной основе»? это как? Артиллеристов, танкистов или связистов пичкать гуманитарными науками? Или учить гуманно вести войну???
    В общем какой-то бред сивой кобылы…я редко пишу, но тут зацепило!

    • Игорь

      Во-первых, гуманитарная основа образования и гуманность в ведении войны — не одно и то же.
      Во-вторых, падение фундаментального образовательного уровня с переходом на 2 года в академическом образовании, в последующем — к курсовой подготовке, давно признано специалистами в этой области.
      Статья правильная, а ее критики — это просто идеологические диверсанты.