Несколько недель назад в прессе появилась новость о создании нового исследовательского центра, который будет заниматься вопросами практического применения стрелкового оружия. Причина его создания проста: сейчас каждое предприятие, занимающееся конструированием стрелковых вооружений, проводит испытания самостоятельно и своими силами. Точно так же оно самостоятельно налаживает контакт с силовыми структурами и организует опытную эксплуатацию в войсках, после чего при необходимости дорабатывает оружие.
• Подобная схема взаимодействия КБ, заводов и силовиков работает уже не один десяток лет. И все же военное руководство страны пришло к выводу, что такая система слишком сложна, ведь каждой отдельной организации приходится иметь собственные испытательные и административные «ресурсы». Логично было бы передать все обязанности по проверке новых типов оружия и выявлению их плюсов и минусов отдельной организации, которая будет заниматься этим и только этим в одиночку.
• 9 апреля на совещании в верхах вице-премьер Д.Рогозин сообщил, что работа Стрелковой лаборатории при Военно-промышленной комиссии начнется буквально со дня на день. Работать она будет в подмосковном Климовске, на базе ЦНИИ Точмаш. Очевидно, испытательные мощности будут «позаимствованы» у Государственного демонстрационно-испытательного центра (ГДИЦ), являющегося структурным подразделением Центрального НИИ Точного машиностроения.
• Главная задача новой лаборатории состоит во всестороннем испытании новых образцов оружия, созданных во всех отечественных КБ, а также взаимодействие с представителями Минобороны, МВД и ФСБ. Бойцы силовых структур будут принимать участие на всех стадиях испытаний, что, как ожидается, поможет конструкторам-оружейникам проводить доработку оружия по нескольким направлениям сразу, например, в части повышения надежности и удобства использования.
• Известно, что свою работу Стрелковая лаборатория при ВПК начнет с изучения уже созданных конструкций, вероятно, в их числе окажутся и уже стоящие на вооружении. Однако вряд ли есть необходимость в последнем: достаточно вспомнить небезызвестные видеозаписи испытаний автоматов Калашникова в дождевальных и пылевых камерах, на которые так часто ссылаются некоторые любители стрелкового оружия в спорах о надежности. Да и не только семейство АК проходило подобные «пытки».
• Почти все современное оружие, стоящее на вооружении, в ходе испытаний намеренно подвергается различным неблагоприятным воздействиям. В таком случае может возникнуть отчасти справедливый вопрос: если все и так испытывается, зачем нам отдельная испытательная организация?
• На него есть сразу несколько ответов:
— во-первых, не у всех КБ и оружейных заводов одинаковые возможности для проверки оружия в особых условиях;
— во-вторых, в случае с самостоятельными испытаниями довольно трудно обеспечить нормальное взаимодействие с сотрудниками силовых структур, которое поможет быстрее дорабатывать новые типы;
— в-третьих, при испытаниях своими силами возможен некоторый элемент протекции конструкции собственного производства. Единая Стрелковая лаборатория, как ожидается, поможет избавиться сразу от всех трех недостатков существующей системы.
• Интересен выбор базы для Стрелковой лаборатории. Причем не только интересен, но и понятен. Дело в том, что у ЦНИИ Точмаш есть замечательный открытый стрелковый полигон и несколько испытательных баз, которые входят в состав Государственного демонстрационно-испытательного центра. Возможности полигона позволяют проводить испытательные стрельбы из всех видов стрелкового оружия и даже из малокалиберных пушек. Имеется большое количество мишенных установок различных типов, а также баллистическая лаборатория со всей необходимой аппаратурой.
• Особой гордостью ГДИЦ при ЦНИИ Точмаш является База климатических и динамических испытаний. В комплексе климатических камер имеются камеры тепла, холода, влаги, пыли и даже солнечной радиации. Все это позволяет определять работоспособность оружия в различных условиях, в том числе и в тех, которые не встречаются в природе.
• Для динамических испытаний База располагает вибрационными установками, центрифугами, установками ударных перегрузок, стендами имитации транспортировки и т.д. Таким образом, в одном только ГДИЦ, а теперь и в Стрелковой лаборатории при ВПК, можно производить все возможные испытания стрелкового оружия.
• Первые отчеты о работе Стрелковой лаборатории стоит ждать не раньше лета. Причина этого проста: даже на самые простые проверки всего одного типа оружия требуется достаточно большое время. Соответственно, если понадобится переработка конструкции, то срок этот увеличится. Однако, по расчетам авторов идеи с отдельной лабораторией, даже в этом случае на все будет уходить значительно меньше времени, чем сейчас.
• Также сократится время на «обкатку» новых типов сотрудниками МВД, ФСБ или МО. Сейчас для этого небольшая партия нового оружия отправляется в спецподразделения, которые по результатам эксплуатации рекомендуют конструкторам что-либо изменить или переработать. С началом работы Стрелковой лаборатории все это будет делаться сразу, в рамках испытаний.
/Кирилл Рябов, topwar.ru/