От боевых машин солдата – к роботам

Атака на боевых машинах пехоты (бронетранспортерах) применяется на доступной для них местности в ходе наступления на противника, поспешно перешедшего к обороне, при отсутствии организованного сопротивления, а также в том случае, когда оборона противника надежно подавлена и большая часть его противотанковых средств уничтожена. Публикуем дискуссионный материал, посвященный поиску оптимальных способов защиты мотострелковых подразделений при наступлении на укрепленные позиции.

Так действовать нельзя

Тактика наступления пехоты на оборону противника была отработана в период Великой Отечественной войны. Сначала оборона противника подвергалась обстрелу из пушек, минометов, реактивных систем залпового огня, по ней наносился бомбовый удар. При атаке за танками в пешем строю двигалась пехота. Перед танками организовывался движущийся огневой вал (разрывы своих снарядов и мин) на расстоянии не менее 200 метров. Пехота при этом несла большие потери от пуль стрелкового оружия и осколков.

От боевых машин солдата – к роботам

Прошло почти 70 лет с тех пор. Как должны наступать на оборону противника современные мотострелковые подразделения (взвод, рота и другие)? Тактика атаки мотострелкового взвода (роты) зависит прежде всего от бронированных машин, которые состоят на вооружении Сухопутных войск (СВ). В настоящее время это танки (Т-90 и другие) и боевые машины пехоты (БМП-3 и другие).

Теоретически возможны два варианта атаки взвода при их наличии.
Первый вариант заключается в том, что в атаке участвует танк, за ним движутся три БМП-3 с 30 солдатами (девять человек – экипаж и 21 человек – десант). В этом случае десант в БМП начинает движение от рубежа атаки и практически не участвует в бою до тех пор, пока его не высадят из машин.

Рисунок 1

При втором варианте мотострелковый взвод (МСВ) атакует следующим образом: впереди танк, затем мотострелки в пешем строю, а за ними перемещаются три БМП-3, которые ведут огонь через головы мотострелков. Именно эти два варианта атаки и предписываются современным Боевым уставом по подготовке и ведению общевойскового боя, введенным в действие приказом главнокомандующего Сухопутными войсками – заместителя министра обороны Российской Федерации от 31 августа 2004 года № 130 (Часть 2. Батальон, рота. Часть 3. Взвод, отделение, танк).

На рисунке 1 изображена схема атаки МСВ в пешем строю на укрепленную оборону противника по действующему Боевому уставу. Впереди движется танк, за ним – в пешем строю три мотострелковых отделения (МСО), всего 21 человек. Далее – три БМП-3 (экипаж – по три человека). Командиром атакующего взвода является один из командиров БМП-3.

Каковы основные недостатки такой тактики?
Если реализуется первый вариант (атака БМП с десантом), то вероятность гибели трех боевых машин вместе с 30 солдатами велика, поскольку БМП-3 спереди уязвима для бронебойных подкалиберных оперенных снарядов (БОПС) калибром 30–50 миллиметров, используемых современными зарубежными БМП «Пума» (Германия), CV-90 (Швеция) и другими. Бронебойность этих снарядов достигает 200 миллиметров при взаимодействии с поражаемой машиной по нормали на расстоянии до 100 метров.

Алюминиевый борт БМП-3 толщиной 40 миллиметров пробивается бронебойными 20…40-мм снарядами практически под любыми углами. Основной недостаток этого варианта атаки заключается в том, что десант (21 человек) фактически в бою не участвует.

От боевых машин солдата – к роботам

Рассмотрим второй вариант атаки. Скорость передвижения стрелков мала (пять-семь километров в час), солдаты имеют слабую защиту (бронежилет). Оружие (автомат, РПГ) практически непригодно для борьбы с огневыми точками противника (вкопанные в землю танки, БМП, БТР, бетонные доты). Поэтому велика вероятность уничтожения всех трех МСО еще до их подхода к переднему краю обороны противника.

Таким образом, современные бронированные машины (БМП-1, БМП-2, БМП-3, БТР-80, БТР-90) непригодны для проведения успешной атаки против укрепленной обороны противника и в ее глубине. Их использование не предотвращает высокой вероятности уничтожения солдат и офицеров мотострелковых подразделений, а также техники. Оба варианта, предписываемые Боевым уставом для атаки укрепленной обороны противника, не годятся.

Проблемы прежние

В настоящее время Минобороны РФ прекратило закупку танков и БМП, но проводит ОКР по созданию трех типов бронированных машин: тяжелых – на гусеничном ходу (танков и «тяжелых» БМП), средних – на колесах (БТР) и легких (бронеавтомобили типа «Тигр»). Применительно к теме данной статьи нас интересует «тяжелая» БМП (ТБМП) на платформе «Армата», которая должна быть сконструирована на одной базе с новым танком к 2015 году. Однако и будущая система боевых машин также будет неспособна устранить издержки рассмотренных вариантов атаки на укрепленную оборону противника.

Первый вариант (для МСВ): оборону противника атакует танк «Армата» и три ТБМП с десантом на борту (наиболее вероятно – 21 человек), который не участвуют в бою во время атаки. Существует высокая вероятность уничтожения этих ТБМП вместе с экипажами и десантом (всего 30 человек). Для этого могут быть использованы боеприпасы, которые плохо парирует отечественная активная и динамическая защита: танковые БОПС М829A3 (США) с бронебойностью 800 мм; кумулятивные боеприпасы, действующие на пролете над крышами машин, – ПТУР Bill (Швеция), Tow 2B (США); кассетные самоприцеливающиеся боеприпасы с ударным ядром – SMArt-155 (Германия), SADARM (США).

При втором варианте атаки за танком по-прежнему в пешем строю движется цепь мотострелков, за которыми находятся три ТБМП. Плохо защищенные и слабо вооруженные пехотинцы являются для обороняющихся солдат по существу полигонными мишенями. Поэтому велика вероятность их полного уничтожения во время атаки и тем более в глубине обороны противника.
Таким образом, коренные недостатки вариантов атаки с использованием современных бронированных машин (слабая защищенность спешенных мотострелков, высокая вероятность уничтожения ТБМП с десантом, неучастие находящегося в машинах десанта в бою) не ликвидируются.

Следовательно, если произойдет перевооружение Сухопутных войск на ТБМП, при котором потребуются многомиллиардные затраты, боеспособность мотострелковых подразделений останется в таком же неудовлетворительном состоянии, как и сегодня.

Основная ошибка при формировании системы боевых бронированных машин для мотострелковых подразделений (взвод, рота) заключается в том, что БМП (БМП-3 и проектируемые ТБМП – тяжелая гусеничная «Армата» и средняя гусеничная «Курганец-25») наделяются двумя функциями:

1 — перевозка десанта в прифронтовой полосе, участие в обороне наших сил;
2 — участие в атаке на оборону противника и в бою в глубине вражеской обороны.

Читайте также  Гуманный 37-й год для Российской армии

Для выполнения второй функции БМП непригодна даже в том случае, когда она имеет защиту на уровне танка.

Требуется БМС

Предлагаем иметь две специализированные машины:
— одну для перевозки десанта в прифронтовой полосе (например, БМП-3);
— вторую, максимально приспособленную для контактного боя во время атаки и прорыва обороны. Такая машина должна иметь необходимое вооружение для борьбы с закопанными танками, БМП, БТР, дотами, пехотой в окопах, надежную защиту от массированного огня, подвижность не менее чем у танков, минимальное число солдат в атакующей машине.

В этом случае необходима и другая тактика атаки укрепленной обороны. В ней участвуют как традиционные боевые машины (модернизированный Т-72, Т-80, Т-90 или «Армата»), так и десять боевых машин солдата (БМС). Экипаж каждой БМС состоит из трех человек – командира, наводчика и механика-водителя.

Рисунок 2

На рисунке 2 показана схема атаки взвода с БМС: танк (три человека), БМС (30 человек) и командирская машина (четыре человека). Все 37 мотострелков активно ведут бой во время атаки. Они хорошо защищены и вооружены. Во взводе с БМС также целесообразно иметь штурмовую машину (ШМ).

БМС использует модульный принцип броневой защиты. Без съемной брони масса БМС – 12–14 тонн, а со съемной броней – 25. Машина в варианте с массой 12–14 тонн может использоваться Воздушно-десантными войсками.

Эквивалентная толщина по бронепробитию в лобовой проекции БМС составляет не менее 200 мм, а со стороны бортов – 100 мм. Лобовая часть БМС способна выдержать удар современного БОПС к 30–50-мм пушкам, а бортовая броня «держит» этот снаряд под углом 60 градусов от нормали.

БМС должна иметь следующие виды защиты: активную типа «Арена» и современную динамическую против кумулятивных противотанковых управляемых ракет (ПТУР) и ручных противотанковых гранат (РПГ). БМС может успешно использоваться в боевых действиях в городах и горах. Отношение мощности двигателя к массе и величина давления на грунт у БМС не хуже, чем у танка.

БМС может быть быстро и относительно дешево (дешевле, чем базовая БМП) создана на базе БМП-3, поскольку у этих машин используется как одно и то же боевое отделение (боевой модуль – БМ) «Бахча-У» (100-мм нарезное орудие с боекомплектом из 40 осколочно-фугасных снарядов, 30-мм пушка с 500 снарядами, пулемет калибра 7,62 мм с 2000 патронов, четыре ПТУР калибра 100 мм), так и одно и то же моторно-трансмиссионное отделение с двигателем УТД-32Т мощностью 660 л.с.

Главное отличие БМС (у нее нет десанта) и БМП-3М (с десантом) – в материале корпуса. Модульный броневой – в первом случае, алюминиевый – во втором. Кроме того, у этих машин разные размеры: БМС почти в 1,5 раза короче, чем БМП-3. Масса БМП-3М и БМС практически одинаковая.

Предварительные расчеты показали, что если стоимость ТБМП сопоставима со стоимостью танка, а стоимость БМС не выше стоимости БМП-3, которая вдвое меньше стоимости танка Т-90, то затраты на вооружение взвода в первом сценарии составят 4С, где С – стоимость танка Т-90. Стоимость вооружения взвода во втором сценарии – 6С.

Однако повышенные защищенность и огневые возможности взвода с БМС (второй сценарий) позволяют задействовать в наступлении не мотострелковую роту (мср, 12 боевых машин и 99 солдат) против обороняющегося взвода, как предписывает Боевой устав, а всего один взвод с БМС. В этом случае «стоимость наступления» во втором сценарии окажется в два раза меньше (6С против 12С). Кстати, требует исследования определение оптимальной величины фронта во втором сценарии.

Пути совершенствования

Эффективность взвода с БМС можно существенно увеличить, если к системе «танк – 10 БМС» добавить штурмовую машину (ШМ), которую можно создать путем модернизации танков Т-72, Т-80, Т-90 или на базе платформы «Армата». В этом случае 125-мм пушка заменяется 152-мм гаубицей, стреляющей теми же снарядами (ОФС, корректируемый «Сантиметр» или управляемый «Краснополь»), что и самоходная гаубица «Мста».

ШМ позволяет увеличить максимальную дальность стрельбы для взвода с семи до 13 км. При этом во многих случаях отпадает необходимость обращаться к помощи дальнобойной артиллерии или авиации, что дает выигрыш во времени и в точности попадания в цель. Это позволяет реализовать принцип «увидел – выстрелил».

Важнейшей проблемой для взвода с БМС является стрельба по невидимым целям ОФС и управляемыми снарядами типа «Аркан» и «Краснополь». Для обеспечения эффективной стрельбы необходимы БЛА с дальностью полета 20–25 километров типа «Элерон-3» разработки ЗАО «ЭНИКС».

Для управления 12 боевыми машинами во взводе с БМС нужна командирская машина (КМ), которая при атаке движется совместно с ШМ за БМС и танком (рис. 2). У командира взвода непосредственно в подчинении находятся четыре человека: командиры танка и ШМ, а также два командира МСО, в каждом из которых находится по пять БМС (напомним, во взводе старого типа три МСО).

Все БМС должны иметь связь между собой, они управляются КМ, которая оснащена боевой информационно-управляющей системой (БИУС), а также получает своевременную информацию о тактической обстановке в полосе своей ответственности от вышестоящего звена. Таким образом, все БМС должны быть информационно интегрированы в автоматизированную систему управления войсками (АСУВ) тактического звена и быть одним из ударно-огневых элементов боевой сетецентрической системы, объединяющей в единое разведывательно-информационное поле (ЕРИП) вооружения различного типа.

АСУВ следует начинать создавать именно в тактическом звене (взвод, рота), а в нашей армии ее упорно строят сверху. Такая АСУВ, которая сейчас создается (ЕСУ ТЗ), практически не будет функционировать как при существующей системе боевых машин (на основе танка Т-90 и БМП-3), так и при перспективной (танк «Армата» и ТБМП). Действие АСУВ заканчивается, как только плохо защищенные и слабо вооруженные мотострелки выходят из БМП и начинают пешую атаку под интенсивным огнем.

Взвод и рота с БМС должны обеспечивать отдельным машинам и прежде всего танку коллективную защиту от воздушного нападения и танкоопасных сил. Взвод должен вести радиоэлектронную борьбу (РЭБ), препятствовать наведению высокоточных управляемых боеприпасов и иметь защиту от вертолетов и самолетов.

Читайте также  Роботы идут на мины

Технические характеристики БМ «Бахча-У» обеспечивают поражение современных вертолетов и самолетов-штурмовиков, но кроме этих целей необходимо бороться с разведывательными и ударными БЛА, самоприцеливающимися боевыми элементами с ударным ядром типа SADARM, ПТУРами, поражающими танк сверху и недоступными для поражения с помощью комплекса «Арена». Для борьбы с этими целями необходимо роте в период наступления придавать ЗРК типа «Тор-М2».

Войны будущего

Сегодня во многих странах интенсивно разрабатываются промышленные и военные роботы. Так, в США с 2003 года осуществлялась программа создания системы боевых бронированных машин, в рамках которой проектировались легкобронированные машины с экипажами (боевые машины разведки и определения тактической обстановки, медицинские, ремонтные), а также боевые и обеспечивающие роботы (для разминирования и транспортировки), четыре вида БЛА.

Основная идея программы заключается в том, что разрабатываемая система машин должна иметь единую систему управления, новейшие средства связи, разведки и целеуказания. Это позволяет легкобронированную защиту машин скомпенсировать способностью опережать противника в определении тактической обстановки, скорости принятия решений и нанесении огневого поражения.

Безусловно, такие преимущества войск резко поднимают их боеспособность. Она значительно повысится, если боевые машины будут иметь и надежные бронирование, динамическую и активную защиту. Широкое применение боевых машин-роботов (БМР) для СВ позволит перейти от принципа «солдат стреляющий» (XX век) к принципу «солдат управляющий» (XХI век), что существенно снизит потери в живой силе.

В России имеются фундаментальные научно-технические заделы в области робототехники – как военной, так и гражданской. Это позволяет проводить ОКР по созданию БМР, пригодных для наступления и боев в глубине обороны. В частности, рассмотренная ранее БМС потенциально подготовлена для переоборудования в БМР, поскольку БМ «Бахча-У» в значительной мере автоматизировано. Управление БМР может осуществляться солдатами из БМС с расстояния до 500–1000 метров. В этом случае взвод с БМР будет иметь на вооружении 10 БМР, 10 БМС, танк-робот, ШМ, КМ. Личный состав – 40 человек.

Рисунок 3

На рисунке 3 представлена схема атаки взвода с БМР: всего 37 человек и 23 машины. При этом реализуется принцип ведения войны XXI века, когда роботы ведут контактный бой с противником, а солдаты из БМС управляют этими роботами, что гарантирует минимальные потери в живой силе. По нашей оценке, взвод с БМР имеет огневую мощь, в восемь раз превосходящую аналогичный показатель для МСВ с БМП-3, а также обладает значительно более надежной защитой.

Рассмотрим возможные варианты структуры и состав мотострелковых подразделений (взвод, рота, батальон и бригада) СВ при их оснащении БМС и БМР. Должны учитываться основные этапы наступательных операций (сосредоточение войск у рубежа атаки, атака, бой в глубине обороны, закрепление захваченных позиций), при этом для каждого этапа необходима своя система боевых машин.

Взвод с БМС. Для атаки и боя в глубине обороны необходимы четыре боевые машины: танк, БМС, ШМ и КМ (всего 13 машин и 40 человек). Взвод с БМС наступает при прорыве на оборону взвода противника. После захвата опорного пункта необходимо закрепление этой территории взводом мотострелков, то есть каждый взвод с БМС должен поддерживаться взводом «обычных» мотострелков (три БМП и 30 человек). В качестве такой БМП пригодны как стоящие на вооружении БМП-2 и БМП-3, так и проектируемые ТБМП на платформах «Армата» и «Курганец-25».

На первое время следует отдать предпочтение БМП-3, поскольку производство этих машин налажено. Кроме того, БМС, БМП-3М, БМД-4М имеют высокий уровень унификации по БМ «Бахча-У» и моторно-трансмиссионному отделению с двигателем УТД-32Т. Это позволяет уменьшить производственные и эксплутационные затраты. Кроме того, БМП-3 – это хорошо вооруженная плавающая машина, необходимая СВ для быстрого преодоления водных преград и организации обороны на противоположном берегу.

Рота с БМС. В каждой роте необходимо иметь два взвода с БМС (80 человек и 26 машин) и два взвода с БМП-3М (60 человек, 6 БМП-3М). Такая структура позволит иметь боеспособное подразделение, способное проводить самостоятельно под командованием командира роты основные этапы наступления: атаку на два взвода в обороне, бой в глубине обороны, закрепление захваченных опорных взводных пунктов противника.

Таким образом, рота с БМС будет состоять из четырех взводов и иметь на вооружении 20 БМС, два танка, две ШМ, две КМ и шесть БМП-3М (всего 32 машины и 140 человек).

Батальон с БМС. Если в батальоне три роты (420 человек, 60 БМС, шесть танков, шесть ШМ, шесть КМ и 18 БМП-3), а в мотострелковой бригаде – три батальона, то в бригаде с БМС будет насчитываться 1260 мотострелков, 180 БМС, 18 танков, 18 ШМ, 18 КМ и 54 БМП-3. Всего в полномасштабной современной бригаде 4500 человек, причем из них не более одной трети мотострелков. В бригаде нового типа такая пропорция мотострелковых и других подразделений (ракетных, артиллерийских, инженерных) сохранится.

Сравнивать боевую эффективность бригады с БМС и «обычной» бригады с БМП-3 (или ТБМП после 2015 года) бессмысленно. В первом случае все 1260 солдат подготовлены к участию в успешной атаке и бою в глубине обороны, поскольку они хорошо защищены и имеют необходимое вооружение, тогда как во втором случае две трети мотострелков по существу не участвуют в бою при атаке БМП-3 (или ТБМП) с десантом на борту.

Повторим, вероятность уничтожения мотострелков во время атаки в пешем строю чрезвычайно велика, поэтому современные мотострелковые бригады практически непригодны для атаки укрепленной обороны и боя в ее глубине. Будет большой ошибкой оснащать мотострелковые бригады «тяжелой» БМП вместо БМС, поскольку потраченные сотни миллиардов рублей не дадут заметного прироста боевой эффективности при решении рассмотренных задач.

/Леонид Орленко — профессор МГТУ им. Н.Э.Баумана, д.т.н.;
Виктор Селиванов — профессор МГТУ им. Н.Э.Баумана, д.т.н.; vpk-news.ru/

2 КОММЕНТАРИИ

  1. «…максимально приспособленную для контактного боя во время атаки и прорыва обороны» — а танк, по вашему, вообще нахера там??? Почему автор выставляет и танк, и бмп как пассивные мишени, полностью игнорируя их огонь по противнику? В общем очередной бред по теме «нам нужна отдельная машина чтобы почесать правое ухо, для левого уха нужна тоже отдельная машина»…

  2. соглашусь с комментарием Реалиста, от себя замечу, что давно не наблюдал такие атаки — мало того, что «в лоб», так ещё и пехота идёт в полный рост и цепью… кроме артиллерии имеется ещё и огнемётные системы и ЗСУ (да хоть та же «ШИЛКА» на худой конец)… ну и огонь танков и бмп/бтр…
    P.S. — человек, писавший данную статью, случайно не является советником министра обороны? (и агентом ЦРУ;))

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя