Парадоксально, но факт: вторичное назначение Анатолия Сердюкова на пост министра обороны, с одной стороны, за рамками здравого смысла, с другой же – вполне логично, целиком оправдано. Таков лейтмотив экспертных оценок выбора, сделанного президентом РФ Владимиром Путиным при недавнем утверждении нового состава правительства.
РЕФОРМАТОРСКИЙ ЦЕЙТНОТ
Директор Центра анализа стратегий и технологий, член Общественного совета при Минобороны РФ Руслан Пухов счёл осуществленную Сердюковым масштабную армейскую реорганизацию его главной заслугой: «Эта реформа, пожалуй, единственный 100-процентный успех четырех лет президентства Дмитрия Медведева. Министру удалось полностью трансформировать «проржавевшую» советскую военную машину и создать основу для строительства действительно современных Вооруженных сил».
Аналогичны и высказывания большинства других аналитиков: плюсов министру обороны ставят больше, чем минусов. Что же до переназначения, то, упрощенно говоря, едва ли не все сошлись во мнении, что «Сердюков не подарок, но… безальтернативен».
Даже в войсках, где все три с лишним года реформ, проводимых бывшим главой Федеральной налоговой службы, шумно роптали по поводу того, какими методами осуществлялась эта перестройка, сегодня наблюдается сравнительное затишье. В то же время во всем этом – множество нюансов и неясностей насчет того, что будет происходить с армией и флотом в обозримой перспективе.
Напомним, Сердюков руководит военным ведомством с февраля 2007 года. И ныне видно, что он выполнил возложенные на него высшим руководством страны поистине крупномасштабные задачи. Ему был дан карт-бланш в проведении невиданной ранее «ломки» внутри войсковых структур, и он этим в полной мере воспользовался – напрочь презрев критику со стороны общества и возмущения ряда политиков, «гнул и гнул свое».
Как бы ни относиться к его реформаторским методам, сегодня ясно, что армия за эти годы преобразилась радикально. И хотя официально не было объявлено, что она, как и планировалось, приведена к новому облику, можно смело констатировать, что ныне Вооруженные силы страны – это однозначно уже не та армия, что была в 2007-м. Она не только механически сократилась с 1,3 млн. до 1 млн. человек при значительном уменьшении в ней офицерского корпуса, но изменилась структурно.
Напомним вкратце, к чему же привел гражданский министр обороны организацию военной системы страны:
— шесть округов были объединены в четыре, которым делегированы многие функции войсковых главков и даже Генштаба, то есть управление первичными звеньями войск существенно упростилось;
— дивизионная структура войск была переделана в бригадную (несколько дивизий осталось только в ВДВ и РВСН);
— полностью, при сокращении десятков вузов, была перестроена система военного образования;
— наконец, взят неуклонный курс на профессионализацию армии, то есть число солдат срочной службы в ней будет год от года уменьшаться, а количество контрактников увеличиваться (сейчас их 186 тыс., а к 2017 году станет 425 тыс. человек). Причем последнее изменение можно поставить Сердюкову в личную заслугу, поскольку именно он обосновал и убедил правительство в правильности такого подхода, экономически выгодного для государства.
Одновременно эта «оптимизация» сопровождалась невиданной ранее выработкой и скорейшей реализацией социальных гарантий для действующих и массово увольняемых офицеров. И пусть жилищная программа, которая должна завершиться обеспечением всех военнослужащих крышей над головой, к началу 2012 года из-за неправильных подсчетов числа нуждающихся провалена и срок ее финала передвинут еще на два года, количество очередников на квартиры значительно сократилось. C начала нынешнего года в разы было повышено и денежное довольствие военнослужащих. При этом не остались обиженными и военные пенсионеры.
Но, может быть, самое главное, что удалось Сердюкову, – это обеспечить контроль над огромнейшими бюджетными средствами. Он более или менее подлатал ту черную дыру, через которую, как вода в песок, уходили «немыслимые» деньги. Установленная система контроля над этим финансовым потоком позволила выработать и приступить к осуществлению амбициозной программы перевооружения. Рассчитанная на 10 лет, она обеспечивается неслыханным финансированием в 20 трлн. рублей.
В этом смысле штатский министр, возможно, осуществил тот самый гражданский контроль над армией, о котором мечтают в обществе и о котором говорил Владимир Путин в одном из посланий еще в свою первую «восьмилетку» президентства.
Министр обороны сумел отчасти встряхнуть и оборонно-промышленный комплекс. Новая техника стала поступать в войска, как не шла никогда с момента образования РФ. Примечательно, но даже злосчастная «Булава» после долгих лет падений начала наконец-то летать и вскоре будет принята на вооружение.
Достижения Сердюкова особенно очевидны на фоне однозначного провала реформирования МВД, которое проводилось в те же годы.
НАМ НЕ ДАНО ПРЕДУГАДАТЬ, КАК ТЕ РЕФОРМЫ ОТЗОВУТСЯ
Все это так. Однако после свершенного Анатолием Эдуардовичем нельзя сказать однозначно, какими будут последствия его реформ. Остается открытым вопрос: новый ли облик у армии, к такому ли шли реформаторы? Ведь перемены начались с бухты-барахты, планировались, что называется, на коленке и осуществлялись без всяких экспертных проработок, без единого эксперимента и расчетов хотя бы на ближайшие год-два.
Особенно характерен в этом смысле пример с «пересокращением» большого числа офицеров. Сначала выставили из армии толпы профессионалов, а потом, когда увидели, что на сложнейшей технике некому работать, схватились за головы. И штат специалистов со звездами на погонах вновь увеличили сразу на 70 тыс. «клеток» (со 150 тыс. до 220 тыс.).
Особое беспокойство вызывает «убийство» системы военного образования, которое до сей поры считалось лучшим в мире. Здесь раздражение экспертов вызывает тот факт, что дело было отдано на откуп дилетантам. Как считает президент Академии военных наук генерал армии Махмут Гареев, ныне за эталон взят явно «американский образец системы военного образования, сути которого реформаторы из Минобороны не понимают».
Сердюков пренебрегал созданием широкого консенсуса в поддержку реформ – как в Вооруженных силах, так и среди широкой общественности. Это вызывало – и продолжает вызывать – шквал критики в обществе. В армии же бесконечный поток дилетантски подготовленных и неумело разъясняемых реорганизаций оказывал на офицерский корпус деморализующее воздействие, которое не унялось и с частичным осуществлением социальных гарантий.
Нынешнее отсутствие ропота в войсках в связи с переназначением Сердюкова можно расценить и как шок – от гражданского министра в лице Анатолия Эдуардовича армейцы явно хотели отдохнуть. Впрочем, с другой стороны, многие офицеры считают, что «пусть уж лучше Сердюков доводит реформы до ума, а то пришлют еще какого-нибудь…».
При Сердюкове значительно увеличилось число преступлений среди офицеров, что из года в год констатировала Главная военная прокуратура. При этом превалирует криминал коррупционной направленности. В немалой степени эти правонарушения связаны и с выделением жилья, и с освобождаемым Минобороны в результате сокращений недвижимым имуществом.
По разным данным, земли Минобороны – это более 11 млн. га по всей стране, а общая площадь всей недвижимости – более 5 млн. кв. м. Особенно лакомые куски – в Москве и Санкт-Петербурге.
Упал, что называется, до плинтуса и моральный коэффициент офицеров: среди них сплошь развит мордобой подчиненных, и, похоже, долгосрочную «прописку» получили денежные поборы с них. Дошло даже до того, что в Академии Генштаба некий полковник Евгений Шилов обирал женщин – своих подопечных телефонисток: только в январе те «добровольно» отдали ему 200 тыс. руб., о чем Интерфакс сообщил 22 мая.
Министр обороны конфликтует с ОПК. На пару с начальником Генштаба генералом армии Николаем Макаровым он не упускает случая, чтобы покритиковать какой-нибудь образец отечественного вооружения или боевой техники. При этом демонстративно делается ставка на западные аналоги. Покупка двух вертолетоносцев «Мистраль» у Франции стала в этом плане особенно показательной.
Другой аспект конфликта с поставщиками вооружений – борьба Сердюкова за формирование прозрачных и приемлемых цен на продукцию военного назначения. Нахрапом тут взять не удалось при всех его возможностях «административного ресурса». Оборонщики тоже оказались не лыком шиты, и тут Анатолий Эдуардович явно не преуспел.
Выполнение гособоронзаказа-2011 было сорвано, ГОЗ-2012 под угрозой срыва: прошло пять месяцев, а больше трети контрактов еще не заключено. И это в то время, когда надо уже обсуждать и подписывать договоры на 2013 год.
ДОВЕСТИ ДО УМА
Почему президент переназначил Сердюкова, несмотря на повышенную, порой эмоционально-неприятную критику в его адрес, догадываться не приходится. Очевидно, не только потому, что министр еще многое не довел «до ума». И не только потому, что кто-либо другой, будь он назначен на пост главы военного министерства, действительно мог бы наломать еще больше дров (после года-полутора «вхождения в курс дела»).
Тут, похоже, случай, когда коней на переправе не меняют. Коль уж началось тотальное перевооружение войск, то здесь, как полагает сопредседатель Ассоциации военных политологов, доктор политических наук Сергей Мельков, «требуется мощнейший и компетентный контроль, который может обеспечить Анатолий Сердюков». Очевидно, придется последнему и «дале над златом чахнуть», то есть над контролем тех 20 млрд. руб., что выделило государство на перевооружение армии и флота.
Конечно, не до 2020 года, но все же несколько лет придется налаживать взаимопонимание между Минобороны и оборонкой. Хотя сам Сердюков, по оценкам многих наблюдателей, этого «уже не хочет» – он явно устал быть в роли «Петра Первого армейских реформ».
«Загадка» переназначения Сердюкова может крыться еще и в том, что его… просто некуда пристроить. Ведь должность министра обороны довольно значимая, с нее, по логике вещей, надо стартовать выше (например, предшественник Сердюкова, ныне глава администрации президента Сергей Иванов стал в свое время вице-премьером).
К тому же президент (а именно Путин во время своей второй четырехлетки назначил Сердюкова министром обороны) должен быть благодарен в основном «сделавшему свое дело мавру». То, что такая публично неозвучиваемая благодарность налицо, сомневаться не приходится: недавно начальник Генерального штаба «за большой вклад в реформирование Вооруженных сил» стал Героем России.
Это в своем роде и оценка заслуг Сердюкова. Кстати, вполне возможно, что и Анатолий Эдуардович получил такую же награду. Просто в силу своей, скажем так, повышенной непубличности ему удалось скрыть этот факт. Но все это лишь предположения.
Так или иначе, а «выше» все места уже заняты, иные же не столь «почетны» для столь заслуженного человека. Похоже, и сам Сердюков надеялся, что, завершив реформы, стартует на другую должность, если и не менее хлопотную, то более ему понятную, то есть невоенную.
Если это так, то в ближайшие год-два все же следует ждать смены главы военного ведомства. Возможно, «мучительный поиск» новой кандидатуры идет уже сейчас.
/Олег Еленский — военный журналист, nvo.ng.ru/