С момента изобретения ядерного и термоядерного оружия прошло более полувека. Но с тех пор человечество не получило новые виды вооружения, имеющие еще большее могущество, нежели те, что базируются на энергиях атомного ядра. Тем не менее, некоторые горячие головы желают получить такие вооружения, и открыто об этом заявляют.
«Претендентов» на звание нового особого мощного оружия массового уничтожения несколько. Часть из них относится к так называемому геофизическому оружию. Эта категория пока несуществующих видов вооружения должна использовать некие технологии влияния на окружающую среду, с помощью которых можно вызывать различные стихийные бедствия на территории противника. Несмотря на то, что мыслям о геофизическом оружии уже более века, до сих пор нет сведений о его существовании.
Единственным исключением из этого правила является климатическое оружие. Как понятно из названия, оно призвано обрушивать на голову врага различные «сюрпризы» погодного толка. Это могут быть длительные и мощные снегопады, смерчи, ураганы и т.д. Однако на сегодняшний день зафиксировано только военное использование дождя.
Начиная с марта 1967 года и до июля 1975-го, американцы в сезон дождей распыляли над Вьетнамом йодид серебра и аналогичные ему химикалии. Суть этих действий, получивших название операция «Шпинат», была проста: при попадании в дождевое облако частички йодида серебра становятся центрами конденсации, что при распылении достаточного количества вещества, в конечном итоге, приводит к началу дождя. За пять с лишним лет проведения операции «Шпинат» американские самолеты высыпали на облака около 5,4 тысяч тонн йодида серебра.
По американским подсчетам, вследствие этих действий количество осадков над Вьетнамом увеличилось в три раза относительно среднегодового уровня. Конечной целью распыления химикатов было затопление полей с культурными растениями и затруднение перевозок по Тропе Хо Ши Мина. Как показала практика, распыление йодида серебра и вправду возымело должный эффект.
С тех пор документально подтвержденных случаев применения средств активного воздействия на погоду не было. Да и в 1977 году ООН приняла резолюцию, запрещающую воздействие на климат в военных целях. На этом можно было бы и закрыть тему, но практика показывает, что делать это еще рано. В последние несколько лет тема климатического оружия вновь стала актуальной.
В деле «популяризации» этого вида геофизического оружия немалую роль сыграли разные конспирологи. Согласно их предположениям, результатом аномальной жары лета 2010 года в России стала деятельность американских ученых, работающих на комплексе HAARP (Аляска). Правда, документальных свидетельств этому нет и не предвидится. Еще бы, наличие доказательств автоматически переводит человека из конспирологов в ученые, журналисты и т.д., в зависимости от области деятельности. Тем не менее, теория об атаке России при помощи излучателей HAARP имеется.
Одновременно с ней за океаном существует другая версия, похожая на отечественную версию как две капли воды. Согласно измышлениям зарубежных господ, ураган Катрина (5 категория по шкале Саффира-Симпсона), ударивший по США в августе 2005 года, тоже не образовался сам собой. Утверждается, что он – результат чьей-то враждебной деятельности. В качестве потенциальных «авторов» этой погодной диверсии с красивым женским именем называются Китай и Россия.
Примечательно, что на волне разговоров о причастности «русских» к урагану Катрина всплыла еще более старая теория заговора. Некоторые американцы вспомнили о т.н. «Русском дятле». Каких только теорий не возникало в конце 80-х относительно странных сигналов в радиоэфире: порой «Дятла» объявляли псионическим средством поражения, якобы этими сигналами русские зомбировали порядочных американцев.
Правда, со временем стало известно, что эти странные явления в эфире – не что иное, как излучение советской загоризонтной радиолокационной станции раннего обнаружения пусков ракет «Дуга». Что касается приема сигналов на территории США, то антенна станции была направлена именно туда с целью своевременного обнаружения запущенных ракет.
Кроме того, объект «Чернобыль-2» – так «Русский дятел» назывался в советских документах – был законсервирован вскоре после аварии на ЧАЭС и с тех пор не работал. Вот и думай, почему почти через двадцать лет про него вспомнили.
И все же, несмотря на обилие контраргументов, теории заговора о существовании и, более того, применении климатического оружия продолжают существовать. О причинах этого можно поинтересоваться у психологов, но есть и другие причины военно-политического характера. Попробуем разобраться — чем так привлекательно климатическое оружие?
В первую очередь, военных и некоторых гражданских соблазняет огромнейшая мощь, которую в перспективе может иметь этот вид оружия. Достаточно просто посмотреть на кадры последствий того же урагана Катрина или на разрушения, оставленные цунами в Индийском океане в конце 2004 года. Буквально стертые с лица Земли поселения и огромнейшее количество пострадавших и погибших прямо говорит об одном: наша планета имеет такой потенциал, с которым человечество пока не может равняться.
Представьте себе, что будет, если какая-либо страна сможет направить на побережье противника ураган силой с Катрину? У врага появятся занятия, куда более интересные, нежели война. Конечно, пострадает множество мирных жителей и эта «операция» будет скорее людоедская, а не военная. Но… Людям свойственна жестокость, тем более на войне.
В качестве еще одного примера военной пользы климатического оружия можно рассматривать уже упомянутую операцию «Шпинат». Интенсивные дожди значительно ухудшили условия и помешали логистике Северного Вьетнама. Вряд ли какой-нибудь военачальник откажется от возможности «подвесить» тучи над основными путями грузоперевозок противника и «подарить» ему длительный сильнейший ливень.
Да и простое присутствие грозовых туч в нужном районе, как минимум, затруднит перевозки грузов и людей по воздуху. Наконец, не обязательно «сдувать» противника или посыпать его осадками. Можно просто изменить температуру воздуха. Конечно, от потепления или похолодания никто не умрет, но это может значительно усложнить множество простых на первый взгляд вещей.
Почему же до сих пор все активное воздействие на погоду ограничивалось провоцированием дождей? Дело в том, что суть способа искусственного вызывания осадков довольно проста – поместить в водяной пар облака некий объект, который вызовет конденсацию с последующим выпадением содержимого облака в виде осадков. Такая процедура сравнительно проста: достаточно вовремя посыпать облако конденсирующим веществом.
При провоцировании дождя над территорией противника это следует сделать так, чтобы тучи не успели уйти из заданного района, а при «разгоне облаков» – как это делается перед массовыми мероприятиями – чтобы дождь успел выпасть до того, как облака приблизятся к району гуляний или парада. Как видим, здесь требуется только снабжение химикалиями (йодид серебра, сухой лед или цемент нужной марки) и правильное взаимодействие метеослужбы со штурманами авиации.
Что касается более серьезных погодных «сюрпризов», то их устраивать не так-то просто. К примеру, для создания ветреной погоды требуется прогреть некий объем воздуха так, чтобы при взаимодействии с холодным он вызвал движение воздушных масс. Зная теплоемкость воздуха, нетрудно подсчитать, какое количество энергии нужно для прогревания определенного количества воздуха на некоторое количество градусов.
И тут мы сталкиваемся с основной проблемой «мощного» климатического оружия. Для прогревания достаточного количества воздушных масс требуются просто колоссальные энергии. Кроме того, способ доставки энергии от «нагревательной установки» до воздуха должен иметь хороший коэффициент полезного действия, иначе энергия будет утекать куда угодно, но не куда надо.
Тем не менее, и в России, и за рубежом проводились и продолжают проводиться опыты по воздействию на атмосферу. Так, в нашей стране, неподалеку от города Васильсурск (Нижегородская область) располагается антенное поле многофункционального радиокомплекса «Сура». На площадке размерами 300х300 метров расположено 144 дипольные антенны. Три передатчика комплекса имеют мощность по 250 кВт каждый. Эффективная излучаемая мощность «Суры» составляет 190 мегаватт. Электромагнитное излучение частотой от 4,5 до 9,3 ГГц может быть «послано» на высоту до трёхсот километров.
Таким образом, «под прицелом» антенн комплекса оказывается вся ионосфера. Типовая исследовательская работа «Суры» выглядит следующим образом: на некоторое время включается передатчик. Антенны комплекса посылают модулированные импульсы с предварительно рассчитанными параметрами в нужный слой атмосферы. При этом немалая часть электромагнитных волн поглощается по пути. Некоторая часть сигнала, отразившись от целевого слоя атмосферы, возвращается назад. Именно этот сигнал принимают и анализируют ученые. Работу излучателей сопровождает самое настоящее северное сияние.
После прекращения прогрева атмосферы (работники комплекса называют это «побаловать ионосферку») всполохи пропадают в течение нескольких секунд. Происходит это по простой и понятной причине: даже тех 190 мегаватт, которые способна дать «Сура», недостаточно для длительного сохранения вызванного явления. С похожим эффектом столкнулись и сотрудники американского комплекса HAARP. Мощности их передатчиков тоже недостаточно для длительного сохранения заряда в верхних слоях атмосферы.
Именно это быстрое возвращение атмосферы к исходному состоянию и является главной проблемой в создании климатического оружия. На нынешнем этапе развития человечество просто не располагает такими источниками энергии, которые позволят хотя бы создавать устойчивое сияние в ионосфере. Естественные процессы в атмосфере, равно как в литосфере и других сферах Земли, основываются на куда больших энергиях, чем может себе позволить человек.
Таким образом, в настоящее время люди владеют только теми методами активного влияния на погоду, которые могут существовать при текущем развитии техники и технологии. Естественно, в будущем возможно появление на порядки более мощных источников энергии, которые позволят приступить к созданию практически применимых средств влияния на климат.
С началом таких работ снова всплывет проблема, которая упоминалась в самом начале нашего разговора. К столь перспективному проекту сразу же будет привлечено внимание военных или даже они сами будут его инициаторами. Поэтому человечество в относительно отдаленном будущем может получить не только системы управления и коррекции погоды, но и опасный геополитический аргумент.
Если климатическое оружие все же будет создано, вряд ли его будут использовать в военных целях. Скорее всего, столь мощное «средство убеждения» станет очередным способом сдерживания вероятного противника. Из-за этого ведущие страны постараются как можно быстрее сделать собственные климатические установки военного назначения, дабы не оказаться в неприятном положении, когда нечем ответить на первый удар. Здесь можно провести параллель с ядерным оружием.
При этом такая аналогия может иметь весьма неприятные последствия. Как известно, невероятная мощь ядерных вооружений стала известна всему миру после того, как американские бомбардировщики сбросили атомные бомбы на два японских города. С тех пор боевого применения ядерных вооружений не было – все понимают, насколько это страшная вещь и стараются не доводить до атак. Вполне возможно, что для понимания опасности и потенциала климатического оружия в мировом масштабе кому-то сначала придется пережить крупное стихийное бедствие.
Конечно, аналогия с Хиросимой и Нагасаки выглядит немного натянутой. Однако нельзя исключать вероятность того, что люди ничему не научились на своих предыдущих ошибках. Очень не хочется, чтобы для появления нового средства сдерживания горячих голов от политики человечеству пришлось бы снова жертвовать жизнями людей.
Конечно же, искусственные стихийные бедствия могут быть предотвращены. Для этого нужно всего лишь соблюдать резолюцию ООН от 1977 года и проявлять благоразумие при обновлении средств сдерживания и уничтожения.
/Кирилл Рябов, topwar.ru/