Главная Аналитические статьи и мнения

Российские военные «приземляют» летающий танк Т-90

4
2045

Со времен Первой мировой войны боевые гусеничные машины из медленных, неповоротливых, плохо вооруженных уродцев превратились в грозное современное оружие. Сегодня танки имеют не меньший вес, чем ядерная дубина, и являются не только средством агрессии, но и военного сдерживания. Этот тяжелый аргумент способен в одночасье определить исход политических, социальных и экономических разногласий в пользу того, кто им обладает.

По словам экспертов, танки, несмотря на развитие новейших видов вооружений в начале XXI века, еще долго будут оружием №1 сухопутных войск всех ведущих армий мира. РБК выяснил, чьи рубежи сегодня защищает российский «летающий» танк Т-90С и почему Минобороны России питает слабость к зарубежной бронетехнике.

Хвостатые танки «Рено» — победители Первой мировой

Различные проекты бронированных боевых машин на гусеничном ходу предлагали военные инженеры в России и за рубежом еще в конце XIX века. Однако практически все они остались на бумаге вплоть до Первой мировой войны. К созданию гусеничных машин с мощным вооружением подвигла наряду с явными техническими предпосылками и военная необходимость. Для активных наступательных действий в затяжной окопной войне 1914-1918гг. на вражеской территории, опутанной километрами колючей проволоки с бетонными укреплениями и выглядывающими из них смертоносными для пехоты пушками и пулеметами, требовалось принципиально новое оружие.

Таким оружием, позволяющим взламывать самую серьезную оборону, вселять в души врага смятение и страх и обращать его в бегство, и стали танки. Несмотря на изначальную тихоходность (всего 7-8 км/ч) и преимущественно пулеметное вооружение, военные быстро оценили боевые качества этой уникальной машины.

Первый танковый корпус, укомплектованный английскими сухопутными броненосцами Mark I вступил в бой 15 сентября 1916 г. на реке Сомме. Привычное нам слово tank (бак, резервуар) было написано на деревянных ящиках, в которых боевые машины англичане скрытно доставили к месту сражения с немецкими войсками. Впоследствии это название прижилось, так стали называть все боевые машины данного типа.

Шедевром танкостроения в этот период оказался французский легкий танк поддержки пехоты Renault FT-17, сошедший с конвейера завода Луи Рено. Такие танки начали поступать во французскую армию в марте 1918 г., а всего до конца Первой мировой войны военные получили 3177 таких машин. В танках «Рено» впервые была применена башня, поворачивающаяся на 360 градусов, и компоновка, ставшая впоследствии классической: отделение управления — впереди, боевое — в центре танка, а моторное — сзади.

Танк вооружали либо пушкой, либо пулеметом, который устанавливали в башне. Французские легкие танки по тем временам были необычайно быстрыми, они развивали максимальную скорость до 9,6 км/ч. Специфическим элементом конструкции танков «Рено» стал съемный «хвост», позволявший преодолевать рвы и окопы, а также перевозить в нем грузы или нескольких пехотинцев.

Хвостатый танк «Рено» оказался настолько удачным, что позднее выпускался по лицензии в США, где именовался Ford Two Man, и в Италии под названием Fiat 3000. Таким образом, для танков «Рено» Первая мировая война стала по истине победоносной. В это же время танки появились и в Германия.

Правда, немцы на этом поприще сильно отставали от англичан и французов — в Германии из 8 танковых рот лишь три были оснащены немецкими боевыми машинами A7V. Эту оплошность немцы оперативно ликвидировали до начала Второй мировой войны. Тогда же танки появились и в армиях других ведущих мировых держав – США, Италии, Японии и др.

Слепили из того, что было… у французов, американцев, англичан

Первые иностранные танки в России сражались против Советской власти – вооружение белым поставляли Англия и Франция, а боевые машины на гусеничном ходу отечественного производства появились уже в Советской России в 1920-х гг. На тот момент собственных танков в СССР не было — единственный танковый полк был укомплектован исключительно трофейными экземплярами, в том числе английскими танками Мk.V («Большой Вили») и Мk.А («Уиппет») и французскими «Рено».

С последних российские инженеры «списали» танк Т-16, или как его еще называли «Рено Русский», который позднее довели до ума и переименовали в Т-18 (МС-1, малый танк сопровождения). Гусеничная машина весила около 5,5 т, была защищена 16-мм броней и развивала скорость до 16 км/ч. Танк вооружили 37-мм пушкой Гочкиса и двумя 6,5-мм пулеметами. Т-18 стал первым серийным российским танком и производился на заводе «Большевик» с 1928 г. по 1931 г.

