Американские военные могут остаться в Киргизии и после 2014 года

Глава МИД Киргизии Руслан Казабеков и замгенсека НАТО Александр Вершбоу в дни саммита альянса в Чикаго подписали соглашение о наземном транзите грузов международной коалиции. Об этом 23 мая сообщили в МИД Киргизии. Окончательно сформирован второй наземный маршрут Северной сети поставок (ССП) грузов в Афганистан и обратно. Он пройдет через страны Центральной Азии, теперь – и Киргизии.

«Новое соглашение свидетельствует о продолжении политики НАТО в отношении стран региона – сотрудничество расширяется. Важно, что это происходит с фактического одобрения РФ – ведь альянс получил возможность для транзита грузов создать перевалочный пункт в Ульяновске», – сказал депутат парламента Киргизии, лидер партии «Демократический альянс» Равшан Джеенбеков.

Американские военные могут остаться в Киргизии и после 2014 годаПо словам депутата Джеенбекова, ранее Бишкек предоставлял коалиции лишь воздушное пространство и аэропорт «Манас», где была создана американская военная база. После того как Киргизия подписала документы о предоставлении наземных транспортных артерий, у НАТО сложилась полная логистическая схема вывоза грузов из Афганистана.

Киргизия, как сказал Джеенбеков, получила возможность участвовать сразу в двух транзитных маршрутах НАТО: Афганистан–Таджикистан–Киргизия–Казахстан–Россия и Афганистан–Узбекистан–Киргизия–Казахстан–Россия. И если маршрут через Узбекистан уже работал, то в таджикском направлении движения не было, поскольку Киргизия вошла в соглашение только в Чикаго.

Напомним, первоначально США для переброски грузов в Афганистан использовали территорию Пакистана. Но после неудачно проведенной в этой стране операции, во время которой авиация НАТО атаковала блокпост пакистанской армии и погибли 28 солдат, Исламабад прекратил сотрудничество. Вашингтону пришлось переориентироваться на Россию и страны Центральной Азии и заключить с ними соглашения о наземном транзите. Единственной страной, не подписавшей договор о военном транзите, сегодня остается Туркмения.

Планировалось, что в ходе саммита НАТО в Чикаго США договорятся с Пакистаном о возобновлении транзита. Но Исламабад, по сведениям Би-би-си, потребовал публичного извинения за убийство своих военных, пересмотра политики США в отношении воздушных атак над территорией Пакистана, увеличения платы за транзит с 250 до 5000 долл. за каждый автомобиль. Для США эти требования оказались неприемлемыми.

Читайте также  Как набирают в спецназ в армиях НАТО

Президент США Барак Обама в обращении к участникам саммита, говоря о роли региональных государств в афганском урегулировании, поблагодарил Россию и страны Центрально-Азиатского региона и не упомянул Пакистан. Более того, отказался от встречи с президентом Асифом Али Зардари один на один.

Между тем для НАТО пакистанский маршрут был самым выгодным – требовал около 17 млн. долларов в год. Теперь технику и оборудование из Афганистана придется вывозить более длинным, а значит, и более дорогим северным маршрутом. Представитель Центрального командования США Билл Спикс посетовал, что Министерство обороны США вынуждено будет выплачивать странам Центральной Азии, задействованным в транзите по маршруту ССП, более 500 млн. долларов в год.

И вероятно, эта сумма неокончательная, поскольку коалиционным войскам предстоит вывезти 120 тыс. контейнеров с грузами, 70 тыс. бронемашин, более 100 тыс. военнослужащих и гражданских лиц. А помимо платы за транзит по ССП страны региона установили тарифы за пользование своей инфраструктурой. Кроме того, Бишкек, по словам Джеенбекова, надеется получить еще и финансовую помощь для поддержания бюджета.

«Дефицит бюджета, по официальным данным, составляет 17 миллиардов сомов (более 360 млн. долларов), а по данным независимых экспертов, доходит до 25 миллиардов сомов (532 млн. долларов). Экономисты предсказывают, что следующий год будет более тяжелым. Поэтому у нас единственная просьба ко всем странам, в том числе и к России, – помочь поддержать бюджет», – сказал Равшан Джеенбеков.

Он также полагает, что Бишкек, подписав соглашение с НАТО о наземном транзите, оставит Центр транзитных перевозок (ЦТП, бывшая военная авиабаза) в аэропорту «Манас» и после 2014 года, когда истечет срок арендного договора. «Если бы власти решили закрыть ЦТП, то, наверное, не стоило бы в Чикаго подписывать новое соглашение. Это косвенное свидетельство того, что ЦТП останется», – считает Джеенбеков.

Читайте также  Чем НАТО собирается сбивать «Калибр»

/Виктория Панфилова, ng.ru/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя