Командование Воздушно-десантных войск, отчаявшись закупить новые боевые машины БМД-4 через собственных, военных, закупщиков, планирует ходатайствовать о поставках перед Дмитрием Рогозиным. С 7 мая закупки техники для войск находятся в его ведении, а 12 мая в Туле запланировано совещание по техническому оснащению ВДВ — оно пройдет на базе Тульского КБ Приборостроения и 106-й дивизии ВДВ.
• «Если начать серийные поставки БМД-4М уже в этом году, то к 2016 году вполне реально перевооружить по одному полку в каждой десантной дивизии. Очень надеемся на помощь курирующего оборонно-промышленный комплекс вице-премьера правительства Дмитрия Рогозина», — заявил командующий ВДВ Владимир Шаманов в интервью «Известиям».
ВДВ хочет
• По словам генерала Шаманова, сейчас основу парка бронетехники ВДВ составляют переделанные из БМД-1 в БМД-2 боевые машины, которым уже по 25-30 лет. При этом высшее руководство Минобороны не устраивает, что БМД-4М не вполне цифровая. «Работу боевого отделения и шасси обеспечивают независимые друг от друга компьютеры. В перспективе — через 3-4 года — их планируется соединить в единую автоматизированную систему управления (АСУ) и обеспечить так называемый «полный цифровой борт», — уточнил Шаманов.
• Серийные поставки обновленной, полностью «оцифрованной» БМД-4М, по его словам, могут начаться не раньше 2016 года. А БМД-2 «не только давно выработали свой ресурс, но и в принципе устарели». Поэтому Шаманов предлагает начать закупки БМД-4М в нынешнем виде.
• «После увеличения защиты (дополнительная активная защита, которая устанавливается после десантирования) эта машина нас абсолютно устраивает. Добавить дополнительную электронику можно и позже, в рамках модернизации. Задержка же перевооружения войск еще на четыре года понизит боевой потенциал ВДВ», — считает командующий ВДВ.
• По его словам, даже в существующем виде БМД-4М оснащены не имеющей аналогов цифровой системой управления огнем, позволяющей эффективно поражать любые цели и даже стрелять из закрытых огневых позиций в режиме артиллерийской системы. При этом у машины частично оцифровано и шасси: бортовой компьютер следит за состоянием двигателя и трансмиссии.
• В перспективе информационно-управляющая система шасси увеличит сразу целый ряд характеристик БМД: например, на пересеченной местности машина станет значительно меньше раскачиваться, что втрое увеличит скорость движения и облегчит прицеливание на ходу.
• Также, по словам Шаманова, электроника исключит возможность наезда на препятствие и сможет автоматически поддерживать скорость движения, а навигационная система позволит прокладывать маршрут по ГЛОНАСС-навигатору в любой точке мира.
• Но самое главное — «цифровую» БМД-4М можно будет «включить» в автоматизированную систему управления подразделений ВДВ «Полет-К», и, например, командир роты в режиме реального времени сможет видеть не только местонахождение ротных боевых машин, но и наличие в каждой из них топлива и боеприпасов.
Промышленность готова
• На «Курганмашзаводе» сообщили, что готовы выпускать несколько десятков БМД-4М в год. «В принципе, объемы производства ограничены только объемами поставки боевой части», — сказал специалист завода.
• Заместитель гендиректора концерна «Тракторные заводы», в который входит «Курганмашзавод», Алексей Лосев рассказал, что замена существующей электроники БМД-4М на перспективную будет не сложной: «Образно говоря, вместо одного прибора будет установлен другой. Серьезных конструктивных изменений в саму машину вносить не потребуется».
• Он затруднился оценить стоимость такой модернизации, но уточнил, что заказов на проработку новой электронной системы управления шасси от Минобороны пока не было. «Машина сейчас ровно такая, как указывалось в задании Минобороны, и чтобы ее улучшить, Минобороны должно сделать новый заказ, выдать техническое задание, а конструкторы должны на его основе провести опытно-конструкторские работы. Пока этого всего не было», — отметил Лосев.
• По словам Лосева, информационно-управляющая система шасси для БМД-4М уже есть, но в течение 2-3 лет «Курганмашзавод» вполне сможет соединить ее с системой управления огнем, установить новые приборы, в том числе ночного видения.
• Генеральный конструктор ОАО «Специальное конструкторское бюро машиностроения» (СКБМ) Сергей Сальников пояснил, что стоимость замены нынешней электроники на перспективную не превысит 5% от стоимости машины. «Если Минобороны не поменяет позицию по этому вопросу, и наконец-то начнется серийное производство, цена будет вполне корректна. Если же это будут штучные образцы, то, конечно, цена будет выше», — отметил Сальников.
• Он пояснил, что закупить существующий вариант БМД-4М, а потом его модернизировать, логичнее, чем ждать 3-4 года, пока будет выпущена новая версия.
Эксперты не видят смысла
• Главный редактор отраслевого журнала «Арсенал» Виктор Мураховский говорит, что сейчас Минобороны вообще обсуждает идею отказаться от сбрасываемой техники: «Ни в одной стране мира такой техники нет. Десантники, конечно, позиционируют это как достижение. Но на самом деле сложно представить условия, при которых самолету с такой техникой удастся прорваться через систему ПВО противника, или что после высадки на этих машинах можно будет эффективно воевать. В советское время эти операции прикрывались с воздуха, сейчас техники для такого обеспечения нет».
• По словам Мураховского, любая БМД из-за облегчения конструкции защищена гораздо хуже, чем более тяжелые боевые машины пехоты (БМП) или танки: «Эту проблему попытались решить с помощью активной защиты, которая сбрасывается отдельно. Но давайте представим себе ситуацию, когда отдельно приземляется машина, отдельно — конструкция весом 1,5-2 тонны. Кто будет монтировать ее в условиях боя»?
• Но самая большая проблема в том, что у десантируемых машин нет реального врага. «Армейский десант целесообразен на крупномасштабных театрах. Таких у нас всего два — на Западе это НАТО, на Востоке — Китай. Больше нигде армейский десант применить нельзя. Ни в одном конфликте, включая Афганистан, БМД не применялись. Даже в Южную Осетию десантники добирались по земле, потому что если бы туда загнали самолеты Ил-76, с которых сбрасывают такие машины, они бы там и остались — для ПВО противника транспортники как коровы на льду», — отметил Мураховский.
• По его мнению, в идеале от десантируемой техники вообще нужно отказаться, как от пережитка советской эпохи. В качестве машин поддержки десанта проще использовать легкие броневики, вроде «Тигра» или «Рыси». Такие машины весят меньше 5 тонн и могут десантироваться с помощью простых парашютных систем, тогда как для БМД весом 14 тонн требуется сложная многокупольная система с реактивной системой посадки.
/Денис Тельманов, izvestia.ru/
Пустая затея пустобреха Шаманова,который не знает каким образом вытянуть денежку от государства.Эти машины ничего не стоят в бою и уже отжили свое,а ВДВ должно модернизироваться в войска быстрого реагирования,но уже без таких горе-генералов.
Yanni, ты или дебил полный, который вообще в армии не служил, или сра##й провокатор. А Шаманов — Гордость России и великолепный командир.
наоборот россии нужна такая техника эти машины в два раза превосходят зарубежные аналоги амереканские даже рядом не стоят так что правильно всё делает шаманов
Этот «эксперт» Виктор Мураховский — та ещё гнида, друг и коллега Сердюкова. Интересна очень его логика: машины со слабой бронёй, ни у кого таких нет — а значит десантируйтесь и бегите воевать пешком. Ну или на тиграх (типа у них броня, вооружение и проходимость лучше). Я был бы очень рад, если бы этот эксперт отправился вслед за Немцовым.