С тех пор советская инженерная мысль, подгоняемая потребностями Рабоче-крестьянской красной армии (РККА) и накаляющейся обстановкой в Европе, совершенствовала боевые качества танков. В начале 1930-х гг. на основе разработки американского конструктора Уолтеру Кристи в Советском Союзе создают легкий 18-тонный танк БТ (быстроходный танк).

Танк БТ на подвеске, вооруженный 45-мм пушкой и пулеметом, неплохо зарекомендовал себя во время Гражданской войны в Испании. Однако его 10-мм бронирование не могло эффективно защитить экипаж, поскольку армии крупнейших мировых держав стали насыщаться малокалиберной противотанковой артиллерией. Другой советский трёхбашенный танк Т-28, созданный советскими конструкторами на основе английского А6 «Виккерс», при мощном вооружении (имел 76,2-мм пушку и три 7,62-мм пулемета) и 17-20 мм бронировании значительно уступал БТ в маневренности и проходимости.

РККА нуждалась в новой машине, которая бы совмещала в себе огневую мощь Т-28 со скоростью и проходимостью БТ. Таким танком стал А-32, разработанный в конструкторском бюро танкостроения Харьковского паровозостроительного завода (ХПЗ) под руководством Михаила Кошкина. Боевая машина получила усиленное бронирование до 45 мм и мощное вооружение: пушку Ф-32 калибра 76,2 мм, спаренную с пулеметом калибра 7,62 мм, второй пулемет был у радиста и третий, зенитный, – на башне.

Максимальная скорость танка А-32 по шоссе достигла 70 км/ч, а запас хода 300 км. По итогам испытаний в сентябре 1939 г. на полигоне в Кубинке двух танков А-20 (колесно-гусеничный танк) и А-32 (чисто гусеничный) военные одобрили последний, присвоив ему «имя» Т-34. В марте 1940 г. был подписан протокол госкомитета обороны о серийном производстве Т-34 на заводе №183 (ХПЗ).

Легендарный танк Второй мировой войны

Во время Великой Отечественной войны (ВОВ) испытание огнем наглядно продемонстрировало высочайшие боевые качества танка Т-34, ставшего «прадедушкой» современных российских боевых машин, таких как основной боевой танк (ОБТ) Т-90.

«Тридцатьчетвёрка» стала самым известным и самым массовым танком Второй мировой войны, совместив уникальные боевые качества с надежностью и простотой в производстве. На «Уралвагонзавод» в конце 1941 г. из западной части страны были эвакуированы одиннадцать предприятий. До конца ВОВ «Уралвагонзавод» выпустил 25.266 «тридцатьчетверок», то есть каждый второй танк Т-34, принявший участие в боевых действиях.

Появление русских Т-34 в октябре 1941 г. в боях под Мценском повергло в шок немецких танкистов и военачальников. «Южнее Мценска 4-я танковая дивизия была атакована русскими танками, и ей пришлось пережить тяжелый момент. Впервые проявилось в резкой форме превосходство русских танков Т-34. Дивизия понесла значительные потери», — писал об этом сражении немецкий генерал Гейнц Гудериан, командующий 2-й танковой группой армий «Центр». Неоспоримость превосходства бронетанковых войск вермахта была поставлена под сомнение.

Адольф Гитлер потребовал срочно создать машину, способную противостоять русскому Т-34. Конструкторы Dimler-Benz AG и МАN принялись за работу. Тем временем офицеры-фронтовики немецкой армии стали ратовать за создание аналога советского танка, чтобы в кратчайшие сроки ликвидировать преимущество русских. Но, даже захватив и разобрав до винтика трофейные «тридцатьчетверки», немцы не смогли скопировать это оружие. В частности, из-за дефицита цветных металлов Германия не могла запустить массовое производство дизельного двигателя, установленного на Т-34.

В итоге немецкие конструкторы пошли по пути совершенствования немецкого танка Т-IV. В 1942-1943 гг. с конвейеров танкостроительных заводов Германии стали сходить средние танки Т-V «Пантера» (весом 35 т) и тяжелые Т-VI «Тигр» (до 60 т), а позднее и «Королевский Тигр» (Т-VI «Тигр В»).

Советским танкистам на Т-34 нелегко было противостоять немецким «Пантерам» и «Тиграм». Германский Т-VI был вооружен 88-мм пушкой и имел 80-100 мм бронирование, пробить которое Т-34 мог лишь с 500-600 м, в то время как «Тигр» легко доставал «тридцатьчетверку» с 1500 м. Однако немецкие машины были более прихотливыми в обслуживании и ремонте и гораздо более дорогими. Производство тех же «Тигров» обошлось немцам в 1 млн. рейхсмарок за машину, почти в два раза дороже любого танка Второй мировой. Во тоже время Т-34 за годы войны «подешевел» почти вдвое.

«Тиграм» и «Пантерам» на полях сражений ВОВ также противостояли советские тяжелые танки КВ (создан еще до начала войны) и ИС. Последний был мощнейшим танком Второй мировой войны. На 46-тонном ИС-2 (выпускался в 1943-1953 гг.) устанавливалось 122-мм орудие, а 90-100 мм броня не уступала немецкому «Тигру». Как известно, в крупнейшем в военной истории танковом сражении под Прохоровкой 12 июля 1943 г. на южном фасе Курской дуги 800 советских танков (в том числе 500 Т-34) разгромили 700 «Тигров» и «Пантер» из отборных германских танковых дивизий.

Показавшие свою мощь во время Первой и Второй мировых войн танки стали основой — железным кулаком сухопутных войск сильнейших армий мира. Танкостроители не перестали совершенствовать боевые качества этих машин и после Великой Победы 9 мая 1945 г., создав во второй половине XX века превосходные образцы техники: танки «Леопард» (Германия), «Абрамс» (США), Т-90 (Россия), «Леклерк» (Франция), «Меркава» (Израиль).

Кого защищает «железный кулак» России

Россия сегодня является крупнейшим экспортером танков. Основной боевой танк Т-90С (экспортный вариант) стоит на вооружении Индии, Алжира, Венесуэлы, Кипра, Сирии, Уганды, а также Туркменистана, Азербайджана. Высокую оценку российскому Т-90С дали индийские военные: эта боевая машина является основным танком Вооруженных сил Индии.

К 2020 году индийская армия должна получить 1700 танков Т-90С по заключенным контрактам с Россией. Помимо этого, в 2006 г. было подписано российско-индийское соглашение на лицензионное производство этого танка, согласно которому к 2019 году в Индии будет произведена еще 1000 танков Т-90С. Первые десять основных боевых танков Т-90С уже индийского производства (индийское обозначение «Бишма») поступили на вооружение 73-го полка Сухопутных войск Индии летом 2009 г. Стоимость всей российско-индийской программы оценивается в 2,5 млрд. долларов.

В рейтинге Центра анализа мировой торговли оружием по количеству планируемых к поставке новых ОБТ в 2011-2014 гг. Россия занимает первое место. В этот период РФ намерена экспортировать 688 основных боевых танков на сумму 1,979 млрд. долларов. Общий объем российского экспорта ОБТ в период 2007-2014 гг. оценивается в 1291 новую машину на сумму 3,858 млрд. долларов.

Основными конкурентами России на этом поприще являются США и Германия. С 2011 по 2014 гг. США экспортируют 457 танков «Абрамс» на сумму 4,97 млрд. долл., Германия в тот же период поставит на экспорт 348 «Леопардов» в различных модификациях на сумму 3,487 млрд. долларов.

В пятерку лидеров в 2000-х гг. вошел и Китай. На текущий момент Поднебесная в рейтинге ЦАМТО по периоду 2007-2014 гг. занимает 4 место (298 танков на сумму около 662,5 млн. долларов.). Выход Китая на мировой рынок ОБТ обеспечил совместный с Пакистаном проект танка MBT-2000, который также поставлялся в Марокко и Мьянму.

За одного Т-90 трёх «Леопардов» дают?

Весной 2010 г. стало известно о прекращении финансирования проекта Уральского конструкторского бюро транспортного машиностроения (УКБТМ) по созданию новейшего российского танка Т-95 (он же «объект 195»). Ранее та же участь постигла разработку Омского конструкторского бюро транспортного машиностроения – танк «Чёрный орёл» («объект 640», модификация танка Т-80У). Минобороны РФ свернуло поддержку проектов, посчитав их бесперспективными.

По словам доктора военных наук Константина Сивкова, действительной причиной прекращения финансирования проекта танка Т-95 стала его дороговизна. «Вопрос уперся в цену. Танк Т-95, в отличие от «Арматы», которая будет более универсальной и более упрощенной, оказался слишком дорогим», — говорит К.Сивков.

На Т-95 рассчитывали значительно усилить бронирование, кардинально улучшить СУО и установить 152-мм пушку. «Появление такой пушки на российском танке означало бы автоматическое превосходство по огневой мощи над всеми другими современными зарубежными танками. С появлением такого оружия они все автоматически устарели бы», — считает он.

