Признано, что на современном этапе развития Вооружённых Сил РФ роль и значение снайперов неизмеримо возросли, в том числе применительно к решению актуальных проблем борьбы с терроризмом. Сейчас во всех общевойсковых соединениях сформированы снайперские роты. Специализированных подразделений такого типа — отдельных снайперских рот — ещё не было ни в советских, ни в российских Вооружённых Силах. К окончательному виду эти подразделения, полностью состоящие из профессиональных военнослужащих по контракту, оснащённые современным вооружением и экипировкой, планируется привести в 2016 году.
• В Главном командовании Сухопутных войск разработана концепция совершенствования системы подготовки и применения снайперов в видах и родах Вооружённых Сил РФ. Как отметил главнокомандующий Сухопутными войсками генерал-полковник Александр Постников, её реализация позволит сформировать корпус высокопрофессиональных снайперов. Использование современных технологий и технических средств должно коренным образом изменить качество организации учебного процесса в частях и соединениях.
• Создаётся поэтапная, многоуровневая система отбора и подготовки снайперов для действий в составе снайперского подразделения и самостоятельно. Все снайперы будут проходить специальную подготовку в учебных центрах с периодичностью один раз в 3-4 года. Вновь при окружных учебных центрах сформированы школы подготовки снайперов. Для них разработаны специальные учебные программы, предусматривающие овладение комплексом знаний, умений и навыков, в том числе по корректировке огня артиллерии, наведению армейской авиации и контрснайперской подготовке. Школы укомплектованы инструкторами, недавно прошедшими специальный цикл огневой подготовки в Солнечногорске.
• В связи с разнообразием решаемых огневых задач на вооружении снайперских подразделений предусматривается иметь несколько видов снайперских винтовок с различными боевыми свойствами. Кроме того, каждому снайперу будет выдаваться личное оружие — пистолет. Помимо вооружения и прицелов снайперские пары будут оснащаться оптико-электронными средствами наблюдения — малогабаритным лазерным прибором разведки, биноклем и средствами определения исходных данных для стрельбы.
• Индивидуальная и групповая экипировка снайперской пары включает снайперский комплекс, обмундирование, снаряжение и другое имущество, необходимое для выполнения задач и поддержания жизнедеятельности.
• Как на практике реализуется концепция совершенствования системы подготовки и применения снайперов, о которой говорил главнокомандующий Сухопутными войсками, мне удалось понаблюдать на примере отдельной гвардейской Севастопольской мотострелковой бригады. Раньше здесь был только взвод этих специалистов, по одному человеку в подразделении.
• Снайперская же рота состоит из четырёх взводов. В специальных взводах, на вооружении которых стоит бронетехника, по штату предусмотрено 25 солдат, не считая командира взвода. В стрелковых взводах — 16 плюс командир. Вполне естественно, что для подготовки снайперов места стало уже недостаточно. Поэтому сейчас бригада наращивает учебно-материальную базу, на новый уровень поднимает своё общевойсковое стрельбище на полигоне ЗВО в Алабине, где мы и встретились с заместителем командира бригады.
• «Перед тем как выйти на огневой рубеж, — рассказывает подполковник Дмитрий Аксёнов, — снайперы отработали свои действия до автоматизма в пункте постоянной дислокации на приказарменной базе, дабы не тратить время на теорию или разучивание тех или иных упражнений. На общевойсковом стрельбище намечена только стрельба, только практика».
• Занятия шли на учебных местах, учебных точках. Личный состав повзводно упражнялся в снайперском деле. Первая точка — порядок пристрелки, приведение оружия к нормальному бою. Снайперу никто, кроме него самого, в этом деле не поможет, поскольку только он знает особенности своего оружия и особенности прицела.
• После практической стрельбы, отработки техники выноса раненого с поля боя и оказания ему доврачебной помощи снайперы шлифовали смену огневой позиции. На войне цена этого умения — жизнь. Если снайпер после выстрела не изменил позицию или изменил, но неграмотно, то это, как правило, заканчивается бедой.
• Следующая точка — выполнение норматива № 10 — передвижение на поле боя в составе снайперской пары — снайпера и автоматчика. При выполнении данного упражнения в обстановке, максимально приближенной к боевой, с использованием средств имитации снайпер учится ориентироваться на поле боя, в том числе в составе взвода, группы, пары, готовится при необходимости прикрыть командира
• …На участок одновременно выходят три снайперские пары, которым предстоит действовать по соседству, но автономно друг от друга. «Первый пошёл, второй пошёл!» — каждый под своим номером. Используя инженерные заграждения, скрытно передвигаясь от укрытия к укрытию, пары ведут бой. Сущность снайперского искусства — найти важную, значимую цель и с первого выстрела её поразить (особая «фишка» — на дальности до 800 метров попасть между глаз, на более дальнем расстоянии это удаётся лишь единицам). Одного такого выстрела бывает достаточно, чтобы дезорганизовать управление и привести к деморализации противника.
• По решению командира взвода гвардии старшего лейтенанта Евгения Гардашевского в двойках назначается старший, в основном им оказывается снайпер. В таком случае снайпер определяет, например, насколько долго можно задержаться на позиции. На тактическом поле он выявляет те цели, которые ему следует поразить в первую очередь, — из числа командного состава, снайперов, пулемётчиков, гранатомётчиков, наиболее активных бойцов противника. Автоматчик осуществляет прикрытие, чтобы напарнику ничто не помешало выбрать цель и произвести точный выстрел.
• За действиями личного состава на учебной точке, за каждым снайпером внимательно наблюдает ведущий психолог бригады Андрей Нестерук. В случае необходимости в порядке психологической помощи он проводит индивидуальные беседы. По определённым методикам выявляет нервно-психическую устойчивость каждого снайпера. Иногда выносит свой вердикт: рекомендует перевести солдата в другое подразделение. Но это бывает крайне редко, поскольку перед направлением в роту все кандидаты проходят тщательный отбор.
• …6-е учебное и заключительное место оказалось не менее зрелищным для человека со стороны — маскировка снайпера. По убеждению многих профессионалов форму для себя снайпер всё-таки должен готовить индивидуально, поскольку противник быстро приспосабливается и вычисляет промышленные образцы, тем более, когда они мало подходят под определённую местность, не учитывают времени года.
• Действительно, если это не общевойсковой бой, то для выполнения каждой новой задачи, наверное, требуется своя маскировка. А пока снайперы сами себе шьют в основном маски. В зимнее время эта деталь экипировки отводит дыхание и пар от оптики, от глаз такого же, как он, но наблюдающего с другой стороны.
• При оборудовании долгосрочной позиции закрытого типа снайпер условно находится в отрыве от подразделения. При выполнении этой задачи максимально проявляется его искусство маскировки. Позиция выбиралась, как в боевых условиях, самостоятельно, с учётом рельефа местности и того, что через неё будет маловероятным прохождение людей. А также с учётом необходимости достаточно широкого обзора и сектора обстрела. Он, снайпер, должен видеть всех, но его не должен видеть никто. После выполнения задания ему важно также незаметно уйти — и это тоже принимается во внимание при выборе места для позиции.
• На учебном месте в ход, естественно, шли все подручные средства и, конечно, сполна проявлялись находчивость и умение творчески мыслить. Каркас из прутьев деревьев поддерживал толщину снега и образовывал внутри воздушную подушку. После нескольких манипуляций стрелок сровнялся с поверхностью снежного покрова, предусмотрительно оставив небольшую бойницу (иногда их бывает несколько), изготовился к стрельбе. Снаружи — только замаскированный ствол! Если всё сделать правильно, то самый мощный тепловизор противника становится бессилен, ведь человеческое тепло тоже идеально маскируется снегом.
• В боевых условиях, лёжа, при выполнении задания снайперу предстоит находиться в укрытии от нескольких часов до нескольких суток. Подолгу находясь в одном положении, снайпер использует методику разминки конечностей, восстановления правильного дыхания и концентрации внимания. Он должен быть всегда спокоен и уверен. Обладать определённым психологическим настроем — в расположении части он проходил психологическую подготовку. В отрыве от подразделения, без связи, лоб в лоб с противником он должен самостоятельно принимать решения и самостоятельно действовать в бою.
• Непрерывно ведя наблюдение, в том числе используя приборы ночного видения, главное, что должен сделать снайпер, — найти время для выстрела. Отлучиться, а значит, упустить свой шанс или ещё хуже — демаскировать себя он не имеет права. Это означало бы срыв задания.
• …Командир взвода снайперов лейтенант Павел Гуришкин обратил моё внимание на ложное укрытие снайпера, изготовленное на расстоянии 10–15 метров от основного, кстати, до этого тоже остававшееся незамеченным. Из укрытия торчал муляж, отдалённо напоминающий голову человека. Под военной шапкой закреплено зеркало, стало быть, имитируется стекло оптического прицела, привлекающее внимание бликами. Если на стороне противника окажется снайпер и клюнет на ложную мишень, то после его выстрела наш снайпер займётся им. В роте изготавливаются и более реалистичные ложные мишени, движущиеся, вращающиеся вокруг своей оси… Всё зависит от важности задания и наличия времени.
• «Не холодно было?» — спрашиваю у снайпера, после того как он вышел на поверхность и снял маску. Это оказался заместитель командира взвода сержант Иван Вельматкин. «Вполне комфортно. Припасённая полиуретановая подстилка создаёт неплохой теплоизоляционный слой, а собственное дыхание в зимней лёжке — приемлемый для организма микроклимат».
• После срочной службы Иван год поработал на «гражданке», а потом пришёл в военкомат и заключил контракт. С 1 декабря уезжает в Ковров на учёбу снайперов. Говорит, всегда хотел быть снайпером, с детства. Насмотрелся фильмов. Став снайпером, понял, что всё не так красиво, как в кино. Не так просто попасть в мишень. Не так просто быть всегда очень спокойным, каким обязан быть снайпер-профессионал. Он как фанат оружия, признаётся, что пришёл служить по контракту в основном из-за снайперской винтовки, потому, что пострелять из неё можно только в армии. Винтовка Ивана, как и у многих его сослуживцев, имеет женское имя, которое он не назвал.
• На вооружении бригады стоит снайперская винтовка Драгунова (СВД), при переоснащении на первых порах все ждут СВС, хорошо зарекомендовавшую себя в контртеррористических операциях. И, конечно, лазерные прицелы и другое современное обеспечение.
• Заместителю командира стрелкового взвода сержанту Вячеславу Печорину уже удалось поработать не только со штатным оружием, которое сейчас стоит на вооружении в бригаде. Считает, что СВД, предназначенная для общевойскового боя, за счёт своей скорострельности и устойчивости к любым погодным условиям пока полностью оправдывает себя. «Многие жалуются на большой разброс, но есть такие специалисты, которые с СВД и на 1.200 метров работают спокойно», — говорит снайпер.
• Импортные винтовки ему импонируют качеством стволов, регулируемым прикладом, «щекой». С ними не снайпер подстраивается под винтовку, а наоборот. Проводя параллель, СВД он образно сравнивает с размером одежды: одному можно носить, а другому нет. «И всё-таки на сегодняшний день СВД более приемлема, поскольку зарубежные аналоги предназначены больше для выполнения специальных задач, для одного выстрела», — убеждён Печорин.
• В Вооружённых Силах он с 2009 года, по контракту — с нынешнего 2012 года. Срочная служба началась с обучения в учебной роте подготовки снайперов 467-го окружного учебного центра. Получил специальность «снайпер» — специалист 3-го класса. После чего был отправлен в войска — обучать военнослужащих своего призыва и вновь прибывших. Как считает контрактник, его специальность требует постоянной переподготовки, повышения квалификации в связи с наметившейся динамикой в войсках — переоснащения новым вооружением и постановкой новых боевых задач.
• Конечно, чтобы через несколько лет укомплектовать такими специалистами, как сержант Печорин, целую роту, претендующую на право называться элитой, предстоит еще немало потрудиться. Конечно, снайперами должны быть контрактники, которых и предстоит растить во вновь сформированных подразделениях. Возможное пополнение за счёт романтиков, снайперов из запаса, заключивших контракт, будет скромным для штатной численности отнюдь не маленького подразделения.
• Серьёзный отбор снайперов в бригаду начинается с военкоматов и с момента прибытия военнослужащих в часть. Медицинское обследование, беседы, тестирования… Остаются единицы. Им предстоит напряжённое обучение в учебном центре части, в школе снайперов окружного учебного центра, переподготовка на огневом цикле в Солнечногорске.
• Сегодня одна из первоочередных задач командования бригады состоит в формировании в подразделении командного ядра, полностью состоящего из контрактников. Недавно у снайперской роты появился свой девиз: «Победа будет за снайперами!» Хочется верить, что так и будет.
/Павел Герасимов, redstar.ru/
Признано, что на современном этапе развития Вооружённых Сил РФ роль и значение снайперов неизмеримо возросли, в том числе применительно к решению актуальных проблем борьбы с терроризмом.