В ноябре 1985 года вышло постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР, согласно которому в ЦКБМТ «Рубин» начались проектные изыскания по двум вариантам атомного подводного крейсера (АПКР) четвертого поколения – проекту 955 (шифр «Борей-I», предполагалось оснащение перспективным комплексом БРПЛ Д-31) и проекту 935 («Борей-II», комплекс Д-35). Руководил работами генеральный конструктор Сергей Никитич Ковалев.
Трудные «роды»
«Позднее число моих заместителей пополнил очень умный и широко эрудированный Владимир Анатольевич Здорнов, ставший потом главным конструктором проектов и руководителем нашей группы. В должности генерального конструктора ракетоносцев четвертого и пятого поколений Здорнов внес решающий и неоценимый вклад в создание кораблей проекта 955 («Борей»)», – вспоминал Сергей Никитич.
Однако пересмотр приоритетов в изменившихся геополитических условиях, недостаток бюджетного финансирования и коррекция требований военных к новым системам привели к последовательному закрытию работ по комплексам Д-31 и Д-35. В 1995 году указ президента России утвердил предложение ВМФ об оснащении проекта 955 комплексом Д-19УТТХ «Барк» с ракетой Р-39УТТХ разработки Государственного ракетного центра (ГРЦ) имени В.П.Макеева.
Этот комплекс создавался в развитие комплекса Д-19 с целью переоснащения подводных крейсеров проекта 941. Решение о размещении на «Борее» тяжелого и громоздкого Д-19УТТХ (12 ракет) потребовало внести значительные изменения в первоначальный облик корабля.
Закладка головной лодки (заводской номер 201) состоялась 2 ноября 1996 года в Северодвинске, на Северном машиностроительном предприятии. Однако экономические трудности и системный кризис в «оборонке» страны серьезно тормозили темпы строительства. В то время на генерального директора СМП Давида Пашаева оказывалось сильнейшее давление с требованием провести масштабные увольнения сотрудников Севмаша, а также отказаться, например, от продолжения постройки кораблей проекта 949А, пустив их на металлолом.
Обвальное сокращение гособоронзаказа вызвало трудности с выплатой заработной платы. Чтобы сохранить квалифицированные кадры, руководство СМП пошло на вынужденные меры, включая распределение продуктов питания среди работников предприятия по карточкам и бесплатные обеды в заводских столовых. Эти и другие шаги позволили Севмашу пережить очень трудный период на рубеже веков и сохранить ядро трудового коллектива. Оно пригодилось России, когда новое руководство страны во главе с президентом РФ Владимиром Путиным стало уделять должное внимание вопросам национальной безопасности и поддержке «оборонки».
«Последняя декада прошлого века и первая декада нового были критическим периодом, когда решался вопрос не только поддержания боеспособности ВМФ России, сохранения конструкторских бюро и верфей, но еще и всей огромной производственной кооперации, а она включает сотни предприятий, специализирующихся по своим направлениям, – отмечает президент Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Андрей Дьячков. – Благодаря тому, что в конце девяностых годов на уровне руководства страны было принято решение о начале строительства АПКР типа «Борей», вся эта кооперация была поддержана финансово, перед ней поставили конкретные задания и требования.
Коллективы получили возможность реализовать свой научный и технический потенциал, не опасаясь закрытия своих предприятий по финансово-экономическим причинам. Решение по началу строительства кораблей типа «Борей» позволило конструкторским и научным организациям, производственным предприятиям, создающим поставочные образцы, не потерять кадровый состав, сохранить преемственность, столь необходимую при создании такой сложной техники, как боевой корабль».
Однако и после принятия принципиального решения по судьбе «Борея» реализация программы шла тяжело. К сожалению, три испытательных пуска ракет комплекса «Барк» на полигоне в Неноксе в 1993–1997 годах оказались неудачными. Разбор «полетов» закончился в сентябре 1998-го решением закрыть программу. Но от «Борея» российское военно-политическое руководство не отказалось. Был объявлен конкурс на разработку новой твердотопливной ракеты под шифром «Булава».
ГРЦ предложил «Булаву-45» стартовым весом 47 тонн, а Московский институт теплотехники – «Булаву-30» массой около 36 тонн. Выбрали второе предложение, поскольку МИТ взялся унифицировать новую морскую систему с только что завершившим испытания комплексом «Тополь-М» наземного базирования.
Выбор «Булавы-30» повлек внесение очередных изменений в чертежи «Борея» в самом конце прошлого века. Чтобы сэкономить средства, решили использовать при постройке первых кораблей имевшийся на Севмаше задел по корпусным конструкциям недостроенных подлодок «Рысь» и «Кугуар» проекта 971. Строительство головного корабля «Юрий Долгорукий» возобновилось, формирование его корпуса завершили в 2004 году.
Вывод «Юрия Долгорукого» из цеха № 55 северодвинского завода в спусковой плавучий док «Сухона» датируется 15 апреля 2007 года. Лодку спустили на воду 12 февраля 2008-го, а девять месяцев спустя – 21 ноября на ней был произведен физический пуск реактора. Швартовные испытания подводного крейсера начались 17 марта 2009 года, с 19 июня по 10 июля корабль прошел первый этап ходовых испытаний. Второй этап стартовал в августе того же года.
Наконец-то вооружен
Принятие на вооружение ракетного комплекса Д-30 с ракетой «Булава» намечалось на 2004–2005 годы, однако серия неудачных пусков заставила пересмотреть программу и по срокам она сдвинулась «вправо». Оказалось, что унификация с наземным комплексом затруднительна, и хотя наработки по последнему нашли широкое применение в «Булаве», все-таки пришлось проектировать ракету заново.
Согласно данным, предоставленным российской стороной в порядке обмена информацией с США, трёхступенчатая твёрдотопливная баллистическая ракета 3М30 комплекса «Булава» имеет массу 36,8 тонны, длину 12,1 метра, несет разделяющуюся головную боевую часть с забрасываемым весом 1150 кг (шесть боеголовок индивидуального наведения). Заявленная максимальная дальность стрельбы – 9300 км.
Преследуя цели экономии, отказались от тестовых пусков «Булавы» с полигона в Неноксе. Для испытаний новой ракеты доработали головную лодку проекта 941. С борта ТК-208 «Дмитрий Донской» 23 сентября 2004 года провели бросковые (на высоту 40 метров) испытания из-под воды. Затем, в период с 27 сентября 2005 по 9 декабря 2009-го «Дмитрий Донской» осуществил 11 пусков «Булавы», из них три удачных и два частично удачных.
Сергей Ковалев 1 октября 2005 года писал: «Не без споров, но было принято наше единственно возможное решение о проведении всех бросковых и летных испытаний с подводной лодки. Во-первых, Балаклава уже не наша, а погружаемого стенда нет, наземный стенд находится не в лучшем состоянии и для испытаний комплекса «Булава» не приспособлен. Во-вторых, в отличие от всех предыдущих ракет МБР комплекса «Булава» не имеет пневмогидравлических связей с лодкой, что исключает возможность ошибочных действий при ее предстартовой подготовке».
Большое влияние на ход программы оказал системный кризис в ОПК, отразившийся на многих поставщиках и породивший серьезные проблемы с качеством комплектующих. Руководство страны жестко отреагировало на провальные результаты испытаний, поменяв ключевые фигуры в руководстве МИТа. Состоялась серьезная корректировка производственной кооперации. Результат не заставил себя ждать. В октябре 2010-го «Дмитрий Донской» выполнил пару удачных пусков «Булавы».
Затем 28 июня 2011 года ракета успешно стартовала с «Юрия Долгорукого». В рамках программы совместных государственных испытаний пуски «Булавы» с головного «Борея» выполнили в августе и октябре 2011-го. А 28 декабря был осуществлен залп двумя ракетами. Удачное прохождение заключительного этапа испытаний «Булавы» открывает возможность подписания приемного акта АПКР «Юрий Долгорукий».
Серия «Князей»
Сменив на высшем государственном посту России Бориса Ельцина, Владимир Путин скорректировал политику в области сил стратегического ядерного сдерживания. Это позволило в начале нового века вернуться к вопросу о строительстве серии АПКР проекта 955. Планируется ввести в состав российского ВМФ восемь ракетоносцев данного типа, что записано в Государственной программе вооружения до 2020 года.
Второй корпус – «Александр Невский» (заводской номер 202) заложили 19 марта 2004 года. «При закладке в 1996-м «Юрия Долгорукого» озлобленные и голодные рабочие кричали присутствовавшему при этом торжественном событии Чубайсу: «Рыжий, гони бабки!». А при закладке в 2004 году первого серийного корабля общее настроение было приподнятым, праздничным. Завод уже выходил из кризиса», – вспоминал Сергей Ковалев.
Закладка третьего корабля состоялась 19 марта 2006 года, его нарекли «Владимир Мономах» (заводской номер 203). В первый день декабря 2010-го «Александра Невского» вывели из цеха в спусковой док «Сухона» и 6 декабря спустили на воду. Лодка приступила к ходовым испытаниям 22 октября 2011 года. Ожидается, что этой осенью крейсер выполнит два ракетных пуска. Передача «Александра Невского» ВМФ России намечена на конец 2012 – начало 2013 года. Формирование корпуса «Владимира Мономаха» завершено прошлой осенью. Возможно, лодку спустят на воду в конце 2012-го, а ходовые испытания начнут в следующем году.
«В ходе создания идет постоянный процесс совершенствования, – поясняет генеральный директор ЦКБ МТ «Рубин» Игорь Вильнит. – При проектировании были предусмотрены резервы для модернизации кораблей (модернизация, как правило, осуществляется на этапе эксплуатации, но при необходимости и в процессе строительства). Так как корабль строится несколько лет, в проекте заложено поэтапное внедрение новых технических средств, которые создаются нашими контрагентами уже после закладки ракетоносца, эти новые системы проходят испытания и вводятся в эксплуатацию вместе с кораблем. Поэтому второй и третий ракетоносцы будут отличаться от «Юрия Долгорукого».
После сдачи заказчику «Юрия Долгорукого», «Александра Невского» и «Владимира Мономаха» ОАО «Севмаш» займется постройкой серии из пяти АПКР типа «Борей-А». Фактическое строительство первой лодки данной серии (четвертого «Борея») завод в Северодвинске начал еще в конце 2009 года. К настоящему времени общая техническая готовность корпуса доведена до 50 процентов. Официальная церемония закладки корабля, получившего название «Князь Владимир», состоялась 30 июля этого года на СМП в присутствии российского президента.
О необходимости для России иметь группировку морских стратегических ядерных сил из атомных лодок четвертого поколения Владимир Путин заявил в ноябре 2011 года. Тогда Министерство обороны и ОСК подписали очередной контракт по разработке проекта 955А, исполнителем работ по которому выступает ЦКБ МТ «Рубин».
Как подчеркивал нынешний глава Российского государства в одной из своих программных статей, опубликованных в феврале 2012-го, «речь не идет о милитаризации российского бюджета. По сути средства, которые мы выделяем, – это «плата по счетам» за те годы, когда армия и флот хронически недофинансировались, когда практически не осуществлялись поставки новых видов вооружений. В то время как другие страны последовательно наращивали свои «военные мускулы».
«Программа строительства АПКР «Борей» приоритетна для нашей страны, поскольку направлена на поддержание морской составляющей ядерной триады сил сдерживания, обеспечивающих безопасность нашей Родины, – отметил в свою очередь Андрей Дьячков. – На сегодня подводные крейсера, что создавались в прошлые периоды, подходят к прекращению своей службы по срокам эксплуатации. Им необходима замена. Программа строительства новых подводных крейсеров сбалансирована с точки зрения международных обязательств и по гармоничному развитию элементов сил ядерного сдерживания. Она взаимоувязана по времени готовности стратегических атомных подводных лодок новой постройки и окончания срока службы кораблей, которые применяются сегодня».
