Главкомат ВВС не упразднят

12 августа Военно-воздушные силы России отметили столетний юбилей. О сегодняшнем дне и перспективах одного из видов Вооруженных Сил РФ рассказал его главнокомандующий – заслуженный военный летчик, Герой России генерал-лейтенант Виктор Бондарев.

– Виктор Николаевич, ВВС за вековую историю прошли разные этапы развития. Чем характерен нынешний период, позволяет ли он с оптимизмом смотреть в будущее?

Оптимизм есть. Сейчас в Военно-воздушных силах отсутствуют проблемы в проведении боевой подготовки. Мы имеем практически все, что необходимо для интенсивной боевой учебы, начиная от авиационного керосина и заканчивая средствами на ремонт и обслуживание авиационной техники. Поступает новая авиатехника. Такого очень давно не было.

На протяжении трех-четырех лет постоянно идет повышение среднего налета у пилотов, особенно молодых. Мы считаем самое важное – это подготовка молодежи, а потому сил и средств на нее не жалеем. Дело в том, что послуживший военный летчик на основании накопленного опыта может и с меньшим налетом выполнять учебно-боевые задачи, а вот юному лейтенанту летать и тренироваться надо больше.

Главкомат ВВС не упразднят

Известно: для того чтобы человек почувствовал себя летчиком, его минимальная, как говорится, биологическая норма по налету в год должна составлять не менее 60 часов. У нас же лейтенант в этом году, думаю, будет иметь средний налет 85 часов. Это неплохо. Особенно если вспомнить, что еще лет десять назад ежегодный средний налет в наших ВВС с трудом удавалось поддерживать на уровне 10–12 часов. Те времена и вспоминать не хочется. Но это было – нехватка авиатоплива, недостаток средств на текущий ремонт авиатехники.

Начиная с 2009 года мы стали получать новую авиатехнику. В этом году планируем принять порядка 175–180 новых самолетов и вертолетов. Поступают в авиачасти и средства обслуживания техники. В будущем году получим более 200 новых летательных аппаратов.

Всего же по Госпрограмме вооружения до 2020 года в ВВС поступит более 1000 новых вертолетов и примерно столько же новых самолетов. Таким образом, к 2020 году наш авиапарк обновится практически на 75%, а может быть, даже и больше.

– В прессе периодически поднимается вопрос о дальнейшей судьбе главкомата ВВС. Некоторые говорят, что вскоре он может быть преобразован в департамент Генштаба. Это правда?

Хочу с полной ответственностью сказать: о том, чтобы переформировать главкомат в департамент или другую какую-то структуру, речи не идет. Мне никто такой задачи не ставил и, думаю, никто не поставит. Потому что такой вид вооруженных сил, как ВВС, есть практически в любой стране – пусть это будет, допустим, США или Гондурас. А раз есть ВВС, то должен быть и соответствующий орган управления. Так что пускай не волнуются ветераны военной авиации и те, кто служит в ВВС: главкомат был, есть и будет.

В целом обновленная структура Военно-воздушных сил сформирована. Реформирование Российской армии закончено. Теперь идет только отработка взаимодействия видов и родов войск Вооруженных Сил, повышение качества боевой подготовки.

Истребитель Т-50 (ПАК ФА)

– Как вы оцениваете процесс создания перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации? В войсках ждут этот самолет?

Мы тщательно следим за тем, как ПАК ФА доводится до серийного производства. Уже сейчас видно, что это действительно машина пятого поколения, самолет будущего. У него очень большие возможности в работе, как по воздушным, так и по наземным целям. ПАК ФА Военно-воздушным силам, конечно, очень нужен.

Иногда в прессе читаешь, что мы отстали в разработке истребителя пятого поколения от американцев. Мол, они уже давно летают на таких машинах. Могу сказать, что мы не отстали. У нас создается самолет мирового уровня, который по ряду показателей значительно превышает возможности заокеанских аналогов.

– Нет тревоги, что не успеют к сроку разработчики радара с активной фазированной антенной решеткой или двигателисты с созданием силовой установки для ПАК ФА?

Особых тревог нет. Я видел данные объективного контроля при работе с новой РЛС, знаю, какие двигатели стоят на ПАК ФА и как они работают. Да, идет отработка новых конструкторских решений, «притирка» в работе разных самолетных систем. Но у меня нет никаких опасений, что этот самолет из-за проблем с двигателем или станцией с АФАР не пойдет вовремя в серию.

Все находится в процессе испытаний, которые как раз и нужны для того, чтобы довести все до логического конца. Думаю, со следующего года мы сможем вместе с фирмой «Сухой» приступить к совместным войсковым испытаниям нового самолета. В том числе его комплексов вооружения.

