Порядком поднадоевшая тема так называемого плюшевого десанта остается живее всех живых на площадках отдельных не столь многочисленных оппозиционных официальной власти Беларуси Интернет-изданий. Напомним, что по сообщению СМИ 4 июля 2012 года представители шведской компании Studio Total на легкомоторном самолете якобы нарушили воздушное пространство Республики Беларусь и совершили полет над территорией белорусского государства, разбрасывая при этом игрушки с политическими призывами.
Сам повод для обсуждения состоялся целых три недели назад и, согласно закона распространения информации, казалось, должен был умереть своей естественной смертью. Однако нет. Что ни день то новое в две-три строчки информационное сообщение, инициированное сотрудниками пресловутой Studio Total, подливающее масло в огонь и снова выделяющее новость в разряд топовых.
То есть, становится очевидным, что поддержание жизни рассматриваемого информационного повода, осуществляется искусственно и довольно профессионально. Более того, видна рука не просто пиарщиков, но именно специалистов в области психологической борьбы. Специалистов явно не из Studio Total. По стилю работы и размаху провокации, наличию солидных денежных вливаний, а также привязанности к району инцидента специалисты, скорее всего, имеют отношение к центральной группе психологических действий Польши под руководством полковника Марека Драгона (к слову, практически весь состав центра недавно прошел доподготовку в США).
Тщательно спланированная провокация, ее проведение в течение продолжительного времени привели общественное мнение к тому, что наличие или отсутствие самого факта уже не важно. Основное внимание теперь сфокусировано на банальном очернительстве действующей власти, через ее силовые институты.
Следуя постулатам труда российского политолога С.Г.Кара-Мурзы «Манипуляция сознанием», можно с уверенностью констатировать, что происходит попытка рефлексивного управления действиями белорусских силовиков. В качестве способов выбраны создание и раскрутка провокационного события, связанного с нарушением воздушного пространства суверенного государства.
А для воздействия на сознание общественности Беларуси привлечены свои же доморощенные оппозиционные СМИ, которым, в принципе, всё равно кого «мочить», пусть это даже будут свои Вооруженные силы и Госпогранкомитет, и так называемые блогеры (как правило, лица студенческого возраста с кучей комплексов неполноценности). Они как стервятники накинулись на сомнительную информацию (уж точно не знают, было или нет нарушение) и начали множить негатив, сами того не понимая, на кого работают.
Давайте рассмотрим хронологию события.
Первой промашкой организаторов провокации стала поспешная информация о пролёте самолета над резиденцией Президента. Здесь налицо отсутствие слаженности между исполнителем и информационно-аналитическими подразделениями, их обеспечивающими. Затем, правда, быстро исправились.
Однако, первая же официальная реакция, а именно непризнание факта пролета легкомоторного самолета, стала, по-видимому, неожиданностью. Вероятно, сценарий был продуман, отталкиваясь от оправдательных речей белорусских силовиков.
Скорректировав задачи, специалисты психологической борьбы перешли на тактику последовательного и методичного вброса информации, которую обывателю проверить будет практически невозможно (читайте способы психологического воздействия в труде С.Г.Кара-Мурзы). Информации дозированной, с оставлением пространства для наращивания давления и маневра.
Вменяемые ответы белорусской стороны явно не удовлетворили шведских самопиарщиков. Ни их, ни тех режиссеров, которые за ними стоят. Выдержка белорусских силовиков довела исполнителей до того, что им последовательно пришлось признаться даже в том, что, действительно, факт выплаты денег за пиар-кампанию был.
Самые поверхностные расчеты показывают, что специальное мероприятие по дискредитации государства обошлось как минимум в 60-70 тысяч долларов США (аренда, техническая эксплуатация и пролет самолета, затраты на привлечение СМИ для рекламной кампании, перевод на иностранные языки и распространение заявлений в медиа-пространстве, оплата исполнителям, наконец, и т.п.)
Возникает вопрос: какие вменяемые бизнесмены без личного солидного пиара захотят потратить деньги на столь рискованное мероприятие? При этом риск есть не столько с точки зрения безопасности полета, сколько от дальнейших политических последствий для них самих.
То есть здесь уже проявился четкий след как специалистов, так и неких именно государственных официальных структур, имеющих отдельную статью бюджета по дестабилизации обстановки в Беларуси через дискредитацию их силовых органов.
Отдуваться за всех, придется, прежде всего, Швеции. Все-таки Studio Total оттуда. Хотя данному государству политическая провокация не впервой и имидж международного провокатора не нов, но дойти до нарушения воздушного пространства суверенного государства, да еще союзного с Россией? До такого уровня шведы еще не опускались. Пока же МИД Швеции молчит.
А что будет, если по предъявлению доказательств обвинений в нарушении воздушного пространства (предположим и такой вариант) потребуют выдачи преступников? А придется. То есть правительство Швеции или погорячилось дать молчаливое согласие на провокацию или действительно ничего не знало.
Литва, в свою очередь, также замерла, как мышь под веником. За стремительно развивающимися событиями медленные мозги прибалтов явно не успевали. Они то соглашались с фактом каких-то нарушений воздушного пространства, то напрочь все отрицали. В первом случае явно поторопились сказать без согласования с соответствующими специалистами, координирующими информационную кампанию, во втором – уже НАТО подкорректировало ответы гордых и независимых литовцев.
То, что Литва не знала об акции с самолетом – это наиболее вероятный вариант развития событий, так как данное предположение укладывается в нынешние довольно напряженные политические отношения с Польшей. Немудрено, что последняя не потрудилась посвятить в свои планы литовское правительство. Тем более, что польские «Орлики», которые дежурят на авиационной базе Зокняй, на предполагаемый инцидент даже не шелохнулись.
Впрочем, ситуация для Литвы остается совсем не радостной: отвечать придется на вопросы сначала белорусов (а что случилось, что литовцы так мерзопакостно подставили соседей и тем более не выполнили подписанное с Беларусью соглашение, в соответствие с которым стороны обязуются информировать друг друга о появлении воздушных судов на расстоянии менее 15 километров от общей границы?), а затем и самих литовцев-налогоплательщиков (а что делало литовское ПВО и те самолеты НАТО, которые за литовские деньги должны охранять воздушное пространство Балтии?).
К слову, практически половина маршрута предполагаемого полета самолета пролегала над территорией Литвы. Данный маршрут удалось схематично представить по результатам видеосъемки якобы из кабины самолета-нарушителя.
Польша, в свою очередь, сделала вид, что ничего не видит и ничего не слышит. Будто и вовсе нет польского военного контингента «Орлик 4» в г. Шяуляй (Литва) и ее дежурства на постоянной основе в небе Балтии. Одно приметно, что в последнее время что-то засуетились польские генералы от авиации. Так, авиабазу Зокняй посетил глава бюро национальной безопасности Польши генерал Станислав Козей с казалось бы рядовой проверкой готовности своих летчиков. Вот только готовности к чему?
Попробуем абстрагироваться от политического аспекта и рассмотреть провокацию с возможным пролетом самолета с сугубо военной точки зрения. Небезызвестный факт, что при появлении признаков нарушения воздушного пространства радиолокационное поле средств ПВО любого государства наращивается. Включаются дополнительные, в том числе, резервные станции радиолокационного слежения, которые, естественно, становятся видимыми для средств разведки иностранных государств.
Интересно, не преследовал ли инцидент со шведским легкомоторным самолетом цель вскрытия системы ПВО белорусского государства? И не случайно ли вслед за этим с 16 по 20 июля в воздушном пространстве Литвы, Латвии и Эстонии прошло авиационное учение НАТО «Ramstein Guard 4» в котором приняли участие ранее упомянутые самолеты ВВС Польши, выполняющие миссию по охране воздушного пространства стран Балтии?
Добавьте к этому тренировочные полеты истребителей НАТО на сверхнизких высотах над территорией Эстонии. Данный факт фактически расценивается Россией в качестве отработки приграничных боевых действий и служит поводом для усиления, как средств поражения, так и радиолокационного поля.
То есть налицо проявление явно недружественных намерений НАТО, в том числе, с проведением прямых провокаций с территории прибалтийских государств.
Ну ладно там белорусы. Но, уважаемые литовцы, латыши и эстонцы, с Россией то так не шутите. Ведь обратный ответ может быть и непредсказуемым, и неадекватным.
И все же главный вопрос остается: А был ли мальчик, то есть сам факт пролёта самолета?
Ясного ответа нет до сих пор, в том числе и для специалистов-аналитиков. Но шведские самопиарщики как дятлы упорно бьют в одну точку с подтекстом, что факт нарушения воздушного пространства военно-политическому руководству Беларуси признать необходимо. Непременно.
Это несколько озадачивает. Какое ваше шведское дело до нашей ПВО. Почему вам нужен именно этот факт? Что придумали дальше? Какая цель следующей провокации?
И, наконец, а вы действительно уверены, что факт пролета самолета остался незамеченным для белорусов?
Ответы, как видится, мы узнаем уже скоро.
/Сергей Марков, belvpo.com/