Идет весенний призыв в армию …
В полном разгаре… Нет, не страда деревенская, а призывная кампания. По бодрым докладам ответственных за неё лиц, неожиданностей не предвидится, всё идёт по плану. Но пройдёт совсем немного времени, и в частях появятся косари. И это не люди с косами…
На тему военнослужащих-уклонистов от службы по болезни рассуждает врач-психиатр высшей категории, доктор медицинских наук, подполковник медицинской службы Евгений Жовнерчук.
Как говорит мудрая народная поговорка, рыба ищет — где глубже, а человек — где лучше. Большинство людей всегда стремятся туда, где им удобнее, спокойнее, где меньше проблем. Но, идя к намеченной цели, они всё равно вынуждены преодолевать встречающиеся на своём пути различные препятствия, трудности. Это нормальный путь гармонично развитой личности, получившей заслуженную награду не только в виде достигнутой цели, но и попутно реализовавшую себя.
В итоге, выходя как бы на некий новый уровень развития, такие люди становятся совершеннее, а значит, лучше. Причём, зачастую, и ситуация, и обстановка вокруг них очень часто изменяется в позитивную сторону.
А есть люди, избравшие другой путь — избегать любые трудности. Мне известны три причины, по которым они так поступают. Первая — это результат их физического и психологического истощения, и у них порой просто нет сил бороться, чтобы самостоятельно решить проблему. Встречаются и такие, довольно редкие, представляющие интерес для врачей-специалистов, случаи, как расстройство личности, что является признаком психопатии.
С кем не стоит ходить в разведку
Но наиболее часто причиной отказа от борьбы с «тяготами и лишениями» бывает элементарное слабоволие, что можно назвать патологией характера. Эти т.н. «стёртые» формы отклоняющегося поведения, причины которых, скорее всего, можно отнести к изъянам воспитания, что позволяет говорить о моральной ущербности или неблагонадёжности этих людей.
Именно про таких когда-то говорили: «Я бы не пошёл с ним в разведку». Они быстро пасуют перед возникшими на их пути препятствиями, легко отказываются от их преодолений и с готовностью, без особых угрызений совести, перекладывают их на плечи своих товарищей и ближних. Вот о данной категории военнослужащих и пойдёт речь.
Существует стереотип ухода от решения возникших проблем. Это происходит, когда воин, попав в непривычные для него условия, спасовав перед трудностями армейской службы, начинает думать, что главные его враги — командиры, которые являются виновниками всех проблем: «создают ему трудности» и «мешают спокойно жить» и он начинает искать варианты, как от них избавиться.
Чаще, конечно, такие люди встречаются среди военнослужащих по призыву, молодых солдат. Оторванные от родителей, попав в довольно жёсткую, непривычную для них среду, к которой они не готовы приспосабливаться, молодые люди, как правило, начинают «косить» под больного. Косят солдаты по разным заболеваниям, но мы рассмотрим тех, кто «косит под дурочка».
Цель «косаря» — залечь в санчасть или больничку, не думая при этом о последствиях своего поступка. А это, как минимум, возросшая нагрузка на сослуживцев, таких же молодых солдат, товарищей «косаря», которые будут вместо него нести службу: например, чаще ходить в наряды, караулы, а значит, у них будет соответственно меньше времени на отдых и личное время и т.д. Это если говорить только о внешних проявлениях такого «безобидного» занятия, но есть ещё и внутренние, деформирующие личность изнутри отрицательные факторы. Подробнее поговорим об этом ниже.
Конечно, бывают подобные случаи и среди военнослужащих по контракту и даже офицеров, но значительно реже. Причём замечено, что, чем меньше в части, подразделении солдат по призыву, тем больший процент «психически больных» из числа контрактников и офицеров. Однако опытный специалист способен отличить реальное заболевание или душевное расстройство от вымышленного, поэтому игра «в больничку» часто заканчивается «разоблачением» таких «агентов с дефектами совести».
Кто же такой, среднестатистический «косарь» в погонах? В первую очередь, это человек, у которого присутствуют, как отмечалось выше, изъяны воспитания. Поэтому, врачи психиатры в таких случаях особо интересуются составом семьи, наследственными заболеваниями; выясняют, не было ли со стороны родителей, в основном бабушек и мам излишней опеки. Чаще всего именно из-за такой гиперопеки, подавляющей всю самостоятельность личности молодого человека, всю его волю, в армию приходят, извините, моральные уродцы, не готовые к службе, потому что за них требующие напряжения воли вопросы, решали другие. Чаще всего, типичный «косарь» — это единственный сын из неполной семьи, т.н. «маменькин сынок».
Встречаются любители «закосить по болезни» и из вполне благополучных семей, т.е., многодетных и полных, но, как правило, данное желание появляется у них, когда они видят примеры своих более «удачливых» сослуживцев, которые каким-то образом оказались на больничной койке. И тогда случаются целые «эпидемии массовых заболеваний», спровоцированные чьим-то дурным примером, который, как говорят в народе, заразителен.
Особенно хочу выделить из всех «косарей» наиболее опасный тип шантажистов, склонных добиваться своих целей путём имитации суицида. Делаются эти попытки, как правило, сознательно, демонстративно, с целью привлечь внимание к своей персоне. Часто это удаётся и такой несостоявшийся самоубийца на первом этапе добивается своего. Напуганный командир, скорее всего, не будет долго вникать в мотивацию поступка, а направит его к психиатру. Хочу предупредить, что нередки случаи, когда мнимый самоубийца превращается в реального.
Пример из жизни. Солдат в ночное время идёт в туалет и там мастерит себе из брючного ремня, трубы и табуретки виселицу, в расчёте на то, что, как только, кто-то из наряда по роте зайдёт в помещение, он сымпровизирует самоповешение. Он слышит приближающиеся шаги, высчитывает время, суёт голову в петлю и отталкивает табурет. А дневальный… прошёл мимо. Вот и готовый труп.
В «королевстве кривых зеркал»
Не является ли человек, решивший лишить себя здоровья или жизни, ради достижения сиюминутной цели, психически ненормальным? Очень часто в основе таких решений и действий лежит страх, малодушие, что нельзя трактовать, как психические заболевания. В психиатрии есть такое понятие, как «аффективно суженное мышление», когда человек не видит иного выхода, кроме того, который он избрал. И ввести из этого состояния очень непросто. Если вовремя не распознать предрасположенность к «закосу» по здоровью, то оно, скорее всего, будет рано или поздно реализовано.
Здесь крайне важна роль командиров, воспитателей и священнослужителей. Для этого в подразделении должен быть налажен не только контроль, особенно за лицами, выделенных при отборе психологами в группу психо-динамического наблюдения, но и вестись постоянное изучение морально-психологического климата в коллективе, душевного состояния каждого военнослужащего.
Но, как же всё-таки порой удаётся слабовольному, малодушному, неискушённому в житейских проблемах солдатику, обмануть командиров и врачей? Чаще всего всё зависит от конкретных обстоятельств и человеческого фактора. Если у командира нет желания разбираться в истинных причинах болезни солдата и ему проще избавиться от подчинённого (в будущем возможного кандидатом в «ходячее ЧП»), то он невольно пойдёт на поводу у косаря.
И ещё один важный момент. Если в части, подразделении появились «косари», то это лишний повод для командиров задуматься о слабой эффективности, организуемой ими воспитательной работы, которая, может быть, ведётся только на бумаге. Часто ведь бывает достаточно перевести «заболевшего» солдата в другую часть, где он быстро «выздоравливает» и дослуживает без замечаний.
Когда же «солдат-косарь» всё-таки попадает на приём к малоопытному психиатру, то тот справедливо полагает, что командование, прежде чем направить его к нему, исчерпало все воспитательные меры воздействия на солдата, и у доктора срабатывает стереотип, что пациент действительно болен. Тогда психиатр, дабы перестраховаться, может направить «мнимого больного» в стационар, где установки «на болезнь» у пациента автоматически закрепляются. Сам он принимает этот ход за подтверждение своей «болезни», легко входит в роль «страдальца».
Как правило, такие «больные» начинают втираться в доверие к медперсоналу, искать нужных людей, налаживать необходимые контакты. К сожалению, здесь нельзя исключить и коррупционный элемент. В итоге на практике происходит немало случаев уклонения от службы именно таким способом. Помешать этому может только «фактор совести», но я считаю, что на данном этапе, это, к сожалению, невозможно. Этот веками проверенный надёжный в прошлом защитный механизм, сегодня заблокирован.
Совесть, на мой взгляд — это общепризнанная общественная модель поведения, т.е. то, что принято и признано большинством. И если для многих ребят, призванных из сельской местности, симулирование болезни с целью закосить от службы не является нормой, то для городских, более «продвинутых» их сверстников, «закос» от армии становится даже неким геройством наоборот. Получается этакое «королевство кривых зеркал», как в известной киносказке прошлых лет, где всё перевёрнуто, где «добро» — это «зло» и наоборот. При отсутствии чётких критериев добра и зла, не поддержанных к тому же государством, можно не сомневаться, чья позиция одержит верх.
Никто не спорит, что «лучше веселиться, чем работать». Прекрасно понимали это и наши предки, но если бы они пошли этим путём, например, вместо защиты Родины в годы Великой Отечественной войны, массово дезертировали или отсиживались по хуторам, как книжный «герой» В.Войновича солдат Иван Чонкин, то трудно представить чтобы стало с нами, со страной и были ли мы вообще!?
Можно, конечно, сказать, что тогда не было демократии, свободы, было тоталитарное общество, репрессии, и у наших предков, мол, не было выбора и т.д. Но это лишний раз говорит о том, что в условиях демократии, от граждан, то есть от нас, требуется ещё большая сознательность.
Не за страх, а за совесть
Иногда мне задают такой вопрос: можно ли человеку привить, например, медикаметозно или гипнозом, через сеансы НЛП совестливость, сознательность, другие положительные качества души, ведь наука шагает всё дальше, делаются грандиозные научные открытия?
Чаще всего, я привожу такой пример: в советское время, в период карательной психиатрии, применялся препарат сульфазин (сейчас запрещённый по гуманным соображениям), который решал эти проблемы. После ввода внутримышечно раствора сульфазина у человека наступали нестерпимые, жгучие, длящиеся несколько дней, боли. Они вводились для т.н. «коррекции поведения», чтобы пациент психиатрической клиники начал думать «как надо» или «как все». И такие методы лечения приносили свои результаты! В 90 % случаев солдаты, которые до этого упорно считали себя больными, вдруг меняли это мнение и просился срочно вернуть их в часть, дослуживать.
Можем ли мы с сегодняшних позиций назвать этот метод правильным, ведь цель достигнута: военнослужащий признал себя симулянтом и готов, так сказать, искупить свою вину перед Родиной? Конечно, нет! Ведь признать свою вину его заставили не муки совести, не чувство вины, раскаяния, а чувство боли и страх, что она повторится. Поэтому проблемы совести, сознательности, механизмы её включения, к сожалению, не лежат в сфере психиатрии.
Тогда где же? Дерзну предположить, что ответ на этот вопрос знают, наверное, те, кто по роду своей деятельности стоит ближе к тайне зарождения души и совести, как её составляющей. Это священники, служители религиозных культов.
Например, в Православии давно выработано отношение к воинской службе, как к служению — не себе, своим прихотям, а другим: народу, обществу, Родине, Богу. Поэтому ратная служба всегда считалась священной. Воин, принявший присягу, отдавал себя в волю, поставленным над ним Богом начальникам. Смерть в бою — считалась высшей честью для многих русских воинов, особенно казаков. Примерно так же служба в армии рассматривается и в исламе. Защита своего Отечества — священный долг для любого мужчины. Павший в бою за Родину, за свою веру воин-мусульманин становится, по канонам ислама, шахидом — свидетелем своей верности Всевышнему. Не противоречат, насколько мне известно, добросовестному служению в армии и традиционные для России варианты буддизма и иудаизм.
Как видим, вопрос, как возвращать в строй «мнимых больных», скорее моральный и этический, чем медицинский или законодательный. И никакие современные, разрешённые законом, лекарства и методики не помогут, если воин дал себе установку «косить» под дурака.
И всё же, лучшей профилактики, чем метод убеждения придумать пока не удалось. Хотя, как показывает практика, чем ниже у солдата интеллект, тем сложнее его в чём-то переубедить. И, наоборот, военнослужащего с большим уровнем IQ, легче заставить задуматься о последствиях его увольнения по статье — негоден к службе по причине психического заболевания.
Неприятные последствия «закосов», или не надо бояться трудностей
Каковы же последствия закосов? Эта медицинская статья машинально поставит его на учёт в психдиспансер, что лишит права на получение водительского удостоверения, лицензии на оружие, перекроет дорогу при поступлении на службу в органах МВД, МЧС, другие силовые структуры, ЧОПы, работу во многих престижных организациях. Увы, прозрение приходит слишком поздно!
Мне приходилось получать письма от солдат, которые благодарили за то, что их вернули в строй дослуживать, и они благополучно уволились, создали семьи, живут полноценной жизнью. А были и другие письма — от тех, кто не прислушался к нашим советам и уговорам и был уволен, что называется, «по дурке». В этих письмах — позднее раскаяние и просьбы снять злосчастный диагноз, что сделать, увы, практически невозможно! Поезд, как говорится, ушёл.
Есть и ещё один неприятный для уклонистов момент. Когда солдат после того как пообщался с психиатром, вынесшим ему вердикт: «годен к службе», продолжает «косить», то в отношении его наступает уже уголовная ответственность. На моей памяти был случай, когда солдата, признанного годным к службе, но не желавшего убывать в часть, пришлось с помощью вызванных патрульных, в наручниках препровождать на гауптвахту, а оттуда — в суд.
Были и побеги прямо в больничной пижаме, через забор, когда «больной» узнавал, что за ним едут из части. Его всё равно поймали и с ещё большим позором препроводили на гауптвахту. Поэтому потенциальным уклонистам не стоит уповать на людей в белых халатах, как спасателей, ангелов или добрых волшебников, исполняющих всех их мечты и желания.
Наверное, я не скажу ничего нового, но самый верный способ не иметь таких неприятностей на службе — это готовиться к ней заранее, укреплять себя всесторонне: физически и психологически. «Косят» в основном те, кто не готовы к службе, кто не знает, не только с какой стороны подойти к автомату, но даже, что такое распорядок дня, режим, приказ, ответственность за его неисполнение. И называется всё это допризывной подготовкой. И проблема эта не только военного ведомства, а, как когда-то, прежде, должна стать задачей общегражданской, общегосударственной. Поэтому и решать её надлежит всем: семьям, школам, ДОСААФу, различным военно-патриотическим и молодёжным, спортивным, религиозным объединениям.
Не надо бояться трудностей. Они неизбежны в жизни любого общества, человека, независимо от его социального статуса и достатка. А армия даёт прекрасную возможность постичь науку их преодоления в рекордно короткое время (всего год). У меня нет сомнений, что добросовестная армейская служба сыграет свою положительную роль в карьере молодого человека, какой бы она не была: от полицейского до банкира.
Как психиатр могу добавить, что стереотип неправильного решения проблем, путём уклонения от них, легко закрепляется в сознании, и в дальнейшем человек в других жизненно-важных ситуациях начинает избегать принятия на себя ответственных решений. В итоге он может легко дезадаптироваться в обществе, наживая себе неприятности, связанные с психопотерями, т.е. как бы аккумулируя неудачи и не зная, как их пережить.
Армия в этом отношении по-прежнему остаётся бесценной школой жизни, потому что учит адекватно переживать неудачи и трудности, закаляя характер, воспитывая волю. Не окончив эту школу, заочно, сделать это будет весьма трудно.
/Роман Илющенко, pravoslav-voin.info/
А может косят из-за страха не выйти уже из вашей части? Пока не наведете порядок в армии, и у вас в подразделениях не перестанут умирать молодые парни от кулаков и сапогов ублюдков, Вы не имеете права судить «косящих»!
Эти ублюдки такие же люди, да попадаються уроды, но дело в разобщённости общества, типа я не я и проблема не моя. в армии действует принцип один за всех все за одного, накосячил один попадают все. Я сам рос в неполноценной семье при опеке бабушек, тёть, мам, не скажу что маменькин сынок это всё будет проверяться в армии, но и косить я не собираюсь))
Автору заменили пару сотен часов с политработы на социальную психологию, да по остаточному принципу еще и «корочки» выдали, а потом все удивляться откуда у нас в армии суициды и дедовщина.
Какая к чёрту «школа жизни», сидел призывник у родителей на шее до 18 лет, призвали его в армию, служит он:государство кормит, поит, одевает, обувает, никакой самостоятельности и личного мнения, тупое следование приказам и т д. Выходит отслуживший человек на гражданку, и что он имеет? Ни работы, ни денег, ничего. Это называется самостоятельным стал! Очень смешно! Мой батя из за армейки ещё и курить начал, в жопу эту призывную армию, да здравствует контрактная армия по собственному желанию!
Могу подсказать насчёт совести. Она ведь появилась, чтобы оптимально перераспределять нагрузку внутри племени. Среди своих, которым угрожают чужие… или просто голод, верно? А какие могут быть свои, когда парня силой затащили в непонятную толпу, ходящую строем, и с ходу предъявляют требования больше, чем ему сейчас по силам? И ради чего — ради защиты яхты Абрамовича от зависти Илона Маска? Враги ему все в казарме становятся, и никакой совести! Религиозное промывание мозгов, которое предлагает автор? Но у нас светское государство, как быть с атеистами? Поэтому на практике, с существующей умеренной психологической квалификацией командиров и врачей вопрос решается просто: игнорированием любых заболеваний, пока не возникает явная и несомненная угроза смерти солдата. В случае перитонита, например, так можно легко пропустить момент, когда человека ещё можно спасти, и тут командирам остаётся только фальсифицировать ход болезни во избежание ответственности. Решение вопроса, между тем, было известно ещё в начале двадцатого века. Нужно просто заменить призывную часть армии на милиционную, которая проходит воинскую подготовку по месту работы. В этом случае сплочённость, страх подвести товарищей на рабочем месте (автор называет это «совестью») сразу переходит на воинский коллектив. И вряд ли профессионалу, который занят боевой подготовкой, будет труднее готовить воинов из рабочих одного цеха, чем из вчерашних школьников, свезённых с разных концов страны. Ну, а профессиональная часть армии всегда останется профессиональной, будь остальная призывной или милиционной.