Читайте также  Для ВМФ создали систему «слепой» посадки на палубу

– С фронтовой авиацией в этом смысле ясность есть. А что с дальней авиацией? Она получит стратегический бомбардировщик нового поколения?

Да, такие машины будут. Уже сформирован облик перспективного авиационного комплекса дальней авиации – ПАК ДА. Те стратегические бомбардировщики, которые сейчас находятся на вооружении наших Военно-воздушных сил, я имею в виду Ту-95МС и Ту-160, – это прекрасные самолеты. Они позволяют решать задачи, которые стоят перед дальней авиацией.

Стратегический ракетоносец Ту-95МС

Ту-95 эксплуатируется уже более 40 лет. У американцев, допустим, есть не менее старый Б-52. Но машина с возлагаемыми на нее задачами справляется, и ВВС США от этого бомбардировщика не отказываются. Так же, как и мы от Ту-95.

Но как бы то ни было, срок эксплуатации любых летательных аппаратов ограничен. Он все равно когда-нибудь заканчивается – через 10–20 или 50 лет. Исходя из этого мы обязаны, готовы и делаем все, чтобы появился новый самолет дальней авиации. И он появится.

Конечно, проще модернизировать машину, чем создать и построить новую. Тем не менее, мы обязаны это делать, чтобы идти в ногу со временем и не отстать от других.

– А если, как говорится, посмотреть за горизонт? Ваши специалисты задумываются над тем, какими будут боевые самолеты шестого поколения?

Тенденции развития средств вооруженной борьбы, в том числе боевой авиации, дают основание полагать, что военные летательные аппараты следующего поколения станут по большей части беспилотными. Это касается и истребителей, и фронтовых бомбардировщиков, и машин стратегического назначения.

Дело в том, что развитие техники, информационных технологий идет такими шагами, что человеку – летчику, оператору уже сегодня приходится порой действовать на пределе своих физических, психологических возможностей. А что будет завтра, на следующем этапе научно-технического прогресса? Человек просто не успевает, он не сможет реализовать все возможности новой авиационной техники следующего поколения. Часть своих функций он уже поневоле передает машине – будь то «искусственный интеллект» или бортовая супер-ЭВМ.

Поэтому и у нас, и за рубежом работы по беспилотной тематике, в том числе по стратегическим беспилотникам, идут полным ходом. Они особо не афишируются. Но мы знаем, что такие проекты разрабатываются и уже получены определенные результаты. То и дело в хронике военных действий в том или ином регионе мира сообщается о точечных ударах беспилотной авиации. Много БПЛА задействовано в операциях, которые проводят американцы и их союзники на Ближнем и Среднем Востоке. Достаточно вспомнить, как недавно один из дальних беспилотников США оказался трофеем иранской ПВО.

– Россия не так давно возобновила полеты стратегических бомбардировщиков на воздушное патрулирование над нейтральными водами Мирового океана. Количество этих полетов не уменьшится?

Ни в коем случае. Мы, наоборот, наращиваем это направление боевой подготовки и число вылетов. Значительно чаще выполняем полеты в зоны воздушного патрулирования над Баренцевым и Черным морями, на Дальнем Востоке. Мы готовим летный состав, отрабатываем определенные маневры, направленные на то, чтобы повысить обороноспособность страны.

– Несколько лет назад наши бомбардировщики совершили впечатляющий перелет в Венесуэлу с несколькими дозаправками в воздухе. Подобные акции еще планируются?

Конечно. Мы прорабатываем эти вопросы – осуществление перелетов в различные регионы мира. Без них нельзя обойтись по одной простой причине, потому что надо тренировать летный состав – экипажи и стратегических бомбардировщиков, и самолетов-заправщиков Ил-78.

Необходимо знать свои возможности: на что мы способны, где у нас узкие, слабые места, в чем, наоборот, сильна наша стратегическая авиация. Любой дальний полет – это не прогулка. В каждом полете добывается столько информации, сколько порой невозможно получить никаким другим способом.

Транспортный самолёт Ан-70

– Каковы перспективы переоснащения военно-транспортной авиации?

Парк ВТА, особенно легких транспортных самолетов, устарел. Ан-24 у нас уже завершили службу. Остаются пока Ан-26. Но они, бедняги, работают столько, что какие-нибудь другие машины, вполне вероятно, и не выдержали бы. Этим самолетам нужна замена. Есть еще средний военно-транспортный Ан-12. Он очень-очень много потрудился.

Аналогичным образом складывается ситуация с парком тяжелых транспортников Ил-76. Они достойно выполняют все задачи, которые на них возложены. Но этот самолет строился в те времена, когда особенно не смотрели на характеристики экономичности.

Читайте также  Войска ВКО первыми перейдут на цифровую связь

Что придет на смену ветеранам ВТА? Это легкие турбовинтовые транспортные самолеты Ан-140. ВВС уже закупили две такие машины и продолжат их закупать. Запланированы закупки самолетов Ан-148 и Ан-70. Что касается Ан-70, то он сейчас выходит на заводские испытания, думаю, успешно сдаст все предстоящие «экзамены» и пойдет в серию.

Естественно, большие планы в отношении обновления парка Ил-76. У нас есть прекрасные двигатели ПС-90, которые в два раза экономичнее тех, что стоят сейчас на этих самолетах.

Гордость и красу военно-транспортной авиации Ан-124 также намечено модернизировать и выпускать в новом облике. Он будет закупаться дополнительно и войдет в линейку ВТА.

– Части ВВС России дислоцируются и за рубежом, в частности в киргизском Канте. Каковы перспективы этой авиабазы?

Никаких вопросов по Канту не возникает. Киргизская сторона заинтересована в том, чтобы российская авиабаза функционировала и дальше. Особенно с учетом планов США в 2014 году уйти из Афганистана. В этих условиях ее значение в системе обеспечения региональной безопасности будет только возрастать. Во всяком случае, даже мыслей о том, чтобы убрать базу из Канта, ни у кого не возникает. База есть и база будет.

– Как идет вооружение зенитных ракетных войск системами С-400?

В этом году мы уже получили два полковых комплекта. Будут еще поступления. Система прекрасная. Перед оснащением очередного полка Концерн ПВО «Алмаз-Антей» вывез ЗРС на полигон. Мы доставили туда личный состав части, которая принимала технику. Провели тренировки, настройку в реальном масштабе времени с созданием определенной мишенной обстановки, проверили готовность людей к несению боевого дежурства. Полк с успехом справился со всеми задачами и сейчас занимает свое место в общей системе ПВО на Дальнем Востоке.

– Работы по зенитной ракетной системе С-500 начались?

Да, они уже идут. Система С-500 вберет в себя все самое лучшее, что было наработано при создании ее предшественниц – С-300 и С-400. Это облегчит работу. Будущая ЗРС будет значительно проще в эксплуатации. Естественно, задачи, которые станет решать С-500, значительнее, чем те, что поручались С-400.

Мы ждем С-500 и уверены, что система поступит на вооружение. Сомнений особых в этом нет. Имеются серьезные наработки. Мы следим за тем, как работает промышленность.

– Как Военно-воздушные силы взаимодействуют в вопросах ПВО с недавно созданными Войсками воздушно-космической обороны?

Сегодня Войска ВКО отвечают за прикрытие Центрального экономического района. Войска ПВО военных округов функционируют в своей зоне ответственности. ВВС отвечают за боевую подготовку всех зенитных ракетных и радиотехнических войск. Система взаимодействия будет и дальше формироваться, совершенствоваться.

Пилотажная группа ВВС «Русские витязи»

– Время от времени СМИ поднимают тревогу в отношении пилотажных групп ВВС «Русские витязи» и «Стрижи», которые сегодня базируются в подмосковной Кубинке. Можете внести ясность?

Ясность есть – никто никакие пилотажные группы расформировывать не собирается. Это «утка». Не знаю только, кому она понадобилась и для чего. О том, чтобы закрыть Кубинку как место базирования пилотажников и Центра показа авиационной техники, даже мыслей не возникает.

У нас есть четыре официальные пилотажные группы, которые узаконены, участвуют во многих показательных полетах и тренируются именно как пилотажники. Это «Русские витязи» и «Стрижи» из Кубинки, «Соколы России» из Липецка. Их летчики летают на самолетах. Плюс вертолетная группа «Беркуты» из Торжка.

Более того, есть решение министра обороны дополнительно создать еще одну пилотажную группу на учебно-боевых самолетах Як-130 при получении этих машин Военно-воздушными силами. Когда будут насыщены учебные полки, закупят 18 УБС для пилотажной группы, которая станет выполнять полеты на Як-130. Планируется, что базироваться она будет также в Кубинке.

НАША СПРАВКА

Генерал-лейтенант Виктор Бондарев Виктор Николаевич Бондарев — родился 7 декабря 1959 года в селе Новобогородицкое Петропавловского района Воронежской области. Окончил Борисоглебское высшее военное авиационное училище летчиков (1981), Военно-воздушную академию имени Ю.А.Гагарина (1992), Военную академию Генерального штаба (2004).

Прошел путь от летчика-инструктора в военном авиационном вузе до командующего 14-й армией ВВС и ПВО. С июля 2011-го – начальник Главного штаба – заместитель главнокомандующего Военно-воздушными силами России. 6 мая 2012 года назначен главнокомандующим ВВС России. Участвовал в боевых действиях в Афганистане, в первой и второй чеченских кампаниях.

Герой Российской Федерации (2009). Награжден орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени, орденом Мужества, медалями.

/По материалам vpk-news.ru/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя