Главная Аналитические статьи и мнения

Российскому универсальному атомному ледоколу — быть!

0
660

Правительство РФ, наконец-то, подписало постановление за № 660 «Об осуществлении бюджетных инвестиций в строительство головного универсального атомного ледокола» от 29.06.2012 года. Подписанный президентом РФ документ описывает детальный порядок осуществления госфинансирования стратегически важного для России ледокола нового поколения.

Основной заказчик универсального ледокола – ФГУП атомного флота. Основной госзаказчик ГК «Росатом». Согласно этому постановлению, уже обнародовали условия, по которым будет проводиться выбор подрядчика для строительства нового универсального российского атомного ледокола.

В Мурманске, где базируется сегодня атомный ледокольный флот РФ, данная новость была встречена с большим энтузиазмом – атомные ледовые корабли, так же как и другие вспомогательные суда/корабли России уже устарели и почти не обновляются, не строятся и не закупаются. Потеря рабочего атомного ледокольного флота может привести к утрате преимущества в исследовании и освоении арктических морских широт, ведь на сегодня Россия единственная страна, имеющая в своем распоряжение атомный ледокольный флот.

Приоритет исследования Арктики, как места больших залежей неразработанных природных ресурсов, постоянно возрастает. Постановление о начале финансирования строительства нового современного атомного ледокола не даст России утратить завоеванные преимущества.

На сегодня несколько ледоколов уже выведены из строя ледокольного флота РФ и не эксплуатируются, им требуется срочная замена. Универсальный ледокол, который будет построен, будет иметь мощность 60 мегаватт. Стоимость строительства оценивается в 37 млрд. рублей бюджетных средств. Финансирование начнется в этом году и будет распределено до 2017 года, в котором ожидается ввод с эксплуатацию нового ледокола.

Также правительство поручило федеральным службам искать источники внебюджетного финансирования с предоставлением им различных льгот или услуг ледокольного флота с оптимизацией тарифного плана.

Проект 22220

Разработка проекта завершена в 2007 году. Корабль проекта 22220 предназначен для самостоятельного круглогодичного сопровождения судов и караванов в западном районе Арктики, ледокольном сопровождении судов на мелководных участках Обской Губы и Енисея, буксировки кораблей и других плавучих средств во льдах и чистой воде, а также выполнения спасательных операций в Арктических широтах.

Ледокол будет обеспечен переменной осадкой, для чего его оснастят балластной системой быстрого реагирования. Время, необходимое для изменения осадки от минимального до максимального значения – не более четырёх часов.

Универсальность ледокола состоит в возможности сопровождения судов, как в ледовых глубоководных районах, так и в мелководных районах Северного морского пути.

Предельная толщина льда, преодолеваемая универсальным ледоколом на постоянной скорости до 2-х узлов и полной мощности равна 2,8-3 метра.

На мелководных участках предельная толщина состав 2,1 метра. Для улучшения ледопроходимости ледокол оборудовали пневмоомывающим устройством.

Устройство, конструкция и оборудование универсального ледокола

Корпус ледокола разделен на десять непотопляемых отсеков, непотопляемость судна обеспечена при затоплении любых двух отсеков. Конструктивно ледокол обеспечен двойным дном и двойными бортами. Такая конструкция корпуса обеспечила ледоколу возможность плавания при любом волнении моря и ветра.

Ледокол получит высокую степень автоматизации и надежное оборудование, которое позволило значительно сократить количество экипажа и вахтенной смены управления и контроля корабля. Ходовая рубка совмещена со штурманским постом и имеет вынесенные посты управления по бортам ледокола с улучшенным обзором по горизонту.

Особое внимание уделили комфортному размещению экипажа. Экипаж размещен на борту корабля в индивидуальных одноместных каютах повышенной комфортности. Каюта командира корабля имеет отдельный кабинет и салон для конференций. Места общения, приема пищи и отдыха так же выполнены с максимальным комфортом. На борту имеется конференц-зал, столовая, салон отдыха, спортзал, бассейн, тренажерный зал и сауна. Кроме одноместных кают для экипажа, на борту имеется 50 мест для прибывших на борт различных команд и экспедиций, в различном исполнении от одноместных номеров до 4-х местных.

Силовая установка ледокола состоит из главной энергетической установки, электроэнергитической установки и вспомогательной ЭУ. Главная ЭУ состоит из двух реакторных установок, паротурбинной установки с 2-мя главными турбогенераторами, системы электродвижения с 3-мя гребными электродвигателями, приводящие в движения гребные винты с фиксированным шагом.

Реакторная установка носит название «Ритм-200». Проектные работы по реактору завершены в 2009 году. Тепловая мощность одного реактора -175 мегаватт. Реакторная установка выполнена с парогенерирующим блоком, что позволило конструкторам добиться меньших размеров и веса используемых установок. Длина установки 6 метров, ширина 6 метров, вес реакторной установки в защитной оболочке – до 1000 тонн.

Расчетное время работы реактора на одном запасе топлива (20% обогащенный уран-235) – 7-10 лет. «Ритм-200» является на сегодня самым современным, высокотехнологичным и безопасным ядерным реактором с минимальными весогабаритными характеристиками.

Паротурбинная установка является разработкой конструкторов калужского турбинного завода. Данная установка построена с применением самых современных технических решений. Конструкторы, обладая опытом создания паротурбинных установок, создали решение, направленное на достижение тепловой экономичности, эксплуатационной надежности каждого отдельного агрегата установки.

Примененная тепловая схема ПТУ выполнена с регенеративным подогревом питательной воды в деаэраторе, отработанным паром из двух турбин. Используются питательные насосы с электроприводом и частотным регулированием числа оборотов.

Система электродвижения создана французскими конструкторами и состоит из двух главных генераторов общей мощностью 72 мегаватт, смонтированных на одной раме с турбиной, главного распредустройства, силовых трансформаторов, преобразователя частоты и 3-х гребных электрических двигателей. Принятая система электродвижения переменно-переменного тока состоит из генератора, преобразователь частоты, асинхронный электрический двигатель. Такая система позволила добиться мощности на винтах в 60 мегаватт.

Впервые на ледоколах, используемых в СССР-России, будет осуществлена возможность отбора всей мощности с главных турбогенераторов на внутренние нужды. Для этого используются четыре трансформатора отбора мощности по 2,5 МВА каждый. Данное решение позволило конструкторам отказаться от вспомогательных турбогенераторов, что упростило и уменьшило всю систему энергетической установки ледокола.

Вспомогательная энергоустановка состоит из двух дизельных генераторов, общей мощностью 4000 кВт, двух котельных установок с производительностью 12.000 килограмм пара в час, двух парогенераторов низкого давления по 10.000 килограмм ара в час и двух опреснительных установок. Аварийная электрическая станция состоит из трех аварийных дизельных генераторов общей мощностью 600 кВт.

Основное оборудование и номенклатура традиционна для судов ледового класса. На корме ледокола выполнен буксирный комплекс для возможности буксировки судов сквозь льды вплотную, состоящий из 2-х барабанной буксирной лебедки с тягой 80 тонн, накопительной вьюшки, устройства для демпфирования каната. Управление буксирным комплексом осуществляется из кормового поста управления.

Для использования с борта ледокола винтокрылых машин и проведения ими спасательных операций, доставке/вывоза людей и грузов предусмотрен целый комплекс техсредвст:  взлетно-посадочная площадка, ангар (для Ка-32), системы дозаправки топливом, поста управления полетами, радиосветотехоборудования и оборудования технического обслуживания.

На борту ледокола так же будет находиться многоцелевой катер на воздушной подушке (типа «Чилим»). Спуск/поднятие катера осуществляется с помощью, установленного на борту крана. Он предназначается для выполнения следующих задач:
— перевозки пассажиров на берег;
— перевозки пассажиров на другой корабль/судно;
— прием лоцмана в условиях ледовой обстановки;
— проведения ледовой разведки.

Основные характеристики универсального ледокола:
— длина (по КВЛ) – 160 м;
— ширина (по КВЛ)- 33 м;
— осадка мин/по КВЛ- 8,5/10,5 м;
— водоизмещение мин/по КВЛ – 22,5/33,5 тысяч тонн;
— общая мощность – 60 мегаватт;
— автономное плавание до 6-ти месяцев;
— дальность хода – без ограничений;
— гарантийный срок эксплуатации – 40 лет;
— средняя скорость (чистая вода)- 20 узлов;
— вахтенная смена ЦП – 5 человек;
— экипаж корабля 75 человек.

/Роман Джерелейко, topwar.ru/

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