Многочисленные исследования, которые проводились относительно готовности молодежи к несению воинской службы, демонстрируют, что в настоящее время существует весьма опасная тенденция к снижению качества призывного контингента. Оборонное сознание молодого поколения претерпело значительные изменения, связанные не только с кризисом развития общества, но и практически с полным отсутствием внимания государства к проблемам армии, а также в целом качества обороноспособности страны.
Готовность призывников к прохождению воинской службы имеет большое значение для эффективной работы тех воинских подразделений и формирований, в которые они попадут по распределению, а также для успешного формирования у юношей качеств корпоративного духа в армейском коллективе и воспитания воина. В то же время на сегодняшний день наблюдается негативная тенденция по ухудшению «качества» призывников.
Для современных призывников характерно падение образовательного уровня. Только 25% из них имеют оконченное среднее образование, менее половины – среднее специальное.
Каждый пятый – выходец из неполной или неблагополучной семьи. Большое количество молодых людей, подлежащих призыву, употребляют алкоголь, причем регулярно, часть пробовала наркотики, а еще часть – состояла на учете в милиции за мелкие правонарушения. Многие из них до призыва нигде не учились и не работали. Практически каждый второй требует постоянного медицинского наблюдения, поскольку имеет слабое здоровье или хронические заболевания.
Наблюдается также общее снижение психической и физической готовности призывников к службе. К тому же, очень немногие хотят служить. Объясняется это падением престижности воинской службы. Помимо этого, юноши, призванные из сельских местностей, к концу прохождения службы, перестают воспринимать службу в армии как почетную обязанность. Такие изменения вызваны, в первую очередь, тем, что они начинают осознавать, что многие их одногодки «откосили» от армии, и им за это ничего не было.
Что касается ценностных ориентаций, то и здесь наблюдаются существенные изменения. Все большее количество призывников рассматривают воинскую службу как способ испытать себя в трудных условиях, шанс увидеть мир (в частности, это касается участия в различных миротворческих операциях и участия в международных учениях).
Не способствуют повышению престижа армейской службы и такие факторы, как привлечение к хозяйственным работам, плохое отношение к военнослужащим со стороны государства, проблемы взаимоотношений внутри армейского коллектива, а также физические перегрузки, которые связаны с недостатком укомплектования солдатских и сержантских должностей.
Возникает вопрос: как же в таких условиях достичь повышения качества призывного контингента? Что необходимо предпринять, чтобы в армии оказались те, кто действительно пригоден к службе? Это задача крайне сложная. Ведь согласно законодательству России в большинстве случаев предоставляется отсрочка от воинской службы для студентов дневного отделения высших учебных заведений, а иногда и средне-специальных заведений. Таким образом, на службу в армию призываются представители тех социальных слоев, которые имеют более низкий доход и более низкий образовательный уровень.
А ведь общеизвестно, что в странах с рыночной экономикой развитие психических расстройств чаще встречается в низких социальных слоях. Поэтому и уровень психической стабильности призывников крайне низок. Основные причины возникновения этих расстройств, по мнению специалистов, заключаются в низком образовательном уровне, воспитании в неполных семьях или социально-воспитательных учреждениях и алкогольной зависимости родителей.
В то же время в ходе медицинского освидетельствования призывников на психиатрический осмотр выделяется не более 10 минут, и для многих – это первая в жизни оценка психического здоровья. Ранее, в общеобразовательных заведениях в ходе профилактических осмотров участие психиатра не допускается (эта норма прописана российским законодательством), поэтому выявить какие-либо расстройства на ранних стадиях практически невозможно.
При освидетельствовании же допризывников оценка их психического здоровья дается с учетом сведений, имеющихся в личном деле каждого. А если принимать во внимание, что полнота этих данных далеко не высокого качества, становится понятным, почему в армии столько суицидов и гибелей призывников.
Все сведения на призывника, которые даются с места учебы, составляются в основном формально, без привлечения школьных психологов. В это же время сотрудники военкоматов не проверяют в полной мере эти данные и, таким образом, не могут составить объективный портрет призывника.
Специалисты, которые работают над профессиональным отбором призывников, работают отдельно от призывной комиссии, а те результаты, которые они получают в ходе проведения тестов на интеллект и эмоциональную сферу, не могут служить достаточным основанием для решения психиатра о готовности или неготовности молодого человека к армейской службе.
В современном мире наблюдается и еще одна печальная тенденция. Наличие документа о среднем образовании не может быть свидетельством того, что призывник имеет достаточный уровень интеллектуального развития и удовлетворительную социальную адаптацию.
Опять же, российское законодательство предусматривает, что перевод ребенка в специальное образовательное учреждение возможен только с согласия родителей. Если же его нет, то ребенок продолжает обучаться вместе со всеми по общей программе с формальным переводом из класса в класс.
Но и незаконченное среднее образование не может быть доказательством того, что призывник умственно отсталый – дело в том, что особенно в сельских местностях низкий уровень доходов семьи вынуждает подростков идти работать с 13-14 лет, совмещая это с учебой.
Поэтому освидетельствование призывников должно сопровождаться не только документами из личных дел, но и результатами общепринятых психодиагностик на изучение эмоционально-волевой сферы и интеллекта. Но и в этом плане возникают определенные трудности. Включение медицинского психолога в состав призывной комиссии проходит под грифом «иной специалист», что также может поставить под вопрос все его заключения.
Кроме проблем с психическим здоровьем, существуют также проблемы с заболеваниями желудочно-кишечного тракта и кровообращения, а также несоответствие массы тела и роста.
Таким образом, современные призывники абсолютно не готовы к воинской службе, не только в психологическом, но и физическом плане. Поэтому и неудивительно, что в результате происходит все большее количество несчастных случаев и смертей солдат.
Так, к примеру, в Свердловской области погиб солдат-срочник, который по приказу офицера должен был поменять колесо в автомобиле ГАЗ-66. Но солдат не имел никаких навыков автомеханики и не был ознакомлен с правилами техники безопасности, в результате чего получил травму головы и через полтора месяца умер.
Капитану Максиму Бочарникову, который отдал приказ, было назначено наказание в виде двух лет лишения свободы условно (испытательный срок составил также 2 года) по статье «халатность, повлекшая за собой смерть по неосторожности». В итоге «крайним» оказался непосредственный командир. И никто не задался вопросом, как, где и чему учили солдата, почему ему определили именно эту ВУС (военно-учетную специальность), и если у него не было соответствующих знаний, почему его вообще допустили к автомобильной технике?
И этот случай не единичный. Но до тех пор, пока государство не будет заинтересовано в высоком уровне призывного контингента, а не только стремиться «добрать» необходимое количество солдат, ситуация не изменится. И дело не только в достаточно высоком уровне медицинского освидетельствования, но и в самом отношении к призывникам.
/Валерий Бовал, topwar.ru/
У Путина уже есть ответ. Т.к. русских не осталось, нужно заменить мордву таджиками.
И? Ну, чего вы плачетесь-то? За что боролись? Уже призывник идёт в казарму с мамкой. Памперсы менять? Вояки…