Закупка иностранных образцов военной техники всегда вызывает нешуточные словесные баталии на всех возможных дискуссионных площадках. Так было с французскими вертолётоносцами «Мистраль», израильскими беспилотниками, австрийскими винтовками. И, конечно же, так было с набившими оскомину итальянскими броневиками Iveco LMV M65, которые ныне не бояться демонстрировать на Параде Победы на Красной площади — шильдик «Рысь» должен успокоить наивного зрителя, который думает что это своё, родное…
• Как бы ни так. Даже с полным уровнем локализации (50%) бронемашина «Рысь» всё равно останется итальянской бронемашиной, их интеллектуальным детищем, которые у нас лишь собирают отверточным способом из готовых машинокомплектов.
• А теперь история с закупкой импорта получила продолжение… Хотя нет, для сведущих людей это не стало сюрпризом, они уже тогда, в декабре 2010 года, после визита министра обороны Италии Игнацио Ла Русса заметили неладное — сообщения в итальянской прессе о передаче России на испытания колёсных танков B1 Centauro и колёсных БМП VBM Freccia.
• Но вот как гром среди ясного неба прозвучало сообщение о возможности лицензионного производства означенных бронемашин в России, на площадках «Камаза» (дежа-вю?). Естественно, сразу же последовало официально опровержение «сверху» — вроде как берём только единичные образцы, никто покупать/производить Centauro в России не будет.
• А вот давайте вспомним наглядный пример: ТОЧНО такая же ситуация, практически те же действующие лица и практически те же формулировки. Вспомнили? Правильно, эпопея с LMV/Рысью. Вот что говорило Минобороны поначалу:
Минобороны опровергает сообщения о планах приобретения сотен итальянских бронемашин Iveco. В военном ведомстве говорят, что итальянская техника наряду с другими иностранными образцами просто испытывалась для сравнения с отечественными бронемашинами.
• «Единожды солгав, кто тебе поверит»… Действительно ли ни о каком производстве машин Centauro речи не идет? Или же слова «неназванного представителя Рособоронэкспорта» имеют под собой основание? А может не «Рособоронэкспорта»? Зачем вообще российскому Минобороны колесные танки (истребители танков)? Что это за машина Centauro B1? Какие популярные мифы стоят за всем этим делом?
Давайте разберёмся
• Вначале поймем, что же это за B1 Centauro. Я не стану разбирать подробно ТТХ или приводить его многочисленные фотографии — это уже сделали до меня много раз. В данном случае нас интересует, а такая ли это новая, новаторская техника? Как оказалось, нет.
• Первый опытный образец (ходовой макет) сделали аж в 1985 году. К 1987 году были готовы полностью функциональные прототипы. К 1991 освоили серийный выпуск. То есть машине больше 20 лет, она пережила развал СССР. Даже БТР-90 и то «моложе»… И пускай машина модернизировалась, по сути она осталась той же машиной образца 80-х годов, быстрым паллиативом на тему колёсной противотанковой самоходки для отстрела возможных советско-югославских танковых агрессоров.
• Хотя не спорю, конструкция была достаточно удачна, чтобы на её основе сделали БМП Freccia, а затем и гораздо более новаторскую машину Iveco SupeAV. Правда, в ней от исходного «Кентавра» мало что осталось. Разве что ходовая часть.
• Кстати интересный факт: рассказывают, что пресловутый Поповкин на выставке Евросатори-2010 облизывался на «Ивеко-Супер» (Super AV), предложил от лица России купить у итальянцев понравившиеся суперброневики. Итальянцы его осадили — не продадим, у вас де слишком примитивные технологии для производства «суперов», а российские солдаты просто не доросли, чтобы эксплуатировать столь сложную технику «белого человека». А вот сильно упрощенный экспортный бразильский вариант VBTP-MR «Guarani» вам может подойти. На том и расстались.
• НО, видимо, даже «Гуарани» был сложноват, а вот «Кентавр» уровня 1985 года российской армии — в самый раз. Другой вопрос — зачем вообще МО колесные танки? Если не вникать в суть вопроса, ориентируясь на этот скандал, интерес Минобороны кажется странным.
• Однако это не так. В ходе реформы армии и создании бригад нового облика встал вопрос и оснащении их новым вооружением. Появилось упоминание модных ныне «унифицированных платформ». И помимо «тяжелых», «лёгких» и «средних гусеничных» стоял вопрос и о создании «средней колесной платформы». И в рамках этой платформы — колесного истребителя танков, он же «колёсный танк».
• Идея не нова: про привет из 70-х «Жало-С» уже знают многие. А кто знает про «Спрут-К», 125-мм СПТП на базе БТР-90? Ведь такая разработка была, она велась артиллерийским ОКБ-9, где разработали пушку 2А75 для «Спрута-СД». Кто знает, была ли машина в железе — ведь о многих опытных образцах мы узнаем лишь, найдя их ржавеющими на полигонах. А режим секретности не слишком способствует популяризации отечественного вооружения.
• И все же идея средних колёсных бригад «а-ля страйкер» витает в умах военных. Больше никакой привязки к ЖД или к танковозам, высокая скорость марша, огромный по сравнению с гусеничными машинами ресурс — всё это дает колесная платформа. То, что колесный истребитель танков никогда не сравнится в ОБТ по боевым возможностям, — другой вопрос.
• Зато есть опыт ЮАР, когда подобные машины успешно противостояли танкам, заходя им во фланг и тыл, использовали преимущество в маневре и СУО… Ну, это вопрос тактики. Вопрос стратегии заключается в том, что такая бригада может быть оперативно переброшена быстрее, чем враг подтянет танки. Или же речь вообще идёт о войне с инсургентами, там колёсная машина тоже будет кстати. Так что сама идея колесного танка не порочна сама по себе. Может быть, порочно её решение?
