В последние годы наметилась положительная динамика в развитии и наращивании потенциала российской боевой авиации. Как сообщил в ходе празднования её 100-летнего юбилея главнокомандующий ВВС России генерал-лейтенант Виктор Бондарев, в ближайшие десять лет общее число современных образцов авиатехники и техники ПВО, стоящих на вооружении Военно-воздушных сил, должно быть доведено до 80%.
Предел достигнут
В обозримом будущем запланировано массовое внедрение многофункциональных истребителей Су-34, Су-35С, МиГ-29СМТ, МиГ-35. Идет освоение летным составом нового учебно-боевого самолета Як-130, который позволяет летчикам осваивать все тонкости и высшего пилотажа, и боевого применения крылатых машин.
Реализуется и целый ряд многообещающих проектов:
— разрабатывается многофункциональный штурмовик;
— на этап опытно-конструкторских работ перешло создание дальнего бомбардировщика пятого поколения;
— после 2015 года начнётся серийное производство ПАК ФА – перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации;
— в текущем году должен впервые подняться в небо Ил-76МД-90А – модернизированный вариант известного всему миру отечественного воздушного «грузовика»-ветерана, который будет применяться как в военно-транспортном варианте, так и в качестве заправщика.
Однако даже несмотря на активизацию работ в области машин, предназначенных ВВС, загрузить отечественные авиастроительные заводы не удастся. Это связано с тем обстоятельством, что ныне рынок военной авиационной техники заполнен и в своей рыночной нише российское авиастроение находится фактически на максимуме. В настоящее время авиапром нашей страны выпускает порядка 70–80 военных самолетов, что вполне соответствует основным требованиям рынка, на котором присутствует продукция российского военного авиастроения.
И потребностей в увеличении объема производства боевых крылатых машин нет. Спрос на них определяется сегодняшней обстановкой в мире, которая ввиду ядерного сдерживания не допускает развязывания широкомасштабной войны и увеличения авиационной составляющей стратегических сил. Вместе с тем для решения возникающих локальных конфликтов достаточно того уровня производства, который теперь имеется.
Искусство возможного
По мнению президента Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Михаила Погосяна, Россия объективно может конкурировать на 30% мирового рынка военных самолетов, поскольку 70 его процентов являются вотчиной США и стран НАТО, а потому закрыты для продукции российского авиапрома. На доступном 30-процентном сегменте отечественные боевые самолеты занимают 50 процентов.
«Наши возможности по увеличению объемов производства военной авиационной техники практически исчерпаны. Мы их будем увеличивать, но темп роста составит примерно 10% в год и вряд ли будет больше», – отметил глава ОАК. Вот почему для кардинального увеличения загрузки предприятий авиапрома требуется активизация работ в двух других сегментах – транспортной и гражданской авиации.
В связи с этим ОАК до 2020 года намерена скорректировать свою деятельность, перенеся акцент с выпуска самолетов боевой авиации на строительство гражданских и военно-транспортных крылатых машин. Как сообщил Погосян, в настоящее время объем военной продукции корпорации составляет 80–85%, а на гражданскую продукцию приходятся лишь 15–20%. К 2020 году планируется довести составляющую гражданской продукции ОАК до 50%, причем к 2014 году соотношение военной и гражданской составляющих предполагается обеспечить в пропорции 58 к 42.
К 2025 году доля военной продукции ОАК должна еще сократиться и опуститься до отметки 30%, в то время как на гражданские самолеты, включая транспортные, будет приходиться 70% всего бизнеса корпорации.
В области транспортной авиационной техники в России предусмотрен большой объем закупок по Государственной программе вооружения, в связи с чем предстоит решать сложнейшую задачу по организации запуска в серию четырёх военно-транспортных самолетов.
Во-первых, реализуется программа строительства модернизированного Ил-76 (Ил-476) на российских предприятиях, потому что не удалось достигнуть договоренности с Узбекистаном о продолжении выпуска этого самолета на мощностях Ташкентского авиационного производственного объединения. На Ил-476 уже есть несколько предварительных заказов от западных операторов.
Во-вторых, поскольку Минобороны России решило принять на вооружение Ан-70, программе которого скоро исполнится 25 лет, готовится развертывание строительства этого самолета в Казани.
В-третьих, будет возобновлено производство уникального гиганта-транспортника Ан-124 «Руслан» в модернизированном варианте, который наряду с закупками российским военным ведомством имеет перспективы и на мировом коммерческом рынке в количестве 30–40 единиц.
В-четвертых, идет подготовка к строительству российско-индийского многоцелевого транспортного самолета MTA (Multirole Transport Aircraft). Контрактом предусматривается выпуск 205 этих машин, в том числе 100 – для ВВС России, 45 – для ВВС Индии и 60 – на экспорт.
В целом к 2020 году ВВС России планируют заменить около 70% существующего парка Ил-76 военно-транспортной авиации (ВТА) на новые и модернизированные самолеты. До 2015 года самый массовый транспортник Ил-76, находящийся на вооружении частей ВТА, пройдет глубокую модернизацию, и будет выпускаться под обозначением Ил-76МДМ. Эта машина получит двигатели ПС-90А, более экономичные по сравнению с Д-30КП, которые установлены на сегодняшних версиях Ил-76МД.
До 2015 года Военно-воздушные силы РФ намереваются также закупить новые самолеты Ил-476. До 2020 года в ВВС поступит около десяти модернизированных Ан-124-100 и новых Ан-124 с увеличенной грузоподъемностью до 150 тонн. ОАК планирует в трёхлетний период – с 2012 по 2014 год произвести 485 самолетов. При этом к 2014-му доля гражданских самолетов возрастет до 36% от общего количества всех выпущенных летательных аппаратов. В это число войдут коммерческие, транспортные и специальные самолеты.
Для сравнения: в 2011 году ОАК произвела 102 самолета, в том числе 80% – военных, десять – коммерческих, пять – транспортных и пять – специальных летательных аппаратов. В 2014 году это соотношение будет выглядеть следующим образом: военные самолеты – 60, коммерческие – 27, транспортные – восемь, специальные – семь.
В ближайшей перспективе объем выпускаемых ОАК военных самолетов будет снижен до 35%, в то время как объем производства коммерческих летательных аппаратов возрастет до 40%, а транспортных – до 25%.
/Николай Новичков, кандидат технических наук, vpk-news.ru/
На опыте знаю кроме классной техники есть классные мужики.
Я читал сколько проблем было с АН-70. Вроде бы «болячки вылечили», но вопрос, он нам нахрена???