Крылатая гордость России: транспортник Ан-124

0
5262

Ан-124 «Руслан» (по классификации НАТО «Кондор») – это по-настоящему уникальный серийный транспортный самолет, который не имеет аналогов по габаритам грузовой кабины и грузоподъемности. Тяжелый дальний военно-транспортный самолет Ан-124 был разработан в ОКБ О.К.Антонова и на сегодняшний день является самым большим из серийных военно-транспортных самолетов в мире.

АН-124 «Руслан» предназначен для перевозки на большие расстояния штатной боевой и обслуживающей техники воздушно-десантной или мотострелковой дивизии (бригады), парашютного десантирования боевой техники (с экипажами и расчетами) и грузов, а также перевозки крупногабаритных и тяжелых грузов народно-хозяйственного назначения.

Опытный образец «Руслана» впервые поднялся в воздух 21 декабря 1982 года в Киеве. Самолет поднял в воздух экипаж в составе восьми летчиков-испытателей В.И.Терского (командир корабля) и А.В.Галуненко, а также бортинженеров В.М.Воротникова и А.М.Шулещенко, штурмана А.П.Поддубного, бортрадиста М.А.Тупчиенко, ведущих инженеров по испытаниям B.C.Михайлова и М.Г.Харченко. Серийное производство самолета было развёрнуто на Ульяновском АПК АО «Авиастар» и КиАПО.

Ан-124 «Руслан» вернул Советскому Союзу мировое лидерство в тяжелой транспортной авиации, лишив пальмы первенства американский Lockheed C-5 Galaxy. В 1985 году на советском самолете Ан-124 удалось установить 21 мировой рекорд, среди которых был рекорд по грузоподъемности (поднял 171.219 кг на высоту 10.750 м).

В 1985 году «Руслан» был впервые показан на французском авиасалоне в Париже. В следующем году эксплуатацию самолета начал «Аэрофлот». В основном он выполнял рейсы на авиалиниях Сибири, перевозя грузы очень больших размеров, предназначенные для промышленных разработок нефти и газа. На вооружение военно-транспортной авиации СССР самолет встал в январе 1987 года.

По состоянию на 1998 год было выпущено 54 летных экземпляра, а также один планер для осуществления статических испытаний. В настоящее время Ан-124 используется 2-мя полками ВТА России (25 самолетов), а также 6-ю частными авиакомпаниями России и Украины.

Производство самолетов может вновь начаться в самое ближайшее время. До 2020 года Минобороны России планирует приобрести до 10 самолетов Ан-124 «Руслан», еще около 60 самолетов готовы купить частные авиакомпании. В любом случае, украинские и российские компании смогут получить прибыль от возобновления производства, только при наличии твердых заказов более чем на 30 машин. В настоящее время данный самолет является одним из самых востребованных на рынке грузовых авиаперевозок, что позволяет надеяться на возобновление его выпуска.

В это трудно было бы поверить, но военно-транспортный самолет, созданный в СССР, сегодня выполняет полеты в интересах НАТО. На днях авиакомпании России и Украины в снова выиграли тендер на выполнение стратегических авиаперевозок для НАТО в рамках реализации программы SALIS. Совместная заявка на участие в тендере НАТО была подана 4 апреля 2012 года российской группой компаний «Волга-Днепр» и украинским госпредприятием «Антонов». Вниманию тендерного комитета были представлены возможности объединенного парка тяжелых военно-транспортных самолетов Ан-124-100, а также их модификаций.

Таким образом, самолеты Ан-124 «Руслан» продолжат осуществлять транспортировку грузов в интересах НАТО. Украинско-российский альянс ранее уже выполнял перевозки в интересах 18 стран-участниц данной программы. С марта 2006 года до момента подачи заявки на участие в тендере самолеты Ан-124 произвели более 2100 полетов, доставив более 120 тысяч тонн грузов как гражданского, так и военного назначения в различные страны. Нынешний контракт будет действовать до 31 декабря 2012 года.

Описание конструкции

Фюзеляж грузового самолета Ан-124 «Руслан» обладает двумя палубами, которые для удобства обслуживания и эксплуатации разделены на специализированные герметичные отсеки. Грузовой отсек предназначен для перевозки грузов и техники. Верхняя передняя палуба предназначена для размещения основного и сменного экипажа (по 7 чел.), а также оборудования.

Верхняя задняя палуба используется для размещения сопровождающих грузы и технику лиц. Носовая и задняя части фюзеляжа (носовая часть откидывающаяся) оборудованы грузовыми люками, которые позволяют достаточно оперативно производить погрузку и выгрузку даже нестандартных грузов с двух направлений по выбору.

Грузовой отсек «Руслана» герметичный с наддувом, его длина составляет 36,5 метров (без рампы – 26,5 метров), ширина отсека – 6,4 метра, высота – 4,4 метра, объем более 1000 куб. метров.
Он обеспечивает перевозку грузов общей массой до 120 тонн, парашютное десантирование грузов общей массой до 100 тонн на специальных платформах, а также техники и грузов, исключающих использование платформ.

Пол грузового отсека изготовлен из титанового сплава и допускает погрузку всех видов несамоходной и самоходной техники как колесной, так и гусеничной с нагрузкой на ось до 12 (10) тонн при размещении в один (два) ряд. Роликовое оборудование позволяет осуществлять выгрузку и погрузку монолитных грузов массой до 50 тонн. Применение наддува позволяет перевозить в самолете до 88 пассажиров на высоте до 8000 метров, не используя кислородного оборудования.

Многоколесное шасси «Руслана» (24 колеса) с системой приседания позволяет самолету менять стояночный клиренс, а также угол наклона фюзеляжа для уменьшения угла наклона рамп и облегчения процесса погрузочно-разгрузочных работ. Каждая основная опора шасси включает в себя 5 независимых двухколесных стоек, передняя опора состоит из двух стоек по 2 колеса.

Система управления поворотом передних стоек шасси позволяет многотонной машине провести разворот на ВПП шириной до 50 метров при применении тяги двигателей. Для полного использования всех боевых возможностей самолета ему необходима взлетно-посадочная полоса длиной более 3000 метров, но при необходимости машины может совершать полеты даже с грунтовых ВПП.

Силовая установка «Руслана» включает в себя 4 турбореактивных двигателя Д-18Т конструкции В.А.Лотарева (ЗМКБ «Прогресс»), мощностью по 23.400 кгс каждый. При достаточно большой мощности данные двигатели отличаются сравнительно малой массой, а также умеренным расходом топлива и невысокой шумностью. Максимальная масса топлива на самолете ограничивается его взлетной массой и составляет 213.740 кг.

Бортовое оборудование военно-транспортного самолета Ан-124 предназначено для осуществления транспортно-десантных задач и вождения самолета в дневных и ночных условиях, в простых и сложных метеоусловиях, длительном отрыве от аэродрома основного базирования, а также при противодействии со стороны противника. В состав оборудования «Руслана» включается автоматизированный комплекс средств связи (ТИП-15), пилотажно-навигационный прицельный комплекс (ПНПК-124) и комплекс десантно-транспортного оборудования.

Пилотажно-навигационный прицельный комплекс (ПНПК-124) состоит из радиолокационных станций (РЛС) обзора земной поверхности и переднего обзора, системы автономной навигации, авиационного радиокомпаса (АРК), оптико-телевизионного визира, высотно-скоростных параметров, ближней («Омега») и дальней («Лоран») навигации, аппаратуры вождения самолета в боевых порядках, астронавигационной системы и систему государственного опознавания самолета. Всего в системах управления судном использовалось 34 отдельных компьютера.

Модификации

Ан-124-100– является гражданская модификацией самолета Ан-124, была сертифицирована в 1992 году.

Ан-124-100М – модифицированная версия самолета с экипажем из 4 человек и зарубежной авионикой. Самолет не имеет мировых аналогов по максимальной грузоподъемности (100-120 тонн), дальности полета и габаритам грузовой кабины. В ряде случаев может совершать полеты с максимальной коммерческой нагрузкой до 150 тонн. В этом случае решение о полете принимается после анализа характеристик аэродромов взлета и посадки, наличия запасных аэродромов, а также метеоусловий вдоль всей трассы перелета.

В настоящее время Ан-124-100М эксплуатируется 6 авиакомпаниями из Украины и России. Стоимость данного самолета оценивается примерно в 70-100 млн. долларов. В 2000 году на самолетах авиакомпании «Волга-Днепр» была произведена модернизация авионики (установлены система коммерческой спутниковой связи SAT-906 фирмы Collins, система предупреждения столкновений самолетов в воздухе TCAS-II, а также инерциальная навигационная система на кольцевых лазерных гироскопах LTN-101 производства фирмы Litton).

Грузоподъемность бортовых кранов была доведена до 30 тонн, а экипаж уменьшен до четырех человек. Гондолы двигателей были оснащены звукопоглощающими элементами, что позволило самолету соответствовать международным требованиям по шумности звука

Ан-124-102 – модификация, обладающая новым информационно-управляющим полем кабины экипажа в составе 3 человек.

В настоящее время «Руслан» прочно занял свое место в достаточно небольшом списке самолетов, которые не просто хорошо проявили себя на рынке авиаперевозок, но и сами создали новый сектор на данном рынке. В первые 5 лет с начала коммерческой эксплуатации «Русланов» среднегодовой рост авиаперевозок уникальных грузов составлял 26%. Число только компаний из США, которые прибегали к услугам АН-124-100, удваивалось каждые 4 года. Все это было свидетельством огромного коммерческого успеха воздушного судна в мировом масштабе.

В истории отечественной авиации подобных примеров было очень мало. По мнению специалистов, в настоящее время Ан-124 «Руслан» переживает только свою юность, самолет без проблем сможет проработать еще порядка 40-50 лет.

Тактико-технические характеристик Ан-124:
Размеры:
— размах крыла максимальный – 73,3 м,
— длина – 69,1 м,
— высота – 20,78 м.
Площадь крыла – 628,5 кв.м.
Масса самолета:
— пустого – 173.000 кг
— нормальная взлетная – 392.000 кг
— максимальная взлетная – 405.000 кг
Массовая отдача — 58%
Тип двигателя – 4 ТРДД Д-18Т «Прогресс», тяга – 4х229,47 кН.
Тяговооружённость — 0,41
Назначенный ресурс – 6.000 часов;
Расход топлива – 12.600 кг/час (при максимальной коммерческой загрузке);
Максимальная скорость – 865 км/ч;
Крейсерская скорость – 750-800 км/ч;
Практическая дальность полета (с максимальной загрузкой): 4500 км;
Перегоночная дальность: 16.500 км.
Практический потолок: 9.500 км.
Экипаж – 6 человек
Полезная нагрузка: 120.000 – 150.000 кг груза или 88 пассажиров (до 350 посадочных мест в трюмах).

/Сергей Юферев, topwar.ru/

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