• Наконец несколько популярных мифов. Миф первый: «итальянские технологии». Как уже было написано, технологиям «Кентавра» больше 20 лет. И ничего уникального там нет. Хуже того, итальянские машины по определению уступают отечественным, ведь они не умеют преодолевать водные преграды вплавь (то ли дело бронемашина SuperAV — так ведь не дают… мордой, говорят, не вышли). А Минобороны у отечественных оборонщиков требует неукоснительно (цитата А.Баков):
Потому что, что НГШ Н.Макаров говорит: «Вот ты, что хочешь делай, а ты машину мне дай защищенную, а по весу должна водные преграды преодолевать сходу… Это основное требование, которое Генеральный штаб говорит, мы не снимем никогда. Что хотите делайте.
• Видимо, по отношению к итальянскому «Кентавру» у МО двойные стандарты. То же самое по отдельным компонентам: двигатель Ивеко нам просто не нужен при наличии современных моторов линейки ЯМЗ-536, унифицированных для большинства платформ. Трансмиссия — то же самое.
• Ещё хлеще то, что появились слухи о совершенно новаторской трансмиссии для отечественного «Бумеранга». Так что насущной необходимости в ней нет. Аналогично по остальным пунктам. Бронезащита, вооружение, оборудование — всё это заложено в программу «унифицированных платформ», уже есть видимые результаты, а вслед за первенцами «Тайфунами» появится вскоре и «Курганец-25». А там и до «Бумеранга» недолго.
• Миф второй: «дадут посмотреть нашим разработчикам». Это всё, конечно, было бы красиво и логично — если бы наши разработчики не имели бы опыта, и на их руках ничего бы не было. Примерно такая ситуация была (вероятно) с Камазом «Тайфун». Разработчики до этого не имели опыта создания подобных машин, никаких наработок (кроме ужасных «шушпанцеров» Выдра/Воин) тоже. Каким образом они сделали такие, совершенные на первый взгляд, конструкции — загадка, требующая своего пытливого исследователя. Хотя многие предполагают, что имел место «иностранный опыт».
• С отечественной платформой «Бумеранг» (а именно для него и полагается использовать итальянский опыт и технологии) не так. Она создается на наработках от БТР-90 и БТР «Гильза», на готовых компонентах унифицированных платформ, а сама разработка ведётся уже вполне давно. Вплоть до того, что образец машины должны показать уже в следующем году. Не говорю про опыт КБ ГАЗ, они же ВИЦ — Военно Инженерный Центр, где аккумулирован опыт создания всей линейки отечественных колесных БТРов. Опыт «Жала-С» и «Спрута-К», наконец.
• Чем же в таком случае поможет «Кентавр», именно в конструкторском отношении? Спросите у американцев, которые испытывали у себя B1 Centauro — разве их «Stryker MGS» похож конструктивно на «Кентавр»? Да ничуть, одна необитаемая башня чего стоит. Но вот опыт эксплуатации, тактику колесных танков они отработали. Это бесспорно.
• Ну и наконец, основная мысль данной статьи: если провести краткий анализ, то спрашивается — через кого идёт сделка именно с итальянцами, кто в них заинтересован? Упоминаются «Рособоронэкспорт» и Камаз. Ну и Минобороны РФ. Представители этих структур — господа Чемезов, Когогин, Сердюков — фигурировали в эпопее с «Рысью». Что их объединяет? А по сути одно — формально они действуют от лица госструктур, и конкуренты господину Дерипаске, владельцу «Русских машин», и ВПК, где разрабатывается сейчас «Бумеранг».
• Если взять в пример эпопею с «Рысью», то упомянутые представители госструктур практически полностью заняли рынок лёгких броневиков, растолкав и бронемашины «Тигр», и что более важно – бронемашины «Волк». Бронеавтомобиль «Волк», по сути, тоже представитель унифицированных платформ. Он унифицирован по многим узлам и с «Тайфунами» и с «Курганцем-25» и «Бумерангом» (тот же двигатель ЯМЗ-534 лишь младшая модификация флагманского для платформ ЯМЗ-536). А его, получается, задвинули.
• Не повторится ли такая ситуация с «Бумерангом»? Ведь правы те, кто говорит что «Кентавр» тоже, по сути, платформа — на его базе есть самые разные машины, и БМП, и самоходка… Правда, заменив «Бумеранг» на «Кентавр», мы получим вопиющую разунификацию, так как итальянские бронемашины никогда не планировались под наши узлы и агрегаты, и возможность интеграции их сомнительна. Торпедируется сама идея унифицированных платформ.
• Но тех, кто продвигает «Кентавры», это мало волнует. Ведь главное — обойти конкурента. А готовое иностранное решение избавляет от необходимости наличия «карманного» КБ и завода — достаточно сборочной площадки, как в Воронеже.
• Впрочем, всё вышесказанное может быть напрасным алармизмом (тревогой), может быть обкатка «Кентавров» действительно принесёт пользу и «Кентавр» никогда не пересечется с «Бумерангом»… Хотелось бы верить.
/По материалам topwar.ru/
Совсем очумели эти чинуши,закупают иностранное дерьмо,а где свои бмд и бтр?да и чет не слышно нифига про менлихеровские винтовки.
Огромные бабки и… ПОЛНОЕ отсутствие чести и совести торгашей из МО.
В 30-е годы СССР много чего взял от западных образцов. И сейчас мы,подотстав малость, тоже должны все актуальное перенимать у европейцев и других продвинутых держав. Так действуют китайцы которые уже много чего переняли для себя у других, и у нас тоже.