Главная Вооружение и техника

Бронемашина Valanx: английский преемник американского HMMWV

0
2184

C 2006 года Пентагон ведет программу JLTV (Joint Light Tactical Vehicle – Единый легкий тактический транспорт), целью которой является замена старых армейских автомобилей HMMWV. Отсутствие родного бронирования и ряд других недостатков вынудил американских военных инициировать разработку нового многоцелевого колесного транспортного средства. Первоначально в программе JLTV было занято около десятка разных фирм, но в конце марта 2012 года в очередной «тур» конкурса прошли только шесть.

Одной из наиболее перспективных конструкций считается проект английской компании BAE Systems, получивший название Valanx. О его существовании впервые стало известно в 2008 году, когда широкой общественности был представлен первый экземпляр этой машины. По одному только ее виду можно было сделать соответствующие выводы.

Характерный граненый корпус с V-образным днищем намекал на защищенность от вражеских пуль и небольших мин, высокий клиренс и оригинальная подвеска говорили о скоростных качествах и проходимости. Первый прототип был представлен комиссии, занимавшейся проведением конкурса JLTV, однако он не был образцом для серийного производства.

BAE Systems совместно с Northrop Grumman и Meritor использовала первый броневик исключительно для испытаний. На нем отрабатывались различные нюансы ходовой части и бронезащиты. Так, по результатам испытаний исходное крупнопанельное многослойное стекло было заменено на сравнительно небольшие панели. Примечательно, что лобовое стекло и окна на дверях оснащаются стеклопакетами одной и той же формы. По задумке инженеров BAE Systems, это поможет быстро менять поврежденное стекло, в том числе и в сложных условиях.

Специальные трапециевидные стеклопакеты являются только частью от всей системы бронирования. Защита броневика Valanx делается в двух вариантах. По желанию заказчика автомобиль может оснащаться «легкой» или «тяжелой» броней. В первом случае Valanx будет соответствовать 1 и 2 классам стандарта STANAG 4569, во втором – третьему.

Таким образом, тяжелое бронирование броневика обеспечит всеракурсную защиту от бронебойных пуль калибра до 7,62 мм включительно и убережет экипаж от гибели при подрыве под днищем 8 кг тротила. По имеющимся данным, и «легкая», и «тяжелая» броня изготовляется из алюминиевых и титановых сплавов. Разница в типах брони кроется в толщине и количестве слоев.

В качестве силовой установки для нового MRAP-броневика инженеры из BAE Systems, как недавно стало известно, выбрали 6,7-литровый дизельный двигатель фирмы Ford мощностью 340 лошадиных сил. Точная модель пока не называлась, но по имеющимся сведениям это будет мотор, аналогичный тем, что используется на гражданских автомобилях F-серии. Этот двигатель должен обеспечить бронемашине максимальную скорость не менее 70 км/час, которые предусмотрены техническим заданием. Фактически же Valanx разгоняется до 130 км/ч, что почти в два раза превышает требования.

Запас хода, в свою очередь, полностью соответствует требованиям военных: порядка 400 миль (около 650 км) на одной заправке. Имеется информация о полном соответствии броневика требованиям Пентагона, касающимся сохранения работоспособности силовой установки при повреждении системы охлаждения или маслопровода.

Кроме того, специальные шины и оборудование для автоматической подкачки позволяет проехать несколько десятков километров при двух пробитых колесах. Естественно, после этого их придется поменять и, скорее всего, провести диагностику ходовой части.

Грузоподъемность бронемашины Valanx по техзаданию должна быть не менее 2-х тонн. В эту цифру входит вес членов экипажа (один-два человека) и перевозимых бойцов – всего в Valanx имеется шесть посадочных мест. Также в полезную нагрузку включается различное вооружение и аппаратура, как то средства связи, санитарное оборудование или «командирский набор» командно-штабной машины.

Вне зависимости от предназначения конкретной машины она будет оснащена узлом для установки вооружения. Это может быть пулемет (M2HB или M249), автоматический гранатомет Mk19, противотанковый ракетный комплекс и т.п. Определенный интерес представляет конструкция «орудийной башни».

Для защиты стрелка от вражеских пуль и осколков она представляет собой систему щитков, по форме близкую к кругу, оснащенную бронестеклами. Благодаря последним стрелок может искать цели, не высовываясь за пределы защищенного объема. При этом, как видно из фотографий Valanx, поворотная турель позволяет держать оружие не только над бронещитками, но и опускать его в промежутки между элементами защиты.

На базе нынешнего MRAP-автомобиля Valanx в ближайшее время будет создано несколько модификаций различного назначения. Прежде всего, стоит ожидать появление командирских, разведывательных и санитарных машин. В перспективе на основе Valanx может быть разработан броневик с двигателем большей мощности и лучшими характеристиками.

Военные, прежде всего, хотят увеличения грузоподъемности. При этом собственная масса и габариты такого автомобиля должны соответствовать возможностям военно-транспортных самолетов C-130 Hercules, а также вертолетов CH-47 Chinook.

В настоящее время ряд зарубежных военных и автомобильных экспертов считает броневик BAE Systems Valanx одним из главнейших фаворитов программы JLTV. По совокупности характеристик Valanx выглядит более перспективным в техническом и тактическом аспектах, нежели Lockheed Martin JLTV или General Tactical Vehicles JLTV. Однако в нашем распоряжении есть только та информация, которую фирмы-разработчики и заказчик посчитали нужным сделать достоянием общественности.

Вполне возможно, что идущие сейчас сравнительные испытания шести опытных образцов вскрыли некоторые нехорошие стороны проекта. В таком случае решение ответственной за проект комиссии может сильно отличаться от экспертных прогнозов. Тем не менее, Valanx действительно является интересным автомобилем и ему вполне по силам стать преемником легендарного «Хамви».

/Кирилл Рябов, topwar.ru/

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