Конгресс США как структура, разлагающая американскую армию

Во времена Древней Эллады женщины были лишены права голоса по вполне объективной причине. На народных собраниях обсуждались отнюдь не проблемы ЖКХ, на повестке дня были условия вступления в очередную междоусобную войну. Было бы очень странно, если бы те, кому не идти на поле боя, принимали решения о начале боевых действий. И греки понимали эту ситуацию куда лучше наших современников.

Ни в коем случае не желаю обидеть представительниц прекрасного пола – современный мир полностью изменился, и если присутствие женщин на высоких должностях в армиях стран Запада уже никого не удивляет, то на Востоке происходят еще более поразительные вещи: в 2007 году министром обороны Японии стала Юрико Коикэ. Подумать только! В стране самураев, где до сих пор чтят древние традиции и кодекс Бусидо, в начале ХХI века командование Вооруженными силами приняла хрупкая японка. И справилась на «отлично»!

Конгресс США как структура, разлагающая американскую армию

Но оставим спор о правах женщин на армейскую службу организациям феминисток, сегодня мне бы хотелось затронуть куда более важную проблему: компетентность гражданских чиновников, ответственных за принятие важные военных решений в интересах государства. В качестве наглядного примера, постараемся проанализировать результаты работы Конгресса США как одного из ключевых органов, регулирующих процессы в американском ВПК и принимающих решения о вступлении Вооруженных сил США в военные конфликты.

Конгресс США — законодательный орган, один из трёх высших федеральных органов государственной власти. Состоит из Сената и Палаты представителей. Заседает на Капитолийском холме в Вашингтоне. Число сенаторов – ровно 100 человек, избирающихся на шесть лет. Но немногие из них успевает отработать весь отведенный по закону срок – каждые два года примерно треть Сената полностью обновляется.

Палата представителей состоит из 435 «депутатов», которых избирают на двухлетний срок. Все представители и сенаторы обладают раздутым аппаратом помощников, что еще более усложняет американскую политическую систему, превращая даже принятие простых решений в смертельные узлы бюрократии.

Конгресс США как структура, разлагающая американскую армию

Конгресс США, наряду с Министерством обороны, — важный элемент системы национальной безопасности США. Конгресс имеет полное превосходство над Пентагоном, которое заключается в беспрекословном исполнении последним требований и указаний гражданских законодателей. Жизнь американских военных превращается в ад: необходимость любого мероприятия, например, принятия на вооружение нового образца техники, – приходится доказывать перед лицом 535 абсолютно некомпетентных в военном деле конгрессменов (по статистике, больше чем у половины сенаторов юридическое образование; в Палате представителей картина полностью аналогична). Такое положение вещей однозначно ослабляет структуру армии, даже если не принимать во внимание обычные человеческие слабости и пороки.

Во-первых, бурное обсуждение общественностью новинок ВПК делает невозможным сохранение какой-либо секретности. Наоборот, команды разработчиков и военных стараются провести яркие презентации, для склонения общественного мнения на свою сторону. О новых проектах становится известно задолго до их принятия на вооружение, что дает противнику колоссальное время на выработку превентивных мер, сюрпризы маловероятны.

Например, работы по программе ATF (Advanced Tactical Fighter – создание истребителя 5-го поколения) начались тридцать лет назад; в 90-х годах обе конкурирующих компании Boeing и Lokheed Martin провели множество открытых презентаций своих образцов, охотно обсуждая с общественностью любые особенности будущего F-22 «Raptor».

Во-вторых, несведущие в нюансах военного дела конгрессмены в своих суждениях ориентируются не на конкретные нужды армии, а на громкие заявления и рекламные буклеты фирм-производителей, обещающих совершенно нереалистичные возможности. Зачем Америке ЗРК С-400? 400 км – это прошлый век. Мы создадим морскую ракетную систему, поражающую цели на низкой околоземной орбите!

21 февраля 2008 года над Тихим океаном состоялась ракетно-спутниковая феерия – ракета «Стандард-3», запущенная с Иджис-крейсера «Lake Erie» настигла свою цель на высоте 247 километров. Американский разведывательный спутник USA-193 двигался в этот момент со скоростью 27 тысяч км/час. Это не беда, что спутник двигался по заранее известной траектории, а вся операция обошлась американским налогоплательщикам в 112 млн. долларов.

Читайте также  Электромагнитные гранаты для армии США

Необходима система ПРО? Сенаторы согласно кивают головами и открывают кошелек, выписывают средства на создание «третьего позиционного района» в Чехии, Польше и Румынии. На плоской карте все правильно – противоракеты размещены у самой границы «вероятного противника». Действительно, какая разница: траектории полета российских баллистических ракет лежат через Северный полюс – американским перехватчикам придется стрелять вдогон, что не имеет никакого военного смысла. Ахилл и черепаха – известный парадокс из Древней Греции.

Американский атомный крейсер USS Truxtun (CGN-35)USS Truxtun (CGN-35) — третий американский атомный крейсер был построен против воли военных

А вот шикарный пример: в 60-е годы американская общественность узнала со страниц газет, что атомные крейсера – это то, чего так не хватает ВМС США. Сила, красота и неограниченные возможности — символ технологической мощи Америки. Несмотря на протесты военных моряков, Конгресс заказал к постройке атомный крейсер «Тракстан» — конгрессменам было все равно, что автономность корабля определяется не только запасами топлива. Крейсер «Тракстан» оказался дорогим, сложным и опасным в эксплуатации крейсером, при этом он не имел никаких реальных преимуществ перед неатомными проектами.

Или в принципе неосуществимая программа Звездных войн (СОИ) – плод актерского воображения Рональда Рейгана нашел самую горящую поддержку в Конгрессе. Сотни научных коллективов принялись за работу, начались испытания невероятных систем ПРО и спутников-перехватчиков… и что в итоге? В начале ХХI века американские астронавты летают на околоземную орбиту на российских «Союзах». Что ж, к нашей радости, Конгресс США загубил на корню множество полезных проектов, одобряя взамен совершенно ненужные и бесполезные «вундервафли».

Конгресс США как структура, разлагающая американскую армиюГоспода! Это будет Нечто! Я обещаю вам это.

Если раньше американцам удавалось создавать удачные образцы техники (истребитель F-15 уже 40 лет летает в небе по всему миру), то сейчас Конгресс и Пентагон вдохновляются совершенно неадекватными идеями – ярче всего об этом свидетельствует невероятная история создания F-35. Стоимость этой программы практически сравнялась со стоимостью программы разработки «Рэптора» (56 млрд. долларов F-35 против 66 млрд. долларов F-22). При этом изначально F-35 планировался как массовый тип истребителя 5-го поколения с ограниченными, по сравнению с F-22, характеристиками и гораздо более скромной ценой!

Год назад разразился скандал – из-за конструктивных просчетов, новейший супер-истребитель вообще не смог приземлиться на палубу авианосца. За такой обман ожиданий общественности, Конгресс, наверняка, должен был инициировать расследование и принять жесткие меры по отношению к виновным лицам? Но конгрессмены сделали ряд заявлений в камеры репортеров и исправно продолжают финансирование программы. О возможной причине их столь странного поведения будет упомянуто чуть ниже.

Солдаты не хотят умирать

Среди других «выдающихся» достижений Конгресса – причастность к втягиванию США в конфликты в Юго-Восточной Азии. Парадоксально, но именно гражданским руководством было принято решение о вторжении США во Вьетнам: президентом Линдоном Джонсоном, министром обороны Робертом Макнамарой, госсекретарем Дином Раском и было полностью одобрено в Конгрессе. При этом, Пентагон с самого начала без энтузиазма воспринял решение о вовлечении вооруженных сил в разрешение конфликтов в странах Юго-Восточной Азии.

Прежний госсекретарь США генерал Колин Пауэлл, бывший в годы Вьетнамской войны молодым офицером, вспоминал: «Наши военные боялись заявить гражданскому руководству о том, что такой метод войны ведет к гарантированному проигрышу». Согласно заключению крупного американского аналитика Майкла Деша, безоговорочное повиновение военных гражданским властям ведет, во-первых, к потере их авторитета, а во-вторых, развязывает руки официальному Вашингтону для дальнейших, подобных вьетнамской, авантюр.

Внешнеполитический курс Билла Клинтона, для которого были характерны «гуманитарные интервенции» с неограниченным применением силы, встретил в конце концов открытое сопротивление военных. Генерал Пауэлл открыто опубликовал статью, в которой, как военный профессионал, убедительно опровергал доктрину «гуманитарных интервенций», предлагая взамен дозированное применение Вооруженных сил США лишь для обеспечения охраны важнейших объектов на охваченной гражданской войной территории противника, а также для устрашения оппозиции. Умеренная позиция генерала Пауэлла, как председателя Комитета начальников штабов, не позволила американской армии начать наземную операцию в Боснии (1995 г.) и в Югославии (1999 г.).

Читайте также  США ускоряют темпы создания системы противоракетной обороны

В феврале 2003 года в ходе специальной сессии Конгресса заместитель министра обороны Пол Вулфовиц (гражданское лицо), в жесткой форме потребовал от военных реализовать амбициозные планы Вашингтонского руководства по оккупации Ирака минимальными силами и в кратчайшие сроки. Генерал Эрик Шинсеки резонно заметил, что победить армию Ирака не составит труда, но для последующих кровавых операций, направленных на стабилизацию обстановки, потребуется в десятки раз больше сил и времени, чем было запланировали гражданские Стратеги. Время показало, кто был прав в том жарком споре.

Шёпот разума заглушал только шелест купюр

Вновь возвращаясь к вопросам снабжения и перевооружения армии, на этот раз стоит рассмотреть ситуацию в контексте сегодняшней реальности. Некомпетентность конгрессменов – не самая большая проблема во взаимоотношениях Конгресса и Пентагона. Офицеры периодически организуют семинары по повышению технической грамотности, где знакомят гражданских лиц с нюансами военной науки.

Гораздо серьезнее другой факт: Пентагону необходимо ежегодно оформление сотен тысяч контрактов на миллиардные суммы с корпорациями ВПК, научно-исследовательскими институтами, аналитическими организациями и многочисленными мелкими фирмами.

Поскольку для утверждения заказов необходимо одобрение Конгресса, складывается порочный треугольник интересов: Пентагон – Бизнес – Конгресс. Как раз в рамках этого треугольника и развиваются сложнейшие отношения, охватывающие гражданских и военных чиновников различного уровня со всеми возможными последствиями коррупционного характера.

Ведь неслучайно довольно значительная часть высокопоставленных офицеров, имеющих отношение к оформлению госзакупок, после отставки уходят в бизнес, занимая высокие посты в частных фирмах, связанных с производством и поставками оружия и боевой техники.

С другой стороны, налаживание теплых отношений с руководителями профильных комитетов и комиссий Конгресса гарантирует для высших офицеров отличные политические перспективы вслед за грядущей отставкой. Из недавнего прошлого обычно в пример приводят известных американских генералов Колина Пауэлла и Уэсли Кларка, ставших одними из ведущих фигур в Республиканской и Демократической партиях, соответственно.

Неважно, кто на кого капает, пока из этого ничего не вытекает

Из положительных моментов американской системы управления Вооруженными силами нужно отметить следующее: гражданские конгрессмены внимательно контролируют Пентагон, следя за исполнением Министерством обороны всех своих требований и указаний. Огромный аппарат аналитиков по различным вопросам и широкие полномочия позволяют Конгрессу подвергать глубокому и всестороннему анализу деятельность военного ведомства, до такой степени, что у сотрудников Пентагона возник «синдром осажденной крепости», вынуждающий генералов находить самые изысканные оправдания и оригинальные способы отражения жестокой критики, постоянно льющейся на их головы с Капитолийского холма.

При этом не забывая, что лучшая оборона – нападение. Заручившись поддержкой влиятельных лиц в администрации президента, Пентагон периодически обрушивается с критикой в адрес законодателей. Претензии генералов неизменны — недостаточное внимание к вооруженным силам и циничная критика, порочащая честь армии США.

Конгресс США как структура, разлагающая американскую армиюКомната для заседания специальных комиссий.

Американским военным практически невозможно скрыть от широкой общественности свои ошибки и просчеты: любая катастрофа становится поводом для всестороннего расследования. В Конгрессе создается специальная комиссия из гражданских наблюдателей; они мало что смыслят в технических аспектах проблемы, но развитый штат аналитиков и консультантов, в том числе из бывших военных позволяет быстро докопаться до причин случившегося.

Примечание: министр обороны США и советник по национальной безопасности — гражданские лица.

/Олег Капцов, topwar.ru/

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. То, что гражданские руководят Пентагоном, говорит о том, что вся американская военная мощь направлена на решение сугубо гражданских вопросов — захват ресурсов.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя