X-37B – предвестник милитаризации космоса

16 июня экспериментальный космоплан американских военно-воздушных сил Х-37В после 15 с лишним месяцев автономного полета на околоземных орбитах совершил успешную посадку в автоматическом режиме на авиабазе ВВС США «Ванденберг» (штат Калифорния). Ее командование и сделало официальное заявление об успешном завершении миссии этого беспилотного летательного аппарата.

Завеса секретности

Х-37В был запущен с помощью ракеты-носителя «Атлас-5» с мыса Канаверал (штат Флорида) 5 марта 2011 года. Всю информацию о приборах, установленных на борту космоплана, в том числе о содержимом его грузового отсека, Пентагон держит в строжайшей тайне. Первоначально предполагалось, что аппарат будет кружить над Землей в течение девяти месяцев.

X-37B – предвестник милитаризации космоса

Весь полет и посадка в Калифорнии проходили в автоматическом режиме и, по оценкам экспертов, оказались исключительно удачными. Лишь после касания взлетно-посадочной полосы авиабазы разлетелась покрышка одного из колес шасси, но в целом аппарат не пострадал. Эта экспедиция вторая по счету для космопланов X-37B. Первый аппарат данного типа отправился в околоземное пространство в 2010 году. Тогда продолжительность миссии составила 225 дней. Оба полета были покрыты завесой секретности.

Согласно неоднократным заявлениям американских официальных лиц флотилия космопланов нужна для одного – опробовать прорывные инновационные достижения. В частности, как утверждал руководитель программы эксплуатации Х-37В в ВВС США подполковник Том Макинтайр, после списания шаттлов испытываемый сейчас аппарат привносит исключительные возможности в сферу разработки космических технологий.

Другие подробности относительно того, какие задачи решал совершавший столь длительное путешествие над нашей планетой космоплан, и на сей раз не были представлены широкой общественности. В письменном сообщении для печати лаконично указывалось, что аппарат в ходе миссии на орбите проводил эксперименты на протяжении 469 дней.

Как заявил в марте нынешнего года глава Космического командования ВВС США генерал Уильям Шелтон, Х-37В, внешне напоминающий уменьшенную копию шаттла, действует на орбите очень хорошо. «Его миссия проходит успешно, и мы чрезвычайно ею довольны», – сказал тогда военачальник.

Сообщать какие-либо сведения о том, для чего, собственно, находился на орбите космоплан, а также раскрывать данные о стоимости его вояжа Шелтон категорически отказался. «Имеются веские причины на то, чтобы хранить по этому поводу молчание как можно дольше», – отметил генерал. По его словам, «если вы раскрываете бюджеты, то порой обнародуете созданные возможности, объемы технологий, которые были включены в программу».

О космоплане

X-37B разработан корпорацией «Боинг». Новый космический «самолет» имеет стартовую массу почти пять тонн. Его габариты: длина – 8,9 метра, высота – 2,9 метра. Размах небольших треугольных крыльев составляет 4,5 метра. Аппарат оснащен панелями солнечных батарей, которые при развертывании на орбите служат источником электроэнергии.

X-37B – предвестник милитаризации космоса

Согласно данным, представленным ранее Пентагоном, космоплан предназначен для функционирования на высотах от 200 до 750 километров, способен быстро менять орбиты и маневрировать. Он может выполнять разведывательные задачи, доставлять небольшие грузы в космос, удобен для испытаний новых приборов, предназначенных, в том числе, для спутников-шпионов.

Читайте также  Завершено создание мобильного боевого комплекса CLUB-K

Ряд зарубежных экспертов видят в X-37B прототип будущего космического перехватчика, позволяющего инспектировать и при необходимости выводить из строя вражеские аппараты на орбитах Земли, а, кроме того, не исключено, наносить оттуда ракетно-бомбовые удары по целям на поверхности планеты. Пентагон подобные намерения категорически отрицает, заверяя, как и упомянутый ранее подполковник Том Макинтайр, что космоплан – всего лишь платформа для проверки новых технологий.

Американские военно-воздушные силы уже готовятся вновь послать в околоземное пространство первый аппарат Х-37В, побывавший там два года назад. Предполагается, что он стартует с мыса Канаверал «на каком-то этапе осенью» 2012-го, как и было запланировано. Точную дату запуска космоплана командование авиабазы «Ванденберг» не назвало.

Генерал Шелтон утверждает, что у Пентагона на данном этапе нет ни планов, ни финансовых возможностей «увеличивать флот» аппаратов Х-37В. Однако шеф Космического командования умело уклонился от ответа на вопрос, интересующий многих экспертов: действительно ли Министерство обороны США сейчас обладает только двумя такими «самолетами»? Как пояснил военачальник, он не уверен в том, что на информацию о количестве космопланов не наложен гриф «Секретно».

Слово специалистам

Российские эксперты в области космической техники разошлись во мнениях относительно того, «что это было?» (цитируем фразу из отечественной кинематографической неоклассики, произнесенную героем великолепного актера Алексея Булдакова), применительно к X-37B. Один из моих собеседников, немало лет трудившийся на самых высоких должностях в отрасли, выразил сожаление в связи с тем, что «у нас практически отсутствуют проекты, направленные на обеспечение безопасности страны, такие как Х-37B».

«У них новая модификация уже пошла, а у нас на создание тяжелых средств выведения, радиолокаторов, ретрансляторов – на это просто денег не хватит, если оставить все так, как есть, – считает этот человек. – Но у нас есть люди, которые могут вложить деньги в космонавтику. Если будет желание со стороны государства, можно их привлечь».

Он же полагает, что детальный анализ проекта Концепции развития российской космонавтики до 2030 года показывает, что там, к сожалению, есть ряд крупных концептуальных пробелов. «Думается, что использовать ее в нынешнем виде в качестве инструмента, способного закрепить долгосрочные приоритеты отечественной космонавтики, нецелесообразно», – убежден специалист. Например, в документе, на его взгляд, нет детальных проработок по следующим направлениям развития:

1. По космическим системам метеорологического обеспечения, топогеодезии, ретрансляции данных оптико-электронного, радиолокационного наблюдения и контроля космической обстановки.

2. По средствам выведения: мало внимания уделено ракетам-носителям легкого и среднего класса, различным вариантам базирования, чем успешно занимаются другие страны. Мы обычно сравниваем себя с НАСА. Там не просто перспективу рассматривают, а уже реально летают – например Х-37B.

Читайте также  Утилизация боеприпасов без взрывов и жертв

X-37B – предвестник милитаризации космоса

Другой собеседник считает иначе. По его оценке, все военные задачи, которые могли бы стоять перед Х-37В: инспекция (перехват), захват, сведение с орбит «недружественных» космических объектов, а также нанесение ударов из космоса по Земле, решаются уже сейчас существующими системами, давно прошедшими летно-конструкторские испытания. «К тому же узкая специализация космических средств давно показала свою более высокую эффективность по сравнению с многофункциональными системами», – уверен эксперт.

«По последнему пункту самым интимным образом выглядит «оперативность» Х-37В как ударного средства, – иронизирует он. – Его выводила на орбиту ракета-носитель «Атлас-5», стандартный предстартовый цикл подготовки которой составляет не менее полутора месяцев. Иных средств выведения Х-37В в ближайшей перспективе не просматривается».

«В этой связи можно предположить две гипотезы причин появления и реализации этого проекта», – полагает специалист. Первая – оптимистичная: после выхода шаттлов в «отставку» американцам требуется сохранить технологии создания крылатых многоразовых космических аппаратов.

«Весь многолетний опыт показывает, что мнение о возможности возвращения к жизни любого проекта при наличии лишь одной бумажной документации не выдерживает критики, – утверждает собеседник. – Пример той же Великобритании показывает: нет ничего проще отказаться от имевшихся технологий в области космических запусков (как тут не вспомнить о преждевременно почившей ракете-носителе «Русь»), но очень тяжело вернуть их обратно».

«А учитывая существующие проблемы с бюджетом НАСА, представляется вполне логичным переложить бремя поддержания стратегически важных технологий в «горячем» состоянии на плечи безропотных военных», – считает эксперт.

Второй вариант – пессимистический. «Мы имеем дело всего лишь с очередным прототипом творчества американского агентства ДАРПА, которое со времени изобретения Интернета прославилось больше дорогостоящими и одновременно мертворожденными проектами, нежели законченными системами вооружений, – полагает собеседник. – Не исключено, что в данном случае мы можем иметь дело лишь с распилом бабла по-американски, призванным помочь крупным корпорациям содержать дорогостоящий штат специалистов и существующую инфраструктуру да и просто выжить в условиях никем не отмененного кризиса».

Еще одна версия эксперта – завеса секретности вокруг Х-37В может быть использована для того, чтобы направить конкурентов, и прежде всего Россию и Китай, на неправильный путь. «Достаточно вспомнить историю пролоббированного американцами истребителя с обратной геометрией крыла, – напомнил эксперт. – Кстати, вездесущие китайцы, похоже, уже клюнули или сделали вид, что клюнули на технологическую обманку американцев. Главное теперь – не реагировать на очередного троянского коня Соединенных Штатов».

/Алексей Михайлов, vpk-news.ru/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя