Одним из последних указов Медведева стала отмена запрета вывоза оружию в Ливию. Можно еще поспорить об осмысленности этого указа сейчас, как и о бессмысленности эмбарго в марте 2011. Ливия была одним из ключевых покупателей российского оружия, а режим Муаммара Каддафи являлся прочным партнером в северной Африке. Палатку в Кремле не размещал до этого никто.
• Но в 2011 году главный бедуин планеты был убит и вместе с его почином, судя по всему, будет потерян столь важный клиент для российского военно-промышленного комплекса. Общие потери российского ВПК составили ни много ни мало 4 млрд. долларов США ( из общих 13,4 млрд. долларов на 2012 год).
• Неужели не осталось какой-либо надежды? Вот что говорят эксперты: — «Россия имеет минимальные шансы на возвращение на ливийский рынок вооружений, — заявил в понедельник, 7 мая, РИА Новости замдиректора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко, отметив, что, — тем не менее, эти шансы не являются нулевыми».
• Также победившие партизаны Ливии будут сотрудничать с государствами, помогавшими им в нелегкой революционной борьбе. А это, прежде всего, главный игрок на мировом рынке оружия – США. Якобы повстанцы недовольны позицией России во время их праведного возмездия в отношении Муаммара Каддафи. В этом нет ничего удивительного, правила диктует победитель.
• Надо полагать, что одной из главной целей США было не только свержение неугодного правителя и пресловутое «черное золото», но и российское присутствие в регионе. А присутствие было ведь не только военным, но и на уровне бизнеса. Российский дипломатический корпус своей позицией «усаживания на двух стулья», если не сказать грубее, привел к замещению нас как основного военного партнера. Теперь нам только и остается, что посылать ливийцам зерно.
• Выглядит голословным и заявление Владимир Владимировича Путина, который уже пообещал о перезаключении всех контрактов со свободным ливийским народом. Стоить отметить, что для новоизбранного президента в какой-то мере это и личная утрата, ведь они были в личных отношениях с Муаммаром довольно близки.
• Что касается США, то, как замечено мною выше, протекционизм в политике США просматривается везде. Или как объяснить, что доблестная демократия вторгается в страны, армии которых вооружены советским/российским оружием? ВПК России, напомню, сейчас прочно с 24% находится на втором месте в списке экспортеров вооружений. США с 30% на первом, остальные игроки далеко позади. США рыночными и не совсем рыночными способами борется с конкурентами. Плеяда стран НАТО, Ближний восток … — проще перечислить тех, кто не покупает американское оружие.
• Казалось бы, Россия на втором месте, куда дальше и так неплохо? Однако не всё так радужно. Наша страна, так сказать, перевыполнила план в 2011 году, но дальнейшая перспектива омрачается возможной потерей Сирии.
«Сирия, где продолжается вооруженный конфликт сторонников и противников президента Башара Асада, с 2002 по 2011 годы увеличила объем закупок оружия на 580%.
При этом 72% импорта оружия приходится на Россию, далее следует Белоруссия (19%) и Иран (5%)»(gazeta.ru)
• Дальнейшая эскалация конфликта и свержение власти Башара Асада приведёт к потери еще одного важного союзника и клиента для России. К счастью, российские дипломаты наложили вето, поэтому у Асада есть шанс устоять, а у нас обогатиться. Хоть с «N»-го раза Россия, я надеюсь, осознала как надо себя вести в современном геополитическом мире.
• Что касается соседа Сирии, Ирана, то можно догадаться, что сидеть сложа руки он не будет. Ведь несмотря на запрет ООН, Иран закупил оружия на 570 млн. долларов. И это еще полуофициальные цифры, вне всяких сомнений Россия должна продолжать или начать продавать оружие этому, чуть ли не последнему партнеру в регионе.
• Как говорят, дурак учится на своих ошибках, надеюсь в головах российского дипломатического корпуса уже укоренилась мысль о конкуренции в мире и о необходимости выдачи равнозначных мер…
• Тем паче, что в современном мире сладкая пилюля в виде второго места в рейтинге оружейных королей очень неустойчива. Например, США уже открыли Индии доступ к передовым военным технологиям, и объём общей торговли достиг 8,5 млрд. долларов (за 2011 год 150 млн. долларов). То есть Россия теряет позиции перспективно и в этой стране. Косвенной причиной этому может быть высокая аварийность истребителей МиГ-21, причиной является низкое качество обслуживания и контрафактные запчасти, нашей вины тут нет – но «осадочек» то остался.
• Индия — важнейший рынок для сбыта продукции отечественного ВПК (7,7 миллиарда долларов экспорта РФ в 2011 году!). Один тендер по закупке истребителей мы уже проиграли, как и США, выиграл французский «Рафаль». Это первый звоночек. Но, тем не менее, Индия останется стратегическим партнёром и крупнейшим клиентом ВПК РФ в ближайшее время точно, на сколько долго — зависит от появления новых продуктов в меню нашей оборонки.
• Что касается другого крупного игрока – Китая. Поднебесная уже начинает переход на собственное производство по лицензиям, да и просто пиратским копиям лучших представителей боевых машин, как американских, так и российских. Так что экспорт тут будет только снижаться.
• Рычаги влияния на теперешнюю ситуацию довольно очевидны – сохранение нынешних партнеров, и создание новых образцов вооружения. И к счастью тут подвижки уже есть. При сохранении главного конкурентного преимущества – цены/качество, правительство приняло стратегическое решение в виде назначения вице-премьером Дмитрия Рогозина, которому поручено курировать деятельность по развитию оборонно-промышленного комплекса. Надеемся, гладкость плана на бумаге покажет эффективность на деле.
/Глеб Кашев/