Уже как-то позабылись уроки чеченских событий 1994–1996 гг., бои в Грозном с применением танков. Потери среди танкистов были серьёзными. И хотя виновата в этом была не столько бронетехника, сколько необдуманная тактика её применения, в военных кругах и промышленности стали анализировать причины неудач и пришли к выводу: танки и иная бронетехника по своим тактико-техническим характеристикам – что у нас, что в странах НАТО – практически одинаковы. Вот только в армиях Великобритании, США и некоторых других стран танкист одет в огнебаллистический защитный костюм, а наш – в тканевый, притом часто промасленный комбинезон.
• А ведь танкиста в бою подстерегает двойная опасность: в отличие от стрелка он подвержен не только осколочному, но и огнетермическому поражению. Писатель-фронтовик Даниил Гранин в книге «Мой лейтенант» примерно так описывает последние мгновения экипажа: танкисты отличаются от пехоты тем, что у них есть в запасе несколько секунд, перед тем как машина вспыхнет, так что они могут увидеть свою смерть.
• Впрочем, если танкист в защитном комплекте, у него есть несколько секунд и для того, чтобы выбраться необгоревшим и без ранений из гибнущей техники. Есть реальный шанс на спасение.
• Что же происходит с бронетехникой на поле боя, каков характер поражения боевых машин? Легкобронированные боевые машины (БМП, БТР, САУ и др.) могут поражаться с пробитием брони снарядами малокалиберной автоматической пушки, кассетными элементами, бронебойными пулями пулемётов калибра 12,7 мм, а также гранатами РПГ.
• Поражение танка также возможно практически с любого направления. Даже лобовые проекции современных танков защищены от мощных противотанковых средств лишь на 50–80 процентов, а бортовые защищены только при курсовых углах 15–20°. В остальных случаях попадание будет сопровождаться пробитием брони такими средствами, как бронебойно-подкалиберные снаряды (БПС), кумулятивные снаряды, РПГ, ПТУРы.
• Основным поражающим фактором, воздействующим на экипаж БМ и внутреннее оборудование, для кинетических боеприпасов являются осколки снаряда («ударного ядра») и брони. При пробитии танка бронебойно-подкалиберными снарядами формируются мощные осколочные потоки – от 170 до 210 осколков общей массой до 500 г. Примерно то же происходит при разрушении броневой защиты танков кумулятивными боеприпасами. И даже если броня не пробита, возникает поток откольных осколков от внутренней поверхности или частей оборудования.
• В случае пробития легкобронированной техники пулями калибра 7,62–12,7 мм в заброневом пространстве формируется поток осколков от брони и сердечников пуль в количестве до 110 шт. Поражающий осколочный поток при пробитии бронетехники в основном (до 70 процентов) состоит из осколков массой 1-3 г и скоростью до 600 м/с.
• Таким образом, существует большая вероятность поражения членов экипажей бронированных машин осколками этой группы вследствие насыщенности их потока и широкого поля разлёта – до 100 градусов.
• При анализе характера поражений бронетехники в событиях на Кавказе в 1994–1996 гг. специалисты Главного автобронетанкового управления Министерства обороны РФ установили случаи, когда танки сохраняли боеспособность, имея два-три пробития РПГ (в одном случае даже 11 пробитий), однако экипажи были полностью выведены из строя из-за множественных осколочных ранений.
• Очевидно, что экипажи танков и боевых бронемашин нуждаются в дополнительной защите. Наиболее эффективным средством защиты от осколков являются индивидуальные защитные комплекты для членов экипажей. По некоторым зарубежным оценкам, при использовании экипажами средств индивидуальной защиты безвозвратные боевые потери снижаются до 2,5 раза.
• Поэтому в армиях развитых стран средства индивидуальной бронезащиты (СИБ) – это обязательный элемент экипировки членов экипажей бронемашин. В армии США члены экипажа танка М1 «Абрамс» уже с 1987 года обеспечены мягкими бронежилетами из ткани кевлар массой 3,5 кг.
• По мнению одного из известных специалистов России в области защиты бронетехники Дмитрия Рототаева, «наибольшую опасность для экипажа представляет множество вторичных осколков. Уберечь от них могут средства индивидуальной защиты».
• В случае применения не только бронежилета, но ещё и противоосколочного шлема при пробитии брони с задней полусферы (наиболее слабо защищённая часть бронетехники) обеспечивается практически полная защита члена экипажа, находящегося в рабочем положении. При испытании бронежилета, находящегося за стальной бронёй БТР толщиной 13,6 мм, бронебойными пулями крупнокалиберных пулемётов калибра 12,7 мм было установлено, что при пробитии образуется поток из осколков массой от 0,2 до 12 граммов в количестве до 60 шт. Все осколки были задержаны бронематериалом «русар-5363», входящим в состав бронежилета. В худшем случае было пробито до 65 процентов слоёв.
• На рентгеновском снимке зоны поражения бронепакета видно, что весь поток осколков, отдельные из которых достигали массы 12 г, удержан участком бронежилета диаметром около 20 см. Проведённые военными медиками расчёты показали, что при оснащении экипажей бронемашин защитными комплектами типа 6Б15 количество раненых снижается в 2 раза, а погибших в 2,3 раза.
• Ещё одна опасность для экипажей бронемашин – пламя пожара. Термические потери экипажей бронированных машин происходят в случае возгорания топлива или боеприпасов, а также при применении противником различных огнесмесей, в том числе кустарного изготовления.
Весьма эффективное средство защиты членов экипажа – применение огнетермостойких комбинезонов из специальных тканей, выдерживающих открытое пламя с температурой до 1100°С и не пропускающих тепло к телу человека в течение 15–20 сек.
• Несколько лет назад в России на основе новейших волоконно-композитных материалов был создан для экипажей бронемашин защитный комплект 6Б15 на уровне лучших мировых образцов. Творческий коллектив под руководством автора этих строк был удостоен премии Правительства РФ. Однако и по сей день в современные костюмы одет лишь каждый десятый наш танкист…
• Необходимо срочно возобновить оснащение защитным снаряжением представителей одной из самых востребованных и эффективных воинских специальностей.
/Евгений ХАРЧЕНКО, главный конструктор средств защиты ОАО ЦНИИСМ, д.т.н., redstar.ru/