Атомная подводная лодка (АПЛ) «Юрий Долгорукий»

Незадолго до Дня военно-морского флота состоялась пресс-конференция с главнокомандующим этого рода войск. Вице-адмирал В.Чирков рассказал о достигнутых успехах, о планах командования и перспективах развития отечественного ВМФ. Среди прочего, некоторые его заявления прояснили ситуацию с рядом программ, которые ранее являлись предметом споров. Но обо всем по порядку.

Относительно сиюминутных действий российских военных кораблей Чирков сказал следующее: когда планировался текущий поход объединенной группы в Средиземное море, никто не мог сказать, какой будет обстановка в Сирии. Дело в том, что этот поход заранее был включен в план боевой подготовки на 2012 год. Соответственно, все заявления относительно намерений России попугать Европу и Америку выглядят исключительно нелепыми домыслами.

Атомная подводная лодка (АПЛ) «Юрий Долгорукий»

Похожим образом дело обстоит и с предполагавшимся заходом корабельной группы в порт Тартус. Корабли Северного, Балтийского и Черноморского флотов не будут заходить в сирийские территориальные воды. В то же время, это не означает отказ России от базы материально-технического обеспечения (МТО), расположенной в Тартусе. База МТО по-прежнему будет снабжать российские корабли всем необходимым. Наличие такого объекта в настоящее время главным образом обусловлено угрозой для судоходства в Аденском заливе. Российским военным кораблям удобно заходить в Тартус для пополнения запасов горючего и провизии и уже оттуда идти в район патрулирования.

С обеспечением кораблей на большом удалении от родных берегов связана еще одна новость. В настоящее время при длительных походах в районы, где нет баз МТО, приходится включать в состав корабельных групп суда обеспечения, которые везут запас всего необходимого. При наличии зарубежных объектов МТО вопрос снабжения кораблей становится более простым. Кроме того, Чирков сказал, что содержание базы за рубежом обходится дешевле, чем снаряжение и отправка отдельных судов с необходимыми грузами.

Очевидно, что при увеличении количества патрулирований содержание баз МТО будет еще выгоднее. Также вице-адмирал Чирков обмолвился, что сейчас идут переговоры относительно воссоздания российских баз во Вьетнаме и на Кубе. Кроме того, местом расположения еще одного подобного объекта могут стать Сейшельские острова. Таким образом, в районе пиратоопасного Аденского залива будет находиться сразу две базы МТО.

«Действительно мы продолжаем работу по обеспечению базирования сил ВМФ за пределами Российской Федерации. В рамках этой работы на международном уровне прорабатываются вопросы создания пунктов материально-технического обеспечения на территории Кубы, Сейшельских островов и Вьетнама», — цитирует РИА «Новости» Чиркова.

Сообщения СМИ со ссылкой на якобы заявление Главнокомандующего ВМФ о том, что Россия ведет переговоры о возможности базирования кораблей ВМФ за рубежом, не соответствуют действительности.
В ходе пресс-конференции Главнокомандующего ВМФ, которая состоялась накануне, 26 июля с.г., эта тема не обсуждалась и какие-либо официальные заявления по данному вопросу главнокомандующим ВМФ вице-адмиралом В.Чирковым не делались. Вопросы межгосударственных отношений не входят в компетенцию Главного командования ВМФ и, следовательно, не могли предоставляться СМИ ни в одном допустимом формате.
Появление подобной информации в СМИ является не более чем фантазией ее автора, который во главу своей деятельности предпочел поставить сенсационность, нежели компетентность и профессиональную этику.

Управление пресс-службы и информации МО РФ

Вряд ли можно представить заморские базы обеспечения, которые будут годами стоять без дела. Планы о создании таких объектов должны быть подкреплены намерениями относительно регулярных походов. Похоже, таковые будут. Во всяком случае, озвученные главкомом цифры обновления материальной части ВМФ позволяют надеяться на это.

Читайте также  В ЮВО сформирована новая бригада РХБЗ

Уже до конца этого года – за оставшиеся пять месяцев – в состав Военно-морского флота России будет введено 10-15 кораблей разных классов и проектов. Для сравнения стоит сказать следующее: начиная с 2008 года, и до первой половины текущего 2012-го включительно российский ВМФ пополнился полутора десятками боевых кораблей. До 2008 года то же количество вводилось в строй за несколько лет.

Похоже, Государственная программа перевооружения до 2020 года (ГПВ-2020) действительно оказалась правильным шагом. Общие количественные и качественные планы по строительству и принятию в строй новой техники уже неоднократно озвучивались, поэтому остановимся только на тех кораблях, которые отправятся служить в этом году.

Подводная лодка «Северодвинск» проекта 885 «Ясень»

Прежде всего, нужно отметить первые две атомные подводные лодки проекта 955 «Борей». Головная лодка проекта «Юрий Долгорукий» будет введена в состав флота осенью. Чуть позже пройдет и торжественная церемония в честь начала службы «Александра Невского». В понедельник 30 июля состоится закладка четвертой АПЛ проекта «Борей».

Следующим пунктом программы обновления идут многоцелевые подлодки. Подводная лодка «Северодвинск», являющаяся головным кораблем проекта 885 «Ясень», также может успеть отправиться на службу до конца текущего года. Наконец, продолжаются работы по совершенствованию проекта 677 «Лада».

В ближайшее время головная дизель-электрическая лодка проекта под названием «Санкт-Петербург» станет платформой для отработки последних изменений конструкции. Следующие ДЭПЛ проекта 677 будут строиться уже по обновленному варианту технической документации.

Темпы строительства и ввода в строй подводных лодок не могут не радовать, но в области надводных кораблей дело идет еще лучше. По словам вице-адмирала Чиркова, уже до конца июля-месяца будут завершены испытания сторожевика «Дагестан», принадлежащего к проекту 11661. Помимо прочего «Дагестан» интересен тем, что он является первым отечественным кораблем, который вооружен универсальным ракетным комплексом «Калибр-НК». Характеристики этих ракет, а именно их дальность полета в 300 км, позволяют кораблю-носителю уверенно действовать во всей акватории Каспийского моря – «Дагестан» будет нести службу в составе Каспийской флотилии.

Кроме упомянутых выше подводных лодок и сторожевика в планах до конца года стоит введение в строй еще девяти надводных кораблей и восьми вспомогательных судов. Это головной фрегат проекта 22350 «Адмирал Горшков», корветы проекта 20380, тральщики, десантные и противодиверсионные катера и т.д.

Сторожевой корабль проекта 11661 «Дагестан»

На стапелях судостроительных заводов в настоящее время в высокой степени готовности находится более десяти надводных кораблей, подлодок и судов обеспечения. При этом работы по обновлению материальной части флота не ограничиваются только строительством новых кораблей. Разрабатывается несколько новых проектов.

На пресс-конференции 26 июля было объявлено, что министерство обороны изыскало возможности финансирования проработки облика перспективного авианосца. Предварительная документация по новому проекту будет готова уже к концу 2012 года, а еще через пару лет начнется строительство. Очевидно, были пересмотрены взгляды на распределение средств и предыдущие заявления по поводу строительства нового авианосца после 2020 года оказались ошибочными.

До того времени, как российский ВМФ получит новый авианосец, единственный представитель этого класса пройдет модернизацию. В настоящее время ведутся конструкторские работы по совершенствованию радиоэлектронного оборудования и вооружения «Адмирала Кузнецова». Подробности модернизации пока не назывались, за исключением новой авиационной техники. По утверждению В.Чиркова, к истребителям Су-33 будут добавлены МиГ-29К новой версии.

Читайте также  Российская армия становится совсем обмороженной

Еще один проект подразумевает создание нового эскадренного миноносца водоизмещением порядка 14 тысяч тонн. Технические стороны нового эсминца пока являются закрытой информацией. Однако главком флота обнадежил общественность, сказав, что в самое ближайшее время будет опубликована первая информация и примерные планы по строительству.

Одновременно с упомянутой выше модернизацией «Адмирала Кузнецова» будет проведена еще одна подобная программа. На этот раз объектом модернизации станут тяжелые ракетные крейсера проекта 1144 «Орлан». Первым на ремонт и улучшение отправится крейсер «Адмирал Нахимов». Этот корабль был включен в состав Северного флота еще в 1988 году. Через 11 лет он был отправлен на ремонт, который, фактически, длится до сих пор.

Вскоре будет доделан проект модернизации корабля, в ходе которой он получит новое оборудование и вооружение. На все работы по обновлению ракетного крейсера «Адмирал Нахимов» выделено пять лет. Относительно двух других крейсеров проекта 1144 – «Киров» и «Адмирал Лазарев» – главком ВМФ ничего не сказал. Стоит отметить, что уже несколько лет ходят слухи о запланированной модернизации этих кораблей и возвращении в состав флотов.

Состав военного флота России

Одновременно со строительство и модернизацией крупных кораблей ВМФ будет вести и модернизацию инфраструктуры. По словам вице-адмирала Чиркова, в ближайшее время в Приморье и на Камчатке будет создана единая система базирования подлодок и надводных кораблей. Так, два новых десантных корабля проекта «Мистраль» будут служить именно в таких улучшенных условиях. Немного позже соответствующим образом будут доработаны и остальные порты военно-морского флота.

В первую очередь, будут углубляться подходы к пирсам и строиться причалы достаточной длины. Благодаря этим изменениям любой корабль российского военно-морского флота сможет пришвартоваться у любой причальной стенки и получить все необходимые грузы, горючее и т.д. До сих пор некоторые крупные корабли вместо того, чтобы причалить к пирсу, вынуждены стоять на бочках на солидном удалении от берега. Удобства обслуживанию и погрузке это явно не добавляет.

Сейчас подходит к концу одно «преобразование» структуры ВМФ России: Главный штаб флота переезжает из Москвы в Санкт-Петербург. Перевод командования флотом был начат еще пять лет назад, после чего шел с переменным успехом. Чирков отметил, что перевод всего руководства отечественного военного флота будет завершен уже в конце текущего лета. Сам главком флота и ряд его коллег уже переехали в Северную столицу и полностью готовы к работе. Для обеспечения бытовых условий офицеров и адмиралов Штаб ВМФ получил более сотни квартир.

Благодаря переводу Штаба в Санкт-Петербурге будут собраны все головные организации флота и предприятия судостроительной промышленности. На территории одного города-субъекта федерации находятся собственно Главный штаб ВМФ, конструкторские бюро «Малахит» и «Рубин», предприятия «Балтийский завод» и «Северная верфь», а также Военно-морская академия им. адмирала Кузнецова.

Как видим, развитие и обновление военно-морского флота продолжает набирать обороты. Ярким примером этого служат темпы строительства новых кораблей. Также рождают оптимизм разрабатываемые проекты. Естественно, при продолжении строительства и разработки кораблей, при модернизации инфраструктуры и т.д. возникнут проблемы. Их обязательно нужно преодолевать, иначе запланированное обновление флота может быть сорвано, что точно не пойдет на пользу морякам и всей стране.

/Кирилл Рябов, topwar.ru/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя