Главная Армия России

Музей Дальней авиации в Энгельсе

2
2872

На авиабазе Энгельс расположен Музей Дальней авиации (полное название — Музей 22-й Гвардейской тяжёлой бомбардировочной Донбасской Краснознаменной авиационной дивизии). Этот уникальный музей был открыт 6 сентября 2000 года. Ежегодно его посещают более 5000 человек. Часть экспонатов находится в здании, а самолеты стоят под открытом небом.
Как у любого интересного музея, у этого есть одна проблема — в него трудно попасть. Он находится на территории действующей части, и для его осмотра вам нужно будет пройти сложный квест.

1. Стратегическая авиационная крылатая ракета Х-55 класса «воздух-поверхность». До пуска ракеты стабилизатор и крыло находятся в сложенном состоянии и раскрываются при помощи пиропатронов уже после срабатывания катапультного пускового устройства.

2. Двухконтурный турбореактивный двигатель Р95–300 размещён в хвостовой части ракеты на специальном пилоне, выдвигающемся из корпуса перед пуском.

3. Головка самонаведения крылатой ракеты КСР-2. На антенне надпись «Не трогать. Настроено».

4. Ручка управления от Ту-160 и приборная панель: либо М-4, либо 3М. Кто подскажет точнее?

5. Приборная панель крупным планом.

6. Катапультное кресло и бортовой самописец.

7. А это один из первых бортовых самописцев в СССР — действительно черный ящик. Эта модель записывала только высоту.

8. Наверху — ракета Х-55, а внизу — ракета Х-15.

9. Экспозиция под открытым небом.

10. Внезапно — Ан-2. Именно на нем проходили парашютную подготовку первые советские космонавты.

11. Справа — раскрашенная квадратиками КСР-2УД, учебный вариант противокорабельной ракеты КСР-2. А вот ракету слева не могу опознать. Кто подскажет?

12. Крупнейший в мире самолет-заправщик 3МС-2. Переделан из стратегического бомбардировщика 3М.

13. На переднем плане — царь-ракета Х-20М. Боевая часть термоядерная, мощностью 0,8–3 Мт.

14. Ракетоносец Ту-95К-22 с подвешенной ракетой Х-22.

15. Ту-134УБЛ. Тренажёр для обучения экипажей лётчиков морской и стратегической авиации. Самолёт отличает особенная конструкция носовой части фюзеляжа, схожая с бомбардировщиками Ту-22М и Ту-160.

16. Четверка самолетов Ту-22, прибывших в составе 203-го авиаполка из Белоруссии. Ту-22 — очень сложный самолет. В ВВС имел прозвище «Шило» (за форму фюзеляжа), и «Людоед» (за высокую аварийность). Иногда упоминается прозвище «Стратегический дефектоносец». Этот самолет был самой аварийной машиной советских ВВС: только до 1975 года разбилось около 70 машин (20% парка). В истории эксплуатации Ту-22 было несколько неприятных случаев отказов экипажей вылетать на этом типе самолёта.

17. Когда самолеты передавали из Белоруссии в Россию, то написали прощальные слова.

18. Транспортный самолёт Ан-12БП (разведчик радиационного заражения атмосферы). Отличается фильтрогондолами для забора воздуха, дозиметрами ДП-35, лабораторным оборудованием) и военно-транспортный самолёт Ан-24ВСР (специальный вариант Ан-24 для тренировки воздушных стрелков-радистов. По обоим бортам в корме имеются два больших блистера).

19. Стратегический ракетоносец Ту-95К-22.

НАША СПРАВКА

Режим работы музея
Время работы музея с 9.00 до 17.00.
Посещение музея через заявку, данную предварительно на имя командира авиационного соединения.
Адрес: г. Энгельс-1 в/ч 42152 Тел.: 2-14-80 (дежурный по соединению).

Как попасть в музей.

К сожалению, это может быть не совсем просто: для того, чтобы попасть в музей необходимо согласовать свой визит с руководством авиабазы. Сделать это можно только лично, по телефону индивидуальную экскурсию согласовать нельзя. Кроме того, для того чтобы посетить музей без организованной группы обязательно иметь российское гражданство (объект режимный).

Процедура следующая – Вы приезжаете в летный городок и на КПП выясняете, где находится штаб авиационной дивизии. Затем идете в штаб и на входе дежурному говорите, что хотели бы посетить музей. Дежурный по внутренней связи выяснит, когда Вы сможете посетить музей и скажет когда приехать и к кому обратиться.

Вполне вероятно, что можно будет посетить музей сразу, но нужно понимать, что у военных бывают свои мероприятия, когда посетителей не пускают, либо кого-то из нужных людей может просто не быть на месте. С собой обязательно необходимо иметь паспорт! На самом деле, бояться ничего не надо, к посетителям на авиабазе относятся очень хорошо и даже если что-то непонятно, то объяснят.

/Александр Попов, russos.livejournal.com/

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Виктор

    На фото№11 слева АКР Х-22ПСИ.В района носового обтекателя снизу видна антенна ПСИ. Ракеты с такой головкой имели траекторию с огибанием рельефа местности.