Значение Испании как морской державы определяется ее особым геостратегическим положением, позволяющим контролировать один из важнейших узлов океанских коммуникаций – Гибралтарский пролив. Ежегодно его пересекают свыше 52.000 торговых судов, перевозящих около одного миллиарда тонн грузов, причем 95% из них принадлежит западным странам.
Концепция развития
В мирное время на военно-морские силы Испании (Армада Эспаньола, исп. Armada Espaola.) возлагаются задачи по охране побережья и основных владений королевства в зоне ответственности ВМС. Мадрид регулярно выделяет боевые корабли, амфибийно-десантные силы и авиацию для участия в учениях, проводимых НАТО. По оценке военных специалистов, это отражает эволюцию взглядов командования испанских вооруженных сил на строительство и оперативное применение Armada Espaola, ведет к повышению их роли в планах руководства Североатлантического альянса.
При обострении международной обстановки или в случае возникновения угрозы военного конфликта в регионе ВМС Испании будут решать задачи в составе объединенных военно-морских сил НАТО в акваториях западной части Средиземного моря и Иберийской Атлантики, в других районах. Причем наиболее подготовленные и хорошо оснащенные силы испанского флота планируется использовать в составе сил быстрого развертывания блока.
В настоящее время развитие Армада Эспаньола осуществляется в соответствии с программой «Открытое море», первоначально разработанной на период до 2002 года и затем откорректированной на более поздний срок. Согласно этой программе основными боевыми задачами ВМС являются:
— защита морских коммуникаций;
— охрана побережья континентальной части страны, Балеарских и Канарских островов, анклавов Мелилья и Сеута, территориальных вод и экономической зоны;
— оказание поддержки сухопутным войскам на приморских направлениях;
— проведение десантных операций;
— несение патрульной службы.
Наблюдая за осторожным, но весьма динамичным развитием Armada Espaola, многие эксперты единодушно признают, что Мадрид явно стремится вновь превратить испанское королевство в мировую морскую державу с лидирующим положением среди испаноязычных государств Центральной и Южной Америки. Во всяком случае, уже в 2008 году по боевым возможностям ВМС Испании заняли 6-е место в мире – после военно-морских сил США, России, Великобритании, Франции и Китая. При этом благодаря наличию легкого авианосца (АВЛ) и фрегатов (ФР) проекта F100 обошли ВМС Японии, Германии, Индии и Италии.
Неофициально озвученные планы развития Армада Эспаньола (например, строительство второго – уже среднего – авианосца с водоизмещением почти 40.000 тонн) указывали на то, что до очередного финансово-экономического кризиса, столь больно ударившего по пиренейскому королевству, Мадрид намеревался и дальше укреплять свои позиции в океанских просторах.
По мнению ряда экспертов, военно-политическое руководство Испании планомерно проводило в жизнь все геостратегические замыслы генералиссимуса Франко. Ведь именно он поставил задачу восстановить верховенство Мадрида над испаноязычными государствами Центральной и Южной Америки, правда, в иной форме, чем это было раньше (в виде создания военно-политического и экономического союза наподобие ЕЭС).
Хотя общая численность корабельного состава Armada Espaola с 2000 года сокращалась, флот менялся качественно. Особенно это касается НАПЛ (неатомные подлодки) и ФР, которые оснащаются самым современным ракетным оружием, в том числе и КРМБ.
Программы военного кораблестроения
Кораблестроительная программа Испании нацелена на обновление и усиление подводных, амфибийных и многоцелевых сил. После окончания экономического кризиса Мадрид, возможно, начнет выполнять и программу создания нового АВ STOVL CV среднего класса.
Подводные силы
ПЛА. Официально Испания никогда не занималась созданием ядерного оружия. Однако многие эксперты указывают на то, что соответствующие разработки все же велись в 60–70-х годах по личному указанию Франко в мадридском Научном центре энергетических, экологических и технологических исследований (НЦЭЭТИ), в котором до 2005 года действовало до 60 экспериментальных ядерных установок (в том числе и несколько ядерных реакторов).
В 1961-м Испания присоединилась к работам в Европейском центре ядерных исследований CERN – крупнейшей в мире лаборатории физики высоких энергий, затем покинула его в 1969-м и вновь сотрудничает с ним с 1983 года. 2008-й ознаменовался борьбой разных стран за право построить на своей территории экспериментальный термоядерный реактор. Мадрид удвоил ставки на этом своеобразном аукционе, стремясь одолеть Париж, и объявил о намерении вложить в проект не 450, а 900 миллионов долларов.
Данный факт косвенно доказывает: испанская ядерная программа не имела ограничений по финансированию. Вот почему нет оснований предполагать, что высшее политическое руководство страны полностью отказалось от возможности обладать ядерным оружием. Король Испании Хуан Карлос II весьма осторожный, но очень дальновидный человек, которого в преемники назначил лично Франко.
По мнению экспертов, целью создания национального ядерного оружия могло стать желание обезопасить себя от давления третьих государств в межнациональных и территориальных спорах (проблемы басков, анклавов Мелилья и Сеута), а также придать стране статус ядерной державы, что гарантировало бы ей главенство над всем испаноязычным миром. Эксперты заявляют, что исследования для обеспечения разработки атомной подлодки ведутся в Испании постоянно, начиная с 70-х годов. Однако о программе создания ПЛА официально не объявлялось.
После заявления министра обороны Бразилии, прозвучавшего в 2008 году, о совместном с Аргентиной проектировании и строительстве атомного подводного корабля, специалисты считали, что реализация этого плана обеспечила бы Мадриду через Буэнос-Айрес доступ к технологиям, которые позволили бы и испанцам приступить к таким же работам (ведь Испания и Аргентина тогда находились в исключительно дружеских отношениях).
Эксперты предполагали, что у Аргентины просто не найдется средств на создание ПЛА, а у Испании они в ту пору имелись и, вероятно, именно она могла стать спонсором аргентинцев. По всей видимости, о данном замысле узнала и Франция, но способствовать его осуществлению напрямую Парижу было не с руки: испанцы с 60-х годов строят НАПЛ только по французским проектам на судостроительном заводе (ССЗ) фирмы Navantia в Картахене, который фактически является филиалом ССЗ французской компании DCNS в Шербуре.
НАПЛ. По состоянию на начало 2012 года в строю Армада Эспаньола имеются 4 неатомные подводные лодки типа Agosta. Для их замены с 2005-го началась реализация программы строительства НАПЛ проекта S80A, разработанных на основе французских субмарин типа Scorpene. Строятся четыре подлодки, и предполагалось заложить на стапелях еще столько же. Все они будут оснащены воздухонезависимой энергетической установкой (ВНЭУ) по схеме MESMA (паротурбинная установка закрытого цикла – ПТУЗЦ).
На вооружение этих НАПЛ поступят американские крылатые ракеты Tomahawk Block IV. В 2007 году Мадрид и Вашингтон достигли соглашения об их продаже Испании в рамках программы, общая стоимость которой оценивается в 72 млн. евро. Первая партия КРМБ Tomahawk Block IV (24 единицы) уже закуплена. Испанские военно-морские силы также получат необходимое оборудование для установки ракет на субмарины проекта S80A и фрегаты типа Alvaro de Bazan (проект F100).
Авианосные силы
В боевом составе Armada Espaola находится один лёгкий авианосец Principe de Asturias R-11, сконструированный по американской концепции «корабля контроля моря» (Sea Control Ship – SCS). Она была разработана в Соединенных Штатах в начале 70-х годов и предусматривала создание АВЛ водоизмещением примерно 15.000 тонн с авиакрылом на борту из трех-четырех многоцелевых истребителей (МЦИ) вертикального взлета и посадки, 12–14 противолодочных вертолетов.
Переработанный проект корабля (размещен трамплин и увеличено авиакрыло) приобрела Испания и по нему в 1988 году построили АВЛ Principe de Asturias. Правда, по архитектуре и общему расположению он напоминает американский тяжелый авианосец.
В отличие от всех остальных таких же кораблей главная энергетическая установка на АВЛ Principe de Asturias – одновальная, газотурбинная. Она состоит из одного агрегата мощностью 46 400 лошадиных сил (два ГТД типа LM 2500) с винтом регулируемого шага (ВРШ), который и обеспечивает дачу заднего хода. ГЭУ авианосца унифицирована с главной энергетической установкой фрегата Santa Maria (типа O.H.Perry).
Надо отметить, что в конце 80-х для Испании это был самый крупный за всю ее историю боевой корабль. Вашингтон оказал финансовую помощь Мадриду, предоставив на строительство АВЛ 150 миллионов долларов. В работах участвовало объединение американских фирм – Gibbs and Cox, Dixencast, Bath Iron Norks, Sperry. Достройка была задержана из-за необходимости внесения изменений в командные и контрольные системы для обеспечения возможности использования авианосца в качестве флагманского корабля, его испытания начались 3 ноября 1987 года.
Проект оказался весьма перспективным. Освоенные технологии позволили испанцам впервые в мире построить АВЛ на экспорт. В 1997 году они передали Таиланду заказанный им легкий авианосец Chakri Naruebet, проектирование которого велось на базе АВЛ Principe de Asturias. По конструкции корабль напоминает прототип, но его водоизмещение меньше – 11.485 тонн, а ГЭУ двухвальная – дизель-газотурбинная установка (ДГТУ).
В 2007-м появилась первая информация о том, что Испания планирует в течение 2015–2020 годов построить АВС водоизмещением 39.000 тонн и с авиакрылом (АК), насчитывающим 30–40 летательных аппаратов, в том числе МЦИ F-35B. Программа условно именуется STOVL CV. Официально заявлено, что этот корабль должен будет заменить АВЛ Principe de Asturias.
Однако ряд экспертов высказывали мнение, что срок его эксплуатации с учетом реальных сроков службы всех авианосцев истекает после 2030 года и потому АВЛ Principe de Asturias останется в строю, а новый АВС призван способствовать наращиванию испанских авианосных сил. Однако разра-зившийся экономический кризис, вероятно, помешает выполнить эту программу в установленные сроки.
Кстати, специалисты отмечают, что корпус АВЛ Principe de Asturias тщательно обрабатывается при каждом доковании и нет оснований сомневаться в его долговечности. Кроме того, в плановые ремонты производится замена вышедшего из строя оборудования и механизмов. В целом корабль поддерживается в очень хорошем состоянии.
Амфибийные силы
ДК. В начале 2012 года в строю испанских ВМС находилось три десантных корабля (УДК Rey Juan Carlos I, два ДВКД типа Galicia). Полное водоизмещение УДК Rey Juan Carlos I – 27.790 тонн. Это второй, а также самый крупный боевой корабль, самостоятельно спроектированный и построенный в Испании (первым был фрегат программы F-100). Он будет использоваться не только для переброски и высадки десантных подразделений, но и как ударный легкий авианосец (до 30 МЦИ СВВП), так как в состав его АК войдут многоцелевые истребители – вначале AV-8, а затем и F-35B. Ангар, совмещенный с гаражом для автобронетехники (АБТ), имеет длину более 145 м.
Кроме того, есть трюм для тяжелой АБТ, совмещенный с доковой камерой. В качестве ГЭУ выбрана единая электроэнергетическая установка (газотурбогенератор и дизель-генератор). Движители – винторулевые колонки с погруженными электродвигателями (ВРК с ПЭД).
Разработка проекта нового ДВКД Galicia L-51 для Armada Espaola и ДВКД Rotterdam L-800 для ВМС Нидерландов осуществлялась по программе ATS c 1990 года испанской государственной компанией Bazan совместно с нидерландским центром кораблестроения NEVESBU. Предполагалось, что в Испании и Нидерландах корабли будут строиться по единому проекту, но в действительности ДВКД двух стран отличаются друг от друга по водоизмещению, вооружению и энергетике. В частности, с целью снижения стоимости испанского корабля вместо запланированной ранее ДЭУ в качестве главной энергетической установки применена двухвальная ДУ с винтом регулируемого шага (ВРШ).
После ввода ДВКД Galicia L-51 в строй амфибийные силы первой линии ВМС Испании превзойдут по боевым возможностям аналогичные силы ВМС Великобритании и Италии и будут уступать только США и Франции.
Надо отметить, что УДК Rey Juan Carlos I стал прототипом для двух универсальных десантных кораблей типа Canberra для австралийских ВМС. Строительство УДК осуществляется с 2009 года в Австралии из готовых блоков, поставляемых из Испании. Сумма контракта – 1,45 млрд. долларов.
В 2010 году универсальный десантный корабль на базе УДК Rey Juan Carlos I предлагался России, но Москва выбрала французский Mistral, обладающий почти втрое меньшими боевыми возможностями при меньшем только на 35 процентов водоизмещении.
ДКА. В Armada Espaola на начало 2012 года насчитывалось 14 десантных катеров класса LCM8 (построены в 2001–2009-м) и до 40 малых ДКА типа LCVP и др.
Многоцелевые силы
ФР. В боевом составе ВМС на начало 2012 года числилось 10 фрегатов (четыре типа Alvaro de Bazan и шесть типа Santa Maria). Ввод в строй пятого ФР типа Alvaro de Bazan ожидается в текущем году. Предполагается постройка и шестого такого же корабля (вероятнее всего после окончания экономического кризиса).
ФР типа Alvaro de Bazan (проект F-100) – один из самых мощных и высокоэффективных кораблей в мире. Эксперты отмечают, что этот фрегат является первой современной боевой единицей Armada Espaola, спроектированной и построенной испанцами практически самостоятельно. Но фактически данные корабли создавались на основе международной программы разработки ФР с участием германской фирмы Blohm und Voss AG, нидерландской Royal Schelde и испанской Bazan. Приняв решение самостоятельно взяться за дело, Испания в концепции развития многоцелевых кораблей (МЦК) в части вооружения стала полностью повторять схему развития МЦК США.
Проектирование велось с сентября 1992 по июль 1995 года, а затем было продлено до июля 1996-го в связи с оснащением фрегата многофункциональной комплексной системой (МФКС) Aegis с универсальной вертикальной пусковой установкой (УВПУ) Mk.41. Корабль двухтрубный и одномачтовый, имеет гладкопалубный корпус, двух-островную надстройку и четыре палубы.
По размещению основных элементов вооружения и внешнему виду фрегат напоминает эсминец ВМС США Arleigh Burke FL-IIA и внешне отличается от него лишь меньшими размерами дымовых труб и отсутствием УВПУ в корме.
Полное водоизмещение корабля – 5.853 тонны. У него двухвальная ДГТУ с раздельной работой ГТД и ДД. В качестве форсажных двигателей применены два ГТД LM2500. Движители с ВРШ. Полная скорость хода – около 28 узлов (по другим данным – до 30).
Некоторые эксперты полагали, что размещение полноразмерной УВПУ Mk.41 приведет в дальнейшем к появлению на испанских фрегатах крылатых ракет Tomahawk. Однако ввиду технической сложности большинство специалистов эту концепцию отвергали. В 2007 году ситуация прояснилась, когда официально объявили о вооружении этими КРМБ не только субмарин проекта S80A, но и всех ФР данного типа.
Появились также фотографии загрузки на них полноразмерных УВПУ Mk.41. Причем УВПУ первых четырех кораблей будут доработаны лишь в части систем управления, в конструкцию ФР F-105, F-106 возможность вооружения КРМБ будет внесена уже при строительстве.
Alvaro de Bazan оказался весьма привлекательным фрегатом для других стран. Первым заказчиком проекта стала Норвегия, правда, ФР типа Fridtjof Nansen норвежских ВМС оказались уменьшенной копией испанских фрегатов. Работы над проектом начались в мае 1997 года, а подписание контракта на постройку пяти кораблей прошло 23 июня 2000-го в Бергене (Норвегия) с фирмой Bazan и Lockheed Martin (США).
Для строительства ФР был образован консорциум IZAR/Mjellem & Karlsen. Головной фрегат F-310 заложили на верфи компании Karlsen в Бергене в 2001 году. Ныне постройка серии успешно завершена.
Наконец, в 2007-м Австралия приступила к переговорам о строительстве для своих ВМС ФР проекта F-100 с несколько увеличенным – до 6.250 тонн – водоизмещением (классифицироваться они будут как эсминцы). Закладка трех кораблей на Зеленом континенте состоялась в 2011 году (окончание постройки серии запланировано на 2017-й) по испанскому проекту и с использованием соответствующих комплектующих. Сумма контракта – 4,514 миллиарда долларов.
Патрульные силы
ПК. В Armada Espaola на начало 2012 года числилось 14 патрульных кораблей. Из них наиболее боеспособными признаны четыре ПК типа Descubierta (бывшие корветы) и два типа Meteoro программы BAM (еще два строятся, 10 запланировано построить). Она предполагает создание целой гаммы боевых единиц различного назначения на базе одного корпуса и ГЭУ. Эти ПК имеют на борту штатный отряд морской пехоты – 80 человек.
ПКА. В составе испанских ВМС на конец 2011 года имелось всего семь патрульных катеров водоизмещением более 100 тонн, все со сроком службы более 25 лет. Новой программы строительства ПКА нет.
Минно-тральные силы
МТС представлены одним кораблем противоминной обороны, переоборудованным из КРВ типа Descubierta, и шестью сравнительно новыми базовыми тральщиками (БТЩ) типа Sandown, построенными по лицензии. Программа развития МТС пока отсутствует.
ВЫВОД
Военное кораблестроение Испании в начале XXI века достигло высокого уровня развития. Однако в стране пока очень слаба промышленность, производящая комплектующие в части вооружения и технических средств. Вместе с тем у испанского ОПК существует устойчивая связь с компаниями США и Франции.
Наконец, пакет заказов на строительство БНК для других стран у пиренейского королевства наибольший среди развитых государств – почти шесть миллиардов долларов. Это свидетельствует о высокой эффективности испанских боевых кораблей, привлекательность которых не снижает даже их высокая стоимость.
/Владислав Никольский, доктор технических наук, профессор;
Николай Новичков, кандидат технических наук; vpk-news.ru/
Занятно пишете, жизненно. Все-таки, для того, чтобы делать по-настоящему интересный блог, нужно не только сообщать о чем-то, но и делать это в интересной форме:)
Классная статья — спасибо