Новое решение американского военного ведомства, похоже, может вызвать множество вопросов. Оно касается программы ABL (AirBorne Laser), подразумевающей создание авиационного комплекса, вооруженного лазером для поражения баллистических целей.
• В конце прошлого 2011 года Конгресс США потребовал от военных собраться с мыслями и провести анализ всех своих перспективных разработок, которые в силу разных причин пока не дали ожидаемого результата. Это требование было вызвано тем фактом, что Пентагон регулярно жалуется на недостаток финансирования, регулярно хвастается революционно новыми проектами и не менее регулярно закрывает их за бесперспективностью.
• Все бы было ничего, но перед закрытием любая такая программа успевает «скушать», как минимум, восьмизначную цифру в долларовом эквиваленте. Основные претензии конгрессменов касались двух перспективных проектов: рельсовой пушки и лазера воздушного базирования. Один из них, по мнению Конгресса, должен был быть, что называется, «оптимизирован по расходам», иными словами, заморожен или даже закрыт. Вряд ли в Пентагоне или агентстве DARPA обрадовались такому предложению, но и отказаться от него они не могли. Пришлось выбирать.
• В итоге анализа и сравнения более перспективными были признаны рельсовые пушки. Вскоре после объявления военными результатов этих «выборов» стало известно, что работы в направлении рейлганов будут продолжены с новыми силами и испытания полноценного опытного образца корабельного базирования получится начать уже к концу текущего десятилетия. Что касается программы ABL и ее главного элемента – самолета Boeing YAL-1, то работы по ним свернули, а всю документацию отправили в архив.
• Можно было бы позлорадствовать, мол, в очередной раз заигрались в «Звездные войны», потратили кучу денег и ничего в результате не получили. Собственно говоря, немало людей последние полгода этим и занимались. Однако недавние события в Северной Корее могут стать причиной нового витка в истории ABL. Когда стало известно о планах Пхеньяна на запуск спутника «Кванменсон-3» некоторая часть мирового сообщества буквально переполошилась. Начались разговоры о том, что ракета поднимет никакой не спутник, но боевую часть, и это не попытка освоения космоса, а испытание новой баллистической ракеты.
• Учитывая обстановку на Корейском полуострове и происхождение ракеты-носителя «Ынха-3» все эти заявления не выглядят исключительно паранойей. В ходе международного обсуждения и осуждения корейских планов некоторые высокопоставленные лица США стали говорить о необходимости форсирования работ по созданию полноценной противоракетной обороны.
• Но разговоры – это разговоры, а для создания ПРО нужны более серьезные заявления и документы. В начале мая агентство MDA (Missile Defence Agency – Агентство по противоракетной обороне) выпустило официальный пресс-релиз, в котором говорится о возможности возобновления программы ABL. Причин несколько:
— во-первых, с каждым годом увеличивается необходимость мобильного комплекса для перехвата баллистических ракет;
— во-вторых, имеющиеся средства ПРО в перспективе могут иметь меньшую эффективность, чем самолет с лазером;
— в-третьих, только на Boeing YAL-1 было потрачено порядка пяти миллиардов долларов. Это не та сумма, которую можно забыть и выбросить, закрыв проект.
• С другой стороны, возобновление ABL не даст результат уже завтра. В то время, когда Пентагон принимал решение о закрытии этой программы, она не представляла собой нечто, что со дня на день можно будет запустить в серию. И вся программа в целом, и отдельные направления по созданию лазеров (TILL, BILL, HEL), и попытки установить их на летающую платформу больше напоминали исследования по теме, а не полноценное создание готовой системы.
• Оно и понятно, всю технику программы ABL нужно было делать почти с нуля, а потом еще и добиваться ее совместимости между собой. Именно по этим причинам проекты уже обошлись в копеечку. Да и в будущем они не будут дешевыми, ведь все системы требуется довести до ума, обеспечить их пригодность для массовой эксплуатации и т.д.
• Самым известным результатом программы ABL является самолет YAL-1, имеющий на борту несколько лазеров для обнаружения, сопровождения и атаки цели. До закрытия проекта он успел налетать несколько сотен часов и уничтожить три учебные цели. В планах организаций, занятых в проекте, были еще сотни часов налета и десятки учебных перехватов.
• Однако все перечеркнула финансовая составляющая экспериментов. Переоборудование готового самолета Boeing 747-400 обошлось в полтора миллиона долларов, а на один летный час без применения лазеров приходилось тратить порядка ста тысяч. Вдобавок к высокой стоимости испытаний химические компоненты, применяемые в боевом лазере, являются высокотоксичными и требуют особенного отношения к себе. В конечном счете, это тоже увеличивает стоимость программы.
• Тем не менее, по-видимому, решение о возобновлении программы ABL уже можно считать принятым. Что интересно, разговоры о северокорейской угрозе в принципе можно считать достаточным аргументом для возвращения к закрытой программе. Учитывая состояние дел по ABL и текущие возможности Северной Кореи в области ракетостроения, можно сделать вывод о том, что полноценный боевой самолет с лазером на борту будет готов примерно к тому времени, когда корейцы смогут построить серьезную ракету средней или большой дальности.
• Обеим странам предстоит потратить немало времени на завершение своих проектов. Примечательно, что некоторые американские конгрессмены рассуждают так: если у потенциального противника нет ракет, то и нам противоракетная система не нужна. И добавляют к своему аргументу некоторые подробности сметы программы ABL. В некотором роде они правы, что, однако, никак не влияет на необходимое для доводки ABL и YAL-1 время.
/Кирилл Рябов, topwar.ru/