ВВС США потратили 20 млн. долларов на автоматическое резервное дублирование системы обеспечения кислородом на 40-а своих F-22 в отчаянной попытке выяснить, что именно вызывает дезориентацию и плохое самочувствие среди своих летчиков-истребителей F-22 (Raptor). Эта мера безопасности для активно использующихся F-22 была принята наряду с попыткой сбора данных об одном из редких «событий» произошедших у пилотов с их дыхательной системой.
Между тем, военно-воздушные силы также более пристально присматриваются к специальным жилетам, которые носят пилоты чтобы облегчить им дыхание при пониженном давлении кабины F-22. Существует гипотеза, что жилет автоматически надувается слишком сильно при высоких перегрузках, что в свою очередь затрудняет дыхание пилотов.
Это явление трудноуловимо, так как летчики не сразу отметили проблемы с дыханием. Все очевидные проблемы были бы сразу же замечены ещё при испытании жилетов. Пилоты жаловались на «странное чувство» при дыхании в жилетах во время высоких перегрузок, но никак не связывали это с дезориентацией.
Проблемы с высотно-компенсирующим жилетом могут быть связаны с недавними сообщенияии о случаях чрезмерного кашля у пилотов F-22. Это явление получило название «Кашель от Раптора», а на самом деле оно является хорошо известным состоянием (ателектаз легких в результате действия ускорения) летчика только что завершившего высокоскоростной маневр. Но, кажется, это состояние появляется чаще у пилотов F-22. Летчики F-22 находятся в недоумении и немного нервничают по поводу своих дорогих и очень способных самолетов и вынуждены сообщать о вещах, о которых раньше и не задумывались.
В качестве меры предосторожности пилоты должны теперь выполнять полеты, по крайней мере, один раз за 24 часа. На учениях и боевых вылетах летчикам придется летать на F-22 два или более раз в день. Теория заключается в том, что компрессионные жилеты и ателектаз не будут являться проблемой, если летчики получат, по крайней мере, 24-х часовой отдых.
Военно-воздушные силы по-прежнему считают, что что-то до селе неизвестное попадает в приточный воздух летчиков и вызывает проблемы. Несмотря на это военно-воздушные силы продолжают использовать свои F-22. Решение продолжать полеты на F-22 было принято потому что проблемы с дыханием еще никого не убили, и они являются редким явлением (один случай на 10000 самолётовылетов).
До сих пор произошло всего 14 инцидентов с F-22 когда у пилотов, по всей видимости, возникли проблемы. Термин «по всей видимости» является целесообразным, поскольку пилоты не «отрубились» и тщательная проверка системы подачи воздуха и самолета не обнаружила ничего странного. За последние четыре года произошло около 30-и таких инцидентов с «головокружением или дезориентацией», и только 14 из них оказались достаточно серьезными, чтобы назваться реальными инцидентами.
До настоящего времени был потерян только один F-22 в результате несчастного случая, и это произошло не из-за проблем с дыханием. Потеря самолета была вызвана ошибкой пилота, а не отказом оборудования. Тем временем военно-воздушные силы потратили 7 млн. долларов для установки коммерческих датчиков состояния кислорода в системе снабжения воздухом на своих истребителях F-22. Это является частью годичных мероприятий по выяснению причин загрязнения подачи воздуха и вызывания дезориентации и обмороков у летчиков F-22.
В прошлом году весь флот F-22 был запрещен к полётам в связи с проблемами подачи воздуха. Первое запрещение полётов продлилось 140 дней и завершилось в сентябре прошлого года. Второе запрещение полётов длилось неделю и закончилось в декабре прошлого года.
F-22 представляют собой самый мощный компонент воздушной боеспособности ВВС и генералитет стремится выяснить в чем заключаются его проблемы. Военно-воздушные силы недавно получили последний из построенных 187-и истребителей F-22. Производство было ограничено, поскольку эти самолеты оказались слишком дорогими. Это очень неприятная ситуация, когда безопасности таких самолетов угрожает такая базисная вещь как снабжение пилотов воздухом.
Военно-воздушные силы уже обнаружили некоторые проблемы с системой подачи воздуха (слишком много азота и других загрязняющих веществ). Главной проблемой с тех пор оставалась система подачи воздуха. Но воздух не портится любым предсказуемым образом и не становится настолько плохим, чтобы вызвать проблемы у пилотов. Таким образом, военно-воздушные силы до сих пор ищут причины.
Так, например, пилоты F-22 сдают образцы крови после большинства вылетов, и наземные технические службы уделяют особое внимание кислородной системе. А теперь ещё будут анализировать данные с новых кислородных датчиков. Беды ВВС начались, когда выяснилось, что F-22 может иметь проблемы с его БСРВ (Бортовая Система Регенерации Воздуха). БСРВ были разработаны более полувека назад. Но только в последние два десятилетия БСРВ стали компактными, дешевыми и достаточно надежными, чтобы заменить в качестве источника воздуха экипажей старую систему сжатых газов или жидкого кислорода.
Каждый самолет, в частности F-22 и F-35, получает свою БСРВ, оптимальную для места, веса или других условий, характерных для конструкции конкретного военного самолета. Именно такая конкретная модель была многократно внимательно изучена с целью определения возможности, как в неё могли проникнуть токсины.
Одной из проблем является то, что эти самолеты способны оставаться в воздухе в течение продолжительного периода времени (благодаря системе дозаправки в воздухе), таким образом, запасов сжатого кислорода будет недостаточно и необходимо решать проблему с БСРВ. С 1990-х годов на большинстве американских военных самолетов были заменены старые системы с кислородом на БСРВ.
Большинство западных стран и Россия последовала этой же системе, по крайней мере на своих последних моделях самолетов. Большинство БСРВ работают с помощью химических реакций для удаления углекислого газа из воздуха и обеспечивают экипаж воздухом с необходимым количеством кислорода.
/По материалам strategypage.com и topwar.ru/