Переговоры между Россией и Украиной относительно совместной разработки и закупки перспективных военно-транспортных самолетов Ан-70 зашли в тупик. Основной причиной этого стало повышение стоимости на летные прототипы транспортника до 100 млн. долларов. Из-за высокой стоимости ВВС России уже отказывались от покупки крупной партии Ан-70 и, если сторонам не удастся договориться, отказ от покупки транспортника может повториться. В любом случае, сроки начала серийного производства самолета оказались под угрозой срыва.
Украинское государственное предприятие «Антонов» занимается разработкой среднего военно-транспортного самолета Ан-70 с начала 1990-х годов. Новый самолет создается в качестве замены устаревшим транспортникам Ан-12. Первый полет самолета состоялся в конце 1994 года в Киеве. В 1995 году в ходе очередного испытательного полета прототип транспортника столкнулся с самолетом сопровождения Ан-72. Экипаж прототипа погиб, а Ан-72 удалось совершить аварийную посадку.
В 1996 году «Антонов» подготовил к испытаниям второй прототип транспортника, совершивший первый полет в 1997 году. В 1999 году начались совместные и сертификационные испытания Ан-70, первая часть которых завершилась к 2001 году, после чего конструкторы планировали провести проверки самолета в условиях низких температур. Для этого самолет отправился из Киева в Якутск, совершив промежуточную посадку в Омске. 27 января во время взлета из омского аэропорта у Ан-70 последовательно отказали два двигателя и он совершил аварийную посадку «на брюхо».
Пострадавший в результате аварийной посадки транспортник был восстановлен к концу 2001 года (по неподтвержденным данным, на восстановление было потрачено около 2 млн. долларов). Программа разработки и испытаний Ан-70 к этому моменту начала выбиваться из графика. Причиной тому послужили не только аварии двух прототипов, но также и принятое в 1990-х годах решение проводить испытания новых двигателей для Ан-70 — Д-27 — прямо на опытных экземплярах самолета. Сбои силовых установок при испытаниях не были редкостью. Наконец, с наступлением 2000-х годов Украина столкнулась с нехваткой средств на реализацию проекта.
В 1999 году к проекту Ан-70 присоединилась Россия, которая, согласно постановлению правительства от 4 декабря 2000 года, планировала развернуть производство транспортника на самарском заводе «Авиант» в 2002 году. В 2002 году стороны договорились о совместной разработке и финансировании самолета. ВВС России к этому моменту сформировали заказ на 160 Ан-70, которыми планировалось заменить устаревшие Ан-12 и Ан-26. Изначально ожидалось, что стоимость одного Ан-70 для России составит не более 50 млн. долларов.
Впрочем, к 2005 году финансирование проекта украинской стороной практически сошло на нет. При этом стоимость разрабатываемого транспортника значительно выросла и практически вдвое превысила цены на более тяжелые российские транспортные самолеты Ил-76. Их производство в настоящее время планируется развернуть в Ульяновске (строительство первого серийного Ил-76МФ должно завершиться в 2012 году). В результате Министерство обороны России отказалось от совместного с Украиной проекта в пользу Ил-76 и МТС (Многоцелевой Транспортный Самолет), создаваемого совместно с Индией.
Решение о возобновлении совместного производства стороны приняли только в 2009 году, когда министр обороны России Анатолий Сердюков и исполняющий обязанности министра обороны Украины Валерий Иващенко подписали соответствующий протокол. Тогда же генеральный конструктор «Антонова» заявил, что на завершение проекта Ан-70 необходимо 120 млн. долларов, а сами работы могут быть завершены уже в 2010 году.
Самолёт Ан-70 выполнен по схеме четырёхмоторного высокоплана с однокилевым хвостовым оперением.
На самолет устанавливают винтовентиляторные двигатели Д-27, пока единственные такого рода силовые установки, которые планируется применять на серийных самолетах. Взлетная мощность каждого двигателя составляет около 14 тыс. л.с.
Ан-70 оснащается полностью «стеклянной» кабиной пилота, а также электронной дистанционной системой управления. Грузовой люк Ан-70 расположен в хвостовой части.
Далее вновь последовала череда отсрочек. Начало серийного производства Ан-70 регулярно переносилось: сначала на 2011 год, а затем на 2012. Теперь начало производства транспортника ожидается в 2014 году. Министерство обороны Украины, изначально планировавшее купить 5 самолетов, из-за недостатка финансирования решило сократить объем покупки до 3 самолетов. В 2011 году стало известно, что ВВС России намерены приобрести 60 транспортных самолётов Ан-70.
Согласно действующим договоренностям, вклад России в программу разработки Ан-70 к 2013 году должен составить 2,4 млрд. рублей (около 76 млн. долларов), а Украины — 480 млн. гривен (около 60 млн. долларов). До конца 2012 года Украина планирует вложить в проект 347 млн. гривен.
Изначально планировалось, что производством Ан-70 в России будет заниматься самарское предприятие «Авиакор», затем — ульяновское «Авиастар-СП». Согласно последним договоренностям сборка самолётов будет развернута на Воронежском авиационном самолетостроительном объединении.
20 августа этого года Сердюков объявил, что Россия и Украина приступили к совместным летным испытаниям Ан-70, а также начали переговоры относительно совместного серийного производства таких самолетов. Впрочем, уже вскоре после этого газета «Ведомости» написала со ссылкой на источник в Объединенной авиастроительной корпорации, что переговоры зашли в тупик. Основной причиной этого стало завышение стоимости третьего опытного Ан-70 для России.
По словам источника газеты, «Антонов» потребовал от Минобороны России почти 100 млн. долларов за третий летный прототип Ан-70, что на 30% выше стоимости Ил-76МФ. Кроме того, оказалось, что стороны не могут договориться о доработке технической документации на Ан-70 в соответствии с требованиями ВВС России, и её передаче российской стороне для перевода в электронную форму.
В феврале 2012 года директор департамента разработки и закупок вооружений и военной техники министерства обороны Украины Андрей Артюшенко заявил, что стоимость одного Ан-70 составляет 67 млн. долларов. При этом он отметил, что она является ориентировочной и может измениться, поскольку программа разработки транспортника пока не завершена. С чем связан столь быстрый и значительный рост цены Ан-70, пока неизвестно.
С одной стороны, высокая стоимость перспективного транспортного самолета может объясняться тем, что России был выставлен счет за опытный экземпляр Ан-70. Практика показывает, что с началом масштабного серийного производства стоимость военной продукции значительно снижается. Правда, пока не ясно, насколько сильно заказ на серию из 63 самолетов позволит снизить стоимость Ан-70.
Изначально, разрабатывая транспортник, Украина планировала активно поставлять самолет на экспорт, прежде всего в страны Восточной Европы, где свой срок дослуживают устаревшие Ан-12, Ан-26 и Ан-32. Однако с годами надежда на экспорт становится все более призрачной. Ан-70 по совокупности заявленных технических характеристик превосходит европейские и американские транспортные самолеты того же класса, такие как перспективный A400M и серийный C-130J.
Ан-70 будет способен развивать скорость до 780 км/ч и совершать полеты на расстояние до 7800 км. Транспортник укороченного взлета и посадки предназначен для перевозки до 300 десантников или 47 тонн грузов.
Отличительной чертой Ан-70 является возможность короткого взлета с грузом со слабоподготовленной взлётно-посадочной полосы длиной не более 600 метров.
Момент, когда Европа могла бы заинтересоваться покупкой Ан-70, безвозвратно упущен. Со следующего года ожидается начало поставок первых серийных транспортников A400M, на которые уже было потрачено слишком много денег и времени, чтобы в одночасье от них отказаться. Сначала A400M получит Франция. Страны третьего мира, традиционный для Украины и России рынок сбыта военной продукции, также вряд ли согласятся на покупку Ан-70 из-за его относительно высокой стоимости.
В середине 2000-х годов покупкой самолета активно интересовался Китай, однако контрактов на поставку транспортников Пекину так и не было подписано. В настоящее время Китай занимается созданием собственного среднего транспортника Shaanxi Y-9.
В целом, складывается впечатление, что и Украина, и Россия начали терять интерес к авиационному долгострою Ан-70. Украина испытывает нехватку средств не только на разработку и покупку нового самолета, но даже на модернизацию уже имеющихся вооружений. Россия же ведет разработку нескольких собственных военно-транспортных самолетов, включая МТС, Ил-476 (глубокая модернизация Ил-76МД, производство будет развернуто в Ульяновске), Ил-76МФ и Ту-330. В этом свете представляется, что с каждым годом шансов выйти в серию у Ан-70 становится все меньше.
/По материалам lenta.ru/