Традиционно Вьетнам не являлся сильной морской державой. Данная слабость неоднократно негативно сказывалась на национальной безопасности страны. Во время Вьетнамской войны полное господство на море позволяло США без каких-либо проблем наносить удары по побережью Северного Вьетнама и проводить переброску войск.
В настоящее время ВМС Вьетнама имеют в своем составе 33,8 тыс. человек, в том числе 1,7 тыс. в морской полиции. Флот сведен в 4 военно-морских района, 9 бригад надводных кораблей, катеров и вспомогательных судов, 2 бригады морской пехоты, 2 бригады береговой охраны, бригаду спецназначения.
На вооружении вьетнамского флота в основном находятся небольшие корабли еще советской постройки. Флот этого государство можно назвать «москитным». Однако в последнее время страна начала осуществлять активные действия по его перевооружению и оснащению новыми боевыми кораблями.
Предпосылки для создания сильного флота
В настоящее время регион Юго-Восточной Азии является одним из наиболее динамично развивающихся в мире. Уже сейчас можно с уверенностью говорит о появлении нового геополитического узла на карте мира. Это достигается за счет сосредоточения в данном регионе ресурсов, ключевых линий морских коммуникаций, населения численностью в 600 млн. человек, а также высокого конфликтного потенциала.
Данный конфликтный потенциал, с одной стороны, определяется наличием внутригосударственных (политическая нестабильность, нерешенные межконфессиональные и этнические конфликты) и негосударственных (пиратство, наркотрафик, международный терроризм) угроз, а с другой стороны, противостоянием отдельных государств (как региональных, так и внерегиональных).
Решающим фактором региональной политики в данном регионе выступает значительный рост роли Мирового океана. Южно-Китайское море и Малаккский пролив в значительной степени обеспечивают экономический рост в данном регионе. И именно на эти точки приходится и большая часть угроз международной и национальной безопасности.
Морские линии коммуникаций в Юго-Восточной Азии формируют ту большую роль, которую здесь имеют внерегиональные державы, к которым относятся: США, Индия и Япония. Поэтому в том, что государства региона «развернулись в сторону моря» и все больше внимания уделяют морской политике, нет ничего удивительного.
В последние годы Вьетнам стал одной из ключевых стран региона, которая делает ставку на морскую политику. Для своей национальной безопасности и экономического процветания данной стране с населением в 90 млн. человек необходимо развитие своего морского потенциала и в частности военно-морского флота. Уже сейчас развитие ВМС Вьетнама становится важным фактором в «большой игре», которую ведут 3 страны-гиганта – США, Китай и Индия.
Еще в 1999 году правительство Вьетнама сделало заявление о начале десятилетней программы по развитию портовой инфраструктуры страны, которую удалось реализовать лишь частично. Несмотря на это, Вьетнаму удалось найти стратегического союзника в лице своего старого партнера – Индии, которая, начиная с 90-х годов, активно развивает доктрину «взгляда на Восток» и стремится закрепиться в регионе Юго-Восточной Азии. В настоящее время Индия совместно с вьетнамскими компаниями осваивает нефтегазовые месторождения Южно-Китайского моря.
Укрепление экономических и военно-политических связей между Нью-Дели и Ханоем привело к еще большему напряжению вьетнамо-китайских отношений. Несмотря на тот факт, что обе страны придерживаются коммунистической идеологии, КНР на протяжении последних десятилетий остается основной угрозой для национальной безопасности Вьетнама.
После противостояния, которое насчитывает более 30 лет, напряженность между двумя государствами в Южно-Китайском море (во Вьетнаме его называют Восточным морем) растет. Все большее недовольство Вьетнама вызывают китайские претензии на большую часть Южно-Китайского моря, а также на Парасельские острова и острова Спратли.
В свою очередь Индия чувствует себя в данном регионе все более уверенно и готова ради сотрудничества с Вьетнамом идти на некоторое обострение отношений с КНР. Еще одним партнером Вьетнама, в первую очередь в военной сфере, долгие годы оставался СССР, а сейчас является Россия. Также в последние годы партнером государства в его противостоянии китайским амбициям в данном регионе стали США.
