В воскресенье, 12 августа, по всей России, где есть летные части, будет отмечаться 100-летие отечественных ВВС. Основные торжества пройдут в Москве, где центром яркого авиашоу станет подмосковный Жуковский. Там, над территорией аэродрома ЛИИ им. М.М.Громова, пройдет грандиозный воздушный парад, в котором примут участие более сотни самолетов и пилотажные группы, в том числе — зарубежные.
Во времена Советского Союза День Воздушного Флота (а не День ВВС) отмечался сначала 18 августа, а потом в третье воскресенье этого месяца. Весной 1933 года Постановлением Совета Народных Комиссаров был установлен День Воздушного Флота СССР. Отмечать его полагалось 18 августа. Десятилетия так и отмечали.
В 1980 году в целях оптимизации праздничных дней, был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР, согласно которому День Воздушного Флота стал отмечаться в третье воскресенье августа. А День танкиста, к примеру, во второе воскресенье сентября.
Откуда же появилось 12 августа, и как эта дата связана с ВВС?
Первый президент России, как известно, всё советское не любил, и кто-то ему напомнил, что авиация в России была и до Октябрьской Революции, и будто бы сам Николай II 12 августа (по новому стилю) 1912 года высочайшим указом повелел сформировать первую воинскую авиационную часть при Главном управлении Генштаба. Именно эту дату, по мнению неких военных историков, имен которых сегодня установить невозможно, предлагалось считать официальным Днем рождения Военно-воздушных сил России. Указом от 29.08.1997 года первый Президент РФ учредил 12 августа Днем Военно-воздушных сил России.
Потом, правда, выяснилось, что последний император России не имел никакого отношения к созданию непосредственно ВВС, хотя развитие отечественного воздушного флота всячески приветствовал и поддерживал.
Родоначальником же боевой авиации в нашей стране стал, как ни странно, генерал от кавалерии В.А.Сухомлинов.
Именно он, будучи военным министром, подписал 12 августа 1912 года приказ № 397, согласно которому все вопросы воздухоплавания и авиации передавались в ведение воздухоплавательной части Главного управления Генштаба. Если быть скрупулезным, согласно тому приказу создавалась не боевая часть, а всего лишь новое бюрократическое звено военного ведомства.
В августе 2006 года вышел новый президентский Указ «Об установлении профессиональных праздников и памятных дней в Вооруженных Силах Российской Федерации». Согласно ему, праздничные мероприятия по случаю Дня Военно-воздушных сил предписано проводить в День Воздушного Флота России, который по-прежнему отмечается в третье воскресенье августа. В этом году праздник выпадает на 19 августа. Тем не менее, именно 12 августа 2012 года будет отмечаться столетие ВВС.
Кстати сказать, есть и другая дата, прямо связанная с рождением именно боевой авиации, а не штабной структуры. 23 декабря (по новому стилю) 1914 года император Николай II утвердил «Положение об организации эскадры воздушных кораблей «Илья Муромец». Самые большие и тяжелые самолеты своего времени, спроектированные Игорем Сикорским, почти сразу стали использоваться в качестве бомбардировщиков на фронтах Первой мировой войны. Всего за годы той войны русская бомбардировочная эскадра, дислоцировавшаяся недалеко от Винницы, выполнила около 400 боевых вылетов.
С 1999 года, согласно приказу главкома ВВС РФ, 23 декабря отмечается как День дальней авиации. Хотя этот день логичнее было бы считать Днем рождения именно боевой авиации России. В начале ХХ века самолеты были универсальными: одни и те же модели использовали как истребители, как бомбардировщики, как разведчики и для перевозки пассажиров. А «Илья Муромец» был официально определен бомбардировщиком — то есть чисто боевым самолетом. Так что через два года мы можем по полному праву отмечать еще один вековой юбилей ВВС России.
Первые же чисто российские самолеты поднялись в воздух более ста лет назад. В 1910 году в Санкт-Петербурге спроектировали и на заводе «Первого Всероссийского товарищества воздухоплавания» построили первый отечественный типовой самолет, названный «Россия-А». 15 августа 1910 года самолёт «Россия-А» поднялся в воздух с аэродрома в Гатчине и совершил полёт продолжительностью 15 минут.
Примечательно, что еще в мае 1910 года прошла первая в России и сразу международная неделя авиации. А в июле состоялся первый полет российского дирижабля «Кречет». Опять же в 1910 году состоялись первые междугородние полеты русских авиаторов по маршруту Гатчина — Царское Село — Гатчина.
15 августа 2010 года надо было бы отмечать столетний День рождения Российской авиации, День рождения отечественного Воздушного флота. Дату ту просто прозевали. И получилось, что авиация в нашей стране родилась сразу как грозная военная сила, что, конечно же, не совсем верно.
Тем не менее, юбилейный праздник, который пройдет в Жуковском с 10 по 12 августа, состоится при любой погоде и обещает стать зрелищем не забываемым. Согласно плану полетов, в небе пройдут все типы боевых самолетов и вертолетов, стоящие на вооружении ВВС.
Очень интересна ретроспективная часть авиашоу. Можно будет увидеть, как летают: «Фоккер», «Тумелиса», По-2, И-15бис, И-16, И-153, «Авенджер», МиГ-3, «Харрикейн», В-25 «Митчел», «Мустанг», «Корсар», амфибия «Каталина», «Дуглас» С-47 и даже древний «Блерио».
Очень интересен пилотаж современного французского истребителя «Рафаль». И конечно, высший пилотаж авиагрупп из Великобритании, Франции, Финляндии, Италии, Турции, Латвии, Польши, Естественно, свое мастерство покажут все российские пилотажные группы, включая вертолетную — «Беркуты».
Стоит подчеркнуть, что организация такого воздушного праздника — дело в высшей степени сложное. Надо отдать должное командованию ВВС, что оно вообще решилось на это. И это подтверждает: отечественные ВВС — на высоте!
/Сергей Птичкин, www.rg.ru/