Главная Аналитические статьи и мнения

Быть или не быть крылатой пехоте?

15
1050

Президент России Владимир Путин 1 августа, в канун Дня Воздушно-десантных войск на встрече с военнослужащими в голубых беретах и их старшими товарищами-ветеранами в Ульяновске заявил: «ВДВ останется как род войск. Для ВДВ мы сделали исключение». Верховный главнокомандующий при этом отметил, что осведомлен об озабоченности как остающихся в строю, так и находящихся в запасе и отставке десантников за судьбу крылатой пехоты.

Минобороны против

Возникает закономерный вопрос: в чем причины такой обеспокоенности? Почему в профессиональной военной среде появляются предположения о возможном кардинальном реформировании ВДВ, вплоть до полного их расформирования? И не становимся ли мы свидетелями борьбы различных подходов к вопросу о роли и месте Воздушно-десантных войск в современной войне и в различных видах конфликтов? Или, может быть, у Генштаба и Минобороны РФ отсутствует четкое понимание перспективного облика крылатой пехоты? Проследить, как развивается вокруг нее «интрига», попробуем на примере судьбы БМД-4М «Садовница».

1 августа наш главный десантник генерал-полковник Владимир Шаманов заявил, что командование ВДВ настаивает на скорейшем принятии на вооружение БМД-4М, потому что сегодня это наиболее подходящий Воздушно-десантным войскам готовый продукт в сегменте бронетанковой техники.

«В ближайшие годы наша промышленность не предложит нам ничего лучшего, а за рубежом десантируемой бронетехники с подобной огневой мощью нет в принципе, поэтому и альтернативы данной машине не существует. При этом нам заявляют, что БМД-4М для ВДВ не подходит. Причем те, кто об этом говорит, никогда не решали на нашей технике боевых задач и даже не служили в десанте. Однако считают себя в этом вопросе более опытными экспертами, чем командующий ВДВ и его подчиненные, прошедшие все последние войны новейшей российской истории», – подчеркнул военачальник.

Шаманов еще раз отметил, что командование ВДВ не отказалось от БМД-4М и намерено закупать ее. «Мы не утверждаем, что БМД-4М идеальная машина, – сказал он. – Но на базе тех разработок, которые выполнены по боевому модулю «Бахча», включая цифровую систему управления «Курганец-25», сейчас ведутся опытно-конструкторские работы в интересах Сухопутных войск. Плюс изделие обладает колоссальным экспортным потенциалом. Машина плывет, она унифицирована».

Затем Владимир Анатольевич добавил: «Поэтому мы, получив поддержку Верховного главнокомандующего, будем и дальше бороться за нее. Это нужно, чтобы развивался весь модельный ряд бронемашин».

Заметьте, данное мнение принадлежит настоящему боевому генералу, а не теоретику, оторванному от реальности армейских будней. Шаманов исходит из принципа: лучшее – враг хорошего. Командование ВДВ буквально «ведет бой» за новую машину десанта. Однако уже через неделю, 8 августа первый заместитель главы военного ведомства Александр Сухоруков в очередной раз поставил точку в этом деле: «БМД-4М требованиям, предъявляемым Министерством обороны, не отвечает. Как можно закупать то, что не отвечает требованиям Минобороны?».

Но ведь это не танк

Чем же не устраивает БМД-4М Арбатский военный округ? И какой отсюда видится идеальная боевая машина для Воздушно-десантных войск? Всё зависит от базового принципа – где и как будут применяться ВДВ. Если руководство Вооруженных Сил России собирается развивать крылатую пехоту в соответствии с концепцией, предполагающей десантирование крупных подразделений вместе с бронетехникой авиационным способом, то в первую очередь придется «танцевать» от ограничения по боевой массе.

С учетом тех типов самолетов, которые имеются ныне в распоряжении российской военно-транспортной авиации, и приняв во внимание, что техника должна десантироваться не только посадочным методом, но и на парашютах, масса БМД не может превышать 15 тонн.

Сильно «разгуляться» в таких жестких рамках не получится. Тем не менее, огневая мощь БМД-4М позволяет, например, поражать все виды целей на поле боя, решать практически любые боевые задачи без поддержки танков и артиллерии. То есть эта машина способна одинаково эффективно бороться с живой силой противника (как открыто расположенной, так и в полевых укрытиях), с небронированной и бронированной техникой.

С помощью управляемых ракет у БМД-4М есть возможность поражать современные танки, а наличие в составе ее боевого модуля системы управления огнем и автомата сопровождения целей (АСЦ) обеспечивает эффективный обстрел низколетящих самолетов, вертолетов, БПЛА. Кстати, у большинства боевых машин западных стран АСЦ отсутствует.

Другое преимущество «Садовницы» – 100-мм пушка (некоторые специалисты считают ее излишне мощной). С точки зрения классической отечественной концепции ВДВ ее наличие абсолютно оправданно. Такое орудие обеспечивает превосходную огневую поддержку десантникам, оно может обрушивать снаряды на противника с закрытых позиций.

БМД-4М «Садовница» – плавающая машина, она обладает высоким уровнем проходимости в условиях тяжелого бездорожья за счет наличия гусениц. В этом контексте, кстати, стоит вспомнить рассуждения отдельных «экспертов» о необходимости колесной машины для ВДВ.

Больше всего критических замечаний, конечно, высказывается по защищенности БМД-4М. В частности, из уст Александра Сухорукова прозвучал следующий, правда, довольно загадочный пассаж: «На БМД-4М сверху навесили броню, что просто привело к утяжелению этой машины на две тонны». Первый заместитель министра обороны также уточнил, что модернизированная БМД-4М не соответствует требованиям военного ведомства, в частности по пуленепробиваемости и по минной защите.

Что имел в виду господин Сухоруков: машина стала слишком тяжелой, но вместе с тем ее защита не усилилась? Удивительно слышать подобные умозаключения от выпускника Челябинского высшего танкового командного училища. Или это намек: нужно обратиться к западным сталелитейщикам, производителям композиционных материалов?

Очевидно, что при весе 15 тонн невозможно довести защищенность БМД до уровня образцов тяжелой бронетехники. Создать машину такой массы, выдерживающую попадание выстрела из РПГ или противотанковой ракеты, при современных технологиях просто немыслимо. Придется использовать либо активную, либо навесную защиту (противокумулятивные решетки, динамическую броню, дополнительные экраны), а лучше – и то, и другое.

Не выдерживает никакой критики

Наверное, это должны понимать и в Генштабе ВС РФ. Противоминная защита – одно из самых новомодных веяний в требованиях к боевой технике. На данный пункт особенно напирают, критикуя БМД-4М. Зачастую в пример ставятся западные образцы.

Различного рода «аналитики» занимаются мифотворчеством, договариваясь до того, например, что небезызвестная LMV-65 «Рысь» выдержит подрыв шести и даже восьми килограммов тротила.

Всё это может вызвать только улыбку: доказательств такой стойкости итальянской брони не существует. От соответствующих апробаций в России концерн «Ивеко» отказался без объяснения причин, а Минобороны РФ не стало настаивать.

Кроме того, данная машина не была испытана в зимних условиях. И это в нашей стране, где, как считают на Западе, наиболее опасен именно генерал Мороз.

Не лишним будет также пофантазировать: Верховный главнокомандующий приезжает в войсковую часть, оснащенную «Рысями», и просит продемонстрировать в действии, что произойдет с бронеавтомобилем LMV-65 «Рысь» после взрыва под ее днищем шесть килограммов тротила. Согласился бы «эксперт» посидеть в этот момент внутри машины? А если рванет заряд в восемь килограммов?

Ответить на конструктивную часть критики в отношении противоминной защиты «Садовницы» можно тем же – ограничения по массе! Примечателен факт, что военное руководство игнорирует такой применяемый на БМД-4М принцип защиты, как «длинная рука»: машина способна поражать бронетехнику противника, оставаясь в недосягаемости для ответного удара.

Кроме того, изменяемый клиренс также увеличивает ее защищенность: в максимально поднятом состоянии он составляет 590 миллиметров, это больше, чем у любой западной БМП, и даже больше, чем у многих машин MRAP (бронемашины с усиленной противоминной защитой).

Как известно, при фугасном взрыве мощность ударной волны, уходящей вверх, снижается в геометрической прогрессии, поэтому чем выше корпус над уровнем земли, тем безопаснее для находящихся внутри людей. В целом претензии Минобороны к БМД-4М сводятся, помимо слабой защищенности, еще к двум моментам – дороговизна и недостаточная унификация с боевой техникой Сухопутных войск. Однако:

— стоимость удастся снизить и причём значительно при условии заключения долгосрочных контрактов с широким серийным производством;
— полная унификация техники ВДВ и мотострелковых подразделений невозможна опять же из-за ограничений по весу.

С другой стороны, идея унификации всего со всем не имеет под собой большого практического смысла. Очень точно по этому поводу высказался генерал Шаманов: «Создать единую машину безуспешно пытались еще в 70-х годах. С тех пор ничего не изменилось, вопрос по-прежнему не решен. Из-за ограничений по весу бронезащита пехотных машин всегда выше нашей, и перспективная БМП будет весить более 25 тонн, в то время как БМД-4М с боеукладкой и десантом внутри машины весит всего 14 тонн».

Мы снова возвращаемся к тому, что основной приоритет при создании и закупке боевой техники – максимальное соответствие ее требованиям определенной области применения. И в рамках подхода, предполагающего, что Воздушно-десантные войска сохраняют способность десантировать бронетехнику парашютным способом, в том числе и с экипажем внутри, БМД-4М является на сегодня лучшим решением.

В западных странах ВДВ – это просто аэромобильная пехота, никто не сбрасывает бронетехнику на парашютах. Но отказ от собственной концепции Воздушно-десантных войск на основе аргумента «никто в мире так не делает» не выдерживает никакой критики.

НАША СПРАВКА

Масса БМД-4М (шифр «Садовница») – 13,5 тонны, мощность двигателя – 500 л.с., бронирование – противопульное, экипаж – два плюс шесть человек десанта.

Вооружение (боевой модуль «Бахча-У»): 100-мм орудие 2А70 (34 осколочно-фугасных снаряда), 30-мм автоматическая пушка 2А72 (500 снарядов), спаренный 7,62-мм пулемёт ПКТ (2000 патронов), четыре ПТУР «Аркан».

/Сергей Репин, Дмитрий Решетников, vpk-news.ru/

15 КОММЕНТАРИИ

  1. Чингиз

    Давно пора бюрократов из МО в бой отправить на бмд-1, которые они так активно модернизируют в бмд-2 (машину образца 85-го года, из которых к следующему году на 95% будет состоять весь парк ВДВ), тем более что модернизация это почти пустая трата денег (модернизация двух бмд-1 обойдется в 64 млн руб, что сравнимо со стоимостью новой машины бмд-4м!

  2. Патриот

    Я бы их посадил на испытания в эту итальянскую РЫСЬ и подорвать под ними 6 кг тротила, а потом посмотреть — вылезут оттуда эти вояки или нет/

  3. Антон

    Расформировывать — это вообще последнее дело. Надеюсь до такого не дойдет.

  4. Алексей

    Недавно посмотрел на сайте минобороны, все эти замы министра обороны что ставят палки в колеса — просто чиновнички бюрократы, не им спорить с боевыми офицерами, так же как и не им воевать. На служебном транспорте они видимо не экономят

  5. Гость

    Расцвет ВДВ это 60-70 годы, когда ракетная ПВО тока зарождалась и развивалась. В современной войне забросить дивизию ВДВ с бронетехникой в тыл врага — самоубийство, один комплекс ПВО типа С-300 С-400 сожжет все Илы в воздухе. Поэтому от десантной составляющей ВДВ надо отказаться, а сделать из ВДВ штурмовые бригады с тяжелым вооружением.
    Так что БМД-4 ВДВ не нужны, а нужны защищенные БМП.

  6. скептик

    О ненужности ВДВ может рассуждать либо враг, либо полный профан. При протяженности наших границ и последних «модернизаций» ВС России, десант остается последней, реально боеспособной силой быстрого реагирования. Но видимо кому-то сверху дано указание лишить ВДВ техники, способной противостоять современным силам вторжения.

    • Аноним

      Никто ни спорит ВДВ нужны, такого боевого духа у мотострелков нет. Можно сделать из них силы быстрого реагирования с переброской на самолетах в ближайший аэродром. И тогда можно оснастить ВДВ более защищенной техникой чем алюминивые БМД. А вот забросить десантников в тыл врага в современной войне без катострафических потерь неполучится. Ни разу после второй мировой десант не использовался по назначению. А использовался как разведка и мотопехота. ВДВ конечно надо оставить но перевооружить согласно выполняемых ими в афгане чечне и грузии задачам тоесть нормальной защищенной бронитехникой.

      • Станислав

        Зачем обязательно в тыл врага? А что если десантироваться перед наступающим врагом? У нас на Дальнем Востоке и в Сибири между аэродромами способными принимать Ил-76 сотни если не тысячи километров.

        • Сергей

          Станислав, в этом Вы правы. Но можно ещё посылать в «командировки» — как например хотели в 70-ых годах отправить в Египет.

        • AKMC

          Десантироваться перед наступающим врагом? Вы бы сами пошли в состав такого десанта? Думаю, у таких действий нет шанса на успех.

  7. из 331гв. ПДП

    БМД всегда была, есть и будет эрзац-БМП, вести бой с неё — чистое самоубийство. И «бронирование» можно считать чисто условным — для защиты от шальных пуль будет достаточно. А вот моща «Бахчи» — это реально круто! С нею она становится помесью САУ и БТР.

  8. AKMC

    Проведение масштабных воздушно-десантных операций в настоящее время не представляется возможным. Любой крупный десант будет уничтожен в воздухе задолго до подхода к району высадки. Акцент смещается в сторону локальных десантно-штурмовых действий на отдельных направлениях. Отсутствие необходимости высадки парашютным способом снижает требования к габаритам и массе авиадесантного вооружения. Поэтому, современные аэромобильные силы вполне могут использовать отдельные образцы бронетехники СВ (например БМП, БТР, БМПТП). Кстати, в афгане, выходя на войну в составе бронегруппы, у нас более охотно использовали БТР и БМП чем БМД, которые были положены по штату в 3-й роте отряда. Более того, позже бмдэшки 3-й роты вообще заменили на БМП, чем спасли, думаю, не одну жизнь. Выжить в БМД в случае атаки духов шансов почти небыло, броня там как лист фанеры и горели они хорошо.

  9. ЮРИЙ

    ТЫ ПРАВ, AKMC. Я САМ СЛУЖИЛ МЕХ-ВОДОМ НА БМП — УЧЕБКУ ЗАКАНЧИВАЛ В.Ч 34469, РИГА 13 ПОЛК ЛАТЫШСКИХ СТРЕЛКОВ… БМД НИКУДА НЕ ГОДНАЯ МАШИНА!! МЫ ЕЁ НАЗЫВАЛИ КОНСЕРВНАЯ БАНКА… ЛЕГУШКА ПОПРЫГУШКА. ПОСЛЕ УЧЕБКИ СЛУЖИЛ СО СВОИМИ ОДНОПОЛЧАНАМИ В ОДНОЙ ДИВИЗИИ В КАЛИНИНГРАДЕ. ОНИ НА БМД, Я НА БМП. БЫВАЛО ПЕРЕСЕКАЛИСЬ ПУТИ ПО СЛУЖБЕ НА ПОЛИГОНЕ… РАЗНИЦУ ВИДЕЛ ВООЧИЮ!! ДА И ВООБЩЕ САМА БМД ВОЗНИКЛА НА БАЗЕ БМП, ТОЛЬКО ОБЛЕГЧИЛИ ОСЛАБЛЕНИЕМ БРОНИ, ЧТОБЫ САМОЛЁТ НЕ ДАЛ КРЕН ПРИ ВЫБРОСКЕ! НУЖНО БЫЛО РАБОТАТЬ НАД СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕМ БМП И АВИАЦИИ. А ВООБЩЕ ПАРАЩЮТИРОВАНИЕ ТЕХНИКИ — ЭТО БАБУШКА НАДВОЕ СКАЗАЛА:- ОПАСНО!! НЕ ВСЕГДА ВОЗМОЖНО. НУЖНО РАБОТАТЬ В УСИЛЕНИИ ОБЩЕВОЙСКОВОЙ ПОДГОТОВКЕ. И ЕЩЁ РАЗВИВАТЬ ПТ 76 — СУППППППЕР ЛЁГКИЙ ТАНК, ОН И СЕГОДНЯ НАТОВЦАМ НЕ ПО ЗУБАМ. ТОЛЬКО ОСНАСТИТЬ ТЕПЛОВИЗОРАМИ И БОЛЕЕ ЛУЧШИМИ РАДИОСТАНЦИЯМИ И ТОГДА ЭТО БУДЕТ КРОКОДИЛ ВСЕПОЖИРАЮЩИЙ!!