После распада СССР Вьетнам и США взяли курс на преодоление враждебности, которая сохранялась между двумя странам после завершившейся Вьетнамской войны. В 2000 году впервые после войны Вьетнам посетил министр обороны США, а в 2010 и 2011 годах две страны провели совместные военно-морские учения.
Строительство флота
Вьетнамское руководство понимает, что страна не в состоянии вступать в полноценную гонку военно-морских вооружений с КНР. Однако, учитывая опыт предыдущих военных конфликтов, для защиты своих национальных интересов Вьетнам должен иметь достаточные военно-морские силы. Именно поэтому в нулевые годы Ханой взял курс на строительство современного и боеспособного прибрежного флота. Основным его партнером в этом проекте является Россия и в меньшей степени – Индия.
На сегодняшний день Вьетнам придерживается такого подхода, который предполагает применение флота для защиты исключительной экономической зоны и прибрежной территории государства. Вьетнам планирует достичь возможности нанесения противнику достаточного урона, но при этом не стремится к установлению в случае конфликта с Китаем господства на море. Считается, что этого будет достаточно для предотвращения со стороны КНР политики «свершившегося факта» и станет достаточно важным элементом сдерживания во вьетнамо-китайских отношениях.
Помимо возможного противостояния с Китаем, Вьетнам готовит свой флот к противодействию иррегулярным морским угрозам, к которым относят пиратство, наркотрафик, контрабанду. А также к возможному конфликту с каким-либо государством Юго-Восточной Азии, хотя такой вариант и представляется маловероятным.
В соответствии с поставленными задачами, вьетнамские ВМС, которые достаточно долго представляли собой лишь «москитный флот», теперь ориентированы на строительство современных легких фрегатов и корветов, создание мощного подводного флота, а также малых ракетно-артиллерийских катеров и кораблей. Общий объем заключенных между Вьетнамом и Россией контрактов в военно-морской сфере превышает 5 млрд. долларов.
Самым крупным проектом, который реализует Вьетнам в сфере военно-морского строительства, выступает покупка у России 6 неатомных подводных лодок (НАПЛ) проекта 636 «Варшавянка» по натовской терминологии «Кило». Контракт на их поставку был заключен в 2009 году. Первая лодка была заложена в Санкт-Петербурге на «Адмиралтейских верфях» в августе 2010 года. Стоимость данного контракта оценивается в 1,8 млрд. долларов.
Помимо этого Россия будет заниматься и обеспечением постройки во Вьетнаме сопутствующей инфраструктуры и базы для подводных лодок, что оценивается еще в 1,5-2,1 млрд. долларов. Первая субмарина должна быть передана Вьетнаму в 2013 году, последняя в 2018 году.
Современные неатомные подводные лодки проекта «Варшавянка» для ВМС Вьетнама будут вооружены противокорабельными ракетными комплексами Club-S. Корпус лодки разделен на 6 водонепроницаемых отсеков, автономность плавания – 45 суток. Лодка отличается очень низким уровнем шумов на уровне естественных шумов океана. Ее легкий корпус покрыт толстым антиакустическим резиновым покрытием.
Данные лодки являются одним из наиболее оптимальных вариантов военно-морской техники с точки зрения критерия «стоимость-эффективность». В случае необходимости ВМС Вьетнама смогут обеспечить постоянное присутствие в море нескольких НАПЛ, что в случае конфликта позволит оспаривать китайское локальное господство на море в течение определенного периода времени.
Вторым важным элементом в обновляемом вьетнамском флоте стали корабли дальней морской зоны – современные корабли класса тяжелый корвет/легкий фрегат. В 2011 году Россия передала Вьетнаму 2 сторожевых корабля проекта 11661Э «Гепард 3.9», которые были произведены на Зеленодольском заводе им. Горького. Контракт на их постройку стоимостью в 350 млн. долларов был заключен в 2006 году.
После получения 2-х первых «Гепардов», Вьетнам перевел в твердый контракт заключенный ранее опцион на строительство 2-х дополнительных судов данного класса. От своих предшественников они должны будут отличаться более мощным противолодочным вооружением.
Фрегаты проекта 11661 предназначены для поиска, обнаружения и уничтожения всех видов целей (надводных, подводных и воздушных), как самостоятельно, так и в составе боевой группы. Могут решать патрульные и конвойные задачи. Модернизированные корабли «Гепард» для ВМС Вьетнама построены с использованием технологии «Стелс».
Вооружены зенитным комплексом «Пальма-СУ» с новой оптико-электронной системой наведения и противокорабельными ракетами «Уран-Э» – две счетверенных ПУ. Артиллерийское вооружение представлено 76-мм орудием АК-176М и двумя 30-мм артустановками AK-630M. Также корабль имеет 533-мм торпедные аппараты. Водоизмещение нормальное – 2100 тонн, максимальная скорость – 28 узлов (52 км/ч), автономность плавания составляет 20 суток. На фрегате может базироваться морской вертолет Ка-28 или Ка-31.
Осенью 2011 года также появилась информация о том, что Вьетнам начал переговоры по поставке голландских корветов/легких фрегатов типа SIGMA (4 судна). Корабли данного проекта уже строятся для Марокко и Индонезии. Данный корабль в зависимости от модификации может обладать водоизмещением от 1700 до 2400 тонн. По своему вооружению и техническим характеристикам он схож с российским «Гепардом».
Отдельно стоит выделить и такой важный элемент обновленных вьетнамских ВМС как подвижные береговые ракетные комплексы «Бастион-П», которые Вьетнам также приобрел у России. Данные комплексы, имеющие на вооружении сверхзвуковую ПКР «Яхонт», способны поражать цели на удалении в 300 км. и представляют серьезную угрозу для любого корабля. Контракт на поставку двух комплектов «Бастион-П» был выполнен в 2010-2011 годах.
В настоящее время существует возможность продажи Вьетнаму дополнительных комплектов ПБРК к 2015 году. В состав каждого комплекса входит 4 самоходные пусковые установки на базе МЗКТ-7930 (по 2 ПКР на ПУ), транспортно-заряжающие машины, машина боевого управления. Сами ракеты «Яхонт» хранятся в специальных транспортно-пусковых стаканах, что облегчает их эксплуатацию и продлевает срок службы.
Еще одним крупным проектом является контракт на поставку и лицензионное производство ракетных катеров «Молния», общая стоимость которого составляет около 1 млрд. долларов. В 1990-е годы во Вьетнам было поставлено 4 катера пр. 1241РЭ «Молния», вооруженных ракетным комплексом «Термит». В 1993 году Вьетнам приобрел лицензию на постройку катеров пр. 1241.8 «Молния», вооруженных ракетным комплексом «Уран».
Поставка нормативной, технической и технологической документации для их постройки началась в 2005 году. С 2006 года начался процесс их производства. Первый ракетный катер «Молния» с ракетным комплексом «Уран» был переда Вьетнаму в 2007 году, второй в 2008. Согласно подписанному контракту 2 корабля строила Россия, еще 10 по лицензии должен будет произвести Вьетнам. Реализация лицензионной сборки началась в 2010 году, когда в Хошимине был заложен первый ракетный катер серии. Закончить их постройку Вьетнам рассчитывает к 2016 году.
Сегодня ВМС Вьетнама находятся в стадии активного становления и перехода от устаревшего прибрежного флота, который был не в состоянии обеспечить адекватную защиту даже территориальных вод государства, к небольшому, но достаточно мощному и современному региональному флоту. Уже к концу этого десятилетия Вьетнам будет обладать флотом, который заставит КНР воздержаться от своих попыток установления контроля над Южно-Китайским морем с использованием силовых методов.
/Сергей Юферев, topwar.ru/