Универсальная торпеда для поражения подводных кораблей противника была создана на научно-производственном объединении «Уран» министерства судовой промышленности Советского Союза в 70-х годах прошлого века. Главный конструктор – В.Левин. Основные испытания проходили с подводной лодки проекта 690 класса «Кефаль».
После успешных испытаний поступает на вооружение как боевая часть ракетного противолодочного комплекса «Водопад» (РПК-6) в 1981 году. Немного позднее появляются модификации универсальной торпеды, которые также принимаются на вооружение. Основное использование – ракетные противолодочные комплексы и вооружение противолодочной авиации.
Основное предназначение торпеды УМГТ-1– уничтожение подлодок противника в любом их положении, транспортных судов и различных кораблей с малым бронированием. Последняя модификация универсальной торпеды создана уже российскими конструкторами в ЦНИИ «Гидроприбор» — бывший «Уран».
Торпеда УМГТ-1 состоит из:
— акустической головки самонаведения;
— отсека блока управления;
— боевого зарядного отсека;
— энергосиловой установки;
— рулевого привода;
— движителя;
— системы стабилизации и торможения (использование парашютной системы).
Для управления и наведения торпеды используется акустическое низкочастотное самонаведение активно-пассивного типа с амплитудной 2-х плоскостной равносигнальной системой наведения «Водопад» разработанные под руководством главного конструктора Ю.Иванова на том же предприятии. Рулевой электромеханический привод использует отбор мощности с вала электрического двигателя универсальной торпеды.
Приборы управления собраны в моноблок и несут в себе логическую часть системы самонаведения. Разработка приборов управления происходила под руководство главного конструктора И.Логинова. Электрический двигатель одновального типа ДП-52. В качестве движителя использовали устройство СВК. СВК – комплекс слабонагруженного водометного оборудования, который состоит из:
— высокооборотного рабочего колеса;
— осевого насоса;
— сужающейся накладки;
— спрямляющего аппарата.
Устройство СВК обеспечило максимальную компенсацию момента крена на одном из рабочих режимов работы. Такой движитель дал возможность уменьшить габаритные характеристики электрического двигателя. Но в тоже время, он потребовал увеличить мощность используемых батарей, так как коэффициент полезного действия у СВК равняется 0,68. Разработан СВК в ЦНИИ имени академика А.Крылова, под руководством конструктора С.Куликова.
Используемый взрыватель акустический дистанционного типа НВА-1, имеющий круговой радиус реагирования 3,5 метра. Разработанный под руководством Ю.Копылова. Радиус активного канала самонаводящейся системы торпеды 1,5 километра. Боевая часть фугасного типа.
В качестве источника энергии применили ВХИТ (водно-химический источник тока) на изделии 554 – серебряно-магниевая батарея. Батарея состоит из катода «АgСl», активируемого обычной морской водой. В модификации торпеды «Дукат-2» стали использовать медный катод – батарея 554-МА. Разработка ВНИАИ. В торпеде используют открытую проточную схему подачи электролита – морскую воду. Поэтому применение в пресной воде (включая Балтийское море) невозможно.
Принцип действия УМГТ-1
При приводнении универсальная торпеда уходит в режим поиска и обнаружения цели, выполняя при этом циркуляцию влево с дифферентом и угловой скоростью, равной 7 градусов в секунду. Головка торпеды посылает зондирующие акустические импульсы, вернувшийся сигнал проходит анализ, и при удостоверении сигнала самонаводящаяся система уходит в режим захвата цели.
При наведении универсальной торпеды самонаведение имеет угол упреждения по стороне движения цели 10-12 градусов. При сближении с целью на расстояние равное 100-150 метров приборы управления формируют команду «Атака» цели, при которой взводятся взрыватели и торпеда набирает атакующую скорость до 41 узла. По достижении цели происходит ее подрыв. Если по каким-либо причинам торпеда не поразила цель, самонаводящаяся система уходит в повторный поиск.
Использование УМГТ-1
Универсальная торпеда, использующая ССН «Водопад» в ходе испытаний по боевому применению на Северном флоте, показала неудовлетворительные результаты. Также были отмечены случаи низкой помехоустойчивости системы самонаведения. И хотя первые испытания на помехоустойчивость, проходившие в условиях Арктики имели место в начале 70-х годов, они были более-менее приемлемыми.
В начале 80-х проблемы с ССН «Водопад» были очень актуальны для торпед УСЭТ-80, в которых использовали данную систему самонаведения и проводили испытания на помехоустойчивость на малых глубинах Северных морей. В последних модификациях проблемы устранены. На сегодня УМГТ-1 в некоторых модификациях до сих пор стоит на вооружении России.
Основные характеристики УМГТ-1:
— калибр торпеды – 400 мм;
— длина 3,48 м;
— диаметр торпеды -400 мм;
— диаметр парашютной системы – 500 мм;
— вес – 720 кг;
— вес боевой части – 60 кг, в тротиловом эквиваленте – 100 кг;
— дальность действия до 8 км при включении команды «Атака»;
— скорость хода до 41 узла;
— глубина мин/макс – 15/500 метров;
— минимальная глубина моря – 100 метров.
Модификации торпеды:
— базовая торпеда УМГТ-1 «Водопад», взята на вооружение в 1981 году для РПК-6 «Водопад»;
— авиационная модификация торпеды УМГТ-1 «Орлан» или АТ-3, взята на вооружение в 1984 году;
— модификация торпеды УМГТ-1 «Ветер», взята на вооружение в 1984 году для РПК-7 «Ветер»;
— модификация торпеды УМГТ-1 «Раструб-Б», взята на вооружение в 1984 году, для УРК «Раструб-Б». Использовалась как боевая часть ракеты 85РУ;
— авиационная модификация торпеды УМГТ-1 «Дукат-2», взята на вооружение в 1985 году, стали использовать в торпеде медно-магниевый ВХИТ;
— последняя модификация торпеды «УМГТ-1М/МЭ» — модернизированная универсальная торпеда российских конструкторов.
Основные носители торпеды:
— самолеты А-40, Ил-38;
— различные противолодочные вертолёты;
— ракеты и ракетные комплексы противолодочного назначения.
/Роман Джерелейко, topwar.ru/