В 2011 г. Министерство обороны, несмотря на высокие оценки за рубежом российского «летающего» танка Т-90, объявило о прекращении закупок этой боевой машины для российской армии. Сегодня в Вооружённых силах РФ порядка 10 тыс. танков Т-72 и их модернизация до уровня Т-90, по словам российских военных, обходится в несколько раз дешевле, чем закупка новых танков.

Отказ от закупок Т-90 сопровождался изрядной порцией критики в адрес отечественной бронетехники. «Те образцы оружия, которые производит российская промышленность, в том числе бронетанковое вооружение, артиллерия и стрелковое, по своим параметрам не соответствуют образцам НАТО и даже Китая», — заявил в марте 2011 года главнокомандующий Сухопутными войсками (ныне замначальника генштаба ВС РФ) Александр Постников, добавив, что за 118 млн. рублей вместо одного Т-90 «проще купить три немецких «Леопарда». И если в первом случае, возможно, генерал где-то прав, то во втором – явно погорячился, поскольку новый «Леопард» 2 А7 стоит не менее 6 млн. долларов (около 180 млн. рублей).

«Леопард 2 A7, действительно, превосходит российский Т-90 в части средств управления огнем и наблюдения, а также более мощных боеприпасов, в которых применяется обедненный уран», — говорит К.Сивков. Однако, по словам эксперта, у российского танка более мощное вооружение, поскольку против 125-мм пушки Т-90 на немецком «Леопарде» установлено орудие калибра 120-мм.

Помимо этого российский танк вооружен четырьмя ракетами, позволяющими поражать цели на расстоянии до 5,5 км. «Надёжная дальность поражения «Леопарда» стандартными боеприпасами — а других у него не имеется — составляет всего 4 км. Примерно такая же у израильского танка «Меркава», у Т-90 — только 3 км», — поясняет эксперт.

Что индийским военным хорошо, то русским – «Армата»

После прекращения финансирования проекта танка Т-95 и отказа от закупок Т-90 (в том числе последней модификации Т-90А), для российских танкостроителей вдруг забрезжил свет в конце тоннеля — Министерство обороны объявило о создании принципиально нового танка на базе универсальной гусеничной платформы «Армата». Проект был официально утвержден в марте 2012 г. Его разработкой занимается УКБТМ «Уралвагонзавода».

Принципиальным отличием новой машины от Т-90 должна стать так называемая лафетная компоновка — необитаемая башня, в которой, вероятно, разместят боезапас. При этом экипаж будет располагаться в корпусе в бронекапсуле, которая теоретически должна выдерживать попадание из всех видов оружия современных танков. Информацию об обстановке на поле боя танкисты будут получать с тепловизионных, телевизионных и лазерных датчиков на экране монитора. На базе гусеничной платформы «Армата» также планируется создать БМП, защищенную машину для аварийно-спасательных работ и другую бронетехнику.

С одной стороны, потребность в новых вооружениях бесспорна: танк Т-90, разработанный нижнетагильским КБ под руководством Владимира Поткина почти 20 лет назад (по сути являющийся глубокой модернизацией Т-72) неизбежно устаревает. Российское военное ведомство резонно отмечает, что пора предложить принципиально новое конкурентоспособное оружие.

С другой стороны, станет ли танк на базе «Арматы» именно таким оружием или всего лишь «облегченной» и удешевленной версией Т-95, пока неясно. При этом не нужно забывать, что большинство современных танков ведущих мировых держав (в том числе немецкие «Леопарды» и американские «Абрамсы») также разработаны в 1970-1980 гг., а их последние модификации – тоже результат глубокой модернизации. Однако все эти машины, также как и последняя модель танка Т-90А, на порядок превосходят образцы 30-летней давности.

В апреле 2012 года начальник Генштаба Вооруженных Сил РФ Николай Макаров озвучил еще одну печальную новость для российского ВПК: закупки бронетехники приостанавливаются на 5 лет. Совсем нелогично на этом фоне выглядит недавно появившаяся в СМИ информация о возможной покупке лицензии на производство в РФ итальянских колесных танков Centauro (Кентавр), которые уже испытывают на одном из полигонов в Подмосковье.

Похоже, что генералы Минобороны делают ставку на иностранные образцы вооружений, причем не только для Сухопутных войск, но и для ВВС и ВМФ.
Означает ли это, что именно израильские беспилотники, французские «Мистрали» и итальянские бронеавтомобили Iveco LMV M65 («Рысь») и танки «Кентавр» и составят ударную силу российской армии будущего?

По словам замдиректора Института политического и военного анализа Александра Храмчихина, закупки иностранной техники Минобороны носят «воспитательный» характер. «Россия, действительно, отстает в танкостроении от ведущих держав. Это и мощность двигателя, и СУО, и наблюдения в наших танках, — поясняет А.Храмчихин. – Во-первых, мы потеряли очень многие технологии в постсоветский период, а во-вторых, полностью уничтожили конкуренцию на этом рынке в России. Поэтому теперь военные, таким образом, и пытаются ее создать. С этой точки зрения вполне логична и закупка итальянских колесных танков Centauro, у нас машин такого класса нет».

Чем воевать будем?

Есть и еще один нюанс, объясняющий действия российского военного ведомства: якобы в войнах будущего нет места крупным танковым подразделениям. Эволюция современного оружия: массовое использование беспилотников, роботизированных боевых комплексов, «умных» ракет, — ставит вопрос о целесообразности применения танков.

Дискуссия о месте и роли основных боевых танков в современных армиях продолжается, прежде всего, в США. «Ранее Соединенные Штаты планировали к 2030 году вообще отказаться от использования бронетанковых подразделений, перейдя сначала на боевые бригадные группы «Страйкер», а затем – к новой концепции «Боевые системы будущего», — говорит директор ЦАМТО Игорь Коротченко.

По словам Коротченко, исходя из того, что будущая армия США будет преимущественно иметь характер «экспедиционной», ряд американских конгрессменов и военных полагают, что отпадет необходимость в большом количестве тяжелой бронетехники. Несмотря на то, что танк M1A2 «Абрамс» является одним из самых современных типов оружия, сохранение их минимального производства экономически нецелесообразно, утверждают американские политики.

Впрочем, есть и противоположное мнение. Так, большинство военных экспертов закрытие линий по изготовлению ОБТ «Абрамс» считают невыгодным, ведь на возобновление производства (в случае необходимости) потребуется в 4 раза больше средств, чем на его продолжение. «Вероятнее всего, в данном споре одержит верх именно последняя точка зрения и модернизация «Абрамсов» будет продолжена. Об этом говорит хотя бы тот факт, что летом 2011 года армия США вновь запросила 31 млн. долларов на модернизацию очередной партии ОБТ «Абрамс», — считает И.Коротченко.

Российские эксперты заявления о том, что в скором будущем войны станут «бесконтактными», воспринимают скептически. Руководитель Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок подчеркивает, что сегодня танки – основной вид сухопутных вооружений и в странах НАТО, и в Китае. В свою очередь К.Сивков отмечает, что необходимость присутствия танков наглядно демонстрируют военные конфликты в Афганистане и Ираке. «В Ираке, например, основную группировку войск США составляли именно танковые подразделения. В Ливии американская авиация также не смогла подавить средства ПВО, и наземная операция была неизбежна», — говорит он.

Пока Минобороны ждет появления нового танка, российская армия продолжает модернизировать Т-72 и воевать на этих изрядно «потрепанных» машинах. Так, во время Грузино-югоосетинского конфликта 2008 года именно Т-72, а не модернизированные Т-90А, защищали интересы России на огневых рубежах. Новый танк на базе «Арматы» поступит в российскую армию не ранее 2015 года. Очевидно, потребуется время и для того, чтобы освоить новую боевую машину.

При этом Минобороны планирует закупить всего 2000 таких танков, считая, что этого вполне достаточно для защиты огромных просторов нашей Родины. В итоге вопрос о том, дождутся ли российские солдаты новой современной бронетехники до очередного военного конфликта с участием России, остается открытым.

По словам А.Цыганка, участие России в крупной войне в ближайшие пять лет маловероятно, но локальные военные конфликты вполне возможны. Это, например, так называемые водные войны в Средней Азии и возможное противостояние в Нагорном Карабахе. «Пока не понятно, будут ли со стороны Баку новые притязания на Нагорный Карабах. Однако если ситуация вновь перерастет в горячую фазу, то Россия, вероятно, не останется в стороне», — заключает эксперт.

/Александр Волобуев, top.rbc.ru/

4 КОММЕНТАРИИ

  1. кот-333

    Александр Волобуев, ваша профессия,-поломойка в захолустной рыгаловке. Перечитайте свою бредятину и смиренно согласитесь с вердиктом.

  2. Аноним

    Специалист
    Как не крути а основным танком России является танк Т 72М и Т-72М1, Т-72ИМ-1 и Т-72Б различных модификаций который не как не дотягивает да же до уровня Т 80 У, Т-80 УК, Т 80 УД, или Т-80УМ, или того же Т-90 если только ранних модификаций.

    • кот-333

      Интересно,в какой психушке тебе рассказали что дотягивает и до куда.