Документы на постройку головной лодки улучшенного проекта и следующих четырех кораблей какое-то время задержались на этапе согласования из-за ожесточенной полемики между Министерством обороны и ОСК по ценовым параметрам. После личного вмешательства президента России 28 мая 2012 года военное ведомство подписало сразу три контракта: на выполнение ЦКБ МТ «Рубин» опытно-конструкторских работ по проекту 955А, на строительство на Севмаше головной лодки проекта 955А и договор непосредственно с ОСК на постройку четырех серийных подводных лодок проекта 955А.
Владимир Путин пояснил: «Министерство обороны закладывает в контракты рентабельность 20% – этого вполне достаточно для реализации вышеуказанных целей. Более того, заказчик – Министерство обороны согласно обозначить рентабельность и больше – 30%, даже, возможно, 35%, но только в том случае, если будет ясно и четко понятно, что эти средства пойдут на модернизацию предприятий. Наша судостроительная промышленность должна быть готова к серийному выпуску перспективных образцов техники и вооружения, которые полностью соответствуют современным требованиям, задачам, стоящим перед российским флотом, причем нам нужна самая качественная продукция, разумеется, по экономически обоснованным ценам».
При этом ОСК получит право к 2015 году запросить военное ведомство об увеличении финансирования по данной программе. В ноябре прошлого года стало известно, что Севмаш начал подготовительные работы по строительству пятого и шестого «Бореев», не дожидаясь заключения контракта. «Борей-А» – корабль с улучшенными характеристиками, речь идет о модернизации проекта с учетом самых последних научно-технических достижений, – говорит Игорь Вильнит. – Таким образом, проекты «Борей» и «Борей-А» обеспечивают дальнейшее совершенствование и развитие отечественного подводного ракетоносного флота на ближайшие десятилетия».
Говоря о «Борее», следует отметить, что его создание вернуло отечественных кораблестроителей на путь хорошо сбалансированных проектов. В исторической линейке проект 955 следует за неоднозначным проектом 941. Последний «выпал» из общемировой статистики по многим ключевым параметрам, прежде всего из-за огромного полного водоизмещения, почти в два раза превосходя западные аналоги и своего предшественника – проект 667.
Сравнительный анализ показывает, что «Борей» с ракетами «Булава» отлично вписывается в ряд современных атомных субмарин, сформированный американскими, английскими и французскими проектами (см. таблицу). Можно сделать вывод о том, что, тщательно проанализировав ситуацию, сложившуюся на начало 90-х годов, российские политики, военные, конструкторы и промышленники серьезно скорректировали свои старые, советских времен представления о будущем подводного флота и приняли правильные решения системного характера, закладывающие фундамент современных сил сдерживания, основанных на принципе разумной достаточности.
«Планы по созданию подводных лодок четвертого поколения были приняты в конце восьмидесятых годов, однако в связи с развалом СССР и за отсутствием финансирования реализация этих планов растянулась на десятилетия. Сегодня, когда руководство страны пришло к пониманию того, что государственные интересы надо защищать силой, а не только игрой в демократию и что военная промышленность в разумных пределах способствует прогрессу и обогащает, а не разоряет государство, появилась надежда на создание флота, без которого не может быть российской государственности», – писал Сергей Ковалев.
Успешное завершение испытаний головного корабля проекта 955, постройку двух серийных и закладку довольно крупной по нынешним временам серии из пяти кораблей улучшенного проекта следует считать выдающимся достижением отечественной оборонной промышленности, символизирующим начало нового этапа в его развитии.
Строительство данных кораблей демонстрирует способность Российского государства на современном уровне поддерживать потенциал своих стратегических ядерных сил и осуществлять при должной политической воле и концентрации ресурсов сложные технологические программы национального масштаба.
/Владимир Карнозов, Константин Макиенко — заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий, vpk-news.ru/