В последнее время на военных форумах и в тематических статьях стало очень модным осуждать Советскую армию и в частности одновременное нахождение в серийном производстве сразу трёх основных боевых танков, обладающих почти одинаковыми боевыми и техническими свойствами, но имеющих при этом различную конструкцию и разную номенклатуру З/Ч, что затрудняло их освоение, обслуживание и ремонт.
Результатом развития всей этой троицы, как известно, стали основные боевые танки семейства Т-90 «Владимир», основной платформой для создания которых стала база танка Т-72БМ, производство и модернизация которого ведется и по сей день. Однако сама мысль о том, какой танк из этих «трех богатырей» является самым лучшим, интригует.
В интернет-сообществе сегодня отношение к этим трем танкам примерно следующее: основная часть — это фанаты газотурбинного танка Т-80, особенно самой «крутой» его модификации Т-80УМ1. Имеет свою небольшую долю поклонников и Харьковский Т-64. К Нижне-Тагильскому Т-72 отношение обычно сдержанно-презрительное как к грубой и примитивной железной «танчюге» второй линии. Этому отношению очень поспособствовало и неудачное применение Иракских Т-72М против сил коалиции во время операции «Буря в пустыни» в 1991-м году.
Что ж, попробуем разобраться, для чего возьмем и подробно сравним конструкцию, сильные и слабые стороны трех близких по временному периоду и достаточно распространенных модификаций этих танков: Т-64БВ, Т-72Б и Т-80БВ.
Огневая мощь
Основное вооружение всех трех танков представлено в лице модификаций 125-мм гладкоствольной пушки – пусковой установки семейства Д-81. 2А46М-1 у Т-64БВ, 2А46М у Т-72Б и 2А46-2 у Т-80БВ. Все три пушки обладают почти одинаковыми БТХ и считаются одними из самых мощных танковых пушек в мире. Так что отдать пальму первенства пушке какого-либо конкретного танка нельзя.
Основные типы снарядов этих орудий:
— БОПСы или бронебойные оперенные подкалиберные снаряды. Самые мощные из них: ЗБМ-44 «Манго» с сердечником из вольфрама и ЗБМ-33 с сердечником из обедненного урана способны с дистанции 2000 м пробить вертикально стоящую броневую плиту толщиной соответственно 500 мм и 560 мм;
— кумулятивные снаряды ЗБК-18М пробивают 550-мм бронеплиту;
— осколочно-фугасные снаряды типа ЗОФ-19, разрушительное действие которых хорошо известно тем, кто видел кадры обстрела Белого дома.
Если орудия у этих танков почти одинаковые, то система управления огнем и комплекс управляемого вооружения (КУВ) отличаются весьма существенно. Самый точный танк по артиллерии – Т-80БВ. Мягкая подвеска, обеспечивающая плавных ход и наличие автоматизированной СУО 1А33 «Объ» позволяет этому танку вести эффективный огонь с хода по движущийся цели с самых сложных условиях. Наводчику необходимо лишь измерить расстояние до цели и удерживать на ней перекрестие прицела. Цифровой баллистический вычислитель с помощью датчиков входной информации рассчитывает поправки и через стабилизатор 2Э26М удерживает пушку в нужном положении для производства прицельного выстрела.
Т-64БВ имеет такую же СУО 1А33 «Объ» как и танк Т-80БВ, такой же стабилизатор 2Э26М, но точность его стрельбы из за более жесткой и примитивной ходовой заметно хуже чем у восьмидесятки.
Т-72Б вообще не имеет автоматизированной СУО. Его прицельный комплекс 1А40-1 имеет только баллистический поправочник, а потому по точности стрельбы по движущимся целям и на большие расстояния он уступает и Т-64БВ, и Т-80БВ. Однако у Т-72Б есть и преимущество: намного более совершенный двухплосткостной стабилизатор вооружения 2Э42-1 «Жасмин», показатель точности слежения за целью которого значительно превосходит возможности стабилизаторов 2Э26М танков Т-64БВ и Т-80БВ. Потому Т-72Б может прицельно стрелять на большей скорости, чем его оппоненты. Этому же способствует и мягкая, современная ходовая часть.
Теперь перейдем к комплексу управляемого вооружения. Т-64БВ и Т-80БВ оснащены управляемыми ракетами КУВ 9К112 «Кобра». Этот комплекс позволяет производить прицельный пуск ракет с хода на дальность до 4000 м. Максимально возможен пуск и на 5000 м. Ракета пробивает 700 мм бронеплиту. Минус комплекса в не очень точной радиолокационной системы наведения в следствии большого рассеивания радиолуча.
Т-72Б имеет более совершенный ракетный комплекс 9К120 «Свирь». Комплекс так же позволяет производить прицельный пуск ракет на дистанции 100-4000 м и 5000 м максимально, но при этом имеет высокоточную лазерную полуавтоматическую систему наведения. Ракета пробивает до 750 мм брони. Недостаток — в невозможности прицельного пуска ракет с хода, но в целом ракетный комплекс Т-72Б более совершенный, чем у его оппонентов и позволяет покрошить врага еще до его подхода на дальность действительного артиллерийского огня.
Еще одна важная составляющая огневой мощи танка – его техническое зрение. Существует распространенное мнение о том, что одна из основных причин неудач иракских Т-72М в боях с коалиционными «Абрамсами» и «Челенджерами» — это отсутствие автоматизированной СУО. Дескать, были бы там Т-64БВ или Т-80БВ, то они бы все эти «Абрамсы» там пожгли. Весьма наивное суждение.
Иракским Т-72М в условиях открытого пространства пустыни и полного господства в воздухе авиации противника с том числе и «НАП» — непосредственной авиационной поддержки, ловить там было просто нечего. Большинство из них было уничтожено авиацией или просто брошено экипажами и потом добито войсками коалиции. Тем Т-72М, которым удалось выжить и вступить в дуэль с «Абрамсами» одержать победу в первую очередь мешало очень плохое ночное зрение и устаревшие снаряды.
С сожалением стоит признать, что комплект инфракрасных приборов ночного виденья танка Т-72Б довольно таки плох. ТКН-3 и 1К13-49 обеспечивают предельную дальность обнаружения/опознавания цели типа «танк» ночью не более 600-1300 м в пассивном или активном режимах. Это раза в 2-3 меньше, чем имели современные ему западные танки, оснащенные тепловизорами. Спешу разочаровать любителей Т-80БВ и Т-64БВ. Их приборы командира: ТКН-3В и наводчика: ТПН149-23 видят примерно так же как и приборы Т-72Б – 600-1300м. Исключение небольшое количество последних Т-80БВ.
Так что надо полагать, что окажись Т-80БВ в той специфичной ситуации, в которой оказались иракские Т-72М в 1991 году – результаты ночных боев были бы не сильно лучше. Вообще все три танка по возможностям ночного зрения примерно соответствуют старым танкам 50-х: Т-55/62, которые задавали жару израильским «Центурионам» и М48 в ночных боях в войне 1967 года и Т-10М. Видимо почивание на лаврах привело к тому, что такому важному параметру на протяжении многих лет не уделяли должного внимания.
Еще один важный аспект – система заряжания и боекомплект. Все три танка имеют автоматы заряжания. Наиболее совершенный АЗ танка Т-72Б. Он вмещает 22 выстрелов, имеет компактные размеры и более высокую живучесть. Скорострельность 6-8 выст/мин. Его минус в том, что заряжание происходит в два приема, т.е. пробойник ходит два раза: сперва снаряд, потом заряд, но это не более чем эксплуатационная характеристика не оказывающая на боевые свойства танка никакого влияния.
Т-64БВ и Т-80БВ оснащенные менее совершенными АЗ корабельного типа с вертикально стоящими зарядами, плохо приспособленными к компоновке в обитаемом боевом отделении танка. Вместимость 28 выстрела. Скорострельность та же: 6-8 выст/мин. Плюс в том, что заряжание происходит в один прием – снаряд и заряд одновременно подаются в зарядную камору. Общий боекомплект 45 выстрелов у Т-72Б, 38 у Т-80БВ и 36 у Т-64БВ. Тут очевидный лидер Т-72Б.
Вспомогательное вооружение. Оно у всех трех танков состоит из спаренного с пушкой 7,62 мм пулемета ПКТ и зенитной установки с 12,7 мм крупнокалиберным пулеметом НСВТ. Эта установка смонтирована на наблюдательном комплексе командира. По спаренному с пушкой пулемету все три танка абсолютно равны. В тоже время зенитная установка ПЗУ-5 танка Т-64БВ с 12,7 мм пулеметом НСВТ намного совершеннее, чем зенитная установка «Утес» танков Т-72Б и Т-80БВ. ПЗУ-5 имеет дистанционное управление с рабочего места командира танка и не требует его высовывания из люка для стрельбы. Установка «Утес» танков Т-72Б и Т-80БВ открытого типа с ручным приводом.
Защищенность
Разделим ее на несколько абзацев: защита лба, защита борта, защита кормы, защита верхней полусферы, живучесть при пробитии брони, тепловая сигнатура танка и уровень шума производимый танком при работе.
Защита лобовой проекции лучше всего у танка Т-72Б. Она обеспечивается многослойной броней корпуса и башни, элементами полуактивного бронирования и комплексом навесной динамической защиты «Контакт-1». Что и говорить, а по защищенности Т-72Б в момент своего появления был одним из самых мощных танков в мире, да и сегодня его бронирование все еще вполне на уровне. Его минус — в расположении элементов ДЗ на лобовой части башни: просто на самой броне, прилегая к ней.
Несколько хуже в этом плане Т-80БВ, который тоже имеет многослойное бронирование, но не имеет полуактивного бронирования. В тоже время элементы комплекса ДЗ на башне танка Т-80БВ расположены намного лучше: клином. И последним в списке идет Т-64БВ. Имеет многослойное бронирование и ДЗ, расположенную по типу танка Т-80БВ, т.е. клином, но уступает Т-80БВ и Т-72Б по толщине брони. Полуактивной защитой так же не располагает.
Защита борта башни всех трех танков обеспечивается за счет неимоверной толщины ее брони и комплекса динамической защиты «Контакт-1». Тут в лидерах Т-72Б и Т-80БВ. Защита борта корпуса наиболее мощная у Т-72Б. Она обеспечивается собственно броней борта, бортовыми противокумулятивными резинотканевыми экранами, элементами ДЗ «Контакт-1» размещенными на этих экранах и закрывающими почти весь борт до самой кормы (за исключением небольшого сектора в районе МТО) и опорными катками оптимального диаметра, которые экранируют нижнюю часть борта напротив боеукладки в АЗ не закрытую экраном.
Все это позволяет танку Т-72Б вполне уверенно чувствовать себя в бою в городе при высокой насыщенности его средствами борьбы с танками: РПГ и ПТРК. При наличии исправных экранов и исправных элементов ДЗ этот танк почти неуязвим от огня большинства таких средств в лобовую и бортовую часть корпуса и башни.
Минус в том, что элементы ДЗ Т-72Б крепятся непосредственно на бортовой экран, что приводит к некоторому его загибанию вовнутрь, но это опять же не оказывает никакого влияния на боевые свойства танка. Однако выглядит такая конструкция как минимум не эстетично.
Вторым идёт Т-64БВ. У него тоже есть противокумулятивные экраны, на которых закреплены специальные силовые экраны, на которых в свою очередь уже закреплены элементы ДЗ «Контакт-1». Плюс такого технического решения в том, что борт Т-64БВ в отличие от Т-72Б выглядит ровным и опрятным — «бронированным». Минус у этого танка в том, что его очень небольшие по диаметру тарелочки опорных катков плохо экранируют борт ниже экрана напротив боеукладки МЗ. Сам же борт толщиной 70-80 мм (на уровне тяжелых танков 2-й мировой войны) не способен противостоять удару ПТУР или реактивной гранате современного РПГ.
Хуже всего с защитой борта у танка Т-80БВ. Его бортовые экраны вообще не имеют элементов ДЗ! Только на надгусеничных полках. Броня самого борта такая же как у Т-72Б и Т-64БВ. Опорные катки меньшего диаметра, чем у Т-72Б и оставляют приличные открытые зоны ниже противокумулятивного экрана.
Защита кормы башни очень плохая у всех трех танков и является их самым уязвимым местом. Защита кормы корпуса хуже всего у Т-80БВ, которая из-за его газотурбинного двигателя имеет большие каналы воздуховодов. Через них в двигатель теоретически может залететь осколок или пуля. Бронирование кормы Т-72Б и Т-64БВ сплошное, оно лучше, но все равно оставляет желать много лучшего.
Сверху все три танка защищенные хорошо, где то до половины их длины. Дальше все становится очень плохо. Плюс плохая защита у люков.
По живучести в лидерах уже в который раз Т-72Б. Его АЗ карусельного типа очень компактный, расположен у днища, где он спереди защищен мощнейшей лобовой броней, с боков броней борта, экранами с ДЗ и опорными катками, сзади МТО и двигателем. АЗ танков Т-64БВ и Т-80БВ с вертикально стоящими зарядами имеют намного большую площадь проекции и куда более уязвимы.
Пробитие борта корпуса напротив АЗ сразу приведет к удару по боекомплекту со всеми вытекающими последствиями. Сделать это легче чем с Т-72Б: у Т-80БВ нет элементов ДЗ на бортовом экране, у Т-64БВ они есть, но ниже экрана худосочные тарелочки почти не закрывают борт.
В тоже время необходимо отметить, что в случае детонации боекомплекта экипаж всех трёх танков гибнет мгновенно. Не является исключением и Т-72Б. Эта ахиллесова пята отечественных танков, к сожалению, не преодолена и по сей день.
По тепловой сигнатуре «проблемы» у Т-72Б – его выхлоп идет на левый борт, а не назад. По уровню шума в лидерах с большим отрывом Т-80БВ. Спереди шума его двигателя почти не слышно. «Шепчущий смертью» в этом плане выгодно отличается от своих дизельных собратьев Т-72Б и Т-64БВ.
В целом по общему уровню защищенности и живучести лучший танк — Т-72Б. Второе и третье место делят Т-80БВ и Т-64БВ. Расположение боеукладки в боевом отделении вместе с людьми, без какой либо ее защиты на сегодняшний день считается анахронизмом.
Подвижность, эксплуатабельность, комфорт
Самый просторный и комфортабельный: Т-72Б. Плоский АЗ этого танка обеспечивает вполне приемлемое пространство внутри. При желании в башне даже можно лечь спать, предварительно сняв ограждение пушки. Есть проход в отделение управления. Однако органы управления Т-72Б в башне размещены менее удобно, чем в Т-80БВ или Т-64БВ.
У всех трёх танков одна болезнь – при положении пушки прямо и нулевом угле ее возвышения механик-водитель не может через свой люк покинуть танк. Если в мирных условиях еще можно постоянно держать башню чуть повернутой, то в бою это не всегда возможно. При невозможности выхода через свой люк, механик-водитель Т-72Б может спокойно вылезти через один из двух башенных люков.
В танках Т-80БВ и Т-64БВ неудачный АЗ полностью перекрывает проход из отделения управления в боевое отделение. Что бы образовать проход необходимо вынуть кассеты из АЗ. Сделать это со своего места механик-водитель не может. Такая конструкция и компоновка БО танков Т-64БВ и Т-80БВ стоили жизни не одному механику-водителю.
В боевом отделении Т-80БВ и Т-64БВ так же намного теснее, чем в Т-72Б. Справедливости ради стоит отметить, что по внутреннему пространству даже Т-72Б сильно уступает западным танкам с их брутальными башнями.
По максимальной скорости лидер Т-80БВ. Мощный газотурбинный двигатель ГТД-1000ТФ мощностью 1100л.с. обеспечивает этому танку скорость в 70-80 км/ч по шоссе. Возможности Т-72Б с двигателем В-84-1 в 840 л.с. и Т-64БВ с двигателем 5-ТДФ в 700 л.с. тут куда скромнее: 60 км/ч и 60,5 км/ч соответственно.
В тоже время по динамике разгона с места самый лучший Т-72Б. «Паровозного» крутящего момента почти 40-литрового V12 хватает, что бы уже с низких оборотов рвануть 44,5-тонную махину с места с неплохим ускорением и поддерживать приличную среднюю скорость на пересеченной местности. Т-80БВ имеет лучшую управляемость и тоже может быстро ехать по «пересеченке», но по динамике с низких скоростей уступает Т-72Б из-за того, что его турбина не имеет жесткой связи с выходным валом. С одной стороны это преимущество – танк не заглохнет, даже если упрется в стену. С другой стороны динамика разгона несколько «резиновая».
В аутсайдерах Т-64БВ. Турбопоршневой двигатель пусть и в 700 л.с. очень малого объема явно страдает дефицитом крутящего момента, особенно на малых оборотах и плохо приспособлен к тому, что бы тягать 42,4-тонный танк. Даже установка 1000-сильного двигателя 6-ТД на Т-64БМ не дало ему преимущества в динамике и средней скорости перед Т-72Б.
Управление у всех трех танков устарелое – БКП давно вышли из моды. В тоже время модифицирование их с применением «робота» для переключения передач вполне может дать множество преимуществ перед обычным, съедающим мощность, сложным и дорогим «автоматом-гидротрансформатором» западных танков.
Двигатели. Пальму первенства делят ГТД-1000ТФ Т-80БВ и В-84-1 Т-72Б. За первым высокая мощность, плавность, низкий уровень шума и отличные пусковые характеристики. За вторым надежность и отличная тяга. Из недостатков: дороговизна и боязнь пыли газотурбинного двигателя Т-80БВ и сложность в монтаже/демонтаже дизеля Т-72Б.
Хуже всех – турбопоршневой 5-ТДФ танка Т-64БВ. Имеет хорошую габаритную мощность, но крайне капризный, нетяговитый, любящий «жрать» масло, ненадежный и склонный к перегреву двигатель. Его еще один плюс – относительно быстрая замена.
Ходовые. Лучшая у Т-80БВ и Т-72Б. Отдать первое место кому-то конкретно затруднительно. У Т-80БВ чуть по плавней ход, у Т-72Б лучшая защита борта за счет больших катков и лучше держит подрывы на минах. Обе отлично держат гусеницу. В обслуживании не напрягают.
На этом фоне ходовая Т-64БВ – жесть. Чем то напоминает ходовую танка КВ-1 «Призрак», но в отличии от последнего сделана гораздо хуже. Очень тонкие тарелочки опорных катков, которых даже не удосужились одеть в резину плохо распределяют давление на гусеницу. Маневрирование на тяжелых грунтах, а так же наезд краем гусеницы на высокое препятствие легко приводит к сбрасыванию гусеницы. При этом выворачивает надгусеничные полки со всем их содержимым и, если гусеница слетела вовнутрь, то может повредить элементы ходовой части.
Буксировать танк со слетевшей гусеницей проблематично. Опорные катки вязнут в земле. По жесткости ходовая примерно на уровне Т-72Б, но скрипит и лязгает при движении куда сильнее последнего.
Баллы выставляются по 10-ти бальной шкале. При этом высший 10-й бал присваивается в том случае, если какой-либо параметр соответствует наивысшему показателю в мировом танкостроении (например, броня лба Т-90М «Тагил» соответствует баллу «10», а броня лба Т-26 баллу «0»). Сразу оговорюсь, что танков даже самого последнего поколения, способных набрать более 200 балов еще не существует.
В итоге с небольшим отрывом от Т-80БВ лидирует Т-72Б. Он же является самым дешевым танком из троицы. Видимо не зря именно его базу выбрали для развития.
/По материалам otvaga2004.ru/
http://topwar.ru/uploads/posts/2010-04/1271959327_c1.jpg
Специалист
согласен со статьей полностью.
Спасибо автору, интересная аргументация.
Мдо. Давно такого фееричного бреда в обсуждении не видел. Диванота пошла в бой, в ходе ожесточённых боёв были нанесены ужасающие потери здравому смыслу.
1) Броня. И на Т-64 и на Т-80 и на Т-72, начиная с модификации А, стоит многослойная броня. Внезапно. Да, на Т-72 Урал, базовой модификации, броня была цельночугуниевая, так как она (о боже!) давала большую защиту от БПС (sic!). Но, так как защита от кумулятивных снарядов у такой башни было недостаточно, а количество милых парней с РПГ куда больше, чем количество танков у предполагаемого противника, было решено модернизировать башню Т-72, и еще даже до модификации «А» на Т-72 стали ставить башни с композитной бронёй. Другое дело, что многослойная броня многослойной броне рознь, и идея Т-64 с керамическими шариками в качестве заполнителя, вещь довольно остроумная, другое дело что на Т-72Б стоит броня полуактивного типа, которая, при попадании в оную, стремиться разрушить кумуллятивную струю или отклонить БПС. Нет, я не путаю ничего с ВДЗ, это вообще отдельная тема для разговора. Но, в целом, бронирование Т-64БВ, Т-72Б и Т-80БВ находиться на одном уровне, с некоторыми оговорками. Резиновые фальшборта Т-72Б действительно феерический бред — апологеаты оных, плз, посмотрите на бои в Сирии, и как эти борта коверкает. Если борт изгибается под весом ВЗД, то поверьте мне, дополнительную нагрузку от ударов и цепляния зданий, он точно не выдержит. Но и фееричный бред с отсутствием ВДЗ на Т-80БВ это не дело, хотя, впрочем, ничто не мешает это решить. Поставить новый фальшборт и привинтить туда ВДЗ, это не такая уж большая проблема.
2) Т-72Б это Т-90. Бред. Да, Т-90 в девичестве был Т-72БУ. Но буковка У откуда-то появилась? А оттуда она появилась, что на Т-72Б поставили новую, сварную башню, да. Так что по броне она лучше чем у, и без того неплохого, Т-72Б. Внезапно.
3) АЗ против МЗ. Это уже дисциплина специальной олимпиады. Ребято, спорящие про устарелость АЗ и прочего — МЗ был сделан еще раньше, и, более того, имеет схожую проблему — невозможность затолкать туда снаряды повышенного могущества. На Т-72Б3 эту проблему решили, а вот с МЗ это оказалось нерешаемо. Ну и толку от «более совершенного» МЗ, если туда нельзя затолкать снаряд длиннее? Плюс, поражаемость МЗ при пробитии брони выше, чем у АЗ, что и определило выбор в пользу АЗ. Другое дело, что он тоже требует модернизации, хотя бы, чтобы карусель вращалась в обе стороны, а то при расходе половины боекомплекта, перезарядка превращается в феерическую фантасмагорию.
4) Ночной бой — что тут и говорить, для всех описанных танков «всё очень плохо». Другое дело, что решить это можно постановкой новых ПНВ и тепловизоров, но, судя по тому с каким напрягом задниц выдают модернизации, где замене подверглись лишь СУО да ПНВ с запилом тепловизоров, и как это объявляют очередной перемогой (это я про Т-72Б3, да-да), видимо это очень и очень сложно.
5) Гусеницы и разуваемость. Спор тоже вечный, ибо сколько танкистов, столько и мнений.
6) КУВ. Стрелять стоя с места по ЛЦУ или на ходу по радиоуправлению, один чёрт, попадания добиться сложно. Прицел 8х для стрельбы на 5км имеет маловатую кратность.
Всем лучей любви, и помните, что в спорах рождается истина.
Хм, по поводу МЗ, пардон, допустил ошибку. Всё же раздраконили его для установки 750мм снарядов (ну, в длинну, да). Но проблема уязвимости оного остаётся.
Классная инфа здесь http://tehnikawsz.ucoz.ua/publ/suchasna_gusenichna_tekhnika/33
Что за ахинею я сейчас прочёл в статье и комментариях? Где упоминание резино-тканевого экрана перед НЛД на Т-80БВ? С какого перепуга Т-72Б лучше? Скажу так — трактор не может быть лучше танка, ни при каких условиях… Про Т-64 и Т-90 вообще промолчу…
Для тех, кто пишет, что в картошке нет Т-64, скажу, что согласен, но там есть его прототип — Объект-430
Всем здравия!
Господа, Вы спорите ниочём. Т-72 разрабатывался на основе Т-64, а Т-80 можно сказать некий гибрид Т-64 с Т-72, но так как при СССР на первое место выходило не качество, а главное быть в милости у «царя» да ещё и по протекции то и результаты были соответствующие (кстати меньше всех жаловали разработчиков Т-80). И не только в танкостроении, мне рассказывали что в самолётостроении тоже самое было. И вот вам пример по «качеству» — секретарь госкомиссии по приёмке БМП-3 на вооружение написал на 5-листах замечания с заключением — на вооружение не принимать и председатель с комиссией подписали, а уже через год БМП-3 без доработок была в войсках и пошёл поток рекламаций.
Сравнивать марки танков, которые конструировались с позиции — «лишь бы за одним столом с царём трапезничать» — нельзя (для горлодранов — я не говорю что наши танки были хуже всех в мире, я говорю о методах разработки, даже во времена СССР не было взаимозаменяемости между марками кроме пулемётов и пушки). Ну, если Т-64 и Т-72 разрабатывались с одинаковыми боевыми задачами, то Т-80 создавался как танк прорыва, у него были свои задачи, это примерно тоже что сравнивать истребитель и бомбардировщик, оба же летают и оба могут уничтожать цели.
Ну, это так сказать были исторические рассуждения, а теперь о практике. Сразу оговорюсь, я Украинский офицер, но прелестям Т-64 меня учил Российский офицер. Учился я на Т-72, а служил на Т-64 всех модификаций, на Т-72Б, на Т-80У и на Т-80УД.
На счёт проходимости — совершенно глупые споры, по проходимости Т-72 лучше и именно из-за катков (давайте Т-80 не будем трогать это совершенно иная машина), но не из-за двигателя, что же касательно резины на катках, так она не для скольжения, а для меньшего износа метала и для уменьшения шума, а вот там где каменистая поверхность, практика показала превосходство метала по металу, а не резины по металу. Но вот опять же из-за катков (ну и то что с ними связано) Т-64 идет намного мягче и плавнее, но это не на руку при стрельбе штатным снарядом с ходу (да и смета тоже), так как Т-72 жоще и качения (для экипажа) меньше и быстрее гасятся.
По поводу двигателя на Т-64 — поверьте мне как практику, а я служил в жарком и пыльном регионе. Двигатель на Т-64 перегреть не возможно (конечно с дуру и … сломать можно). Мне в училище вливали в уши что Т-64 (двигатель) пыли боится, температуры боится. Ещё раз говорю поверьте практику, туфта, ездили при 100 градусах по пыли и хоть бы хны. При чём, я по началу боялся, чуть выше 95 градусов, сразу стоп, (всё как учили итд итп) пока мне один старый капитан с российского полка не объяснил все нюансы Т-64. Вы посмотрите конструкцию 5ТДФ, его невозможно перегреть, его можно только заклинить, так для это надо с него выжимать свыше 110 градусов. По запуску — согласен Т-64 капризная машина, потому-что двигатель высокооборотистый да ещё и горизонтальный и когда температура на улице +5 и ниже пока масло как минимум до 40 градусов не разогреешь можно даже и не пытаться заводить (хотя опять же зависит от практики и специалиста). Но зато по вопросам ремонта в моторно-трансмиссионом отделении даже спорить неочем, у меня механики согласны были две 64-и разобрать и собрать чем ковыряться в одной 72-ке.
А про сравнения в баллах, так вообще бред. Я ни как не могу понять «Выживаемость экипажа при воспламенении БК» (БК — боекомплект?) — 3 балла это как???, автор статьи хоть раз хотя бы где-нибудь видел последствия воспламенения БК? какие 3 бала, о чём он говорит??? А как вам нравится оценка — «Живучесть танка при пробитии брони», автор статьи когда-нибудь слышал, что компоновка брони зависела не от марки танка, а от того куда танк предназначался? На одной и той же марке была разная компоновка брони.
Так что, господа хорошие, сравнивать можно и даже нужно, но смотря какую цель вы этим сравнением преследуете.
Ну и теперь для тех «умников» которые писали что Т-72 раскупали все, а Т-64 не кому не нужен. Ну прежде чем так говорить вспомните что Пакистан на финал тендера по закупке бронетанкового вооружения, Т-72, Т-90 даже не допустил, а тендер выиграл Т-80УД с двигателем и ходовой такого типа как у Т-64. И другой момент — на начала продаж (поставок итп) Т-72 другим странам, двигатель 5ТДФ (Т-64) (не знаю почему), механизм заряжания (не знаю почему) и комплекс управления вооружением были под грифом «секретно» по этому вопрос о продаже Т-64 в другие страны руководством СССР даже не рассматривался.
каждая машина собой хороша,но в своё время…64-ка это первый в мире танк с механизмом заряжания,а потом пошло и поехало,72-ка…, много модернизаций,для арабов, например в броню, даже песок засыпался помогало иногда… 80-ка это «ЖИГУЛИ»,войсках её так сравнивали с другими танками,что касается чеченской компании,то это не правильное применение,нерациональное,там более дешёвые танки могли справиться с поставленной задачей,та же 72-ка, даже т-62 «афганский»вариант. 80-ка дороговата,её бы против американских танков в операции «буря в пустыне»…